Научная статья на тему 'Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов'

Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / INTERNET TECHNOLOGIES / WRITTEN FORMS OF COMMUNICATION / INTERCULTURAL SPACE / VOCATIONAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арустамян Д.В., Дроздова Е.А.

В статье актуализируется проблема формирования и совершенствования форм письменной коммуникации в рамках межкультурного взаимодействия, опосредованного новой образовательной средой учреждений профессионального образования. Автор ставит цель выявить и систематизировать возможности современных интернет-технологий для формирования данных форм коммуникации. В работе использованы методы анализа и систематизации, используемый как прием типологии. Результаты : в статье представлены типы интернет-технологий, используемых для формирования письменных форм межкультурной коммуникации, а также раскрыта сущность данных технологий. Выводы: автор подытоживает исследование возрастающими возможностями интернет-технологий в письменной коммуникации на этапе начальной профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of forming and improving the forms of written communication within the framework of intercultural interaction, mediated by the new educational environment of vocational education institutions. The author sets a goal to identify and systematize the possibilities of modern Internet technologies for the formation of these forms of communication. The methods of analysis and systematization used as a typology method are used in the work. Results : The article presents the types of Internet technologies used for the formation of written forms of intercultural communication, as well as the essence of these technologies. Conclusions : the author sums up the research by the increasing possibilities of Internet technologies in written communication at the stage of initial professional self-realization.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов»

4

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (5Э), 2018

ПЕаДГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ

использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов

Арустамян Д. В., Дроздова Е.А

Старший преподаватель отделения "Лингвистика ", руководитель очно-заочного отделения "Лингвистика " Институт Иностранных Языков Российского Университета Дружбы Народов

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования и совершенствования форм письменной коммуникации в рамках межкультурного взаимодействия, опосредованного новой образовательной средой учреждений профессионального образования. Автор ставит цель выявить и систематизировать возможности современных интернет-технологий для формирования данных форм коммуникации. В работе использованы методы анализа и систематизации, используемый как прием типологии. Результаты: в статье представлены типы интернет-технологий, используемых для формирования письменных форм межкультурной коммуникации, а также раскрыта сущность данных технологий. Выводы: автор подытоживает исследование возрастающими возможностями интернет-технологий в письменной коммуникации на этапе начальной профессиональной самореализации.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of forming and improving the forms of written communication within the framework of intercultural interaction, mediated by the new educational environment of vocational education institutions. The author sets a goal to identify and systematize the possibilities of modern Internet technologies for the formation of these forms of communication. The methods of analysis and systematization used as a typology method are used in the work. Results: The article presents the types of Internet technologies used for the formation of written forms of intercultural communication, as well as the essence of these technologies. Conclusions: the author sums up the research by the increasing possibilities of Internet technologies in written communication at the stage of initial professional self-realization.

Ключевые слова: интернет-технологии, письменные формы коммуникации, межкультурное пространство, профессиональное образование, студенты.

Keywords: Internet technologies, written forms of communication, intercultural space, vocational education, students.

Современный этап социокультурного развития характеризуется увеличением потоков информации практически во всех сферах функционирования социума. Это предопределяет масштабное развитие различных форм межкультурной коммуникации, границы которой задаются современной виртуальной средой взаимодействия. Интернет-пространство предоставляет массу всевозможных технологий коммуникативного взаимодействия, среди которых возрастающую значимость приобретают письменные формы общения, важность которых неоспорима на этапе профессионального образования [1].

Учитывая данное обстоятельство, одной из первостепенных задач в обучении студентов старших курсов становится моделирование образовательного пространства таким образом, чтобы способствовать достижению соответствующих целей в языковой подготовке, а именно развитию способностей осуществлять письменное коммуникационное и деловое общение, а также переписку в аспекте интересующей сферы [2; 4].

Эскалация роли письменных форм виртуального взаимодействия задана различными тенденциями, опосредующими знание норм и правил владе-

ния письменным языком (как в рамках использования родного языка, так и в иноязычной коммуникации):

-тенденциями личностного коммуникативного характера, апеллирующего к технологиям использования всевозможных платформ социально-сетевого взаимодействия, популяризация которых коррелирует с растущей интернет-аудиторией, включая иноязычное общение; данные тенденции прослеживаются в популяризации виртуального общения в различных социальных сетях и сообществах;

-тенденции расширения границ профессионального взаимодействия на отечественном и международном рынках труда и услуг, что актуализирует одну из важнейших проблем формирования навыков письменной (родной и иноязычной) речи у студентов старших курсов образовательных учреждений; аспекты актуализации формирования письменных форм межкультурной коммуникации находят отражение для будущих специалистов в популяризации таких технологий, как электронное портфолио, оформление документации, деловые письменные переговоры и мн. др., что предполагает

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018

5

наличие должного уровня владения письменной речью с целью обеспечения конкурентоспособности в мире профессий;

-технологии организации образовательной среды, реализуемые в контексте дистанционного обучения, основанного на использовании образовательных платформ типа Moodle и др., что предполагает использование письменных форм коммуникации при создании презентационных, текстовых документов и т. д.;

-технологии организации контент-среды различных профессиональных отраслей (например, учреждений, использующих письменные формы коммуникации для работы с персоналом, потребителями и пр., использующие технологии платформ MS Project и пр. для коммуникации);

-иные технологии электронного письменного общения (электронная почта, блоги, twits (ы) и пр.), позволяющие продуктивно решать задачи обучения письменной речи [3, с. 119; 5].

Таким образом, задачи формирования письменных форм коммуникации в рамках профессионального образования могут быть продуктивно решены путем реализации вышеперечисленных интернет-технологий во всех сферах деятельности студентов старших курсов (самостоятельное обучение, коммуникация в различных режимах, научно-исследовательская деятельность, взаимодействие с преподавателем, взаимодействие с потенциальным работодателем и мн. др.). Использование этих технологий открывает огромный потенциал развития новых форм и содержания культуры письменного взаимодействия студентов, что позволяет процессу учения быть реализованным на ином уровне, отвечающем требованиям организации современного информационно-коммуникативного пространства.

Обеспечение конкурентоспособной личности, ориентирующейся в информационном пространстве и владеющей информационно-коммуникационными возможностями, основанными на высоком уровне культуре использования письменной речи, является одним из наиболее востребованных качеств будущего специалиста.

Литература

1. Алтухова, Т. В. Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации / Т. В. Алтухова, Н. Б. Лебедева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 105-111.

2. Герасименко, Т. Л. Информационные технологии и коммуникативные методики в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Т. Л. Герасименко, О. Н. Жидкова, Л. В. Зенина, А. Б. Нисилевич, Е. В. Стрижова // Scientific research and their practical application. Modern state and ways development. - 2013. - Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer32/351 .pdf

3. Закирова, А. Ж. Интернет-технологии в межэтнической коммуникации / А. Ж. Закирова // Власть. - 2014. - № 11. - С. 119-122.

4. Кашкарова, А. П. Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у учащихся старших классов [Электронный ресурс] / А. П. Кашка-рова. - 2017. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1512835634

5. Сысоев, П. В. Формирование межкультурной компетенции учащихся средствами электронно-почтовой группы [Электронный ресурс] / П. В. Сысоев, В. Г. Альпаков. 2017. - Режим доступа: www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/.../05-102.pdf

образовательный проект «весёлый день дошкольника» («ведедо»). предпосылки грамотности ребЁнка в условиях полилингвизма (на примере кабардино-балкарской

республики)

Бароков Эдуард Ахмедович

Руководитель Департамента образования Местной администрации г. о. Нальчик

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования предпосылок грамотности у дошкольников в ситуации поли/билингвизма на примере Кабардино-Балкарской Республики. Раскрывается значимость темы в свете государственной политики по сохранению и приумножению богатств русского и национальных языков для социальной стабильности в обществе, его поступательного развития. Анализируется роль русского как государственного языка, языка межнационального общения, второго родного языка для народов Российской Федерации. Вскрыты сильные и слабые позиции ситуации поли/билингвизма в речевом развитии дошкольника. Обозначается опасность «полуязычия», когда языковые системы интерферируют, и ребёнок полноценно не овладевает ни одним из изучаемых языков. Показана возможность интенсивного формирования метаязыковой функции речи у поли/билингвизма ребёнка. Роль метаязыковой функции билингва как предпосылки грамотности. Обосновывается роль музыки в речевом развитии билингва, песен проекта «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») для становления русского языка как второго родного, для формирования предпосылок грамотности. Эта роль обусловлена тем, что восприятие одной и той же песни на родном и втором изучаемом языке обеспечивает полноценное развитие семантической основы речи, служит сближению двух формируемых языковых систем, их синхронизации. Музыка действует как мощный фактор информационной и энергетической поддержки языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.