Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ) / ПРЕДВЫБОРНАЯ КОМПАНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ / ПРОПАГАНДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гундарин М. В., Олешко П. А.

В данной статье исследуется роль искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях. В ней рассматриваются существующие методы и технологии применения ИИ в семи элементах избирательной компании: сбор информации, создание программы, формирование имиджа, создание расширенной команды, поиск финансирования, пропаганда и мобилизация избирателей. В статье представлен частичный обзор на компании Дональда Трампа, Эммануэля Макрона, Нарендра Моди, также даны определения избирательным технологиям, предвыборной компании и искусственному интеллекту в предвыборной компании. Исследование подчеркивает объем использования технологий искусственного интеллекта в современных предвыборных кампаниях, где ИИ может значительно повысить эффективность работы кандидата и его команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN ELECTION CAMPAIGNS

This article examines the role of artificial intelligence in election campaigns. It examines the existing methods and technologies of using AI in seven elements of an election campaign: collecting information, creating a program, creating an image, creating an expanded team, finding funding, propaganda and voter mobilization. The article provides a partial overview of the companies of Donald Trump, Emmanuel Macron, Narendra Modi, and also defines "electoral technologies", "election campaign" and "artificial intelligence in the election campaign". The study highlights the scope of the use of artificial intelligence technologies in modern election campaigns, where AI can significantly improve the efficiency of the candidate and his team.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ»

audience.

М. В. Гундарин П. А. Олешко

Российский государственный социальный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ

Аннотация

В данной статье исследуется роль искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях. В ней рассматриваются существующие методы и технологии применения ИИ в семи элементах избирательной компании: сбор информации, создание программы, формирование имиджа, создание расширенной команды, поиск финансирования, пропаганда и мобилизация избирателей. В статье представлен частичный обзор на компании Дональда Трампа, Эммануэля Макрона, Нарендра Моди, также даны определения избирательным технологиям, предвыборной компании и искусственному интеллекту в предвыборной компании. Исследование подчеркивает объем использования технологий искусственного интеллекта в современных предвыборных кампаниях, где ИИ может значительно повысить эффективность работы кандидата и его команды.

Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), предвыборная компания, элементы избирательной компании, пропаганда.

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается значительный рост использования искусственного интеллекта (ИИ) в избирательных кампаниях. С одной стороны, использование ИИ может значительно повысить эффективность самой кампании. Например, с помощью искусственного интеллекта можно собирать и анализировать большое количество данных о выборах, таких как мнения и предпочтения избирателей, статистические данные, информацию о политических партиях и кандидатах (конкурентов). Использование этих данных позволяет лучше понимать своих

58 -

избирателей, определять наиболее эффективные стратегии и сосредоточить свои ресурсы на тех группах избирателей, которые наиболее вероятно поддержат кандидата.

С другой стороны, использование ИИ в предвыборной кампании может вызвать опасения в отношении конфиденциальности и безопасности данных избирателей. Следует отметить, что использование ИИ может повысить риски ошибок и предвзятости. Нельзя обойти момент манипулирования аудиторией, каковая существенно облегчается при использовании ИИ. Но в целом использование искусственного интеллекта в предвыборной кампании является сложным и многогранным вопросом, который требует баланса между потенциальными преимуществами и рисками. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость в использовании ИИ, а также гарантировать конфиденциальность и безопасность данных избирателей. Только тогда можно добиться максимальной пользы.

Обзор литературы по теме и описание методики исследования

Для того чтобы понять, на каких этапах может внедряться искусственный интеллект, необходимо разобраться в терминологии и элементах предвыборной кампании.

Так, в Федеральном законе от 12.06.2002 К67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» дается определение предвыборной компании (агитации). Это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В узком смысле предвыборная кампания — это серия мероприятий, которые кандидат и его команда проводят перед выборами, чтобы убедить избирателей в своей полной готовности занять должность, на которую выдвигается кандидат с помощью избирательных технологий.

Понятие «избирательные технологии» широко трактуется в отечественной науке. Как правило, под ними понимаются технологии, которые охватывают избирательный процесс во всей его полноте, включая в себя не только период избирательных кампаний, но и промежуток времени между выборами. При узкой трактовке под избирательными технологиями понимаются методы

- 59

организации избирательных кампаний кандидатов и / или партий, направленные на достижение стратегических целей на выборах с помощью социальных медиа, опросов общественного мнения, персонализированных рекламных кампаний, а также анализ данных и другие технологии для определения предпочтений избирателей. [4, С. 24], [6].

На данный момент общей классификации избирательных технологий не существует, но их можно разделить по методам[3]:

1) «белые» и «черные» (в зависимости от их законности с правовой и моральной точки зрения);

2) общие и частные;

3) жесткие и мягкие;

4) тиражируемые и уникальные.

Также в данной статье под искусственным интеллектом в предвыборной компании мы будем понимать ИИ не только как концептуально законченную систему, вроде ChatGPT, но и как комплекс технологий и методов машинного обучения, используемый для сбора, анализа и обработки данных, связанных с кампанией, с целью повышения эффективности

и результативности избирательной кампании.

Сами элементы избирательной кампании могут варьироваться в зависимости от страны, региона, уровня выборов и политической системы. Однако в целом кампания строится на следующих элементах:

1. Сбор информации: кандидат и его команда проводят исследования и анализ данных, чтобы понять, какие вопросы и проблемы волнуют избирателей, и какие аспекты программы наиболее важны для них.

2. Создание программы: на основе данных, полученных из исследований, кандидат и его команда разрабатывают программу, которая отвечает потребностям избирателей. Она может содержать планы по решению конкретных проблем, улучшению экономики, здравоохранения, образования, безопасности и других важных вопросов.

3. Формирование имиджа: кандидат и его команда формируют образ кандидата, который отражает его качества и квалификацию, а также соответствует ожиданиям избирателей.

4. Создание расширенной команды: кандидат создает команду, которая помогает ему в проведении предвыборной кампании, включая менеджеров, политических консультантов, организаторов,

60 -

волонтеров и других.

5. Поиск финансирования: проведение предвыборной кампании может требовать значительных финансовых затрат. Кандидат и его команда занимаются поиском финансирования от сторонних организаций, бизнесменов, индивидуальных спонсоров и других источников.

6. Пропаганда: кандидат и его команда проводят рекламную кампанию, используя различные форматы, такие как телевизионные рекламы, радио, печатные материалы, социальные сети, личные сайты и другие каналы.

7. Мобилизация избирателей: кандидат и его команда работают над мобилизацией избирателей, чтобы привлечь их на выборы и убедить проголосовать за «нужного» кандидата. Это может включать в себя организацию митингов, встреч с избирателями, дверные кампании, распространение листовок, а также использование технологий для привлечения внимания кандидата [2,

9].

Сегодня уже хорошо представимо, как всё названное может быть передано в управление искусственному интеллекту.

Анализ материала

В последнее время всё большую роль в предвыборных кампаниях начинает играть использование информационных технологий и искусственного интеллекта. Кандидаты и их команды могут использовать аналитические инструменты для анализа данных о выборщиках и их предпочтениях, для создания персонализированных сообщений и рекламных кампаний.

Начнем разбор с первого элемента предвыборной компании — со «сбора информации». Искусственный интеллект может помочь в сборе и анализе данных для определения предпочтений избирателей. Например, анализ данных социальных медиа позволит узнать, какие темы обсуждаются наиболее активно, какие слова и хэштеги используются, какие группы и страницы чаще всего посещаются, что позволит понять наиболее актуальные вопросы и проблемы, которые волнуют избирателей.

Так, в СМИ много раз обсуждали использование Cambridge Analytica в предвыборной кампании президента США Дональда Трампа в 2016 году (CNN, журнал Das Magazin, ТАСС). В этой компании использовались данные из социальных сетей для анализа личности и предпочтений избирателей, чтобы настроить персонализированные рекламные кампании, направленные

- 61

на конкретные аудитории.

Второй элемент — это «создание избирательной программы». В этом случае используются алгоритмы машинного обучения для анализа мнений избирателей, выраженных в социальных сетях и новостных источниках. Это помогает кандидату определить наиболее важные проблемы и темы для своей программы.

Примером использования искусственного интеллекта в создании программы может быть кампания президента Франции Эммануэля Макрона в 2017 году. Он использовал алгоритмы машинного обучения для анализа большого объема данных, включая тексты из социальных сетей и новостных источников, чтобы понять мнения избирателей по различным вопросам и создать свою программу. На эту тему написана статья в издании «Respect» «Как большие данные помогли обеспечить поразительную победу Эммануэля Макрона»[1].

В третьем элементе «Формирование имиджа» ИИ играет аналитическую роль, которая в дальнейшем помогает сделать много имиджей одному кандидату в зависимости от региона, возраста и места выступления. Так, в предвыборной кампании 2016 года Дональд Трамп в некоторых штатах, где была высокая концентрация консервативных избирателей, акцентировал свой образ как сторонника оружейных прав и защиты границы. В других штатах, где преобладали либеральные избиратели, он акцентировал свой образ как бизнесмена и экономического эксперта, готового создавать рабочие места и поднимать экономику.

Примером использования разных имиджей в России может быть выборы президента РФ в 2018 году. Так, Владимир Жириновский использовал разные образы в зависимости от того, в каком регионе проходила кампания. Например, в СевероКавказском регионе он выступал как защитник интересов мусульман и обещал решить проблемы местных жителей, а в Москве и других крупных городах он выступал как патриот и националист, обещая укрепить оборону страны и защитить интересы российских граждан. Таким образом, он старался привлечь разные категории избирателей и создать разные образы в разных регионах.

Для создания различных имиджей используются такие средства коммуникации, как реклама, телевизионные выступления, интервью, общение в социальных сетях и т. д. Использовались алгоритмы машинного обучения и анализа данных, чтобы понимать

62 -

предпочтения и поведение избирателей в каждом регионе — это создает наиболее эффективные, доскональные и быстрые стратегии.

Следующие два элемента — это «создание расширенной команды» и «поиск финансирования» — являются важной составляющей предвыборной кампании кандидата. Это два пункта, где искусственный интеллект задействован не так сильно, как в предыдущих. Связано это с тем, что кандидаты, как правило, приглашают в свою команду давних друзей или коллег, которые уже имеют опыт работы в политике. Есть кандидаты, которые нанимают неизвестных им людей, но которые являются профессионалами в различных областях, таких как маркетинг, социальные науки, экономика и т. д.

В кампанию входят такие лица, как агитаторы, спонсоры, волонтеры, медиаспециалисты, доверенные лица, менеджеры, политические консультанты [9]. Главное, чтобы каждый член команды разделял цели и идеи кандидата и был готов работать на достижение поставленных задач.

ИИ здесь может быть применен только в оценке работы команды и принятии решений об изменении состава команды в процессе предвыборной кампании. Например, анализируя данные об эффективности работы каждого члена, искусственный интеллект может помочь кандидату определить, кто из членов команды не эффективен, и заменить его на более квалифицированного человека, найдя его в просторах интернета по таким критериям, как опыт работы, отзывы, образование и другое.

Шестой элемент — это «пропаганда». Искусственный интеллект может помочь в предвыборной компании, используя различные технологии и алгоритмы для оптимизации и мониторинга рекламной кампании. Например:

1. Сегментация аудитории: используя алгоритмы машинного обучения, можно выделить группы избирателей с определенными характеристиками (пол, возраст, место жительства, интересы), чтобы создать персонализированную рекламу для каждой группы.

2. Анализ эффективности: может использоваться для анализа эффективности различных форматов рекламы (телевизионной рекламы, радио, социальных сетей и т. д.), чтобы определить, какие форматы работают лучше для конкретной аудитории.

3. Мониторинг: используя алгоритмы анализа тональности и машинного обучения, можно мониторить общественное мнение о кандидате и его программе в социальных сетях, новостных

- 63

и других медиаканалах. Это помогает в реагировании на изменения общественного мнения и корректировании рекламной кампании.

4. Оптимизация бюджета: может использоваться для перерасчета расходов на рекламу, чтобы достичь максимального эффекта при минимальных затратах.

Многие эксперты — среди которых, например, Илон Маск — предупреждают об опасности, которой грозит обществу широкое использование ИИ и в целом, и именно в ходе избирательных кампаний. В апреле 2023 года Маск заявил, что «весьма вероятно, что люди будут использовать искусственный интеллект в качестве инструмента на выборах. Я думаю, что вещи становятся странными, и они становятся странными быстро»[5]. Очевидно, что Маска заботят прежде всего выборы президента США в 2024 году (как известно, тогда же пройдут и выборы президента РФ).

Однако можно вспомнить, что уже в предвыборной кампании 2016 года Дональд Трамп активно использовал различные каналы пропаганды, включая телевизионные рекламы, социальные сети и другие онлайн-платформы. Одним из ключевых инструментов пропаганды Трампа были Big Data и Cambridge Analytica — программа использовала алгоритмы машинного обучения для создания наиболее эффективной рекламы для каждого конкретного избирателя, основываясь на данных из их профилей в социальных сетях Facebook, Twitter и Instagram (принадлежат компании Meta — запрещенной и признанной экстремистской в РФ). Например, если алгоритмы определили, что человек склонен поддерживать Трампа из-за своей позиции по иммиграции, то ему могла быть направлена реклама, связанная с этой темой.

Последним по времени, но отнюдь не по значимости элементом избирательной кампании является «мобилизация избирателей». Это один из ключевых аспектов предвыборной кампании, поскольку высокая явка может сыграть решающую роль в исходе выборов. Мобилизация избирателей включает в себя различные мероприятия, такие как создание привлекательных лозунгов и плакатов, использование социальных сетей и мессенджеров для распространения информации, а также проведение митингов и встреч с избирателями.

Так, например, Нарендра Моди уже в 2014 году использовал свою 3D-голограмму для проведения виртуальных митингов в нескольких местах одновременно во время выборов в нижней палате парламента Лок Сабха. «В течение 12 дней „выступил"

64 -

на примерно 1 300 (!) митингах по всей стране перед более чем 7 миллионами избирателей. Не удивительно, что он победил на выборах с большим перевесом» [8].

Тот же Маск считает широкое пришествие ИИ неизбежным и говорит только о том, что нужно за ним «присматривать» — а также и о том, что он сам «планирует разработать собственный чат-бот с искусственным интеллектом TruthGPT в качестве альтернативы „предвзятому" ChatGPT» [5].

Результаты исследования и выводы

В статье было описано, что избирательные технологии можно разделить на несколько методов: «белые» и «черные», общие и частные, жесткие и мягкие, а также тиражируемые и уникальные. Также описаны элементы избирательной компании, которая включает в себя: сбор информации, создание программы, формирование имиджа, создание команды, поиск финансирования, пропаганду и мобилизацию избирателей.

Авторы обратили внимание на то, что использование искусственного интеллекта в предвыборной кампании может помочь повысить эффективность и результативность кампании, но может также привести к дезинформированию общественности.

Сейчас искусственный интеллект может помочь в сборе и анализе данных для определения предпочтений избирателей, а также для анализа мнений избирателей, выраженных в социальных сетях и новостных источниках. Приведены примеры использования искусственного интеллекта в предвыборных кампаниях — кампания премьер-министра Индии Нарендра Моди в 2014 году, кампания президента США Дональда Трампа в 2016 году и кампания президента Франции Эммануэля Макрона в 2017 году. В трех случаях использовались алгоритмы машинного обучения для анализа больших объемов данных. Однако стоит понимать, что в создании расширенной команды и поиске финансирования роль ИИ не так существенна.

В целом, предвыборная кампания является сложным и многогранным процессом, требующим значительных усилий и ресурсов. При этом в современных условиях искусственный интеллект играет в этих этапах большую роль, начиная с анализа данных об избирателях и заканчивая 3D-голограммами для проведения виртуальных митингов и определения тенденций в социальных сетях, и это только начало. Решающим здесь может стать 2024-й, год больших выборов в США и РФ.

Литература

1. Halliburton Rachel. «How big data helped secure Emmanuel Macron's astounding victory» // Prospect. June 10, 2017. URL: https://www.prospectmagazine.co.uk/politics/44482/how-big-data-helped-secure-emmanuel-macrons-astounding-victory (дата обращения: 15.04.2023).

2. Аликина Е. А. Применение категорий «избирательный процесс» и «избирательная кампания» в политическом анализе: методические основы // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 6. С. 147-151.

3. Комягина М. В. Избирательные технологии: основные подходы и концептуальные основы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnye-tehnologii-osnovnye-podhody-i-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 14.04.2023).

4. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М.: Рус. панорама, 2008. 680 с.

5. Маск предупредил о большом влиянии искусственного интеллекта на выборы. URL:https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/04/2023/643f8e409a 79470791e1a49c (дата обращения: 14.04.2023).

6. Никандрова А. А. Медиасфера в контексте использования современных избирательных технологий // Форум молодых ученых. 2021. №5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/media-sfera-v-kontekste-ispolzovaniya-sovremennyh-izbiratelnyh-tehnologiyah (дата обращения: 14.04.2023).

7. Папкова А.С., Малиненко Э. В. Институциональная роль СМИ в избирательном процессе // Colloquium-journal. 2021. №13 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-rol-smi-v-izbiratelnom-protsesse (дата обращения: 14.04.2023)

8. Рядов З. Ученые придумали технологию, позволяющую находиться одновременно в нескольких местах // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/26333/3216795/ (дата обращения: 02.04.2023).

Gundarin M.V., Oleshko P.A.

Russian University of State for Social

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN ELECTION

66 -

CAMPAIGNS

Abstract

This article examines the role of artificial intelligence in election campaigns. It examines the existing methods and technologies of using AI in seven elements of an election campaign: collecting information, creating a program, creating an image, creating an expanded team, finding funding, propaganda and voter mobilization. The article provides a partial overview of the companies of Donald Trump, Emmanuel Macron, Narendra Modi, and also defines "electoral technologies", "election campaign" and "artificial intelligence in the election campaign". The study highlights the scope of the use of artificial intelligence technologies in modern election campaigns, where AI can significantly improve the efficiency of the candidate and his team.

Key words: artificial intelligence (AI), election campaign, elements of an election campaign, propaganda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.