Научная статья на тему 'Использование интернет-технологий как средства обучения математике студентов гуманитарных специальностей'

Использование интернет-технологий как средства обучения математике студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Потехина

В данной статье речь идет о важности внедрения Интернет-технологий для обучения студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам, которые позволят преподавателю участвовать в познавательной деятельности студентов, реализации открытого образования и личностной направленности процесса обучения, сделать образование информационно емким, доступным и распределенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Потехина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET-TECHNOLOGIES AS THE MEANS OF TEACHING HUMANITARIAN SCIENCE STUDENT MATHEMATICS

The article views the problems and significance of Internet-technologies application to teaching students of humanitarian sciences Mathematics, as such technologies allow the lecturers to take an active part in students' cognitive activity, to realize open teaching and personal approach to teaching process, to make teaching capacious, accessible and distributive.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-технологий как средства обучения математике студентов гуманитарных специальностей»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Е.В. Потехина

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно ускоряющейся скоростью появления новых знаний и новых форм их передачи. По этой причине в систему образования привлекают современные коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Такие технологии позволяют создавать и развивать как локальные и региональные единые информационные пространства, так и единое интерактивное информационное мировое пространство. Отметим тот факт, что Правительство Российской Федерации постановлением от 28 августа 2001 года №630 утвердило федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2006 годы)».

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения большое внимание уделяется интеграции общих математических и естественнонаучных дисциплин, в частности, математики и информатики. Это инициирует проектирование теоретических и практических основ моделирования

THE USE OF INTERNET-TECHNOLOGIES AS THE MEANS OF TEACHING HUMANITARIAN SCIENCE STUDENT MATHEMATICS

E.V. Potekhina

The article views the problems and significance of Internet-technologies application to teaching students of humanitarian sciences Mathematics, as such technologies allow the lecturers to take an active part nn students' cognitive activity, to realize open teachnng and personal approach to teachnng process, to make teachnng capacious, accessible and distributive.

В данной статье речь идет о важности внедрения Интернет-технологий для обучения студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам, которые позволят преподавателю участвовать в познавательной деятельности студентов, реализации открытого образования и личностной направленности процесса обучения, сделать образование информационно емким, доступным и распределенны/м.

УДК 372.851

соответствующего дидактического процесса в компьютерной среде. Широкое использование 1п1егпе1>технологий во многих областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании стимулирует исследования о влиянии коммуникационных технологий на совершенствование методических систем обучения различным учебным дисциплинам. Поэтому проблема обучения математике и информатике студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений на основе их интеграции с использованием Ш;егпе1>технологий является актуальной.

До сих пор традиционные формы обучения математике и информатике оставались неизменными. Компьютерные технологии в этом плане предоставляют несравненно большие возможности. Однако для повышения качества и эффективности образовательного процесса, основанного на широком использовании коммуникационных технологий, необходимо спроектировать соответствующее научно-методическое обеспечение.

В статье [1] М.А. Гуриев отмечает, что с приходом индустрии информационных технологий, можно сказать, появились экскаваторы для переработки информации с целью более эффективной аккумуляции передачи знаний. Цивилизация уже вошла в Интернет-переход, но прошла 5-6% пути и по этим результатам трудно строить прогнозы эффективности использования коммуникационных технологий в образовании, но в то же время рискованно недооценивать значение информационных технологий, онлайнового образования, дистанционного обучения и т.д. Именно использование коммуникационных технологий позволит решить проблему человека в быстро меняющемся мире, обрести новую целостность, сформировать новый образ науки, преодолевая ставшей традиционной разобщенность естественных и гуманитарных наук, осуществить поиск новых взаимоотношений человеческой цивилизации и природы, создать основу новой инфраструктуры планеты - инфосферу, когда персональные компьютеры и информационные технологии выступают не просто как умножители интеллекта, а открывают новые измерения сознания, связы-

вая их в единое целое, образуя упорядоченную систему новой культуры.

Наиболее значимыми отличительными чертами формирующейся новой системы образования являются:

• Переход от «обучения» к «образованию».

• Непрерывное и опережающее образование, его фундаментализация, направленность на личностно-ориентированное обучение и развитие творческих способностей обучаемых.

• Широкое и непрерывное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

• Создание единого интерактивного образовательного информационного пространства и переход к открытому образованию.

Обучение математике гуманитариев всегда вызывало определенную трудность. Существует определенная пропасть между естественнонаучными и гуманитарными знаниями, которую можно преодолеть за счет использования коммуникационных технологий.

В диссертационном исследовании [3] проектируется теоретическая модель обучения математике студентов гуманитарных специальностей вузов на основе использования информационных и коммуникационных технологий, практическое применение которой неизбежно включает познавательную деятельность студентов, обеспечивающую не только определенную систему знаний, но и необходимый развивающий эффект, а также способствующую общекультурной подготовке студентов, формированию их математической и информационной культуры студентов, личностно ориентированному развитию будущего специалиста. В качестве исходного положения выбрано следующее:

Обучение математике в гуманитарном вузе естъ дидактическое целесообразное сочетание обучения общекулътурным знаниям и деятелъности, присущей математике и информатике, с применением компъютерных коммуникационных технологий, которые выступают как мощный помощник преподавателю в управлении позна-вателъной деятелъностъю студентов, реа-

Потехина Е.В.

«Использование интернет-технологий как средства обучения математике...»

лизации открытого образования и личностной направленности процесса обучения, позволяющими сделатъ образование информационно емким, доступным и распределенным.

При этом можно исходить из модели, выделяющей три основные аспекта математической деятельности, применяемой в любом предмете:

1. Математическое описание конкретных ситуаций или математизация эмпирического материала с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

2. Логическая организация математического материала, полученного в результате математизации эмпирического материала.

3. Применение математической теории, полученной в результате логической организации математического материала.

Кратко рассмотрим педагогические возможности коммуникационных технологий, использование которых может значительно повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и логических приемов мышления, наиболее часто применяемых при реализации математизации эмпирического материла, его логической организации и применении математической теории при изучении математики в вузе.

Во все времена образовательный процесс был связан с проблемой поиска нужной информации и передачей ее обучаемому. Использование компьютерных коммуникаций, 1п1егпе1>технологий открывает возможность быстрого поиска информации - доступной в любое время и в любом месте. Рассматриваемая технология совершенствует методическую систему обучения математике, причем изменяет облик не только средств и организационных форм обучения, но формирует новые методы обучения, в конечном итоге изменяя цели и содержания обучения.

Каковы перспективы использования коммуникационных технологий в обучении математике?

Прежде всего, возможность доступа к удаленным информационным ресурсам об-

разовательных и научных центров, что приведет к изменению форм обучения, смещение акцентов в сторону самостоятельной работы, ориентации на персонифицированную модель обучаемого, на самостоятельное добывание знаний. Постепенно образовательный процесс перестроится в сторону расширения самостоятелъной и внеаудиторной работы, отказа от классно-урочной системы и массового образования, индивидуализации обучения, оптимального сочетания методов коллективного и индивидуального обучения за счет создания и использования электронных гипертекстовых учебников, баз знаний и педагогической информации, различного информационного обеспечения образовательного процесса и авторских инструментальных средств. По этой причине актуально создание классов и залов открытого доступа с выходом в локальные, региональные и глобальные сети, интеграция всех компьютеров, расположенных в учебных аудиториях, лабораториях, библиотеках и общежитиях в единую учебно-информационную сеть учебного заведения, российские и мировые глобальные сети.

Коммуникационные технологии будут способствовать гуманизации среды образования, за счет возможности обмениваться информацией. Возможность получения учебной информации в различных формах пробудит любопытство и фантазию. Степень образования будет зависеть только от желания его получить. Доступностъ образования будет обеспечена на протяжении всей жизни. В некоторых самых передовых образовательных центрах мира компьютеры и коммуникационные сети уже влияют на традиционные отношения обучаемых между собой и с преподавателями, способствуя развитию навыков коллективной работы.

Доступ преподавателей к методическим информационным ресурсам на различных серверах ведущих образовательных центов, а в дальнейшем к узлам информационной магистрали позволит корректироватъ учебные планы и программы, исходя из запросов общества и обучаемых. Используя заготовки мультимедийных программ учебного назначения и авторские инструмен-

тальные средства, разработанные в ведущих центрах образования, каждый преподаватель получает возможность спроектировать необходимую компьютерную учебную программу или электронный учебник, отвечающих всем современным дидактическим требованиям.

Использование коммуникационных технологий не заменит и не обесценит таланта преподавателей, а наоборот объединит труды лучших педагогов и авторов, которые будут храниться в узлах информационной магистрали, их можно будет изучать в интерактивном режиме, тиражировать, адаптировать под свои условия. Все это позволит со временем сделать доступным получение элитарного образования даже тем, кому не выпало счастье обучаться в престижных учебных заведениях или родиться в состоятельной семье.

Коммуникационные технологии будут способствовать повышению творческого начала (креативности) в образовании и его качества.

Использование коммуникационных технологий позволить усовершенствовать различные принципы дидактики, например, наглядности. Преподаватель, готовясь к занятиям, может вызвать с сервера необходимую иллюстрацию в виде слайда, снимка, видеозаписи и т.д., а затем, используя инструментальные программы, создать за несколько минут иллюстративный ролик, причем к этой работы он может привлекать своих учеников.

Компьютеры, подключенные к сети, помогут преподавателям отслеживать и оценивать успехи обучаемых, а при необходимости и корректировать их обучение. Появляется возможность в задания для самостоятельной работы включать гипертекстовые ссылки на электронные источники. Студенты смогут создавать собственные гиперсвязи и использовать мультимедийные элементы в своих заданиях для самостоятельной работы, курсовых и дипломных работах, передавать преподавателю в электронной форме по сети.

Еще одним преимуществом использования коммуникационных технологий ста-

нет совсем другое отношение обучаемых к экзаменам. Не секрет, что сегодня они оказываются для студентов тяжелым испытанием, нередко вызывая панический ужас. В итоге развивается негативное отношение к учебе вообще. Интерактивная сеть позволит обучаемым экзаменовать самих себя постоянно и в спокойной обстановке. Только так можно изменить отношение к экзаменам. Ошибка не повлечет за собой наказания; напротив, она заставит систему помочь обучаемому восполнить пробел в какой-то теме. Если же кто-то зайдет в окончательный тупик, система предложит обсудить проблему с преподавателем. Систематически контролируя себя, обучаемый будет чувствовать степень своей подготовки, и тогда официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов.

Многое измениться в организации и содержании аудиторных занятий, на которых будут практиковать мультимедийные презентации, в домашние задания, помимо чтения учебников, включать просмотр электронных документов. Студентов станут поощрять к углубленному изучению наиболее интересных для них предметов, и определиться в своем выборе будет совсем несложно. Часть дня они проведут за персональным компьютером, исследуя информацию самостоятельно или группой. Накопившиеся мысли и вопросы они выскажут своему преподавателю, а тот решит, какие из них заслуживают внимания всей аудитории. Пока студенты сидят за компьютерами, преподаватель может спокойно поработать с отдельными обучаемыми или с небольшими группами и сосредоточиться на решении конкретных проблем и задач.

Сеть позволит совместно использовать учебные материалы и таким образом распространять достижения лучших педагогов. Чаще всего смотреть лекции в видеозаписях не так интересно, как слушать их из уст самого преподавателя. Но иногда возможность просмотра видеозаписи лекций конкретного преподавателя, иным образом не доступного, перевешивает потерю живого диалога. Коммуникационные технологии

ш

Потехина Е.В.

«Использование интернет-технологий как средства обучения математике.» || ■

позволяют реализовать чтение лекций в реальном времени и в режиме удаленного доступа.

Преподавателю в условиях информационной пресыщенности непросто подготовить занятие, которое было бы интересно всей группе студентов. Коммуникационные технологии позволяют эффективно подготовиться и провести занятие по математике, используя необходимую иллюстрацию: слайд или видеозапись, снимок или портрет великого ученого. Информационная магистраль предоставит ему внушительный каталог разнообразных изображений. В его распоряжении окажутся фрагменты видеозаписей и озвученные анимации из бесчисленных источников. Понадобится всего лишь несколько минут, чтобы отобрать и составить из них иллюстративный ролик.

Университеты всегда были центрами информатизации. Сегодня самые интересные страницы во «всемирной паутине», в том числе и по математике, создаются именно университетами.

Однако мы никогда не придем к подобным достижениям, если нам не удастся изменить нынешнюю ситуацию с основными факторами, определяющими информатизацию: совместное использование ресурсов, т.е. создание компьютерных сетей, формирование информационной культуры преподавателей, преодоление консерватизмом педагогического истэблишмента, а также дискомфорта и даже страха, которые вызывают компьютеры у иных преподавателей и администраторов, проектирование методик использования коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, под влиянием коммуникационных технологий процесс обучения

становится более динамичным, информационно емким, а все возрастающие скорости средств доставки информации делает его распределенным. Образование становится более доступным и однородным, обеспечивая выход университетов и знаний, накопленных в них, на более широкую образовательную аудиторию, которой практически становится весь мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калеников А. Экскаватор для образования. Интернет поможет молодежи создатъ свою легенду // Лидеры образования. - 2001. - №4. -С. 34-35.

2. Петров А.В. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики //. Автореф. дисс... докт. пед. наук. -М., 2001.-С.52.

3. Гайвазова И.Д. Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов гуманитарных факулътетов с информационными технологиями (при обучении математике и информатике) /Автореф. дисс... канд. пед. наук.

- Ставрополъ, 2000. - С.22.

4. Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. - 2000.

- №5. - С. 2-7.

5. Брановский Ю. С. Введение в педагогическую информатику. - Ставрополъ: СПГУ, 1995.

- 206 с.

6. Гейтс Б. Бизнес со скоростъю мысли. - М.:

ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 393-410.

* * *

Потехина Екатерина Валентиновна - старший преподаватель кафедры ИТОиУ Ставропольского государственного университета. Имеет одиннадцать работ по теме, связанной с применением математического аппарата к разработке различных штабных математических моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.