научно-методический электронный журнал
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14233.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14233
УДК 378.147.88
Калинина Надежда Викторовна,
кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной
техники Нижегородского государственного технического университета
им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Н. Новгород [email protected]
Шайдуллин Миннахмат Габдульбарович,
кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной
техники Нижегородского государственного технического университета
им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Н. Новгород [email protected]
Спехов Павел Леонидович,
старший преподаватель кафедры кораблестроения и авиационной техники
Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Н. Новгород [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся организации и проведения производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей. Указана проблема, возникшая в связи с введением новых учебных планов. Ключевые слова: производственная практика, бакалавр, учебный план, проблемы и перспективы организации практики.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
При подготовке бакалавров по направлению 26.03.02 (180100) «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предусмотрены два вида практик: учебная и производственная [1].
Правильная организация практик является одним из важнейших путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий жизни, соответствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную и справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.
Рассмотрим, как проходит производственная практика в Нижегородском государственном техническом университете им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), организованная сотрудниками выпускающей кафедры «Кораблестроение и авиационная техника».
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров практика предусмотрена на третьем курсе в шестом семестре продолжительностью четыре недели (216 часов) и оценивается в шесть зачетных единиц.
Целями производственной практики являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете по дисциплинам «Объекты морской техники», «Основы кораблестроения», «Судовые системы», «Сварка», «Судостроительные материалы» [2];
- приобретение практических навыков самостоятельной работы на рабочих местах;
Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
научно-методический электронный журнал
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14233.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14233
УДК 378.147.88
- ознакомление со структурой судостроительного завода, с технологией и организацией постройки судов, с конструкцией корпуса строящихся судов;
- освоение методов работы с проектно-конструкторской и технологической документацией, технической литературой, ГОСТами, ОСТами, РД и другой нормативной документацией.
В задачи производственной практики входит формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью:
- ознакомление со структурой завода и номенклатурой выполняемых работ и схемой производственных связей его основных цехов;
- освоение современных технических средств выполнения проектных и технологических разработок;
- освоение методов технологической проработки проектируемых судов (кораблей), средств океанотехники, корпусных конструкций;
- освоение отдельных пакетов прикладных программ технологической подготовки производства;
- изучение основных требований, предъявляемых к технической документации, материалам, изделиям;
- изучение действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по составлению и оформлению технической документации.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями [3]:
а) общекультурными (ОК):
- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
б) профессиональными (ПК):
- использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда (ПК-8);
- анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-9);
- участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК-18).
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
знать
- организацию судостроительного производства;
- технологические процессы сборки судов;
- основные проблемы судостроительной отрасли;
- требования по охране труда и технике безопасности на предприятии;
- права и обязанности специалиста среднего звена (бригадира, мастера);
уметь
- использовать практические знания в сборке деталей, узлов, секций корпуса судна;
- использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации материалов и изделий;
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
научно-методический электронный журнал
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14233.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14233
УДК 378.147.88
владеть
- основами технологии сборки и сварки корпусов судов;
- методами анализа процессов возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по их предупреждению;
- методами осуществления технического контроля действующего производства.
В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с
уровнем современной науки и техники программой предусматривается более глубокое изучение вопросов технологии и организации постройки судов. Студенты знакомятся с технологическими методами и средствами обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций, особенностями проектирования технологических процессов сборки, сборочной оснастки.
Студенты к моменту начала практики должны знать технологические методы и средства обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций; основы оформления технической документации, стандарты и правила построения и чтения чертежей, схем, способы графического представления пространственных образов; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности; виды и типы морской техники, принципы их действия; основные принципы системного подхода при создании морской техники, современные методы проектирования; назначение, состав, тенденции и сферы применения энергетических комплексов морской техники.
Во время прохождения практики студент обязан:
- ознакомиться со структурой предприятия и его подразделениями, с организацией производственных и технологических процессов, с работой цехов;
- изучить технологическую трудоемкость постройки судов, принципиальную технологию постройки судов, работу технологического отдела;
- выполнить отчет и индивидуальное задание.
В качестве тем индивидуальных заданий студентам предлагается одно из направлений:
- технология изготовления узла, секции, блок-секции и т. д.;
- анализ возможности применения промышленных роботов;
- анализ методов борьбы со сварочными деформациями;
- современные компьютерные технологии в управлении и в производстве;
- бесплазовый метод подготовки производства;
- лазерные технологии в судокорпусостроении;
- анализ технологичности судовых конструкций, строящихся судов;
- анализ метода модульного судостроения;
- современные судостроительные материалы;
- экономические показатели работы участка, цеха;
- разработка мероприятий по охране окружающей среды;
- типовой расчет норм выработки, производственных мощностей и загрузки цехового оборудования.
Примерный календарный план производственной практики приведен в таблице ниже.
Местом проведения производственной практики являются судостроительные и судоремонтные заводы РФ: ОАО «Завод «Красное Сормово», г. Н. Новгород; ОАО Сокольская судоверфь, пос. Сокольское Нижегородской области; ОАО «Центр судоремонта “Звездочка”», г. Снежногорск Мурманской области; ОАО «Завод Нижегородский теплоход», г. Бор; ЗАО «Онежский судостроительный завод», г. Петрозаводск и др.
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
КОНТ TF.TTT
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал httpN://eck0nC4e9P96ru/20s1s4/12432o3431h2mx ~ ^ ^
ART 14233 УДК 378.147.88 л 9 - . - .
Примерный календарный график производственной практики
№ п/п Разделы (этапы) практики Продолжительность, ч Форма отчетности
1 Подготовительный этап (проводится до начала календарного срока практики) 6
1.1 Получение студентами гарантийных писем предприятий о приеме на практику. Оформление договоров с предприятиями на проведение практики 2 Отметка о присутствии
1.2 Проведение собрания студентов; выдача индивидуальных заданий, допусков и путевок на практику 4 Отметка о присутствии
2 Организационный этап в
2.1 Оформление пропусков на предприятия 4
2.2 Прохождение инструктажа по технике безопасности. Распределение по рабочим местам 4
3 Производственный этап 1в0 Сбор материала для отчета
Знакомство студентов со структурой предприятия, его подразделениями,цехами,отделами 18
Знакомство с организацией производственных и технологических процессов. Знакомство с процессом обработки металла. Знакомство с процессом предварительной сборки секции. Знакомство с процессом стапельной сборки. Знакомство с цехом трубомедницкой сборки. Знакомство с механо-монтажными работами. Знакомство с работой механо-сборочной части. Знакомство с достроечными работами. Знакомство с проведением швартовных испытаний 18 18 18 18 18 18 18 18 9
Знакомство с работой технологического отдела 9
4 Индивидуальное задание 36 Отчет по практике
Выполнение индивидуального задания 16
Анализ и обобщение полученной информации. Написание отчета по практике 20
Итого 216
В настоящее время, практически на всех базах практики, студенты работают на рабочих должностях, а также на должностях помощника мастера, мастера, техника, технолога. Это было достигнуто путем совместных усилий сотрудников НГТУ и предприятий.
С 2004 г. производственная практика при подготовке бакалавров-кораблестрои-телей сотрудниками кафедры «Кораблестроение и авиационная техника» организована на рабочих местах. До этого времени практика проходила в форме экскурсий на нижегородском предприятии ОАО «Завод "Красное Сормово”». В то тяжелое для промышленных предприятий время, когда заводы не могли платить вовремя заработную плату даже своим сотрудникам, такая форма проведения практики была выходом для ее существования. О производственных практиках с выездом в другие регионы на судостроительные заводы не было и речи.
И вот в 2004 г. у ОАО «Завод "Красное Сормово”» появились заказы на строительство судов. Следовательно, потребовались рабочие. И они были найдены в лице студентов.
Но в те годы подготовка бакалавров-кораблестроителей велась по ГОС второго поколения и производственная практика была предусмотрена в два этапа: после
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
КОНТ ТЕПТ
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL:
ЭttN://фCk77C4e9P96r5/20SS4N12432O343.^2OX ~ ^ ^
ART 14233 УДК 378.147.88 л № - . - .
третьего и четвертого курсов по три недели каждая. Заводу брать студентов на время практики на работу было невыгодно. Сначала они неделю устраиваются. Потом неделю овладевают навыками на конкретном рабочем месте, и остается чуть больше недели для работы. Такая организация практики никого не устраивала. Тогда руководство завода вышло с предложением об объединении двух практик в одну. После обсуждения данного вопроса было принято решение о проведении практики после третьего курса с протяженностью восемь недель.
В том же 2004 г. был заключен договор на проведение производственной практики студентов НГТУ на предприятии ОАО «Завод "Красное Сормово”». В договоре оговаривались и дополнительные условия. Одно из них касалось учебного плана. Нужно было адаптировать учебный план к продолжительности производственной практики в восемь недель. Были внесены изменения в учебный план подготовки бакалавров. Завод предоставлял студентам рабочие места, при необходимости организовывал краткосрочную техническую учебу для овладения рабочими специальностями. Оплату труда производил в соответствии с действующими на предприятии расценками и выполнением производственных заданий.
В 2005 г. был заключен договор с ООО «Онежский судостроительный завод» на проведение производственной практики для студентов НГТУ, обучающихся по направлению «Кораблестроение и океанотехника». Практика была успешно проведена, и студенты трудились на рабочих местах (рис. 1).
Рис. 1. Студент на рабочем месте в ООО «Онежский судостроительный завод»
С 2005 г. возобновились выездные практики. Ежегодно студенты стали проходить производственную практику на базе ФГУП «Судоремонтный завод "Нерпа”» (г. Снежногорск), ОАО «Окская судоверфь» (г. Навашино), ОАО «Городецкий судоремонтно-механический завод» (г. Городец), ОАО «Судостроительный завод "Волга”» (г. Н. Новгород) и т. д.
Хотелось бы отметить, что в ООО «Онежский судостроительный завод» все студенты в конце практики на заседании квалификационной комиссии проходят испытания на присвоение им квалификации «Сборщик корпусов металлических судов» 2-го разряда (рис. 2).
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
КОНТ TF.FfT
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL:
httP://e-konceptru/2°14/14233.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14233
УДК 378.147.88
Рис. 2. Студенты на рабочем месте перед заседанием квалификационной комиссии
По окончании практики обязательно проводится студенческая учебно-практическая конференция (см. рис. 3). На этой конференции заслушиваются доклады студентов по результатам практики. Они рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями о том, как их встретили, о предприятии, его продукции, о технологическом оборудовании. И конечно, о людях, которые работали рядом с ними, обучали их строить его величество корабль. Чем больше предприятий вовлечено в программу производственной практики, тем интереснее и познавательнее проходят студенческие конференции, тем больше информации о постройке судов получают студенты.
Роль практики с каждым годом только возрастает, поскольку после окончания вуза предприятия желают получать специалистов, которые уже способны работать без дополнительной подготовки и обучения. Поэтому остро встал вопрос о необходимости увеличения количества недель на практику, чтобы все осталось на том же качественном уровне. Кропотливый анализ ФГОС 3 и многочасовые обсуждения учебного плана показали, что имеется принципиальная возможность довести практику до шести недель. Изменение учебного плана заключается в уменьшении количество недель теоретического обучения в шестом семестре на две недели. Таким образом, можно сохранить существующие базы практик и повысить качество прохождения студентами производственной практики.
Рис. 3. Студенческая конференция по итогам производственной практики
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm
научно-методический электронный журнал
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2014. -№ 09 (сентябрь). - ART 14233. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14233.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14233
УДК 378.147.88
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 98 б - «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры». Квалификация (степень) - бакалавр. - М., 2008.
2. Зуев В. А., Калинина Н. В. Особенности преподавания профессиональных дисциплин при подготовке бакалавров-кораблестроителей // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12151. - URL: http://e-koncept.ru/2012/12151.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. - [Дата обращения 24.07.2014].
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 98 б - «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры». Квалификация (степень) - бакалавр.
Nadezhda Kalinina, issn 2304-120Х
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R. E. Alekseyev, Nizhny Novgorod [email protected] Minnahmad Shaidullin,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R. E. Alekseyev, Nizhny Novgorod [email protected] Pavel Spehov,
Senior lecturer at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R. E. Alekseyev, Nizhny Novgorod [email protected]
Role of manufacturing practice in bachelors-shipbuilders training
Abstract. The article is devoted to issues relating to the organization and conduct of industrial practice in the training of bachelors shipbuilders. The article contains the problem that arose in connection with the introduction of new curricula.
Key words: manufacturing practice, bachelor, curriculum, problems and prospects of practice organization. References
1. (2008) Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 98 b - “Korablestroenie, okeanotehnika, sistemotehnika ob#ektov morskoj infrastruktury”. Kvalifikacija (stepen') - bakalavr, Moscow (in Russian).
2. Zuev, V. A. & Kalinina, N. V. (2012) “Osobennosti prepodavanija professional'nyh disciplin pri podgo-tovke bakalavrov-korablestroitelej”, Koncept, № 11 (nojabr'). ART 12151. Avalable at: http://e-koncept.ru/2012/12151.htm. Gos. reg. Jel No FS 77-49965. ISSN 2304-120X. [Data obrashhenija 24.07.2014] (in Russian).
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 98 b - “Korablestroenie, okeanotehnika, sistemotehnika ob#ektov morskoj infrastruktury”. Kvalifikacija (stepen') - bakalavr.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
pu "7 fu
977230412014209
http://e-koncept.ru/2014/14233.htm