Научная статья на тему 'Литературные произведения как средство развития познавательно интереса к математике'

Литературные произведения как средство развития познавательно интереса к математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова И.Н.

В статье рассматривается проблема снижения мотивации учащихся при обучении математике. В качестве одного из важных направлений решения данной проблемы предлагается развитие познавательного интереса через использование в процессе обучения математических сюжетов, занимательных задач из литературных произведений. В статье приводятся примеры, проблемные задания для создания учебной доминанты урока, положительного эмоционального настроя учащихся. На конкретных темах учебного предмета показано как можно применять приемы организации усвоения учебного материала с использованием предложенных идей, чтобы способствовать формированию универсального учебного действия «смыслообразование», лежащего в основе формирования внутренней мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературные произведения как средство развития познавательно интереса к математике»

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) [Электронный ресурс] / Режим доступа: poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 18.08.2017).

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013. -

192 с.

5. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

6. Плешаков A.A., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

7. Клепинина, З.А., Аквилева Г. Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник для студ. учреждений высш. образования. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». - М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

9. Плешаков A.A. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1. -М.: «Просвещение», 2013. - 175 с. (Школа России)

УДК 37.022:55

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО

ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Литвинова И.Н., 2017

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №157 г. Санкт-Петербурга имени принцессы Е.М.Ольденбургской, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается проблема снижения мотивации учащихся при обучении математике. В качестве одного из важных направлений решения данной проблемы предлагается развитие познавательного интереса через использование в процессе обучения математических сюжетов, занимательных задач из литературных произведений. В статье приводятся примеры, проблемные задания для создания учебной доминанты урока, положительного эмоционального настроя учащихся. На конкретных темах учебного предмета показано как можно применять приемы организации усвоения учебного материала с использованием предложенных идей, чтобы способствовать формированию универсального учебного действия «смыслообразование», лежащего в основе формирования внутренней мотивации.

Ключевые слова: проблема снижения мотивации, познавательный интерес, методика обучения математике, приемы активизации познавательного интереса.

LITERARY WORKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN

MATHEMATICS

Lih'inova I.N. ,2017

State Government-Funded Comprehensive Educational Institution educational institution gymnasium No. 157 St.-Petersburg Princess E. M. Oldenburg, Saint Petersburg

Аннотация: the article considers the problem of reducing the motivation of students in learning mathematics. As one of the important directions of solving this problem is the development of cognitive interest through the use in the learning process of mathematical subjects, entertaining task of literary works. The article provides examples, problem of the task to create a training dominant of the lesson, the positive emotional mood of the students. On specific topics of the subject are shown how to apply the methods of

organization of learning using the suggested ideas to promote the formation of universal educational actions "sense" underlying the formation of intrinsic motivation.

Ключевые слова: the problem of lack of motivation, cognitive interest and methods of teaching mathematics, methods of activation cognitive interest.

В современном информационном обществе у учащихся наблюдается проблема снижения мотивации к обучению математике. Не все учащиеся находят увлекательным содержание предмета математики, считая ее скучной и сухой наукой. Эта одна из важнейших проблем современной школы, необходимость решения которой отражена и в требованиях к результатам Федерального государственного общеобразовательного стандарта: «...сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности...». Поэтому задача повышения внутренней мотивации школьников, как основного критерия сформированности личности, является актуальной для построения учебного процесса. К факторам, влияющим на внутреннюю мотивацию учащихся, относят интерес, практическое применение результата, опора на жизненный опыт. Каким образом пробудить и поддержать интерес к изучаемому предмету? Перед учителем стоит задача поиска форм и методов обучения, способствующих активизации учебной деятельности, проявлению познавательного интереса. Каким образом это осуществить?

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Известный ленинградский дидакт Г.И.Щукина [2] под познавательным интересом понимает «особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам». По мнению психологов познавательный интерес не является статичным качеством, он динамически развивается, при этом может проявлять как прогрессивные изменения, так и регрессивные: на конкретный урок ученик может прийти в совершенно плохом настроении, не настроенным на получение нового знания. Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.

Как отмечает Н.С.Подходова [1], при составлении и планировании структуры урока важно учитывать не только содержательную и процессуальную компоненты, но и эмоционально-ценностную. Это позволит решить важную педагогическую задачу по созданию условий для достижения таких личностных результатов у детей как смыслообразование, самопознание при обучении математике, что является основой для выработки внутренней мотивации ребенка. Для достижения этой цели Н.С. Подходовой [1] предлагается такой прием как создание учебной доминанты. Что это такое? Это специальный этап в структуре урока, предназначенный для «настраивания» учащегося на учебную деятельность. Положительный эмоциональный настрой ребенка возможен в форме интересной проблемной ситуации, использовании неожиданной, противоречивой информации, привлечении занимательного материала, эмоционально насыщенной информации. Идеи таких заданий могут быть почерпнуты в литературных произведениях, наполненных не просто математическими сведениями, но являющимися богатым источником различных задач и примеров. Художественная литература обладает огромным многообразием любопытных математических идей, испытанных временем и представленных в доступной и увлекательной форме.

Понятие подобия, системы координат затрагивается в произведениях Джонатана Свифта, Жуль Верна. Герои попадают в проблемную ситуацию, решить которую им помогает знание математических понятий и закономерностей. Так в произведении «Таинственный остров» инженер Сайерс Смит для измерения отвесной скалы высоты в условия ограниченного набора ресурсов использует свои знания о подобных треугольниках.

Идея подобия рассмотренная в романе Джонатана Свифта об удивительных приключениях Гулливера позволяет заострить внимание школьников на том, что если отношение линейных размеров подобных фигур равно k (коэффициент подобия), то отношение площадей - k2, а отношение объемов

- к3 . В стране лилипутов все обитатели, окружавшие их предметы, были в 12 раз меньше, чем то, что окружало Гулливера в обыденной жизни. В романе чисто математические расчеты позволили увидеть, что площадь матраца, предназначенного для героя в 122=144 раза больше лилипутских. А о мере объема автор пишет: «...в последнем пункте моего освобождения император постановляет выдавать мне и еду и питье в количестве, достаточном для прокормления 1728 лилипутов». Легко заметить, что 123=1728. Таким образом, можно поставить проблему перед учащимися, « почему мир лилипутов был в 12 раз меньше, а еды понадобилось в 1728 раз больше?», или организовать поиск значения коэффициента подобия, используя фрагмент текста романа.

В литературных произведениях могут встречаться и математические ошибки, несоответствия, которые можно обратить в сторону привлечения внимания, заставить учащихся критически мыслить. В этом случае такие ошибки могут стать предметом обсуждения, благодаря чему учащихся можно «подвести» к теме урока. Так на страницах сказки Льюиса Кэрролла можно наблюдать главный закон, который действует в Зазеркалье. Плоское зеркало меняет местами только левую и правую стороны вещей, то есть предметы с вертикальной осью симметрии выглядят в нем также как всегда, у других объектов половинки переставлены местами. Однако в нарушение всех законов симметрии главная героиня Алиса, оказавшаяся по другую сторону зеркала, подтверждает ошибку автора: «Она осмотрелась и тут же заметила, что комната на деле не такая обыкновенная и скучная, какой казалась из-за Зеркала.

-Здесь право не такой порядок, как у нас, - подумала Алиса».

Анализ литературных сюжетов, исправление математических ошибок, допущенных автором -всё это может увлечь даже неуспевающего ученика и спровоцировать его к учению.

При обучении детей решению арифметических задач на части, «сумму и разность» яркими примерами могут стать задачи из книги Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». В книге герой проводит свои рассуждения вслух - это ли не повод заставить детей поразмышлять о то, где, в каком месте Витя делает ошибку. Доказательством необходимости обращения к анализу полученного при решении задачи результата может служить история С.Гераскина «В стране невыученных уроков», когда мальчик получает в ответе полтора землекопа.

Теория вероятностей через тему азартных игр - возможно именно так должна преподаваться наука о случайном. Карты, кости, рулетка - все эти игры, как популярные в то время виды развлечений, упоминаются в русской литературе 19 века. Выигрыш в таких играх случаен, умение и опыт не будут являться преимуществом. А знание теории вероятностей поможет оценить шансы на удачный исход.

Интерес к изучению какой-либо предметной области не только у детей, но и у взрослых может возникнуть из необходимости решить какую-то практическую задачу, поиска выхода из затруднительного положения. Как отмечает главный герой романа Филипп Форстер из романа «Морской волчонок»: «Я всегда удивлялся тому, что в школах простые, но полезные научные факты остаются в стороне, в то время как бедным мальчикам вколачивают в головы бесполезные и нелепые стишки». Знания из геометрии и смекалка зачастую могут помочь успешно справиться с казалось бы, на первый взгляд, неразрешимыми проблемами, в приключенческой литературе есть немало примеров это подтверждающих. Ярким примером для создания учебной доминанты на уроке геометрии по теме «Теорема синусов» может служить сюжет героев повести Томаса Майн Рида «Охотники за растениями». Карл Линден и его спутники оказываются в трудном положении, отрезанными от внешнего мира в долине, которая окружена глубокими ущельями и скалами. Охотникам за растениями необходимо бросить мост через расщелину, которая отделяла долину от поднимавшейся позади нее каменной стены. Автор подсказывает об одном из возможных путей решения проблемы при помощи метода триангуляции. Данный метод, предложенный голландским астрономом и математиком Снелиусом, состоит в построении сети треугольников, последовательно связанных между собой общими сторонами. Используя теорему синусов и зная длину одной из сторон можно вычислить стороны остальных треугольников. У героев романа не было измерительных инструментов, но один из них справился с задачей, имея бечевку, стрелу и камень. Перед учащимися готовая поисково-творческая задача, в которой требуется применить новое знание.

Приведенные задачи носят практический характер, затрагивают вопросы повседневной жизни, доказывая, что применение математики необходимо учащимся в последующей жизни. Результатом

использования таких на первый взгляд простых приемов позволяет добиться вовлечение всех учащихся в учебный процесс повышение интереса к изучаемому предмету развитие внутренней мотивации учащихся. Использование сюжетов и задач позволяет не упустить возможность осуществить обучение математике более ярким и привлекательным.

Таким образом, использование математических идей и понятий из художественных произведений способствует развитию познавательного интереса при обучении математике через формирование у школьников представлений о математике как части духовной культуры, положительном эмоциональном настрое, ощущении эстетики и гармонии.

Познавательный интерес развивается, укрепляется, ложась в основу положительного настроя к учению и внутренней мотивации. Познавательный интерес носит поисковый характер. При этом учащиеся вовлекаются в поиск с увлечением, положительными эмоциями, радостью. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания. Активность, направленность, приобретаемая под влиянием познавательного интереса, способствует выработке внутренней мотивации учащихся.

Список литературы

1. Реализация ФГОС 00: новые решения в обучении математике: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 (бакалавриат);44.03.01 (магистратура) «Педагогическое образование»/ сост. Н.С.Подходова, О.А.Кожокарь, Е.Ф.Фефилова, Санкт-Петербург, 2014. 255с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под редакцией Г.И. Щукиной. -М., 1984.-176с.

3. Н.М.Карпушина, Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей, М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 2011,-168с.

УДК 51(091)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Безенкова Елена Викторовна, 2017 Гимназия № 17, учитель математики, Пермь

Аннотация: в статье рассмотрены и обоснованы основные цели введения и использования элементов истории математики в курсе средней школы. Проанализированы средства, которыми обладает история науки для развития общей культуры учащихся. Приведены формы использования исторического материала и формы проведения на уроках и во внеклассной деятельности; перечислены знаменитые отечественные ученые, работавшие над этой темой и некоторые сборники исторических задач. Ключевые слова: история математики, преподавание в школе, цели введения, формы проведения.

THE USE OF HISTORICAL COMPONENT IN MATHEMATICS LESSONS

Bezenkova Elena, 2017 Gymnasium No. 17, math teacher, Perm

Abstract: the article reviewed and substantiated the main objectives of the introduction and use of elements of history of mathematics in the high school course. Analyses the tools you have for the history of science for the development of General culture of pupils. The use of historical material and conducting the lessons and in extracurricular activities; lists of famous domestic scholars working on this topic and some collections of historical tasks.

Key words: history of mathematics teaching in the school, the objectives of the introduction, the format.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.