Научная статья на тему 'Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества'

Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1549
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Валентина Евгеньевна

В статье дана характеристика Интернета как информационно-образовательной гуманитарной среды современного общества на основе анализа этой проблемы и собственного исследования автора. Рассматривается одно из перспективных направлений развития системы образования это возможность формирования у выпускников вуза умений самостоятельно учиться и использовать компьютерные технологии в будущей профессиональной деятельности через погружение их в Интернет-среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества»

УДК 378.147

ИНТЕРНЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Гусева В.Е., - соискатель

Тюменский государственный институт искусств и культуры

В статье дана характеристика Интернета как информационно-образовательной гуманитарной среды современного общества на основе анализа этой проблемы и собственного исследования автора. Рассматривается одно из перспективных направлений развития системы образования - это возможность формирования у выпускников вуза умений самостоятельно учиться и использовать компьютерные технологии в будущей профессиональной деятельности через погружение их в Интернет-среду.

The characteristics of the Internet as an informational and educational humanitarian modern society on the basis of analysis of the problem and the auther’s own research is given in the article. One of the perspective ways of development the system of education is a possibility to make the graduate students learn and use the computer technologies in the future professional sphere is also described in the article.

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Существенными характеристиками современного информационного общества являются лавинообразный рост количества электронных ресурсов (перевод существующих информационных ресурсов в электронную форму, создание новых ресурсов); свободное распространение информации; свободный доступ к информации [7]. Это касается, в первую очередь, гуманитарной информации (о культурном наследии и современной культуре, о социальной сфере и общественных отношениях, о последних достижениях в сфере искусства и образования и пр.), которая должна и может стать консолидирующей силой информационного общества [2].

Обеспечение свободного распространения, равного и свободного доступа к этой информации возможно только на основе использования Интернет. Поэтому освоение Интернет рассматривается в образовании как фактор успешной социально-профессиональной адаптации будущего специалиста гуманитарной сферы, а в условиях становления информационного общества, основанного на глобальных коммуникациях, и как утвержде-

ние определенного социального статуса личности.

В основных государственных нормативно-правовых документах в области высшего профессионального образования отмечается, что одним из приоритетных направлений его развития на всех уровнях и ступенях является включение вузов в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, обучение студентов методике самостоятельного их использования. Это предполагает практическую работу с целью обретения профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного самостоятельного использования возможностей сети.

Таким образом, одним из перспективных направлений развития системы образования является внедрение Интернет в учебный процесс, что закономерно ведет к необходимости теоретического осмысления и практического применения принципиально новых возможностей образовательной Интернет-среды, которая в современном обществе, как показано ниже, выполняет роль социальной и гуманитарной среды.

Социальная среда

Социальная среда в энциклопедическом словаре определяется как «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время она сама изменяется под влиянием деятельности человека и в процессе этих преобразований изменяются сами люди. В широком смысле - это общественноэкономическая система в целом (производительные силы, общественные отношения и институты, сознание и культура); в узком смысле - это непосредственное окружение человека (семья, трудовой, учебный и др. коллективы и т.п.» [10].

О значении социальной среды как средства воспитания еще в 1919 г. писал Я. Корчак. В зависимости от типа социальной среды («догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карь-http://ei.kubagro.ru/2006/08/pdf/17.pdf

еры»), в которой воспитывается ребенок, происходит формирование определенных качеств личности [4].

Образовательная среда В настоящее время изучением проблемы формирования образовательной среды занимаются в Центре комплексного формирования личности (ЦКФЛ РАО) по практическому моделированию развивающих сред (В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, С.Л. Братченко, С. Д. Дерябо и др.) и в Институте педагогических инноваций (ИПИ РАО) (В.И.Слободчиков, Н.Б.Крылова и др.).

Анализ исследований позволяет выделить основные признаки образовательной среды: 1) это сложная система, которая находится в постоянном развитии, охватывает различные жизненные сферы (на современном этапе развития общества это и радио, и телевидение, и массовые коммуникации и т.д.) и выступает не только как условие, но и как средство воспитания, обучения и развития; 2) она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте конкретной социокультурной и мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира - к человеку; 3) в составе образовательной среды содержание образования выступает как образовательный ресурс.

Средо-ориентированный подход в обучении позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования обучающей среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие, на основе внутренней активности обучаемого в его взаимодействии со средой [9].

Гуманитарная образовательная среда Решение проблемы гуманитаризации образования, как считает В.А. Козырев, непосредственно связано с построением гуманитарной образовательной среды в образовательном учреждении, так как «... когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий http://ei.kubagro.ru/2006/08/pdf/17.pdf

образования на обучающегося (точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс). Это обратное влияние по существу задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых студентами (учащимися) технологий обучения» [3]. При этом общая идея гуманитаризации образования состоит в том, что образование, прежде всего, должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через осмысление человеком своего места в мире, понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром.

Эти идеи реализуются через определенный набор признаков гуманитарной образовательной среды таких как: целостность (общая логика построения образовательного процесса; конструирование образовательных программ; отход от фрагментарности представления знаний; раскрытие гуманитарной специфики изучаемой области знаний); интегративность (прежде всего содержания образования); многоаспектность (понимание и изучение явления в разных его ипостасях); универсальность (с одной стороны, отражает специфику гуманитарного образования, т.е. вооружение обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, с другой - фундаментальный характер образования, позволяющий выявлять важнейшие закономерности явлений и процессов действительности); обширность (выбор обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями); открытость (возможность расширения образовательной среды в зависимости от личностных образовательных потребностей обучающихся); лингвистическая ориентация (в гуманитарном образовании, особую роль играет процесс трансляции знаний, средство трансляции -язык может рассматриваться как объединяющее поле всей образовательной среды). Именно такая образовательная среда, должна создаваться в

гуманитарных учебных заведениях [3].

Информационная среда

В концепции информатизации сферы образования РФ (1998 г.), понятие «информационная среда» определяется как «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах». Наиболее распространен взгляд на информационную среду как систему средств общения с человеческим знанием, служащую не только для хранения, структурирования и представления информации, но и для ее передачи, переработки и обогащения [1]. Одной из особенностей современной информационной среды является возможность свободного получения необходимой информации. Ю.А. Шрейдер предложил концепцию информационной среды, рассматривающую ее не только как источник информации, но и как активное начало, воздействующее на всех ее участников [11].

М.И. Башмаков и др. классифицируют информационные среды: 1) по целям их использования: стимулирование познавательной деятельности; овладение базовыми знаниями; профессиональная подготовка; соответственно выделяя три вида обучения: стимулирующий; общий; профессиональный; 2) по степени свободы обучаемого, построенная на тенденции эволюции компьютерного обучения - от жесткого контроля за учеником в автоматизированных обучающих системах, до управляющей функции пользователя - в современных инструментальных средствах, в том числе и в Интернет [1].

Овладение Интернет как сферой профессиональной деятельности возможно лишь посредством пребывания в сети с определенной целью, что стимулирует введение интегрированных курсов. При этом осознание Интернета как интерактивной образовательной среды и его применение в

образовании исследователи в большей степени связывают, во-первых, с развитием дистанционного обучения (А.А. Андреев, А.А. Калмыков, С.Р. Кузяева, Г.Х. Муртазина, Е.В. Потехина, А.И. Шейнис, О.К. Филатов и др.); во-вторых, с интеграцией учебных дисциплин с Интернет (с математикой - Е.В. Потехина; географией - А.И. Шейнис; иностранным языком

- Т. А. Болдова; педагогикой - С. А. Маврин), когда Интернет выступает и как учебная интерактивная среда, и как метод и средство обучения.

Интернет в современном обществе перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации, а стал новой социальной средой - средой жизнедеятельности огромного числа людей, в которой отсутствуют географические, политические, национальные и возрастные барьеры. Его роль в жизни современного общества определяется, не столько техническими характеристиками, сколько возможностью: а) свободного доступа к разнообразной информации, пронизанной множеством взаимосвязей, образующих, так называемую, «всемирную паутину»; б) информационного взаимодействия участников сети (общение; образование; развлечения; бизнес; реклама; коммуникации) с использованием свободно доступных сервисов сети (поиск информации, средства ведения диалога в сети, электронная почта, создание и публикация веб-сайтов, телеконференции, коммуникации).

Сегодня Интернет превратился в информационную оболочку - инфосферу - Земли и стал одним из ключевых факторов, определяющих развитие цивилизации. Именно поэтому настоятельной необходимостью является обучение будущих специалистов компьютерным и сетевым технологиям. Таким образом, Интернет в полной мере является информационной средой современного общества, при этом дающей возможность доступа к ресурсам и сервисам других глобальных сетей.

Разнообразие и структурированность образовательных Интернет-ресурсов, уникальные коммуникационные, технические и программные

возможности позволяют рассматривать Интернет и как современную образовательную среду, обладающую всеми признаками гуманитарной образовательной среды (сформулированными В.А. Козыревым): целостность и интегративность (создание образовательных порталов, которые концентрируют в себе информационные ресурсы, обеспечивая на основе технологий гипертекста и мультимедиа ассоциативные связи между отдельными разделами дисциплины и различными дисциплинами); многоас-пектность, обширность и открытость (доступ к мировым информационным ресурсам, как следствие, возможность познакомиться с различными аспектами изучаемого явления; свобода выбора содержания и коммуникации); универсальность (способы поиска, обработки, структурирования, анализа, представления информации и возможность моделирования предполагаемых результатов); лингвистическая ориентация (заполнение контента при подготовке веб-документов, возможность свободной трансляции информации).

Интернет-среда подразумевает активное взаимодействие пользователя с ней, обусловливая ответную реакцию человека, например, при работе с электронной почтой это настройка почтового ящика, в том числе, фильтров, блокирующих сообщения с нежелательных адресов. Кроме этого, отмечает А.В. Минаков, в Интернет-среде, в отличие от физической среды, в которой мы все живем, меньше жестких барьеров и ограничений и большая степень свободы для «обитателей». Например, можно без труда, по своему выбору управлять поступающей информацией, в течение нескольких секунд сменить собеседника, легко выйти из контакта в любой момент в случае нежелательного развития событий и т.д., то есть в виртуальной среде нет ограничений, характерных для реального мира [6].

Таким образом, Интернет можно рассматривать как информационнообразовательную гуманитарную среду современного общества (далее Интернет-среда). Формирование такой среды в учебном заведении должно

строиться на следующих принципах: 1) универсальность - среда не только средство дистанционного обучения, но и средство самостоятельного изучения дисциплин студентами любых форм обучения; 2) открытость -наличие программы-оболочки, позволяющей любому преподавателю, не профессионально владеющему компьютерными технологиями, создавать собственные электронные курсы; 3) совместимость - использование стандартных сетевых решений и построение среды на основе универсальной интегрированной базы данных, что позволяет легко и практически неограниченно наращивать, переносить и масштабировать ее [5].

В России с 2002 г. выполняется Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды (2001-2005 гг.)», в рамках которой разрабатываются проекты, нацеленные на формирование федеральной информационно-образовательной среды (ИОС) и ее региональных фрагментов не только в крупных университетах, но и во всех высших учебных заведениях. Формирование Интернет-среды в вузе предполагает, кроме ресурсного (информационного и методического) наполнения, еще и определенное техническое, программное и организационное обеспечение.

Вопросы применения информационных и коммуникационных технологий в образовании исследовали Б.С. Гершунский, Л.И. Долинер, Р.И. Круподеров, С.А. Маврин, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. Анализ исследований, посвященных различным аспектам данной проблемы, позволил выделить основные направления использования Интернет в высшем профессиональном гуманитарном образовании: 1) подготовка студентов к использованию Интернет в профессиональной деятельности; 2) Интернет как компонент системы педагогического управления; 3) Интернет как метод и средство повышения эффективности процесса обучения и научно-исследовательской работы студентов; 4) Интернет как современное средство организации самостоятельной работы студентов.

На основании этих и других исследований можно выделить следующие возможности Интернет для его эффективного использования в педагогической практике как образовательной среды, и как метода и средства обучения:

- оперативное создание интерактивного учебного материала (сред-

ства разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, сокращают время и расходы по подготовке, публикации и тиражированию учебных пособий) с учетом уровня подготовки и быстроты усвоения материала обучающимися;

- осуществление быстрого (не линейного) поиска в большом объеме

нужной информации;

- применение мультимедийных технологий для иллюстрации и мо-

делирования изучаемого материала;

- создание и публикация собственных информационных ресурсов;

- организация свободного доступа к учебной информации с любого

компьютера, подключенного к локальной сети или сети Интернет;

- ведение интерактивного диалога для осуществления оперативной

обратной связи в учебном процессе.

На наш взгляд, реальное внедрение Интернет в учебный процесс определяется тем, насколько его использование ассоциируется в сознании студента с будущей профессиональной (самостоятельной) деятельностью. Следовательно, и начинать внедрение надо с организации самостоятельной работы студентов на основе Интернет. Внедрение Интернет в учебный процесс меняет организацию самостоятельной работы студентов, которая строится на информационном взаимодействии субъектов учебного процесса внутри образовательной Интернет-среды, что предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий. Выполнение этой работы происходит во внеаудиторное время, но благодаря коммуникационным возможностям сетевых технологий студент в любое http://ej.kubagro.ru/2006/08/pdf/17.pdf

время может получить нужную консультацию, принять участие в обсуждении проблемы, работе над проектом.

Интерактивный обмен информацией предполагает проявление партнерской активности в учебном взаимодействии всех компонентов, то есть активностью обладает не только обучающий и обучающийся, но и средства обучения, которым можно частично передать такие функции как предоставление заданий, коррекцию, интерактивное тестирование, контроль и т.д. [8]. Таким образом, преподаватель перестает быть единственным источником учебной информации и выступает больше в роли координатора, наставника и организатора образовательного процесса, опосредованно управляющего самостоятельной работой студентов и организующего взаимно-обратную связь. Это, так называемое, косвенное управление, позволяющее реализовать основные андрагогические принципы обучения (совместной деятельности; индивидуализации обучения; приоритета самостоятельного обучения; контекстности обучения; опоры на жизненный опыт обучающегося; элективности и рефлективности обучения и др.) и формировать тем самым у студентов представление об Интернет как о среде учебно-информационного и профессионального взаимодействия в его социальном смысле, что является и социальным заказом информационного общества.

Несмотря на то, что Интернет уже сейчас способен принести реальный образовательный эффект, в нашей стране он только начинает осмысливаться как инструмент образования. Для его широкого использования необходимо, кроме соответствующей технической, программной, кадровой оснащенности учебного заведения, разрабатывать специальные методики, ни в коем случае ни абсолютизируя возможности Интернет.

Список литературы

1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии, №3, С. 135-146, 2000.

2. Гутнов Д.А. Опасности глобальной информатизации гуманитарной науки (заметки заинтересованного наблюдателя)// Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. - М., 2000, № 26/27. - С. 128-139

3. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды эл. ресурс http://www.informika.ru

4. Корчак Я. Педагогическое наследие. [Пер. с польского] / Я. Корчак; [Авт. вступ. ст. и коммент. М.Н. Кузьмин]. - М.: Педагогика, 1990. 267 с.

5. Кручинина Г. А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы: Дидакт. материалы к практ. занятиям и творческой работе студентов / ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Кафедра педагогики и управления образоват. системами.-Н.Новгород,2000.-48 с.

6. Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет). В сб. Тезисы докладов международной конференции ИОЛ-99. СПб., 1999. 333 с.

7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Изд-во Политической литературы, 1991. 285с.

8. Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование, № 12, 2002, - С. 2-6, №1, 2003, С. 9-14.

9. Сергеев С. В. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/ Ред. составитель Н.Б.Крылова, М.: ИПИ РАО, 1995. С. 94-95.

10. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1984. -1600с.

11. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда //Научно-техническая информация, 1976, №1, С.3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.