Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / студент / электронная книга / Интернет / ИКТ / education / student / e-book / Internet / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А И. Пургани

В то время как Интернет так сильно влияет на повседневную жизнь, образование не могло оставаться вне сферы этого влияния – интеграция ИКТ вышла на первый план с появлением компьютеров в классах. В образовании появились концепции перевернутых классов, смешанного обучения, мобильного обучения, МООС; электронные книги, инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети, облачные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые игры, искусственный интеллект и интернет вещей входят в число технологий, используемых в образовательных целях. Растущее число пользователей Интернета в последние годы и использование мобильных устройств в образовательных целях должно быть направлено на обучение людей, которые эффективно и правильно используют Интернет в качестве инструмента обучения на протяжении всей жизни, путем обеспечения интеграции ИКТ в курсы. Во время эпидемии COVID-19, которая в 2020 году переросла в глобальный кризис, в Азербайджане, как и во многих странах, было приостановлено очное обучение и начато дистанционное. Тем самым возросла необходимость эффективного использования сети Интернет в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE INTERNET IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS AN IMPORTANT FACTOR IN INCREASING ITS EFFECTIVENESS

While the Internet has such a strong impact on everyday life, education could not remain outside the sphere of this influence, the integration of ICT came to the fore with the advent of computers in the classroom. The concepts of flipped classrooms, blended learning, mobile learning, MEPs have appeared in education; E-books, Web 2.0 tools, blogs, wikis, social networks, cloud computing, virtual reality, augmented reality, digital games, artificial intelligence and the Internet of Things are among the technologies used for educational purposes. A growing number of Internet users in recent years and the use of mobile devices for educational purposes should be aimed at educating people who effectively and correctly use the Internet as a lifelong learning tool, by ensuring the integration of ICT into courses. During the Covid-19 epidemic, which in 2020 escalated into a global crisis, in Azerbaijan, as in many countries, full-time education was suspended, and distance learning was started. Thus, the need for effective use of the Internet in the educational process has increased.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК 378

Purhani A.I., teacher, Department of Computer Science, Ganja State University (Ganja, Republic of Azerbaijan),

E-mail: ziya-innov@mail.ru

THE USE OF THE INTERNET IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS AN IMPORTANT FACTOR IN INCREASING ITS EFFECTIVENESS. While the Internet has such a strong impact on everyday life, education could not remain outside the sphere of this influence, the integration of ICT came to the fore with the advent of computers in the classroom. The concepts of flipped classrooms, blended learning, mobile learning, MEPs have appeared in education; E-books, Web 2.0 tools, blogs, wikis, social networks, cloud computing, virtual reality, augmented reality, digital games, artificial intelligence and the Internet of Things are among the technologies used for educational purposes. A growing number of Internet users in recent years and the use of mobile devices for educational purposes should be aimed at educating people who effectively and correctly use the Internet as a lifelong learning tool, by ensuring the integration of ICT into courses. During the Covid-19 epidemic, which in 2020 escalated into a global crisis, in Azerbaijan, as in many countries, full-time education was suspended, and distance learning was started. Thus, the need for effective use of the Internet in the educational process has increased.

Key words: education, student, e-book, Internet, ICT.

А.И. Пургани, преп., Гянджинский государственный университет (Гянджа, Азербайджанская Республика),

E-mail: ziya-innov@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

В то время как Интернет так сильно влияет на повседневную жизнь, образование не могло оставаться вне сферы этого влияния - интеграция ИКТ вышла на первый план с появлением компьютеров в классах. В образовании появились концепции перевернутых классов, смешанного обучения, мобильного обучения, МООС; электронные книги, инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети, облачные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые игры, искусственный интеллект и интернет вещей входят в число технологий, используемых в образовательных целях. Растущее число пользователей Интернета в последние годы и использование мобильных устройств в образовательных целях должно быть направлено на обучение людей, которые эффективно и правильно используют Интернет в качестве инструмента обучения на протяжении всей жизни, путем обеспечения интеграции ИКТ в курсы. Во время эпидемии COVID-19, которая в 2020 году переросла в глобальный кризис, в Азербайджане, как и во многих странах, было приостановлено очное обучение и начато дистанционное. Тем самым возросла необходимость эффективного использования сети Интернет в образовательном процессе.

Ключевые слова: образование, студент, электронная книга, Интернет, ИКТ.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что процесс подготовки специалистов в условиях цифровизации экономики требует все более интенсивного применения сетевых образовательных технологии в учебном процессе. В то время как Интернет так сильно влияет на повседневную жизнь, образование не могло оставаться вне сферы этого влияния, интеграция ИКТ вышла на первый план с появлением компьютеров в классах. В образовании появились концепции перевернутых классов, смешанного обучения, мобильного обучения, МООС; электронные книги, инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети, облачные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые игры. Искусственный интеллект и Интернет вещей входят в число технологий, используемых в образовательных целях.

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ интернет-сервисов для повышения эффективности образовательного процесса. Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- исследовать возможности трехмерных виртуальных миров, электронных книг, дистанционных образовательных и облачных технологий в образовательных целях;

- дать рекомендации для их эффективного применения.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с технологами и методистами в области информатизации образования и студентами бакалавриата ГГУ АР анкетирование педагогов и обучаемых).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования интернет-сервисов в обучении в вузе с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний и их систематизации о технологиях применения Интернета в образовательном процессе.

Практическая значимость состоит в разработанных рекомендациях, адресованных студентам и педагогам по применению Интернета в образовательном процессе.

С развитием технологий двухмерные среды электронного обучения превращаются в трехмерные (3D) виртуальные среды обучения. Трехмерные виртуальные миры, которые мы можем привести в качестве примеров трехмерных технологий, предлагают широкий спектр возможностей для очных и дистанционных образовательных сред. Благодаря простоте доступа к Интернету и компьютерам использование трехмерных виртуальных миров в учебных средах также становится все более распространенным. Трехмерные (3D) виртуальные миры представляют собой смоделированные среды с многопользовательским интерфейсом, к которым можно получить доступ в режиме онлайн, где каждый

пользователь представлен виртуальным персонажем, называемым аватаром. Трехмерные виртуальные среды позволяют пользователям учиться самостоятельно, открывать для себя интересные факты и взаимодействовать с объектами благодаря особенностям образовательных интернет-технологий. Трехмерные виртуальные среды помогают пользователям развивать социализацию, обучение на практике, принятие решений, критическое мышление и навыки грамотности. Виртуальные миры, в которых устранены физические границы, открывают новые возможности для глобального сотрудничества и дистанционного образования с точки зрения обеспечения равных возможностей в образовании. Видно, что трехмерные виртуальные учебные среды предназначены для создания игр, моделирования, виртуальных кампусов, среды приложений и поддержки различных подходов к обучению. Second Life, OpenSim, Open Worldland, Active Worlds, Kanvea, Twinty, vAkademia являются примерами трехмерных виртуальных миров.

Мы можем кратко определить электронные книги, которые являются одним из эффективных инструментов, предлагаемых технологиями для среды обучения как цифровые объекты, которые позволяют читать печатные книги в цифровой среде.

Исследователь или студент может получить доступ к искомым ресурсам, зайдя в базу данных библиотеки через Интернет, не выходя из дома и не приходя в библиотеку физически. В течение многих лет использование электронных книг и их интеграция в образовательную среду не достигались должным образом из-за старых привычек или ограничений, таких как наличие технологических инструментов и доступа.

С ростом использования мобильных устройств в последние годы широкое распространение получило мобильное обучение, которое открывает возможности для подвижности в образовательной среде. С использованием смартфонов и планшетных компьютеров в образовательных целях увеличивается использование электронных книг Было бы неправильно думать об электронных книгах только как о переводе печатных ресурсов на цифровые носители, не следует забывать, что это инструменты, которые перерабатываются, подходят для индивидуальных нужд и могут быть подготовлены с помощью различных мультимедийных элементов. Преимущества использования электронных книг в образовании вкратце сводятся к следующему:

1. Более низкая стоимость по сравнению с печатными книгами.

2. Простота распространения.

3. Устранение пространственных и временных ограничений.

4. Удобство хранения,транспортировки.

5. Большая экологичность.

6. Легкий доступ.

7. Возможность обеспечить цитирование и библиографическую поддержку.

8. Наличие функций заметок.

9. Наличие настраиваемого экрана.

10. Возможность содержать такие мультимедийные элементы, как звук, музыка, картинка, видео.

11. Наличие функции чтения вслух.

Облачная технология - это услуга, которая позволяет нам хранить цифровые файлы в Интернете, получать доступ к этим файлам в любой среде и в любое время, когда доступен Интернет, устраняет необходимость перемещения файлов и риск их потери. Эта технология обеспечивает надежную, гибкую и совместную среду обучения для предоставления различных вычислительных услуг, таких как хранение данных и обмен файлами, которых раньше не было ^аЬег, 2018). Облачные технологии обеспечивают доступ к инфраструктуре, услугам, инструментам, приложениям и ресурсам с любого устройства, в любом месте и в любое время ^аЬег, 2018). Облачные технологии обеспечивают простоту доступа, устраняя необходимость носить с собой устройство. Хотя облачная технология не требует установки, она гарантирует, что такие материалы, как учебники, видео- и аудиозаписи, используемые в образовании, будут показаны учащимся самым быстрым способом. Преимущества облачных технологий:

1. Эффективные услуги и инфраструктуры предоставляются без покупки ИТ-инфраструктуры.

2. Гарантирует, что пользователям не придется иметь дело с приобретением программного и аппаратного обеспечения и их установкой.

3. Обеспечивает экономию средств за счет устранения необходимости в дорогих учебниках и устройствах хранения данных.

4. Позволяет перемещать данные из другого облачного приложения в другое с минимальными затратами и перерывами.

5. Повышает мобильность, обеспечивая легкий доступ к документам, контенту и урокам из любого места в любое время.

6. Применяет политику безопасности для защиты данных своих пользователей, доступ к которым затруднен.

7. Это экологичная (зеленая) технология, которая повышает эффективность использования энергии и ресурсов, поскольку они становятся виртуальными.

8. Предоставляет пользователям услуги резервного копирования и восстановления, чтобы они могли легко создавать резервные копии и восстанавливать свои данные всякий раз, когда сталкиваются с какой-либо аварийной ситуацией.

9. Файлы могут быть доступны другим пользователям.

10. Это позволяет нескольким пользователям совместно работать над одним и тем же документом.

11. Старая информация может быть быстро заменена новой в облачных технологиях, в то время как изменить информационную ошибку в учебнике до следующего издания невозможно.

12. Устраняет необходимость постоянных инвестиций в инфраструктуру и закупки нового программного обеспечения в образовании, обеспечивает быстрое приобретение информационных ресурсов.

Теперь взаимосвязь многих объектов, таких как автомобили, бытовая техника, холодильники, часы, определяется как Интернет вещей.

Одно из событий, которое изменит будущую образовательную жизнь, несомненно, произойдет с распространением искусственного интеллекта в сфере образования. Теперь в рамках системы образования с искусственным интеллектом планирование и индивидуализация основной образовательной деятельности дает возможность учащимся узнать себя раньше и составить более точный план на будущее. Учащиеся обучаются в собственном темпе посредством персонализированных образовательных программ, определяемых искусственным ин-

Библиографический список

теллектом. Учителя не могут знать обо всех ошибках учащихся, допускаемых в домашних заданиях и на экзаменах. В этом случае на помощь учителям придет искусственный интеллект Coursera - лишь один из примеров в этой области. Система уведомляет учителя об ошибках ученика в домашнем задании или тестах, поэтому педагог применяет обратную связь, давая ученику различные советы. Система будет хранить отзывы, оставленные учителями ранее, и когда уровень владения языком будет достигнут, искусственный интеллект сможет осуществить обратную связь с учеником. Таким образом, учащиеся получат гораздо более быструю обратную связь, вместо того, чтобы ждать новостей от учителя. Преимущества применения искусственного интеллекта в образовании заключаются в следующем:

1. Будут предоставлены учебные курсы, которые позволят учиться в собственном темпе.

2. Вопросы, по которым отстают обучающиеся, будут определены немедленно.

3. Все данные об обучении и развитии учащихся будут храниться и обрабатываться.

4. Участие в занятиях увеличится, и будут формироваться более уверенные в себе ученики.

5. Обучающиеся смогут получать образование по интересам.

6. Это окажет поддержку педагогу в таких трудоемких задачах, как сбор и архивирование данных.

7. Учителя будут концентрироваться только на обучении.

Платформа цифрового контента Министерства образования Азербайджанской Республики (edu.gov.az) достигла нескольких миллионов кликов в месяц, начиная с 13 марта, когда школы взяли перерыв в очном обучении. В этом процессе дистанционного обучения Министерство образования пыталось обеспечить равный доступ для учащихся, у которых нет Интернета, путем создания телеуроков, предоставило большое удобство для дистанционного обучения во время эпидемии [4]. Тот факт, что преподаватели, работающие на всех уровнях образования, включая университеты, использовали виртуальные классы и приложения для видеоконференций, чтобы общаться со своими учениками, еще раз показал, насколько важен Интернет для образования и что преподавателям необходимо внимательно следить за этими технологиями [5].

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Технологические возможности должны предоставляться детям под контролем.

2. Важнейшим фактором использования детьми Интернета в образовательных целях дома является поддержка семьи. Используя соответствующие программы-фильтры, можно предотвратить доступ детей к нежелательным сайтам, а доступ к контенту, подходящему для их возраста, может сделать Интернет более увлекательным и безопасным для них.

3. Дети не должны быть обречены на Интернет как результат равнодушия и игнорирования, чтобы им приходилось использовать Интернет не только для развлечения и компенсации собственных эмоциональных недостатков, но и в образовательных целях.

4. Родители и дети должны внимательно следить за технологиями и инновациями, чтобы они помогли улучшить общение с ребенком.

5. Взрослым необходимо осуществлять обучение на протяжении всей жизни, чтобы быть для своих детей примером для подражания.

6. Интернет следует эффективно использовать для личного обучения.

Время, проведенное в Интернете в образовательных и развлекательных

целях, должно быть сбалансированным и не влиять на качество повседневной жизни.

1. Абдулина Э.М. Облачные технологии в образовании. Молодой ученый. 2019; № 52 (290): 7 - 9. Available at: https://moluch.ru/archive/290/65873/

2. Чистякова Н.С. Модель организации обучения на базе информационно-образовательного портала. Аллея науки. 2017; Т. 2, № 16: 915 - 918.

3. Жадобина Н.Н., Лукиянчина Е.В. Цифровая образовательная среда: проблемы и их решения в вузе. Педагогические науки. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; Выпуск № 10 (112). Available at: https://research-journal.org/pedagogy/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-problemy-i-ix-resheniya-v-vuze/

4. 0hmsdov i. Tohsilin informatla§masi onun golocoyini toyin edir. Available at: https://bakivaxti.az/az/writers/detail/tehsilin-informatlasmasi-onun-geleceyini-teyin-edir-dos-ilham-ehmedov-yazir-1643975642

5. 0hmsdov i. Ali tohsilin problemlori sistemi ara§dinlmalidir. Available at: https://bakivaxti.az/az/writers/detail/ali-tehsilin-problemleri-sistemi-arasdirilmalidir-dos-ilham-ehmedov-yazir-1641967341

References

1. Abdulina 'E.M. Oblachnye tehnologii v obrazovanii. Molodojuchenyj. 2019; № 52 (290): 7 - 9. Available at: https://moluch.ru/archive/290/65873/

2. Chistyakova N.S. Model' organizacii obucheniya na baze informacionno-obrazovatel'nogo portala. Alleya nauki. 2017; T. 2, № 16: 915 - 918.

3. Zhadobina N.N., Lukiyanchina E.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: problemy i ih resheniya v vuze. Pedagogicheskie nauki. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021; Vypusk № 10 (112). Available at: https://research-journal.org/pedagogy/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-problemy-i-ix-resheniya-v-vuze/

4. 0hmsdov i. Tohsilin informatla§masi onun golocoyini toyin edir. Available at: https://bakivaxti.az/az/writers/detail/tehsilin-informatlasmasi-onun-geleceyini-teyin-edir-dos-ilham-ehmedov-yazir-1643975642

5. 0hmsdov i. Ali tohsilin problemlori sistemi ara§dinlmalidir. Available at: https://bakivaxti.az/az/writers/detail/ali-tehsilin-problemleri-sistemi-arasdirilmalidir-dos-ilham-ehmedov-yazir-1641967341

Статья поступила в редакцию 12.05.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.