КОНТ ТЕПТ
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И.,
Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -
наично-методинеский электронный журнал A 13°48. - °,4 п. л. - URL. http.//e-koncept.ru/
2013/13048.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 issn 2304-120Х.
Гончарук Юлия Олеговна,
студентка ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск divia777@mail.ru
Савинкина Ульяна Сергеевна,
студент ФГБОУ ВПО ««Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск savinkina ulyana@mail.ru
Мозгалева Полина Игоревна,
эксперт отдела элитного образования ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск mpi@tpu.ru
Замятина Оксана Михайловна,
кандидат технических наук, начальник отдела элитного образования, доцент ФГБОУ ВПО ««Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск zamyatina@tpu.ru
Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента
Аннотация. В статье рассматриваются интернет-технологии, внедрение которых может способствовать развитию проектной деятельности в Томском политехническом университете: автоматизации процесса оценки компетенций студентов и подбора наиболее подходящих для них проектов.
Ключевые слова: проектная деятельность в университете, оценка компетенций, система рекомендаций.
В современном мире уровень подготовки технического специалиста определяется не только его знаниями, полученными в процессе обучения, но и его компетенциями, то есть умением конвертировать полученные знания, умения и навыки в практику и в реальных условиях производства, организации, компании. Участие студента в различных научных проектах является одним из самых эффективных способов развития навыков практического мышления и командной работы. В Томском политехническом университете в рамках основных образовательных программ введено обязательное участие студентов в проектной деятельности в форме творческих, проблемно-ориентированных проектов. При реализации проектного метода обучения университет столкнулся с проблемой: большое количество проектов требует больших трудозатрат со стороны руководителей проекта.
Целью данной статьи является оценка возможности применения различных Интернет-технологий и компьютерных систем для автоматизации проектной деятельности университета.
Во-первых, необходимо декомпозировать, какие процессы будем брать во внимание при автоматизации проектной работы: описание проекта, распределение ролей в проекте, оценка компетенций студентов, обоснование выбора наиболее подходящих из них, коммуникация внутри проекта.
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
КОНТ ТЕПТ
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И.,
Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности _____________________ _____________ студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -
нашно-методикеский электронный журнал ^ 13048. — 0,4 п. л. - 11Р1_. Ийр.//е-ко псе pt.ru/
у р 2013/13048.Ь^т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
АШ 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 2304-120Х.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: характеристика программных средств и Интернет технологий, разработанных для оценки компетенций, выбор из них наиболее соответствующих целям проектной работы, оценка перспектив внедрения выбранных технологий в систему электронного кабинета университета.
Организация проектной деятельности в рамках целого университета является сложной многоуровневой задачей, не только методической, но и технической. Важно обеспечить высокий уровень заинтересованности, как студентов, так и преподавателей, что невозможно без формирования четких требований к проекту и его участникам.
Для осуществления эффективного взаимодействия между руководителями проектов (преподавателями) и потенциальными участниками проектов (студентами) необходимо внедрение специальной технологии, которая позволила бы как подбирать студентов, соответствующих целям определенного проекта, так и помогать студентам в поисках проектов, связанных с интересующей их тематикой.
Эффективный подбор проектов и ролей, которые бы наиболее точно соответствовали навыкам и качествам студентов, предполагает проведение оценки их профессиональных компетенций и предрасположенности к работе в проектах. Таким образом, существует необходимость в программном средстве, которое будет автоматизировать проектную деятельность студентов.
Обзор существующих технологий
Для выполнения поставленных задач можно выделить блок программных продуктов, позволяющих провести оценку профессиональных компетенций студента, а также дать некоторые рекомендации касательно того, какие компетенции в данный момент нуждаются в развитии и каким образом это можно сделать. Ниже приведено краткое описание рассматриваемых сервисов и возможности их использования в целях проектной деятельности университета.
Ыпке^п
Данный ресурс представляет собой профессиональную социальную сеть, целью создания которой является обеспечение взаимодействия профессионалов со всего мира. Позволяет осуществлять поиск работодателей или персонала, находить профессиональные круги по интересам [1].
Плюсами этого сервиса являются удобный поиск по заданным профессиональным навыкам и интересам, возможность коммуникации с иностранными университетами, удобный интерфейс для составления резюме.
Может быть использован в проектной деятельности для упрощения поиска соответствий первокурсников и научных руководителей и создания готового резюме для работодателей после выпуска студента.
Продукты образовательного бюро «Солинг»
Образовательное бюро «Солинг» занимается разработкой образовательных программных продуктов и информационных социальных сетей, в частности, программным обеспечением для оценки компетенций.
Первым опытом в этой сфере стало Интернет-приложение «Рекомендательная система Вектор», позволяющая проводить пошаговую оценку компетенций, и основанную на, так называемом, «Сервере компетенций».
Необходимо отметить, что сам «Сервер компетенций» направлен на фиксацию и репрезентацию набора компетенций участника, и отражает результаты экспертных и личных оценок студентов в деятельностных ситуациях, позволяет агрегировать данные с различных проектов, собирая портфолио компетенций отдельных студен-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
КОНТ TF.TTT
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И.,
Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности __________________________ __________________ студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -
научно-методический электронный журнал ART 13048. — 0,4 п. л. - URL. http.//e-koncept.ru/ у 2013/13048.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. -
ART 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 issn 2304-і20Х.
тов, позволяет составлять различные рейтинги студентов по запрашиваемым компе-
тентностным наборам, определяя наиболее подготовленных для работы в различных профессиональных нишах [2].
Данная система была модифицирована для внедрения в Интернет-портал «Учебная площадка Школы стипендиатов Потанина» с целью облегчения подготовки стипендиатов к разработке и защите проектов. Сервис предназначен для профессионального самоопределения, оценки способностей и умений, понимания своего профессионального статуса, помощи в определении направления развития [3].
В рамках организации проектной деятельности университета данный сервис может быть внедрен в качестве ресурса для оценки компетенций студентов и подготовки к участию в определенных проектах путем установки определенного «вектора развития», то есть направления, в котором студенту следует развивать свои личные качества и компетенции.
Прохождение системы «Вектор» поможет понять студенту, сможет ли он заниматься проектной деятельностью, и к выполнению каких функций в команде он на данный момент готов больше всего. Также тестирование позволит выявить профессиональные качества (компетенции), которые находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии, а также, что нужно сделать, чтобы развить их.
Более того, руководители проектов, в которых студент уже принимал участие, смогут оценить его компетенции.
Компания «Образовательное бюро «Солинг»» не остановилась на создании «Вектора» и выпустила на основе платформы «Сервер компетенций» более совершенный сервис оценки компетенций Dev Yourself.
Сервис содержит тестовую и рекомендательную систему для оценки личных качеств, базу предлагаемых проектов для развития компетенций, перечень необходимых качеств для той или иной предлагаемой должности в определенной компании.
Основу сервиса составляют 3 основных блока в соответствии с тремя поставленными задачами.
1. Вектор - рекомендательная система. Представляет собой оценочный тест собственных качеств. Определив профессиональные цели, он даст рекомендации, как и где можно развиваться относительно недостаточной компетенции по определенным характеристикам личности.
2. Проекты - база проектов, для развития компетенций. Формируется реальными компаниями для «выращивания» специалиста необходимого уровня. Представляет собой смоделированные метаигры с заданным списком необходимых характеристик.
3. Компетенции - список возможных компетенций, характеристик для развития [4].
Следует заметить, что оба вышеописанных сервиса реализованы на основе
платформы «Сервер компетенций», созданной компанией «Образовательное бюро «Солинг»». Данный сервер предполагает построение сервисов с широким спектром функциональных возможностей, описанных ниже:
1. Компетенционный анализ событий (прецедентов), с возможностью «прозрачного» просмотра обоснования оценок.
2. Анализ деятельности и проявления компетенций.
3. Индивидуальный «рост» и развитие сотрудников и учащихся.
4. Мониторинг проявления компетенций в больших группах (от 1 до 1 000 человек одновременно на проектах любой длительности, и выставление до 100 оценок на человека).
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
КОНТ ТЕПТ
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И.,
Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности ____________________ ______________ студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -
нашно-методикеский электронный журнал ^ 13048. — 0,4 п. л. - 11Р1_. Ийр.//е-ко псе pt.ru/
у р 2013/13048.Ь^т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
АШ 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 2304-120Х.
5. Возможность создать индивидуально-ориентированную структуру компетенций (дерево компетенций).
6. Формирование индивидуальных компетенционных профилей.
7. Формирование групповых профилей компетенций (сравнение групповых результатов).
8. Возможность работы с профессиограммами. Создание профессиограмм и сравнение профилей людей с требованиями профессиограмм.
9. Возможность просматривать рейтинги людей по профессиограммам. Сравнительный анализ профессиограмм и больших групп.
10. Агрегация и соединение данных по разнопрофильным проектам;
11. Контроль качества образовательного процесса или трудовой деятельности;
12. Интегрирование данных в единой базе данных [5].
С помощью сервера компетенций можно оценивать и развивать профессиональные компетенции студентов по нескольким направлениям: аналитические, системные, инженерные, коммуникационные. Причем будет получена не умозрительная, а реальная оценка способностей и навыков студента, выведенная на основе его действий. Данная возможность реализуется за счет использования различных виртуальных тренажеров и проведения метаигр.
Таким образом, в рамках работы университета целесообразно будет внедрить платформу «Сервер компетенций» компании «Образовательное бюро «Солинг»», на которой построены как «Вектор» так и DevYourself. На базе данной платформы можно будет создать сервис, полностью ориентированный на цели проектной деятельности университета, позволяющий задать требуемые компетенции для каждого конкретного проекта или группы проектов, а также вести контроль профессионального и личностного роста студентов на уровне групп и институтов. Основным преимуществом сервера компетенций является возможность настроить функционал сервиса под конкретные задачи проектной деятельности университета.
Сервис «Эффективно.рф»
Эффективно.рф - сервис, который позволяет проводить удаленную оценку компетенций персонала по методике «360 градусов». Суть методики «360 градусов» заключается в том, что оценку сотрудника проводит все его рабочее окружение: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты. Результат оценки - рейтинг свойств сотрудника (оценивается мера соответствия занимаемой должности по списку компетенций). Далее производится сравнение: анализ разрывов между внешней оценкой и самооценкой.
Это удобный инструмент для руководителя и специалиста по кадрам. Эффективно.рф оценивает уровень компетенций сотрудника, его потенциал, определяет основные направления для личного роста и развития [6]
В целях проектной работы университета данный сервис может быть использован в процессе оценки знаний студентов и преподавателей в рамках определенного проекта, так как оцениваться могут лишь определенные аспекты личности, связанные с решением конкретных задач.
Система «РЕСУРС-К»
Экспертная система «РЕСУРС-К» предназначена для оценки личностного потенциала и компетенций личности, обеспечивающих ее профессиональную успешность, а также ресурсные возможности профессионального и карьерного роста. «РЕСУРС-К» является новейшей разработкой в семействе компьютерных диагностических систем, созданных авторским коллективом компании «ВЫ+МЫ» (г. Томск). Ядром системы яв-
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
КОНТ ТЕПТ
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И.,
Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности ______________________ ________________ студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -
наично-методический электронный журнал ART 13048. — 0,4 п. л. - URL. http.//e-koncept.ru/
у 2013/13048.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. -
ART 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 issn 2304-120Х.
ляется база экспертных знаний, позволяющих оценить уровень выраженности компетенций через интеграцию результатов тестирования. Именно база экспертных знаний делает систему «РЕСУРС-К» принципиально отличной от компьютерных программ с набором тестов. С помощью данной системы можно оценивать следующие качества: общие интеллектуальные способности, профессиональную направленность личности, способность генерировать нестандартные идеи, уровень осознания персональной ответственности, ценностные предпочтения личности и др. [7].
Данный сервис может быть использован руководителями проектов в качестве инструмента подбора студентов с требуемым уровнем определенных характеристик и компетенций.
1С:Зарплата и управление персоналом 8. Оценка компетенций
Для проведения оценки сотрудника на основании модели компетенций в 1С:Зарплата и управление персоналом 8 формируется список компетенций, по которым должна проводиться оценка. Список заполняется автоматически на основании компетенций, привязанных к должности, занимаемой данным сотрудником. Также система позволяет ввести компетенции вручную - методом подбора из списка компетенций [8].
Данный сервис проблематичен в плане интеграции в систему электронного кабинета НИ ТПУ, так как работает только на базе платформы 1С и сложен для настройки под задачи проектной деятельности, поэтому его внедрение в рамках проектной деятельности может быть нерентабельным.
Результаты экспертного анализа
Для того чтобы выбрать наиболее подходящие для внедрения в работу ТПУ сервисы, необходимо проанализировать и сравнить все варианты имеющихся программных средств. Вышеописанные сервисы были оценены по следующим параметрам: стоимость; возможность использования в проектной деятельности университета; время, затрачиваемое студентом на анализ своих компетенций; разнообразие функционала; возможность интеграции в существующую информационную систему университета; простота и удобство интерфейса. Каждому из параметров был присвоен индивидуальный вес.
Анализ описанных сервисов был проведен по методу экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. При проведении оценки экспертами выступили как специалисты, занимающиеся организацией проектной деятельности в университете, так и сотрудники Центра «Электронный университет», занимающиеся разработкой и внедрением программных средств, автоматизирующих деятельность томского Политехнического университета. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.
В результате проведенного исследования выяснилось, что сервер компетенций «Солинг», реализованный в виде сервисов «Рекомендательная система Вектор» и «Dev Yourself», набрал наиболее высокий балл, то есть, по выбранным критериям оценки он лидирует, а значит, наиболее подходит для внедрения в работу Томского Политехнического Университета в рамках развития проектной деятельности.
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
КОНТ ТЕГГТ
научно-методический электронный журнал
ART 13048 УДК 378.147.88:004.738.4
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И., Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -ART 13048. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13048.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
Сравнительный анализ сервисов
Таблица 1
Параметры оценки Вес Баллы
LinkedIn Сервер «Со- линг» РЕ- СУРС-К 1С Эффек- фектив тив- но.рф
Стоимость 0,2 5 5 2 4 3
Пригодность к проектной деятельности 0,2 5 5 4 2 2
Время, затрачиваемое на анализ 0,1 4 4 4 3 2
Разнообразие функционала 0,25 3 5 4 2 3
Возможность интеграции 0,1 5 5 5 5 5
Простота интерфейса 0,15 4 4 4 4 4
Суммарная оценка 4,25 4,75 3,7 3,1 3,05
На основе выбранной платформы «Сервер компетенций» планируется сформировать собственный сервис оценки компетенций, который затем будет внедрен в систему электронного кабинета Томского политехнического университета. Электронный кабинет представляет собой web-приложение, осуществляющее доступ к информации о студентах и преподавателях. Его главной функцией является контроль текущей успеваемости студентов.
Предполагается, что функционал сервиса оценки компетенций будет доступен из электронного кабинета всем студентам университета, откуда они смогут пройти тестирование и выяснить следующее:
- какие компетенции у них имеются, и какие им следует активно развивать;
- какие роли рекомендованы им для выполнения в проектах;
- в какой научной сфере им следует выбрать проект.
Также они смогут принять участие в развивающих проектные навыки метаиграх и получить список рекомендуемых для изучения он-лайн семинаров и ресурсов по результатам оценки уровня различных компетенций.
Преподаватели, в свою очередь, смогут размещать общедоступную информацию о проектах и компетенциях, которые требуются для участия в них, а также вести самостоятельный поиск студентов по заданным компетенциям и выставлять оценки студентам, уже принимавшим участие в их проектах.
Развитие проектной деятельности университета имеет огромное значение для научной работы, а также для повышения профессиональных качеств студентов. Обеспечение информационно-технической поддержки организации проектной работы позволит существенно увеличить эффективность проектной работы ВУЗа и повысить уровень заинтересованности студентов.
Ссылки на источники
1. Профессиональная социальная сеть LinkedIn. - URL: http://ru.linkedin.com.
2. Образовательное бюро «Солинг». Сервер компетенций. - URL: http://www.soling.su/ product/сервер-компетенций.
3. Рекомендательная система «Вектор» Фонда Потанина. - URL: http://vector.potanin.cmp4.ru.
4. Сервис DevYourself. - URL: http://devyourself.ru.
5. Образовательное бюро «Солинг». Указ. ист.
6. Сервис оценки персонала «Эффективно.рф». - URL: http://эффективно.рф.
7. Экспертная система «РЕСУРС-К». - URL: http://www.youwe.tom.ru/it-tehnologii/resurs-k.
8. 1С: Зарплата и управление персоналом. - URL: http://v8.1c.ru/hrm/ocenka/ocenka_kompetentsyi.htm.
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm
Гончарук Ю. О., Савинкина У. С., Мозгалева П. И., Замятина О. М. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента // Концепт. - 2013. - № 03 (март). -ART 13048. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13048.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 13048 УДК 378.147.88:004.738.4 Goncharuk Julia,
student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
divia777@mail.ru
Savinkina Uliana,
student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk savinkina ulyana@mail.ru Mozgaleva Polina,
Expert of Elite Engineering Department, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
mpi@tpu.ru
Zamyatina Oxana,
PhD, Head of Elite Engineering Department, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk zamyatina@tpu.ru
Internet-technologies for university project activity development Annotation. The article considers Internet technologies the implementation of which can foster the development of project activities in Tomsk Polytechnic University: automation of students’ competencies assessment and the choice of appropriate projects to be accomplished by students.
Keywords: university project activity development, competency assessment, recommendation system.
-120X
Рекомендовано к публикации
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
pu "7 fu
977230412013503
http://e-koncept.ru/2013/13048.htm