Научная статья на тему 'Научные основы формирования единой цифровой платформы аграрных научно-образовательных ресурсов'

Научные основы формирования единой цифровой платформы аграрных научно-образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научные и образовательные ресурсы / цифровая экономика / Интернет-пространство / интеграция науки и образования / человеческий капитал. / scientific and educational resources / digital economy / Internet space / integration of science and education / human capital.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меденников Виктор Иванович, Сальников Сергей Георгиевич

В статье рассматривается ситуация с социальным заказом на дистанционное образование в результате пандемии, который предоставляет уникальный шанс науке совместно с образованием предложить научно обоснованные передовые цифровые технологии интеграции научных и образовательных ресурсов, опережающие, как по времени, так и по эффективности, спонтанные, хаотичные, некомплексные технологии, предлагаемые рынком. В работе анализируется возможность и опыт формирования таких технологий в АПК в виде единого информационного интернет-пространства научно-образовательных ресурсов на основе единой цифровой платформы, необходимость которой обусловлена стремительным увеличением объемов информационных массивов в образовательной и научной деятельности, потенциальной возможностью формирования его с применением новых ИКТ, потребностью в этих ресурсах всех слоев пользователей: студентов, преподавателей, ученых, будущих абитуриентов, госорганов, товаропроизводителей, других категорий населения. В работе сформулированы очень значимые для цифровизации общества основные принципы использования информации, необходимые для эффективного внедрения цифровых технологий в экономику и общественную жизнь, требующих значительного количества высококвалифицированных работников, переобучения многих специалистов, радикального обновления как производства, так и менеджмента, начиная от работников низшего звена до управленцев высшего, перехода на цифровые методы управления. Показано на основе математического моделирования, что такое пространство должно быть интегрировано в некое другое единое интернет-пространство цифрового взаимодействия страны, объединяющее в единой облачной БД все информационные массивы технологического, первичного и статистического учета большинства отраслей народного хозяйства с использованием универсальной информационной системы сбора, хранения и использования ее, единой системы классификаторов, реестров всех материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меденников Виктор Иванович, Сальников Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASES OF FORMING A UNIFIED DIGITAL PLATFORM OF AGRICULTURAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES

The article discusses the situation with the social order for distance education as a result of a pandemic, which provides a unique chance for science, together with education, to offer scientifically-based advanced digital technologies for integrating scientific and educational resources that are ahead of time in terms of efficiency and spontaneous, chaotic, uncomplex technologies offered by the market. The paper analyzes the possibility and experience of the formation of such technologies in the agro-industrial complex in the form of a single information Internet space of scientific and educational resources based on a single digital platform, the need for which is due to the rapid increase in the volume of information arrays in educational and scientific activities, and the potential for its formation using new ICT , the need for these resources of all layers of users: students, teachers, scientists, future applicants, government agencies, goods manufacturers, other categories of the population. The paper formulates the basic principles for the use of information that are very important for digitalization of society, which are necessary for the effective implementation of digital technologies in the economy and social life, requiring a significant number of highly qualified employees, retraining of many specialists, radical updating of both production and management, starting from low-level workers to senior managers, the transition to digital management methods. It is shown on the basis of mathematical modeling that such a space should be integrated into some other unified Internet space of the country's digital interaction, combining in a single cloud database all the information arrays of technological, primary and statistical accounting of most sectors of the economy using a universal information system for collecting, storing and using it, a unified system of classifiers, registers of all material, intellectual and human resources.

Текст научной работы на тему «Научные основы формирования единой цифровой платформы аграрных научно-образовательных ресурсов»

УДК 631.171:658.011.56

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ DOI: 10.24411/2587-6740-2020-13057

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ АГРАРНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-07-00836 «Научные основы формирования единой цифровой платформы (единого информационного Интернет-пространства) аграрных научно-образовательных ресурсов на основе математического моделирования»

В.И. Меденников1, С.Г. Сальников2

вычислительный центр имени А.А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, г. Москва всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова — филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия

В статье рассматривается ситуация с социальным заказом на дистанционное образование в результате пандемии, который предоставляет уникальный шанс науке совместно с образованием предложить научно обоснованные передовые цифровые технологии интеграции научных и образовательных ресурсов, опережающие, как по времени, так и по эффективности, спонтанные, хаотичные, некомплексные технологии, предлагаемые рынком. В работе анализируется возможность и опыт формирования таких технологий в АПК в виде единого информационного интернет-пространства научно-образовательных ресурсов на основе единой цифровой платформы, необходимость которой обусловлена стремительным увеличением объемов информационных массивов в образовательной и научной деятельности, потенциальной возможностью формирования его с применением новых ИКТ, потребностью в этих ресурсах всех слоев пользователей: студентов, преподавателей, ученых, будущих абитуриентов, госорганов, товаропроизводителей, других категорий населения. В работе сформулированы очень значимые для цифровизации общества основные принципы использования информации, необходимые для эффективного внедрения цифровых технологий в экономику и общественную жизнь, требующих значительного количества высококвалифицированных работников, переобучения многих специалистов, радикального обновления как производства, так и менеджмента, начиная от работников низшего звена до управленцев высшего, перехода на цифровые методы управления. Показано на основе математического моделирования, что такое пространство должно быть интегрировано в некое другое единое интернет-пространство цифрового взаимодействия страны, объединяющее в единой облачной БД все информационные массивы технологического, первичного и статистического учета большинства отраслей народного хозяйства с использованием универсальной информационной системы сбора, хранения и использования ее, единой системы классификаторов, реестров всех материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.

Ключевые слова: научные и образовательные ресурсы, цифровая экономика, Интернет-пространство, интеграция науки и образования, человеческий капитал.

Введение

Эпидемия коронавируса активировала появление «социального заказа» на некоторое подмножество единого информационного Интернет-пространства научно-образовательных ресурсов (ЕИИПНОР) в виде дистанционного обучения. Активация «социального заказа», вызванная необходимостью перевода студентов на дистанционную форму обучения, а работников организаций на удаленный режим работы, обусловила трансформацию проблемы формирования ЕИИПНОР из формата чисто теоретической на конференциях и в научных журналах в практическую плоскость. Такой заказ является одним из трех условий успешной реализации большинства научно-технических идей.

В свете перехода к цифровой экономике (ЦЭ) одним из существенных требований такого процесса становится формирование структурированного информационного пространства, обладающего свойством объективности, полноты, достоверности и актуальности данных. Например, разработчики технологий искусственного интеллекта проблемой номер один в стране назвали отсутствие достаточного количества структурированных данных, неожиданно столкнув-

шись с ней [1]. Як Фитценц сформулировал очень значимые для цифровизации общества основные принципы использования информации [2]:

1. Люди и информация — основа цифровой экономики, поэтому развитие людей и менеджмента должно происходить с не меньшей скоростью, чем технологий.

2. Менеджменту при этом необходимы значимые данные, управление без них невозможно. Выигрывает в конкурентной борьбе лишь тот, кто обладает более качественной и лучшей информацией.

3. Информация в виде издержек, временных затратах и прочих факторов, определяющих условия, среду, результаты деятельности людей, создает базу для принятия эффективных решений.

В этой ситуации наука совместно с образованием должна предложить научно обоснованные передовые цифровые технологии, опережающие, как по времени, так и по эффективности спонтанные, хаотичные, некомплексные технологии, предлагаемые рынком. В противном случае в скором времени мы услышим много критических комментариев о несбывшихся надеждах на цифровую экономику. Как, например, это

произошло в АПК в эпоху оригинальной, некомплексной разработки информационных систем.

Цифровизация экономики неминуемо заставляет данный процесс смещаться в сторону интеграции как информационных систем (ИС), так и информационных ресурсов (ИР), что возможно только на основании соответствующих стандартов, онтологического моделирования представления ИР, функций управления, а также на основе комплексного подхода на всех этапах проектирования, разработки и внедрения систем цифровизации. Таким образом, сейчас в связи с пандемией «социальный заказ» в стране должен стать своеобразным спусковым крючком перехода на научные основы формирования единой цифровой платформы аграрных научно-образовательных ресурсов.

Тенденции развития цифровизации научных и образовательных ресурсов

Информационные технологии могут выполнить свои функции стимула цифровиза-ции страны только при условии определенного интеллектуального потенциала общества, в формировании которого ключевую роль игра-

ет система образования. В свою очередь и наука выполняет образовательную функцию. Следовательно, между наукой и образованием существует взаимосвязь, которая заключается, во-первых, в том, что наука представляет образованию свою продукцию в виде нового знания для переработки и распространения, а во-вторых, в том, что образование поставляет науке соответствующим образом обученные и подготовленные кадры. Более того, образовательные организации в лице ВУЗов активно участвуют в научных исследованиях. Так, анализ публикационной активности в аграрных НИИ и ВУЗах показал почти равное количество работ среди них.

В сегодняшних условиях именно цифровые технологии становятся главным фактором ускорения приобретения и практического использования полученных наукой знаний, то есть инструментом повышения качества человеческого капитала, его оценки и влияния на социально-экономическое положение в регионах и в целом в стране. А для этого необходимо осуществить интеграцию научных и образовательных информационных ресурсов на основе онтологического моделирования. [3, 4]. В этом плане руководству РАН необходимо «переломить» тенденцию чиновников как Минобрнауки, так и отраслевых министерств на финансирование формирования гетерогенных отраслевых информационных систем (ИС), предназначенных в основном на реализацию учетных функций. В результате государство не смогло сформировать единую эффективную систему сбора, хранения и предоставления широким слоям пользователей научно-образовательных знаний, произведенных в НИИ и ВУЗах. К настоящему времени эти ресурсы сосредоточены во всевозможных базах данных (БД), изолированных и несвязанных друг с другом, что не отвечает ни эффективности, ни потребностям ЦЭ [2, 3]. В результате такого отношения государства к науке в стране сложилась ситуация, когда экономика осталась без научной подпитки в виде разработок, публикаций, нормативно-правовой информации, аналитических знаний и прочих данных, необходимых и бизнесу, и науке. Сейчас происходит то же самое с цифро-визацией страны. Отстранив ученых от научного обеспечения процесса цифровизации экономики и общества, государство ставит под сомнение эффективность выполнения соответствующей Программы. Например, анализ содержимого сайтов аграрных ВУЗов проиллюстрировал, что осуществленная в последние годы реформа науки отрицательно сказалась на состоянии контента их сайтов. Организованные ФИЦ и ФНЦ, в лучшем случае, поддерживают сайты головных НИИ, где можно найти лишь краткие сведения о включенных в них НИИ, сайты которых, зачастую, не актуализируются, а порой просто закрываются. Таким образом, результатом реформы науки стало значительно возросшее количество малоинформативных сайтов. Как следствие, подобное положение отрицательно сказывается и на формировании отраслевых цифровых платформ. Например, в разработанной Минсельхозом в декабре 2019 г. концепции цифровизации сельского хозяйства не нашлось места хоть какому-то информационному пространству научно-образовательных ресурсов. Да и в программе цифровой экономики страны среди определенных в ней цифровых платформ нет одной из главных — прообраза ЕИИПНОР.

Информатика, как научная часть цифрови-зации, зародилась в недрах самой науки, при

86 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (37!

этом она сама является областью научного познания. Поэтому необремененная жесткими чиновничьими рамками именно наука в начале становления информатизации общества испытала наиболее сильное первоначальное влияние становления нового направления своего развития — информатики. И именно с информатизации науки началось становление информатизации общества. Необходимость совершенствования цифровизации науки диктуется, в частности, тем, что под ее влиянием в самой науке происходят крупные изменения, ведущие к глубокой мировой научной революции [5]. И это происходит на наших глазах, идут сложные процессы интеграции наук, возникают новые отрасли научного познания в результате исследований все более сложных явлений и процессов как живой, так и неживой материи на основе возможностей обработки большого объема получаемой информации о них с одновременным повышением ее точности.

Экспоненциальное же приращение объема научных знаний привело к тому, что за период, начиная с середины прошлого века, наукой произведено около 90% всех мировых знаний. При этом каждые 50 лет количество научных журналов и статьей в развитых странах увеличивается в 2 раза [6]. Очевидно, что собрать, сохранить и обработать весь массив получаемой научной информации прежними средствами становится уже невозможно. Естественно, попытки автоматизировать данный процесс без координации и интеграции усилий привело к значительному росту невостребованной информации и значительному дублированию ее. Использование в процессе научных исследований, в хранении, переработке и выдаче их результатов широкому кругу пользователей в виде указанного выше единого информационного Интернет-пространства научно-образовательных ресурсов явится средством разрешения противоречия между нарастающим объемом научных знаний и возможностью их целевого использования с достаточной эффективностью.

Поскольку чиновники от науки и образования берут на вооружение западные информационные технологии, то можно привести в качестве примера интеграции информационных научно-образовательных ресурсов (ИНОР) западного образца проект RePec, отличающийся комплексным подходом к свободному доступу к научным работам по экономике, выходящим в мире. Данный проект основан на коллективной работе нескольких сотен волонтеров из большого числа стран (93) [7]. RePec можно представить как единое информационное пространство по экономическим научным работам в мире (около 10 млн экземпляров).

Концепция и опыт формирования

ЕИИПНОРвАПК

В этой связи наука предложила научно обоснованный проект, основанный на математической модели единого информационного Интернет-пространства цифрового взаимодействия страны (ЕИИПЦВ), интегрирующего единую цифровую платформу (ЦП) и ЕИИПНОР [8, 9]. Полученная математическим моделированием такая ЦП является объединением в единой облачной БД всех информационных массивов технологического, первичного и статистического учета большинства отраслей народного хозяйства с использованием универсальной информационной системы сбора, хранения и использования

2020

ее, единой системы классификаторов, реестров всех материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов. ЕИИПНОР же является объединением в единой облачной БД информационных научно-образовательных ресурсов (ИНОР), выполняющих триединую роль: поддержка научных исследований, повышение уровня образования (порой переподготовкой) для всех слоев населения, эффективная система трансфера научно-образовательных знаний в экономику за счет неограниченного доступа к данным знаниям не только традиционным пользователям в лице научных работников, студентов и преподавателей, но и будущим абитуриентам и работодателям, госорганам, товаропроизводителям, бизнесу, менеджменту, другим категориям населения. Такое пространство должно стать также инструментом повышения качества человеческого капитала, его оценки, влияния на социально-экономическое положение в регионах и стране [3].

Идеи ЕИИПЦВ связаны с появлением и значительно возросшими возможностями Интернета со всеми сопутствующими ему технологиями. Реализация ЕИИПЦВ даст возможность доступа большого числа пользователей к различным ИС со значительным расширением количества задач для автоматизации. При этом ЕИИПЦВ позволяет осуществить интеграцию, как ИС, так и ИР, не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне целых отраслей, государств и всего человечества.

Проект ЕИИПНОР является реализацией идей А.И. Китова, которому в этом году исполняется 100 лет, и академика В.М. Глушкова по разработке Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) в 60-е годы ХХ века в части науки и образования [10]. Значительно возросшие возможности и уровень развития как научной составляющей ОГАС, так и программно-технических средств Интернета в настоящее время дают возможность реализации этих идей в полном масштабе.

Отказ от данного проекта правительством СССР сыграл негативную роль в дальнейшем на этапах компьютеризации, электронизации, информатизации страны и продолжает играть в настоящее время на этапе цифровизации экономики, образования, науки и общества целиком.

В настоящее время в результате требований Минобрнауки, Рособрнадзора к образовательным организациям о структуре контента их сайтов (в виде отчета о самообследовании) ВУЗы вынуждены нормативно совершенствовать свои сайты. Следует отметить, что в отчете о самообследовании отсутствуют данные, отражающие ИНОР, при этом к научным организациям подобных требований со стороны Минобрнау-ки, Рособрнадзора пока не наблюдается. Таким образом, российские научные и образовательные организации только лишь под воздействием государства развивают интернет-технологии. А поскольку чиновники, как правило, плохо разбираются в информационных технологиях, то ВУЗы и НИИ без выдвинутых к ним жестких требований по представлению на сайтах необходимого контента в определенном структурированном виде на основе интеграции, типизации и стандартизации спокойно игнорируют эти открывшиеся возможности.

Виды ИНОР основаны на анализе сайтов НИИ, ВУЗов, информационно-консультационных служб в сопоставлении с анкетированием необходимых информационных ресурсов бизнесу.

www.mshj.ru

Органы управления

Производство

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

£

НИИ

ВУЗы

ИКС

Библиотеки

Уровни:

ЕАЭС

Россия

Регион

Организация

Задачи:

Трансфер знаний в экономику Поддержка научных исследований

Рост качества человеческого капитала (ЧК) Электронная торговая площадка

Электронная биржа труда

Антиплагиат

Расчет рейтингов

Оценка влияния ЧК на

экономику

Наукометрика

Разработки

Публикации

Базы данных

ППП

Дистанционное обучение

Консультации

Нормативно-

правовая

информация

Рис. Функциональная структура ЕИИПНОР

В результате такого сопоставления было выделено пересекающееся множество следующих обобщенных видов ИР: разработки, публикации, пакеты прикладных программ (ППП), БД, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение [3].

На рисунке отображена функциональная структура ЕИИПНОР с перечнем различных под-проектов-сервисов, число которых по мере накопления информации будет постоянно возрастать. В [3] дается более подробное описание исследования ЕИИПНОР с анализом результатов математического и онтологического моделирования интеграции ИНОР, обоснована эффективность и возможность формирования такого научно-образовательного пространства. Практическая реализация ЕИИПНОР была осуществлена еще в 2007-2008 гг. в рамках разрабатываемого портала Российской академии сельскохозяйственных наук. При этом с единых методических позиций были интегрированы на портале свыше 12 тыс. научных публикаций подведомственных НИИ, свыше 2,5 тыс. разработок за последние 10 лет, свыше 0,4 тыс. услуг консультационной деятельности в соответствии с тематической рубрикацией и списком соответствующих консультантов. Заметим, что на тот момент ЕНЬгэгу содержала значительно меньшее число публикаций, других же видов научно-образовательных ресурсов не содержалось вообще, как нет их и сейчас [3].

При формировании ЕИИПНОР использовались 3 наиболее реализуемых из возможных вариантов интеграции ИНОР. В первом осуществлялось размещение ИНОР в виде каталогов в общей базе данных ЕИИПНОР. В этом случае при заинтересованности пользователя какой-либо найденной информацией, аналогично

Об авторах:

каталогу традиционной библиотеки, он перенаправляется на указанный в каталоге сайт хранителя полнотекстового информационного ресурса. Во втором случае все ИНОР размещались у единственного провайдера в общей базе данных. В последнем варианте реализовывалась смешанная стратегия, при которой часть ИНОР в силу каких-либо причин, например, требований некоторой закрытости части информации, либо корпоративных интересов отдельных авторов и организаций, размещалась в каталожном виде, другая — полностью, как в полнотекстовом виде, так и в виде каталогов.

Выводы

Многочисленные модельные эксперименты формирования ЕИИПНОР вселили уверенность в возможность аккумулировать в единой БД ЕИИПНОР все ИНОР, произведенные аграрными ВУЗами и НИИ за последние 5 лет, с экономической эффективностью, превышающей 1 млрд руб. По мере накопления Ир и развития цифровых технологий в рамках ЕИИПНОР возможна будет разработка инструментария оценки на базе искусственного интеллекта, больших данных, математического моделирования как самого человеческого капитала на различных уровнях управления страной, так и влияния человеческого капитала на социальное благополучие и развитие общества России. Внедрение платформы ЕИИПНОР во все научные и образовательные организации является актуальнейшей задачей цифровой трансформации страны с существенным сокращением ресурсов на такую трансформацию науки и образования. Рассмотренная платформа станет мощным инструментом доведения самых эффективных инновационных решений в экономику.

Литература

1. Пять проблем, которые пока не может решить Искусственный интеллект. URL: https://rb.ru/opinion/ problemy-ii/ (дата обращения: 03.03.2020).

2. Оценка человеческого капитала. URL: https://studref.com/310639/menedzhment/otsenka_ chelovecheskogo_kapitala (дата обращения: 03.03.2020).

3. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Методика оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов. М.: Аналитик, 2017. 250 с.

4. Ereshko F.I., Medennikov V.I., Muratova L.G. Modeling of a digital platform in agriculture. IEEE Xplore Digital Library. Eleventh International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia, 2018. doi: 10.1109/MLSD.2018.8551894.

5. Zatsarinnyy A.A., Kondrashev V.A., Sorokin A.A. Approaches to the organization of the computing process of a hybrid high-performance computing cluster in the digital platform environment. CEUR Workshop Proceedings, vol. 2426, 2019, pp. 12-16.

6. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Модели и методы формирования единого информационного интернет-пространства аграрных знаний. М.: Изд-во ГУЗ, 2014. 426 с.

7. http://repec.inecon.org/ (дата обращения: 10.03.2020).

8. Ereshko F.I., Medennikov V.I., Salnikov S.G. Modeling of unified information internet space of the country. IEEE Xplore Digital Library. Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia, 2017.

9. Ereshko F.I., Kulba V.V., Medennikov V.I. Digital platforms clastering model. 12th International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia, 2019. doi: 10.1109/MLSD.2019.8911012.

10. Benjamin Peters. How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet. USA: MIT Press, 2016. 360 p.

Меденников Виктор Иванович, доктор технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела информационно-вычислительных систем, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-4485-7132, [email protected]

Сальников Сергей Георгиевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова,

ведущий научный сотрудник, заведующий отделом информатизации АПК ФГБНУ ФНЦ АЭСРСХ — ВНИИЭСХ филиал ВИАПИ им. А.А. Никонова,

ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-7952-4496, [email protected]

SCIENTIFIC BASES OF FORMING A UNIFIED DIGITAL PLATFORM OF AGRICULTURAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES

V.I. Medennikov1, S.G. Salnikov2

'Computer center of A.A. Dorodnitsyn of the Federal research center "Computer science and control" of RAS, Moscow

2All-Russian institute of agrarian problems and informatics named after A.A. Nikonov — branch of the FSBSI "Federal research center of agrarian economy and social development of rural areas — All-Russian research institute of agricultural economics'; Moscow, Russia

The article discusses the situation with the social order for distance education as a result of a pandemic, which provides a unique chance for science, together with education, to offer scientifically-based advanced digital technologies for integrating scientific and educational resources that are ahead of time in terms of efficiency and spontaneous, chaotic, uncomplex technologies offered by the market. The paper analyzes the possibility and experience of the formation of such technologies in the agro-industrial complex in the form of a single information Internet space of scientific and educational resources based on a single digital platform, the need for which is due to the rapid increase in the volume of information arrays in educational and scientific activities, and the potential for its formation using new ICT , the need for these resources of all layers of users: students, teachers, scientists, future applicants, government agencies, goods manufacturers, other categories of the population. The paper formulates the basic principles for the use of information that are very important for digitalization of society, which are necessary for the effective implementation of digital technologies in the economy and social life, requiring a significant number of highly qualified employees, retraining of many specialists, radical updating of both production and management, starting from low-level workers to senior managers, the transition to digital management methods. It is shown on the basis of mathematical modeling that such a space should be integrated into some other unified Internet space of the country's digital interaction, combining in a single cloud database all the information arrays of technological, primary and statistical accounting of most sectors of the economy using a universal information system for collecting, storing and using it, a unified system of classifiers, registers of all material, intellectual and human resources.

Keywords: scientific and educational resources, digital economy, Internet space, integration of science and education, human capital.

References

1. Pyat' problem, kotorye poka ne mozhet reshit' Iskusst-vennyi intellekt [Five problems that Artificial Intelligence cannot solve yet]. Available at: https://rb.ru/opinion/problemy-ii/ (accessed: 03.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Otsenka chelovecheskogo kapitala [Assessment of human capital]. Available at: https://studref.com/310639/ menedzhment/otsenka_chelovecheskogo_kapitala (accessed: 03.03.2020).

3. Medennikov, V.I., Muratova, L.G., Sal'nikov, S.G. i dr. (2017). Metodika otsenki ehffektivnosti ispol'zovaniya infor-matsionnykh nauchno-obrazovatel'nykh resursov [Methodology for assessing the effectiveness of the use of informational scientific and educational resources]. Moscow, Analitik Publ., 250 p.

About the authors:

4. Ereshko, F.I., Medennikov, V.I., Muratova, L.G. (2018). Modeling of a digital platform in agriculture. IEEE Xplore Digital Library. Eleventh International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia. doi: 10.1109/MLSD.2018.8551894.

5. Zatsarinnyy, A.A., Kondrashev, V.A., Sorokin, A.A. (2019). Approaches to the organization of the computing process of a hybrid high-performance computing cluster in the digital platform environment. CEUR Workshop Proceedings, vol. 2426, pp. 12-16.

6. Medennikov, V.I., Muratova, L.G., Sal'nikov, S.G. i dr. (2014). Modeli i metody formirovaniya edinogo informatsion-nogo internet-prostranstva agrarnykh znanii [Models and methods for the formation of a single information Internet

space of agricultural knowledge]. Moscow, Publishing house GUZ, 426 p.

7. http://repec.inecon.org/ (accessed: 10.03.2020).

8. Ereshko, F.I., Medennikov, V.I., Salnikov, S.G. (2017). Modeling of unified information internet space of the country. IEEE Xplore Digital Library. Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia.

9. Ereshko, F.I., Kulba, V.V., Medennikov, V.I. (2019). Digital platforms clastering model. 12th International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD), Moscow, Russia. doi: 10.1109/MLSD.2019.8911012.

10. Benjamin Peters. (2016). How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet. USA, MIT Press, 360 p.

Viktor I. Medennikov, doctor of technical sciences, associate professor, leading researcher of the department of information and computing systems, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4485-7132, [email protected]

Sergey G. Salnikov, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the department of informatics of REU named after G.V. Plekhanov, leading researcher, head of the department of informatization of VIAPI named after A.A. Nikonov the branch of VNIIES, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7952-4496, [email protected]

[email protected]

ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЭЛЕКТРОННАЯ НАУКА>

«International agricultural journal» научный, рецензируемый, электронный, включен в научные базы: ВАК, РИНЦ, КиберЛенинка, AGRIS, Google.

■ Публикации статей на английском и русском языках.

■ Двухмесячный научно-производственный журнал о достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе.

Контакты: https://iacj.eu, [email protected]

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.