Научная статья на тему 'Использование Интернет-технологий при обучении французскому языку'

Использование Интернет-технологий при обучении французскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова М. М.

Рассматриваются возможности использования Интернет-технологий для образовательных целей, в обучении французскому языку. Использование технологий в обучении иностранному языку позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обучения в вузе и совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Интернет-технологий при обучении французскому языку»

Достаточно высокие показатели результативности выполнения итоговых тестов показывают студенты, владеющие навыками опознавания грамматических явлений, которые входят в школьный минимум.

Особенностью пособий является подбор языкового инструментария, дающего возможность его интеграции в общий курс иностранного языка неязыкового высшего учебного заведения.

Проведенные нами экспериментальные проверки дают возможность говорить о том, что использование ЭОР в обучении иностранному языку студентов технического ВУЗа значительно повышает эффективность образовательного процесса, позволяет сделать его интересным, познавательным и стимулирует студентов к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

Предполагается разработка комплекта ЭОР по преодолению грамматических трудностей для студентов начального этапа обучения.

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/ concept (дата обращения: 06.12.2013).

2. Интернет в профессиональной деятельности: научно-методический сборник / Под ред. Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.

3. Алексеева Т.Е. Интерактивные мультимедийные обучающие программы по английскому языку и возможности их использования в техническом ВУЗе // Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 94-97.

4. Новые информационные технологии в образовании: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2012. - 538 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

© Магомедова М.М.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Рассматриваются возможности использования Интернет-технологий для образовательных целей, в обучении французскому языку. Использование технологий в обучении иностранному языку позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обуче-

* Доцент кафедры Французского языка, к.п.н.

ния в вузе и совершенствовать приобретенные знания, навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, методика преподавания иностранного языка, образование, Интернет-ресурсы.

Стремительное развитие мультимедийных технологий и средств телекоммуникации обусловило их внедрение в различные сферы жизни и, прежде всего, в обучение иностранным языкам. Нельзя отрицать явные преимущества информационно-коммуникационных технологий как средств обучения по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами.

Так, например, использование новых информационных технологий при обучении иноязычной культуре позволяет:

- обеспечить сочетание логического и образного способов освоения информации;

- создать оптимальные условия для самостоятельного изучения учебного материала;

- значительно индивидуализировать обучение;

- представлять в мультимедийной форме информационные материалы (видеофрагменты, записи и т.д.);

- автоматизировать контроль и оценку знаний и умений. Средства контроля позволяют преподавателям определить количество, состав и степень сложности заданий, а также показатели, отражающие требования к знаниям обучаемых.

Однако преимущества информационных технологий не следует понимать в том смысле, что информационные технологии полностью вытеснят и заменят традиционные средства обучения. Для повышения качества обучения целесообразнее использовать информационные технологии в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.

В настоящее время широкое распространение получила методика обучения иностранному языку с использованием Интернета. Успех данной методики можно объяснить тем, что она позволяет задействовать такой важный элемент обучения, как интерес [см. подробнее: Степенко, 2009: 298-307]. Самым простым применением Интернета является использование его как источника дополнительных материалов для преподавателя и обучаемого при подготовке к занятию. Однако в этом случае используется лишь часть возможностей.

Под термином «Интернет-технологии» в методике обучения иностранному языку понимается совокупность приёмов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет.

В дидактическом плане сеть Интернет включает по меньшей мере два компонента:

- формы телекоммуникации (электронная почта, чат, форум, видео-, веб-конференции и т.д.);

- информационные ресурсы (текстовый, аудио- и видеоматериал разнообразной тематики на разных языках), созданные для учебных целей [Полат, 2000].

В настоящее время выделяют несколько видов учебных Интернет-ресурсов, среди которых наиболее распространёнными являются:

- хотлист - список Интернет-сайтов с текстовым материалом по определённой тематике. Например:

Тема: "Moscou".

1. http://fr.wikipedia.org/wiki/Moscou.

2. http://www.geographia.com/moscow.

3. http://www.kreml.ru.

4. http://www.museum.ru/Moscow.

- мультимедиа скрэпбук - перечень мультимедийных ресурсов, которые могут быть использованы в качестве иллюстративного материала при изучении определённой темы. Например:

Тема: "Nœl en France". Аудиопрограммы:

1. http://www.voanews.com/mediassets/Audio/mp3/se-white-christmas. mp3.

2. http://www.voanews.com/mediassets/Audio/mp3/se-tia-christmas-tradi-tions.mp3.

- треж хант - список Интернет-ресурсов по изучаемой теме. Интересным представляется тот факт, что каждая из ссылок содержит вопросы, с помощью которых преподаватель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. Например:

Тема: La démocratie.

1. Relevez la définition de la démocratie.

2. Quelle est la devise de la démocratie selon la Constitution de 1958?

3. Les citoyens n'ont pas que des droits, mais aussi des devoirs. Nommez en.

4. Sur quelle déclaration célèbre repose la démocratie française? Ressources sur Internet:

1. http://www.elysee.fr/junior.

2. www.assemblee-nationale.fr.

3. www.service-public.fr (site de l'Administration française).

4. www. memoiredeshommes.sga. defense.gouv.fr.

К числу наиболее сложных типов учебных Интернет-ресурсов следует относить веб-квест (англ. «webquest» - «Интернет-проект»). С точки зрения лингводидактики, веб-квест представляет исследовательскую кооперативную проектную деятельность с использованием ресурсов Интернета. При подготовке к выполнению веб-квеста преподаватель должен чётко обозначить перед учащимися:

а) ситуацию (тема, цель проекта);

б) продукт, который должен получиться у учащихся в результате проведения веб-квеста (устная презентация, веб-страница в Интернете, видео-ролик и т.д.);

в) алгоритм выполнения заданий;

г) источники, которые могут быть использованы учащимися при подготовке.

Веб-квест, как правило, ориентирован на решение практических задач и требует привлечения интегрированного знания.

Рассмотрим пример веб-квеста, который может быть использован при изучении темы "Voyage" («Путешествия») на занятиях по французскому языку.

Projet: Partons en Corse.

Introduction.

Les élèves d'un lycée bavarois aimeraient partir en Corse en voyage de classe avec leurs profs de français. Ceux-ci ne sont d'accord qu'à condition que les élèves les aident à préparer le séjour en relative autonomie. Ils ne veulent pas d'une mentalité purement touristique et exigent que les élèvent manifestent un intérêt culturel authentique. On décide de tout préparer ensemble et de partager le travail.

Pour aider les éléves les professeurs leur proposent des liens internet de sites utiles et suggèrent des centres d'intérêt sur lesquels leurs recherches devront porter.

Chaque élève choisira au moins deux modules. Les élèves promettent même de documenter leur séjour sous forme d'une présentation PowerPoint ou d'un journal de bord.

Tout au long de leurs recherches ils sauvegarderont des photos dans un dossier en vue d'une soirée diapos pour les parents.

Module 1: Les aspects géographiques.

Les professeurs demandent aux élèves de se connecter sur http://fr.wikipe-dia.org/wiki/Corse#Administration pour se renseigner sur:

- la situation géographique de la Corse.

- le nombre de départements de l'île et leurs noms.

- les régions dont l'île est composée [voir: http://www.sitec.fr/iledebeaute/ frame.htm?/iledebeaute/hist/histoire.htm].

- sa situation géographique par rapport à l'Hexagone et à la Sardaigne.

- le nom sous lequel cette île est connue.

- les raisons de la popularité de la Corse chez les touristes.

- sa couleur dominante qui la démarque / distingue des îles environnantes.

Les élèves se rendent ensuite sur http://corsicami.free.fr/geocor.htm pour

s'informer sur:

- sa population.

- la distance de Nice et de Marseille.

- la longueur et la largeur de l'île.

- la longueur des côtes.

- les villes principales [http://www.rando.net/cartes/france/2frame.htm cliquez sur l'île pour aggrandir l'image].

- la végétation.

- le type de climat [renseignements supplémentaires sur http://www.1vo-yage.com/corse/informations-corse.htm].

Module 2: La préparation du voyage et des déplacements sur place.

Pour commencer, les élèves demanderont par e-mail aux Offices du Tourisme à Ajaccio ajaccio.tourisme@wanadoo.fr, Bonifacio tourisme.bonifacio@wana-doo.fr, Porto-Vecchio info@destination-sudcorse.com et Bastia bastia@wana-doo.fr de leur envoyer des brochures [sans oublier d'en envoyer une copie-jointe à leur professeu].

Ensuite, on leur demandera de consulter les sites suivants:

В процессе работы над веб-квестом студенты учатся быстро находить необходимую информацию, использовать полученные данные в практических целях, что позволяет развить такие обобщённые умения и навыки как умения выделять главное, анализировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения, прогнозировать и т.д. Использование данной технологии содействует активизации творческой работы студентов, формированию их профессиональных компетенций, что создаёт основу для профессиональной самореализации.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в частности, Интернет-технологий, позволяет не только активизировать познавательную деятельность, но и развивает коммуникативные, когнитивные, творческие способности учащихся, способствует формированию их информационной культуры.

Список литературы:

1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3.

2. Степенко М.А. Мультимедийные технологии как средства формирования познавательного интереса при обучении иноязычной культуре // Учебник, ученик, учитель: материалы V Юбилейной всероссийской научно-практической конференции. - 2009. - Том 2. - С. 298-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.