Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / искусственный интеллект / алгоритм / английский язык / чат-бот / functional literacy / reading literacy / artificial intelligence / algorithm / English / chatbot

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булыгина Маргарита Викторовна, Боровских Дмитрий Витальевич

В статье рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта для создания базы иноязычных текстов и заданий к ним с целью развития читательской грамотности обучаемых на уроках иностранного (английского) языка. Авторы предлагают алгоритм использования модели искусственного интеллекта GigaChat для создания текстов и заданий к ним, содержание которых ориентировано на расширение учебной тематики и кругозора обучаемых, индивидуализацию обучения разным видам чтения в рамках формирования функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булыгина Маргарита Викторовна, Боровских Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO DEVELOP READING LITERACY AMONG STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article considers the possibilities of using an artificial intelligence to create a bank of foreign-language texts and tasks to them in order to develop reading literacy of students in the foreign (English) language lessons. The authors propose an algorithm of using the artificial intelligence model GigaChat to create texts and tasks to them, the content of which is aimed at expending the learning topics and outlook of students, individualization of teaching different types of reading in the framework of the formation of functional literacy.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Литература:

1. Гончарук А.Ю. Социокультурно-педагогическая арт-терапия детей-инвалидов средствами музыкального искусства / / Вестник Академии права и управления 2017. № 1 (46). С. 173-177.

2. Гончарук А.Ю. Социокультурно-образовательная арт-терапия в обучении современных бакалавров музыкальному искусству // Наука и школа. 2018. № 2. С. 45-49.

3. Грибанов И.Н. Концептуальные подходы развития Российской Федерации движения «Абилимпикс» как компонента системы инклюзивного образования» // Наука и реальность. 2021. № 2(6).1. С. 9-13.

4. Деточенко Л.С. Проблемные аспекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования 2022. № 4. С. 68-71.

5. Рыбак О.В. Театр как метод социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Общество и государство. 2023. № 4 (44). С. 26-28.

6. Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. 2020. № 1(80). С. 69-73.

7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года URL:https://docs.cntd.ru/document/420340006 (дата обращения: 16.03.2024).

8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2023 N 651-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465514// (дата обращения: 16.03.2024).

References:

1. Goncharuk A.Ju. Sociokul'turno-pedagogicheskaja art-terapija detej-invalidov sredstvami muzykal'nogo iskusst-va // Vestnik Akademii prava i upravlenija 2017. № 1 (46). S. 173-177.

2. Goncharuk A.Ju. Sociokul'turno-obrazovatel'naja art-terapija v obuchenii sovremennyh bakalavrov muzykal'nomu iskusstvu // Nauka i shkola. 2018. № 2. S. 45-49.

3. Gribanov I.N. Konceptual'nye podhody razvitija Rossijskoj Federacii dvizhenija «Abilimpiks» kak komponenta sistemy inkljuzivnogo obrazovanija». // Nauka I realnost. 2021. № 2(6).1. S. 9-13.

4. Detochenko L.S. Problemnye aspekty socializacii lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v Rossii // Medicina. Sociologija. Filosofija. Prikladnye issledovanija 2022. № 4. S. 68-71.

5. Rybak O.V. Teatr kak metod socializacii ljudej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja // Obshhestvo i gosudarstvo. 2023. № 4 (44). S. 26-28.

6. Sinevich O.Ju., Chetverikova T.Ju. Ispol'zovanie jelementov muzykal'noj terapii v obrazovatel'no-reabilitacionnoj rabote s det'mi, imejushhimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ja // Mat' i ditja v Kuzbasse. 2020. № 1(80). S. 69 -73.

7. Strategija gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda URL: https://docs.cntd.ru/document/420340006 (data obrashhenija: 16.03.2024).

8. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 25.12.2023 N 651-FZ (poslednjaja redakcija) [Jelektronnyj resurs] URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_465514// (data obrashhenija: 16.03.2024).

УДК 371. EDN BZPTYL

М.В. Булыгина, Д.В. Боровских

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта для создания базы иноязычных текстов и заданий к ним с целью развития читательской грамотности обучаемых на уроках иностранного (английского) языка. Авторы предлагают алгоритм использования модели искусственного интеллекта GigaChat для создания текстов и заданий к ним, содержание которых ориентировано на расширение учебной тематики и кругозора обучаемых, индивидуализацию обучения разным видам чтения в рамках формирования функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, искусственный интеллект, алгоритм, английский язык, чат-бот

Для цитирования: Булыгина М.В., Боровских Д.В. Использование искусственного интеллекта для развития читательской грамотности обучаемых на уроках иностранного языка // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 151-157. EDN BZPTYL.

Margarita V. Bulygina, Dmitry V. Borovskikh USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO DEVELOP READING LITERACY AMONG STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Abstract: The article considers the possibilities of using an artificial intelligence to create a bank of foreign-language texts and tasks to them in order to develop reading literacy of students in the foreign (English) language lessons. The authors propose an algorithm of using the artificial intelligence model GigaChat to create texts and tasks to them, the content of which is aimed at expending the learning topics and outlook of students, individualization of teaching different types of reading in the framework of the formation of functional literacy.

Keywords: functional literacy, reading literacy, artificial intelligence, algorithm, English, chatbot For citation: Bulygina M.V., Borovskikh D.V. Using artificial intelligence to develop reading literacy among students in foreign language lessons / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. C.151-157. EDN BZP-TYL.

Введение

Важным вектором развития отечественного образования считается сегодня формирование и развитие функциональной грамотности обучаемых. Творческие коллективы методистов и авторов школьных учебников и учебных пособий целенаправленно работают в этом ключе. Разработки касаются всех учебных предметов. Не исключением стал иностранный язык, за которым признается большой потенциал в формировании и развитии функциональной грамотности.

Средствами иностранного языка можно формировать и совершенствовать как основные - читательскую, финансовую, математическую, естественнонаучную грамотность, так и дополнительные компоненты функциональной грамотности -глобальные компетенции, креативное мышление, разрешение проблем.

Особая роль учебного предмета «Иностранный язык» видится нам именно в формировании читательской грамотности, за которой закрепилась дефиниция как способности понимать, использовать, оценивать, осмысливать и взаимодействовать с текстами для достижения собственных целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества [9]. Тренировка чтения как вида речевой деятельности и неразрывно связанного с ним понимания читаемого осуществляется на текстах разного вида и жанра, поиск которых и подготовка к дидактическому использованию нередко занимают у учителя много времени. Обилие англоязычных текстов и разного рода обучающих сайтов также требуют больших временных затрат по поиску и подбору требуемых материалов. Продуктивному решению этой проблемы поможет использование искусственного интеллек-

та (ИИ) для генерирования учебных текстов и заданий к ним.

Материалы и методы

Материалами для исследования послужили учебные тексты и ориентированные на формирование и развитие читательской грамотности обучаемых старшей ступени обучения (10-11 класс основного общего образования) задания, созданные при помощи генеративной языковой модели от Сбера - GigaChat.

Метод исследования определен спецификой предмета «Иностранный язык»: использовались лингвистический, линг-во-методический и методический анализ текста. Лингвистический анализ позволяет определить тему, идею, стиль и жанр текста, лингвистические и грамматические средства выражения. Лингво-методический анализ текста нацелен на выявление и обозначение методического потенциала текста на его лингвистическом (языковом) и речевом (коммуникативном) уровнях [7, с. 3]. Методический анализ текста позволяет органично включить его в контекст занятия и достичь запланированного результата. Важной основой выступает аксиологический исследовательский подход, так как любой дидактический текст должен обладать аксиологичностью - иметь познавательную, воспитательную, эстетическую ценность.

Литературный обзор

Вопросом изучения ИИ научный мир стал интересоваться относительно недавно, но в нарастающем темпе и в динамично расширяющихся сферах, так как в последние годы обозначенное явление активно влияет на общественные процессы и трансформирует их. Однако первые работы в области ИИ появились задолго до стремительной цифровизации, создания

пилотных генеративных языковых моделей и внедрения нейросетей. К ним можно причислить исследования зарубежных ученых А. Тьюринга (A.Turing), Д. Маккар-ти (J. McCarthy), М. Мински (M. Minsky), Ф. Розенблатта (F. Rosenblatt) и некоторых других. Вопросы искусственного интеллекта затрагивали отечественные исследователи, например, А.Г. Ивахненко, А.И. Галушкина и другие, чьи труды тесно связаны с началом развития программирования как науки. При этом существует точка зрения, что само понятие ИИ и даже развитие его механизмов обязаны своим существованием не появлению компьютеров, а философам минувших столетий и даже античности [2], [6].

Как у любого нового явления существуют разночтения в дефиниции понятия «Искусственный интеллект»: большинством ученых было принято определение Д. Маккарти как «науки и техники создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. Это связано с аналогичной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но ИИ не должен ограничиваться биологически наблюдаемыми методами» [8]. Ю.Г. Арзамасов ссылается на определение ИИ, предложенное индийскими учеными Э. Хаскинсом (A. Haskins), С. Аророй (S. Arora) и У. Нилавар (U. Nilawar), которые предлагают понимать под ИИ коммуникативно-логистическую платформу, лежащую в основе многих перспективных технологий, связанных с Интернетом, циф-ровизацией и роботизацией. Анализируя опыт отечественных исследователей, Ю.Г. Арзамасов подчеркивает, что у российских ученых ИИ чаще фигурирует как программа, а не как отдельная наука, что, на его взгляд, вызвано эмпирическим подходом к методу научного исследования [1].

В течение последних двух десятилетий ИИ прочно вошел во многие сферы деятельности человека, в том числе и в образование. В 2010-х гг. бурное развитие получили цифровые ресурсы, использующие различные модели ИИ в иноязычном об-

разовании, что доказывают многочисленные приложения и сайты для изучения иностранных языков. В научный оборот сегодня входят исследования, доказывающие целесообразность и эффективность применения платформ на основе ИИ для изучения иностранного языка в деятельности педагога, их высокий потенциал для качественного улучшения образовательного процесса и роста результатов обучающихся, отражающие многообразие форм и методов работы, представляющие технологии обучения и результаты практического применения ресурсов ИИ на занятиях иностранным языком [3], [5].

В наше время внимание исследователей направлено на использование чат-ботов, в которые активно внедряются технологии ИИ, что «еще больше расширяет их возможности, превратив «виртуальную машину» в продуктивного собеседника», а также «превращает чат-бот в средство обучения» [4, с. 19]. Как показывают исследования, современные чат-боты могут выполнять множество функций: от простого ведения диалога на заданную пользователем тему до составления различных текстов, сочинения стихов и кодирования.

Результаты

Проведенное исследование позволяет констатировать целесообразность и результативность использования возможностей ИИ в процессе развития читательской грамотности обучаемых старшей ступени ООО в процессе обучения английскому языку. Генерация текстов и заданий к ним по заданным параметрам носит творческий характер для учителя, освобождая его от затратных по времени рутинных действий поискового характера. Обучаемые, в свою очередь, получают возможность развивать и совершенствовать свою читательскую грамотность, расширять кругозор и развивать коммуникативную компетенцию в английском языке.

Обсуждение

В современном мире люди сталкиваются с огромным потоком информации. Учителя, в этом отношении - не исключение:

им приходится ориентироваться как в современных нормативных документах, изучать актуальные методико-педагогические направления, так и готовить учебные материалы либо путем отбора из имеющихся учебников и пособий, либо создавая собственный продукт. На практике учителя иностранного языка сталкиваются с рядом таких проблем, как: большой объем нужного по тематике текстового материала, но при этом несоответствие его интересам обучаемых, уровню их обученности, целям и задачам обучения и т.д. При целевой установке подобрать адекватные возрасту, уровню обученности, интересам, современной тематической актуальности задания на формирование и совершенствование читательской грамотности демонстрационные материалы или пособия окажется, что выбор не так уж и велик, а времени на его поиск и интерпретацию информации потрачено много. Усложняет задачу методический аспект обучения: тексты нужно логично включить в сценарий урока и его методическую схему.

Вышеупомянутые процессы можно автоматизировать, сократив время на поиск или создание банка учебных материалов, чему будет способствовать применение ИИ в деятельности учителя иностранного языка. Нами уже упоминалось ранее, что развитие ИИ идет в направлении использования для обучения больших объемов данных и внедрения нейросети - метода в искусственном интеллекте, который учит компьютеры обрабатывать данные таким же способом, как и человеческий мозг. Результатом стала большая практичность использования ИИ.

На момент проведения исследования разработано достаточно ресурсов (чат-боты ChatGPT, YandexGPT, Gemini и другие), которые можно использовать при подготовке заданий, направленных на формирование и совершенствование читательской грамотности обучаемых в английском языке. Одним из примеров работы с такими сервисами нами предлагается генеративная языковая модель от Сбера - GigaCHAT.

Алгоритм использования ИИ для развития и совершенствования читательской грамотности содержит шаги:

1 шаг: постановка задачи, реализуемой в создании промта для получения ответа от нейросети, на основе которого будет сгенерирован текст. Для эффективной работы с моделями ИИ необходима точная формулировка запроса с указанием нужных деталей и знакомство с контекстом. Например: «Я - учитель английского языка. Создай несплошные тексты научно-публицистического стиля на английском языке обо всех планетах Солнечной системы. О каждой планете нужен 1 абзац, состоящий не менее чем из 4 предложений. Помни, что тексты должны быть посильными для учащихся 10-11 кл. с уровнем владения английским языком В1. Тексты должны способствовать формированию читательской грамотности учащихся». В этом случае мы получаем текст, примерно следующего содержания:

«1. Mercury. Mercury is the closest planet to the Sun and the smallest of eight planets in our solar system. It loops the Sun only for 88 days, which makes it the fastest planet. Mercury doesn't have any moons and an atmosphere. Its surface is composed of a dark rock, dotted with many craters.

2. Venus. Venus is the second planet seen from the Sun and only one facing Earth that is located on the other side of the Sun. It has a dense atmosphere, consisting mainly of carbon dioxide. The surface of Venus is very hot, with temperatures exceeding 400 degrees Celsius.

3. Earth. Earth is the third planet...».

2 шаг: анализ текста. Включает анализ сгенерированного текста в лингвистическом, лингвометодическом и методическом аспекте. Учитель проверяет текст на соответствие тематики, заданному стилю, жанру и средствам выражения. Проводя лингвометодический анализ, учитель выявляет методический потенциал текста в отношении словарного запаса (в основном это относится к незнакомым словам и выражениям) и возможности повышения коммуникативной компетенции обучаемых. При необходимости попутной тренировки лексического запаса или грамма-

тически явлений, таковые могут быть так же заданы в промте. Как показывает практика, ИИ может допускать некоторые фактологические и грамматические ошибки из-за непонимания запроса пользователя. Чаще такое встречается в немецком языке из-за сложности его машинного перевода. В любом случае, остается необходимость проверки предоставленной ИИ информации. Проведя методический анализ и определив место работы над текстом в сценарии занятия, можно создавать задания.

3 шаг: создание заданий к тексту, нацеленных на формирование и совершенствование читательской грамотности. По запросу «Придумай к тексту 4 упражнения, которые служат цели формировать читательскую грамотность учащихся. В упражнениях учащиеся должны учиться анализировать прочитанную информацию и интерпретировать ее; уметь отличать реальные факты от вымысла, развивать критическое мышление. Текст заданий должен быть на английском языке» мы получаем 4 упражнения, обеспечивающие комплексный подход к развитию таких аспектов читательской грамотности, как понимание прочитанного, анализ текста, умение проверять факты, используя текст и актуализируя собственные знания.

«1. Task for text analysis: Read the text and answer the following questions:

a) Which of the eight planets is the smallest one?

b) Which planet has the highest surface temperature?

c) Which planet has the densest atmosphere?

2. Fact-checking task: Read the text and check the following statements:

a) Mercury is the smallest planet in the solar system.

b) Venus has the densest atmosphere.

c) Earth has two moons.

3. Critical thinking task: Read the text and answer the following questions:

a) Why does Mercury have no atmosphere?

b) Why does Venus have such a high surface temperature?

c) Why is Earth the only known planet

with life?

4. Creative interpretation task: Read the text and write a short text interpreting the information in a new and creative way. Imagine you are a reporter covering the planets in the solar system. Write a brief article summarizing the key information from the text and present it in an interesting and entertaining way».

Задания 1 и 2 нацелены на обучение работе с информацией в тексте: поиск нужной информации и выяснение соответствия с данными текста; упражнение 3 развивает критическое мышление, предлагая осмыслить текст и задействовать межпредметные связи и витагенный опыт; задание 4 ставит целью интерпретацию текста, развивает коммуникативную компетенцию и креативное мышление.

Нами представлен один из апробированных алгоритмов работы с ИИ, который учитель может использовать при работе с данной нейросетью. Запрос может быть сформулирован таким образом, что позволит составить задания практически любого типа и любой сложности, что немаловажно для реализации, например, разноуровневого обучения или его индивидуализации и дифференциации.

Заключение

Роль цифровых ресурсов, использующих ИИ, видится нам перспективной в профессиональной деятельности учителей иностранного языка по следующим причинам: они автоматизируют рутинные, затратные во временном отношении процессы по подбору иноязычных текстов и составления заданий к ним; позволяют учителям иностранного языка создавать требуемый дидактический продукт вне зависимости от умений программирования или создания собственных образовательных платформ и чат-ботов, без использования платных подписок и прочих финансовых затрат; создаются тексты на иностранном языке с учетом требуемых параметров и целевых установок; созданные тексты и задания к ним позволяют

полиаспектно тренировать читательскую грамотность обучаемых в иностранном языке; создание ряда однотипных текстов расширяет возможности индивидуализации и дифференциации обучения как собственно иностранному языку, так и чита-

тельской грамотности на этом языке; в целом - способствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых, что выступает ведущей целью обучения иностранному языку.

Литература:

1. Арзамасов Ю.Г. Комплексный подход к определению искусственного интеллекта // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2022. №3 (50). С.242-258. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:||cyberleninka.ru|article|n|kompleksnyy-podhod-k-opredeleniyu-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 24.03.2024).

2. Викторов А.В. Феномен искусственного интеллекта в философской традиции // Социально-гуманитарные знания. 2023. №7. С.117-121. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-iskusstvennogo-intellekta-v-filosofskoy-traditsii (дата обращения: 28.03.2024).

3. Елтанская Е.А., Аржановская А.В. Технологии применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // МНКО. 2024. №l (l04). С. 43-46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:||cyberleninka.ru|article|n|tehnologii-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 23.03.2024).

4. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект // Вестник СИБИТа. 2023. №2. С.18-25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-chat-botov-gpt-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 25.03.2024).

5. Лапина В.Ю. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №l0-l (85). С. l49-l52. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 26.03.2024).

6. Миндигулова А.А. Феномен искусственного интеллекта: история возникновения и развития // Социология. 2023. №5. С. 239-23S. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:||cyberleninka.ru|article|n|fenomen-iskusstvennogo-intellekta-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya (дата обращения: 23.03.2024).

7. Пономарёва Л.Д. Методический анализ текста как способ формирования профессиональной компетенции учителя русского языка / / Русский язык в школе. 20l6. № 2. С. 3-б.

В. McCarthy J. What is artificial intelligence || Formal Reasoning Group. [Электронныйресурус]. Режим доступа: http:||www-formal.stanford.edu|jmc|whatisai|whatisai.html (Дата обращения: 23.03.2024).

9. PISA 201В Assessment and Analytical Framework || OECDilibrary. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:||www.oecd-ilibrary.org|education|pisa-201B-assessment-and-analytical-framework_b2SefabB-en (Дата

обращения: 23.03.2024).

References:

1. Arzamasov Yu.G. Kompleksny'j podxod k opredeleniyu iskusstvennogo intellekta || Vestnik VGU. Seriya: Pravo. 2022. №3 (50). S. 242-2SB. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|kompleksnyy-podhod-k-opredeleniyu-iskusstvennogo-intellekta (data obrashheniya: 24.03.2024).

2. Viktorov A.V. Fenomeniskusstvennogointellekta v filosofskojtradicii || Social'no-gumanitarny'eznaniya. 2023. №7. S. ll7-121. [E'lektronny'jresurs]. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|fenomen-iskusstvennogo-intellekta-v-filosofskoy-traditsii (data obrashheniya: 28.03.2024).

3. Eltanskaya E.A., Arzhanovskaya, A.V. Texnologii primeneniya iskusstvennogo intellekta v obuchenii inostranno-mu yazyku // MNKO. 2024. №l (l04). S.43-46. [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|tehnologii-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (data obrashheniya: 23.03.2024).

4. Lavrinenko I. Yu. IspoFzovaniechat-botov GPT v processeobucheniyaanglijskomuyazy'ku v neyazy'kovomvuze: teoreticheskijaspekt || VestnikSIBITa. 2023. №2. S. l8-2S. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|ispolzovanie-chat-botov-gpt-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-teoreticheskiy-aspekt (data obrashheniya: 2S.03.2024).

5. Lapina V.Yu. Iskusstvenny'jintellekt v prepodavaniiinostranny'xyazy'kov || Mezhdunarod-ny'jzhurnalgumanitarny'x i estestvenny'xnauk. 2023. №l0-1 (BS). S. 149-1S2. [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|iskusstvennyy-intellekt-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (data obrashheniya: 2б.03.2024).

6. Mindigulova A.A. Fenomeniskusstvennogointellekta: istoriyavozniknoveniya i razvitiya // Sociologiya. 2023. №5. [E'lektronny'jresurs]. S. 239-23S. Rezhim dostupa: https:||cyberleninka.ru|article|n|fenomen-iskusstvennogo-intellekta-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya (data obrashheniya: 23.03.2024).

7. Ponomaryova L. D. Metodicheskij analiz teksta kak sposob formirovaniya professionaFnoj kompetencii uchitelya russkogo yazy'ka // Russkij yazy'k v shkole. 2016. № 2. S. 3-6.

8. McCarthy J. What is artificial intelligence // Formal Reasoning Group.- [E'lektronny'j resurus]. Rezhim dostupa: http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/whatisai.html (data obrashheniya: 23.03.2024).

9. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework [E'lektronny'j resurs] // OECDilibrary. Rezhim dostupa: https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework_b25efab8-en (data obrashheniya: 23.03.2024).

УДК 372.881.1 EDN WVXYGX

К.Л. Хакимова, Д.Р. Ханипова, И.Г. Корнева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОПОДКАСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье раскрываются особенности использования аудиоподкастов в процессе преподавания иностранного языка. В современный информационный век цифровых отношений происходят перемены в образовательном процессе, которые стремятся качественно изменить методику изучения иностранного языка. В настоящее время изучающие иностранные языки имеют доступ к широкому спектру универсальных инструментов и онлайн-ресурсов. Использование аудиоподкастов в процессе преподавания иностранных языков меняют содержание учебных программ, которые могут применяться как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

Ключевые слова: цифровизация, компьютерные технологии, мобильные технологии, аудиоподкасты в обучении, иностранные языки

Для цитирования: Хакимова К.Л., Ханипова Д.Р., Корнева И.Г. Использование аудиоподкастов в процессе преподавания иностранного языка// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С.157-162. EDN WVXYGX.

Khakimova K.L., Khanipova D.R., Korneva I.G. THE USE OF AUDIO PODCASTS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

In the article, the authors reveal the features of using audio podcasts in the process of teaching a foreign language. In the modern information age of digital relations, changes are taking place in the educational process, which seek to qualitatively change the methodology of learning a foreign language. Currently, foreign language learners have access to a wide range of universal tools and online resources. The use of audio podcasts in the process of teaching foreign languages is changing the content of educational programs that can be used both in the educational process and in everyday life.

Keywords: digitalization, computer technologies, mobile technologies, audio podcasts in education, foreign languages

For citation: Khakimova K.L., Khanipova D.R., Korneva I.G. Ibe use of audio podcasts in the process of teaching a foreign language// Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.157-162. EDN WVXYGX.

Введение

Эпоха современных информационно-технологических устройств и разнообразных приложений значительно упростила процесс преподавания и изучения иностранного языка для различных целей, таких как поиск информации, взаимодействие, проверка правописания и многое другое. Цифровая революция в области образования обеспечивает более простой доступ к учебным файлам, но учителя и преподаватели встречают на своем пути такие проблемы как, например, выбор цифровых платформ и ресурсов для своего учебного плана и разработка эффективных стратегий обучения иностранным языкам с использованием технологий

[12]. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Цель нашей работы заключается в выявлении особенностей использования аудиоподкастов в процессе обучения иностранному языку. В соответствии с поставленными целями определили следующие задачи исследования:

1. Провести анализ и обобщить научные работы как отечественных, так и зарубежных авторов по использованию аудиоподкастов в преподавании иностранных языков;

2. Предложить рекомендации для преподавателей по использованию аудиоподкастов в процессе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.