УДК: УДК 004.9
DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-32-38
Шао Инцзе,
преподаватель, Университет Внутренней Монголии (021400, КНР, г. Маньчжурия, ул. Хуапу, 1), e-mail: [email protected]
Использование интернет-ресурсов и мультимедийных технологий в развитии компетенций самостоятельной работы (на примере изучения русского языка)
XXI век - это общество информации, мир Интернета. Получение, передача, обработка, хранение и применение информации стали базовой способностью и знаком культурного уровня современного человека. Основной источник информации - это Интернет. Развитие науки и техники ускорило шаги обновления знаний, традиционное одноразовое школьное образование уже не может соответствовать требованиям развития общества и самого человека. Самостоятельное образование в XXI в. признаётся в качестве образа жизни. Распространение сети Интернет дало новые возможности для развития способностей по самостоятельному обучению. В настоящий момент многие, изучающие русский язык, используют интернет-ресурсы для формирования разнообразных по содержанию направлений развития. Возникает более широкая платформа для большего количества людей, которые в дальнейшем будут знакомиться с русским языком и национальностями России. Данная статья раскрывает исследование возможностей интернет-ресурсов и их использование для самостоятельного изучения русского языка.
Ключевые слова: Интернет, интернет-ресурсы, самостоятельное обучение, изучение русского языка, компетенция самостоятельной работы
Shao Yingjie,
Lecturer,
Inner Mongolia University (1 Huabu st., Manzhouli, 021400, China), e-mail: [email protected]
Use of the Internet Resources and Multimedia Technologies in Developing the Competence of Independent Study (the Case of Learning Russian)
The 21st century is the society of information and the world of the Internet. Obtaining, transmitting, processing, storing and using of information have become a basic ability and a symbol of the educational level for modern men. The most important source of information is the Internet. The development of science and technology has accelerated the steps for upgrading knowledge, traditional school education is not able to meet the requirements of development of society and individuals. Self-education and continuous education are recognized as the way of life in the 21st century. The popularity of the Internet has given new opportunities to develop the abilities of independent study. Meanwhile, the rapid development of the Internet has added new vitality to the study of the Russian language. It is because of this kind of integration of network elements that the study of the Russian language has entered a new stage of development, with wider extent and richer content. Currently, more and more people are learning Russian and this fact will certainly lead to a more diverse and broader area in the development of Russian network resources, which will provide a broader platform for more people to obtain further understanding of the Russian language and nationalities in Russia. The article explains the meaning of network resources and their use in independent study.
Keywords: the Internet, Internet resources, independent study, learning Russian, independent work competence
32
© Шао Инцзе, 2016
Введение. Исследования по педагогике за последние 20 лет показывают, что самостоятельная работа - это основное звено в изучении иностранного языка, только обладая компетенцией и способностями к самостоятельному обучению, можно действительно выучить иностранный язык.
Методологической основой проводимого исследования по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения русского языка китайскими студентами являются работы советских русских учёных: М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Макмутова, И. Т. Ого-родимкова, М. Н. Скаткина, А. В. Хуторского, Т. А. Громковой и др. Необходимо отметить и работы китайских исследований (Ли Бэйбэй, Нин Чуньхой, Чжун Цицю-ань, Цзинь Юйлэ, Пан Вэйго, У Лицзя, Сунь Личжэнь, Лю Хайин и др.).
Опираясь на эти методологические основы, мы выстраивали методику исследования организации самостоятельной работы студентов, изучающих русский язык в Китае. Логика исследования предполагала отбор видов деятельности студентов, о чём сказано автором ранее [11], поиск необходимых ресурсов для новых видов обучения русскому языку. Мы остановились на одном из новых направлений - электронном обучении и новых видах деятельности с помощью сетевого взаимодействия через использование интернет-ресурсов и мультимедийных технологий. Рассмотрим эти ресурсы более подробно.
Интернет-ресурсы как форма электронного обучения включает совокупность новых средств обучения, это компьютеры, медиасистемы, интерактивные доски, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронные учебники (ЭУ), электронные учебные материалы (ЭОМ), онлайн-систе-ма, различные образовательные сайты и видеоматериалы.
Известно, что Интернет можно широко использовать для поиска учебных материалов на русском языке,только необходимо овладеть определёнными навыками для поиска. В этом случае ресурсы предстанут в полном объёме, очевидна их польза для повышения уровня владения русским языком. Сначала необходимо рассказать о наиболее часто используемых поисковых системах:
1. Поисковая система Google (http:// www.google.com) очень функциональна,
имеет самый большой индекс веб-страниц в мире, может предоставить около 1,4 млрд страниц. На данный момент скорость увеличения количества страниц составляет в среднем 7 млн страниц в день. Приведём примеры: если хотите узнать, как на русском языке звучит слово «сосна», то в Google введите это слово как ключевое для поиска интернет-страниц на русском языке, и вы найдёте соответствующие интернет-страницы с русско-китайскими словарями лесной промышленности. Если хотите прочитать афоризмы, анекдоты, стихи, прозу, роман, повести, введите в строку поиска эти слова на русском языке или названия произведений. Что касается песен, то вы можете ввести «бесплатно скачать русские песни», имена певцов и названия песен. На некоторых сайтах, чтобы бесплатно скачать песни, необходимо только зарегистрироваться. Хотите найти слова песен, можете ввести фразу, половину предложения и написать «текст песни».
2. Yandex.ru (http://www.yandex.ru) -это самая известная русская поисковая система, кроме ключевых слов, можно искать по датам, типам, частоте посещений и другим критериям.
Если вы не знаете значение слова или словосочетания на русском языке и его не найти в словаре, можете использовать интернет для поиска.
3. При помощи поисковой системы http://www.filesearch.ru можно найти аудиовизуальные материалы.
4. Знаменитая в мире поисковая система - http://www.altavista.com - с поддержкой поиска в России.
Интернет подобен громадной электронной библиотеке, а также подробной энциклопедии, которая предоставляет изучающим русский язык неизменный фактический материал в большом количестве. В процессе применения интернет-ресурсов для самостоятельного изучения русского языка изучающий русский язык находится в доминантном положении при активном поиске, анализе, выборе и использовании информационных инструментов и источников информации для её приобретения, распространения, активного построения интеллектуальных задач. Интернет на сегодняшний момент является крупнейшим источником получения информации. Это отразилось на традиционном преподавании русского языка, для преподавания которо-
го был предоставлен объёмный материал. Одновременно, пользуясь традиционными учебными материалами, обращались и к Интернету, для того чтобы компенсировать недостаток аудиторных занятий, повысить объём информации, полученной вне аудитории, быстро и эффективно развивать способности учащихся к получению и обработке информации, т. е. соответствовать требованиям времени, что стало тенденцией современного образования. Практика показывает, что рациональное использование ресурсов сети с течением времени улучшает преподавание разговорного русского языка в университетах - это одно из необходимых средств для развития специалистов по русскому языку.
Нами использовались примеры в Сети - это речь определённой языковой ситуации, живая и красочная в реальной жизни речь, настоящая, естественная и близкая речевому общению. Подобные свежие впечатления и практика могут в большей степени повысить интерес учащихся к учёбе, их инициативность и активность изучения русского языка.
Интернет содержит в себе большое количество нескончаемых информационных ресурсов по русскому языку, которые могут восполнить недостаток информации в учебных материалах по русскому языку. Так, при чтении лекции по какой-нибудь специальной теме преподаватель может позволить учащимся войти в Сеть для поиска соответствующих ключевых слов и текстов по теме. После того как учащийся овладеет соответствующими материалами в аудитории, можно ему помочь в устных высказываниях, своевременно найти несоответствие в выражениях. Учащиеся с удовольствием и сознательно ищут, упорядочивают, впитывают соответствующие знания. Педагогическая практика подтверждает, что обращение к интернет-ресурсам во время обучения действительно может поменять отношение учащихся к русскому языку.
Прежде всего, перед тем как дать задание учащимся воспользоваться Интернетом для поиска информации, необходимо порекомендовать несколько сравнительно формальных, авторитетных, качественных сайтов на русском языке, для того чтобы гарантировать относительную точность информации, которую найдут учащиеся. Кроме того, необходимо указать, как отбирать
и фильтровать повторяющуюся и низкокачественную информацию. Использование в Сети видеоматериалов повышает уровень слушания на русском языке.
Видеоматериалы обладают такими особенностями, как живость и красочность, чистота речи, правильность использования слов и др. Например, мы обращались со следующей просьбой: «Давайте послушаем и посмотрим на русском языке http:// www.ru.veduchina.com/article/board-281; время и пространство иностранного языка (http://www.russky.net/ru.asp); безумный русский язык (http://www.aif.cn); давайте учить русский язык (http://www.vor.cn/Music/Index. Htm)». Эти видеоматериалы можно смотреть онлайн, а также можно скачать. Кроме того, можно смотреть мини-флеш и анимацию на русском языке, найти и прослушать прекрасные русские песни с приложением текста (русские песни) - всё это является эффективным методом повышения уровня слушания на русском языке.
Применение чата для тренировки разговорного русского языка. Главное препятствие, с которым сталкиваются при тренировке разговорного навыка изучающие русский язык в Китае, - это отсутствие русской языковой среды, невозможно найти партнёра для тренировки. Интернет, с точки зрения пространства, сократил расстояние между людьми, предоставил для людей во всём мире многообразные и комфортные шансы для общения. Вслед за динамичным развитием компьютерной техники для работы в Сети современные люди могут, не выезжая из страны, просто войти в русский сетевой чат и пообщаться (например, http://www.chats.ru/, http://www.max-club.ru и др.).
Сейчас при помощи IP-телефонии можно разговаривать с носителями русского языка. Ниже описано, как подписаться и использовать бесплатное программное обеспечение (ПО) онлайн-чата. Сначала необходимо собрать базовое оборудование: компьютер, громкоговоритель, микрофон и сетевое подключение. Затем на сайте Скайп «скачать ПО». Кроме того, для удобства, особенно для того чтобы знающие русский язык во всём мире могли Вас найти, при заполнении сведений о пользователе необходимо быть внимательным, ник-нейм обязательно писать на русском языке, можно использовать и английские, и рус-
ские буквы (китайские и русские). В графе «язык» обязательно выбрать Russian, в индивидуальном описании лучше всего описать себя на русском языке. Затем можно начать искать друзей по «именам пользователей», «никнеймам», «стране/региону», «городу» и другим условиям. Можно найти не только русских по национальности, но и тех, кому интересен русский язык - людям со всего мира - из Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Казахстана, Израиля, Германии, Англии, США, Китая и т. д.
Используя чат, знакомьтесь и общайтесь онлайн с друзьями из стран, где говорят на русском языке, выучите изнутри действительную речь, интонацию; обратите внимание на выразительность разговорного русского языка, одновременно можно ознакомиться с культурным интеллектуальным фоном разных стран, обычаями и привычками, - это способствует выразительности собственной речи.
Применение электронной почты и интернет-форумов для тренировки способности писать на русском языке. С помощью интернет-форумов можно в Сети завязать дружбу с друзьями по переписке за границей и внутри страны или при помощи электронной почты контактировать и общаться с ними. Интернет-форум является полезным ресурсом для повышения способности писать на русском языке. В Интернете есть множество разнообразных форумов, например китайский форум на русском языке http://www.kaprial.org/quan/cichina/bbs/m-dex.asp, «Безумный русский язык» (http:// www.aif.cn/bbs); развлекательный комплексный форум (http://www.china-lesha.cn) и др.
Применение электронных периодических журналов и газет для развития способностей к чтению и переводу. В сети языковые фактические материалы обычно живые и аутентичные, обладают сравнительно мощными современными характерными чертами и увлекательностью, являются идеальным материалом для чтения и перевода, например, http://www.litportal.ru/ index.html и др. Согласно собственным интересам и хобби целенаправленно выбирать материалы для чтения: интересные афоризмы, анекдоты, короткую прозу, стихи и др. Во время чтения в Сети переводите сразу при помощи онлайн-словарей, приготовьте блокнот для записи интересных и важных фраз или статей, найденных при работе,
которые ценны для обучения, делайте двусторонний русско-китайский перевод. Таким образом, многократно тренируясь, можно определённо увеличить способности к чтению и переводу на русский язык.
Применяя интернет-ресурсы для развития способностей у учащихся к самостоятельному обучению, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) каждый раз, когда даёте задание, необходимо точно указывать цели и важные пункты обучения; учащимся нужно дать понять, что только при соблюдении требований о точной цели обучения возможно получение чувства удовлетворения и интереса к обучению; 2) необходимо предъявлять точные требования к степени сложности информации, которую будут искать учащиеся, при этом информация должна быть понятной, материалы - не слишком сложными (всё достигается собственными усилиями, после чего приходит чувство радости, появляется стимул для дальнейшего самостоятельного обучения); 3) необходимо предъявлять точные требования к объёму выполняемого учащимися задания. Большой объём информации - это преимущество интернет-ресурсов, но способность учащихся получать информацию ограничена, в изучении иностранного языка большой объём не является хорошим признаком, необходимо позволить учащимся понять, что необходимо постепенно и планомерно изучать иностранный язык, возвращаться к старому, чтобы лучше познать новое. Именно преподаватель может научить учащихся определённым навыкам, способен руководить так, чтобы за ограниченное время учащиеся самостоятельно освоили как можно больше языковых знаний.
Результаты проведённой работы показали, что самостоятельная работа студентов - необходимый компонент профессиональной подготовки. Во время самостоятельного обучения студентов преподаватель должен эффективно исполнять различные роли, при помощи которых он сможет помочь студентам осуществлять «полностью самостоятельное обучение» в идеальном смысле.
В качестве основных особенностей самостоятельной работы можно отметить следующие: форма организации познавательной деятельности обучающихся - самостоятельный поиск знаний; выполнение заданий без участия преподавателя; ненор-
мированное время выполнения задания; свобода в определении сроков выполнения задания, поиск новых знаний и т. д.
Самостоятельная работа разделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа выполняется на различных видах учебных занятий: лекциях, практических и семинарских занятиях, практикумах. Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в процессе самостоятельного изучения теоретических материалов; при участии в научно-исследовательской деятельности и выполнении заданий к семинарам и практикумам; в ходе практик; на этапе подготовки к итоговой государственной аттестации.
Компетенция самостоятельной работы состоит из ряда компонентов: самостоятельное обучение требует от учащихся обладать трёхсторонними способностями, а именно: способностью к самоуправлению, способностью к самоконтролю и способностью к самооценке. Развивая способности к самостоятельному обучению учащихся, изучающих русский язык, можно не только повысить уровень иностранного языка, укрепить способности к фактическому применению языка, но и позволить одновременно овладеть навыками и стратегией разрешения различных трудностей деятельности, в обучении.
Развитие способностей к самостоятельному обучению соответствует цели лингвистического преподавания, которая состоит не только в том, чтобы позволить учащимся наращивать словарный запас и обладать богатыми знаниями по грамматике, но и способствовать тому, чтобы русский язык стал средством общения учащегося (возможность выражать собственные мысли на русском языке, общаться с носителями русского языка, успешно работать в русскоязычной среде). Если полагаться только на аудиторные лекции, то учащийся не сможет действительно выучить русский язык. Его изучение больше опирается на самостоятельное обучение учащегося вне аудитории, поэтому необходимо активно использовать различные возможности для практики, чтобы тренировать способности к применению русского языка.
Вслед за бурным развитием высоких научных технологий темп обновления знаний тоже ускоряется, каждая специальность начинает предъявлять всё более
высокие требования, на этапе школьного образования все полученные знания не могут удовлетворить требованиям для поступления на работу. Поэтому особенно важно развить способности к обучению на всю жизнь. По мере постепенного становления постоянной системы образования цель школьного образования состоит не только в том, чтобы просто передать знания, но и в том, чтобы развить способности к самостоятельному мышлению у учащихся, анализировать проблемы и разрешать их, развивать способности к самостоятельному обучению у учащихся.
Развитие способностей к самостоятельному обучению соответствует требованиям реформирования преподавания русского языка. Долгое время преподавание русского языка всё время руководствовалось традиционной моделью преподавания, т. е. главным было то, что даёт преподаватель, процесс обучения - это процесс представления, формирования и передачи знаний, учащийся находится в зависимом положении, задача его в том, чтобы слушать и как можно больше впитывать переданные преподавателем знания. Такая модель традиционного преподавания игнорировала развитие инициативности в обучении учащихся, сковывала самостоятельность. Новая «Учебная программа по изучению русского языка в университете» отмечает, что цель преподавания русского языка в университете - это развитие у учащихся способностей по комплексному применению русского языка, чтобы они в последующей работе и социальной коммуникации могли при помощи русского языка эффективно устно и письменно обмениваться информацией, в то же время укрепили свои способности к самостоятельному обучению, повысили комплексные культурные качества. Из этого следует, что при реформировании преподавания русского языка учащийся становится центром, делается упор на развитие способностей учащегося по применению языка и способностей к самостоятельному обучению.
Обсуждение результатов. Сетевые технологии создают для учащихся условия для языкового обмена и для обучения вне аудитории. Учащиеся общаются в Интернете с носителями русского языка (русскими), обмениваются электронной почтой и в какой-то степени повышают уровень язы-
ковой подготовленности. Можно сказать, что развитие интернет-технологий предоставило возможность для изучения иностранного языка. В этом случае преподаватель должен дать понять учащимся, что повышение способностей к русскому языку не может быть достигнуто за один раз, необходимо, чтобы учащиеся в течение длительного времени хорошо старались. Даже использование передовых интернет-технологий для изучения иностранного языка не является кратчайшим путём. К тому же в настоящее время большинство учащихся являются единственными детьми в семье, их особенность - низкий уровень самоконтроля, поэтому необходима выработка хорошего уровня класса обучения у учащихся - это ключевой момент для обеспечения самостоятельного овладения знаниями. Применение Интернета для изучения иностранного языка должно быть последовательным, высокоэффективным, высококачественным. Преподаватель должен определить, как фиксировать «Записи из Интернета», которые ведут учащиеся, от учащихся требуется периодически упо-
рядочивать, обобщать знания, полученные в Интернете. Преподаватель также должен быть последовательным, периодически проверять учебные записи, сделанные вне аудитории, указывать на достоинства и недостатки, только таким образом можно дать учащимся выработать необходимые привычки к самостоятельному обучению.
Заключение. Таким образом, при изучении русского языка в высших учебных заведениях необходимо интегрировать мультимедийные сетевые технологии в аудиторные занятия и внеаудиторные консультации по русскому языку. Применение интернет-ресурсов и мультимедийных технологий способствует развитию компетенций самостоятельного обучения, что является важнейшим компонентом в изучении русского языка. Современная высокотехнологичная экономика требует от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание. Эту задачу в полной мере может решать самостоятельная работа студентов.
Список литературы
1. Вихман В. В. Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2004.
2. Ван Мин Юй. Теория по преподаванию иностранных языков в новой версии. Шанхай: Изд-во Шанх. образования ин. яз., 2007.
3. Гун Ли. Исследование по интерактивному преподаванию языков. Пекин: Изд-во Цинхуаского ун-та, 2010.
4. Дрон О. П. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин менеджмента в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2007. 205 с.
5. Бобылев Б. Г, Образцов П. И., Козачок А. И., Преснецова В. Ю., Тарасова И. Н., Демина Ю. А., Новикова А. А. Информационный комплекс обеспечения самостоятельной работы студентов по русскому языку и культуре речи. Орёл: ОрёлГТУ 2009.
6. Ковальская Е. П. Подкастинг как средство интерактивной коммуникации в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Журн. науч. публикаций аспирантов и докторантов. 2012. № 9. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped33.html (дата обращения: 20.03.2016).
7. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003. 40 с.
8. Цуй Вэй, Лю Гэ. Сетевые информационные ресурсы и их использование. Пекин: Изд-во Пекин. ун-та, 2013 .
9. Чжан Хунлин, Чжу Е, Сунь Гуйфан. Сетевые технологии изучения иностранных языков. Шанхай: Изд-во Шанх. образования ин. яз., 2010.
10. Шишковская Ю. В. Организация самостоятельной работы студентов на основе Интернет 2.0 в условиях информационно-обучающей среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2013. 27 с.
11. Шао Инцзе. Самостоятельная работа - необходимый компонент профессиональной подготовки // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 76-83.
12. Юй Сюе Юн. Исследование по сетевым моделям обучению иностранных языков. Пекин: Изд-во Нац. оборонной промышленности, 2013.
13. Ян Цзяшэн. Сетевые ресурсы в области преподавания русского освоения и их использование // Обучение русскому языку в Китае, 2005.
References
1. Vikhman V. V. Otsenka i analiz effektivnosti primeneniya informatsionnykh tekhnologii v obrazovanii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Novosibirsk, 2004.
2. Van Min Yui. Teoriya po prepodavaniyu inostrannykh yazykov v novoi versii. Shankhai: Izd-vo Shankh. obrazovaniya in. yaz., 2007.
3. Gun Li. Issledovanie po interaktivnomu prepodavaniyu yazykov. Pekin: Izd-vo Tsinkhuaskogo un-ta, 2010.
4. Dron O. P. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov v protsesse izucheniya distsiplin menedzhmenta v vuze: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. SPb., 2007. 205 s.
5. Bobylev B. G., Obraztsov P. I., Kozachok A. I., Presnetsova V. Yu., Tarasova I. N., Demina Yu. A., Novikova A. A. Informatsionnyi kompleks obespecheniya samostoyatel'noi raboty studentov po russkomu yazyku i kul'ture rechi. Orel: OrelGTU, 2009.
6. Koval'skaya E. P. Podkasting kak sredstvo interaktivnoi kommunikatsii v obuchenii inostrannomu yazyku [Elektronnyi resurs] // Zhurn. nauch. publikatsii aspirantov i doktorantov. 2012. № 9. Rezhim dostupa: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped33.html (data obrashcheniya: 20.03.2016).
7. Titova S. V. Resursy i sluzhby Interneta v prepodavanii inostrannykh yazykov. M., 2003. 40 s.
8. Tsui Vei, Lyu Ge. Setevye informatsionnye resursy i ikh ispol'zovanie. Pekin: Izd-vo Pekin. un-ta,
2013 .
9. Chzhan Khunlin, Chzhu E, Sun' Guifan. Setevye tekhnologii izucheniya inostrannykh yazykov. Shankhai: Izd-vo Shankh. obrazovaniya in. yaz., 2010.
10. Shishkovskaya Yu. V. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov na osnove Internet 2.0 v usloviyakh informatsionno-obuchayushchei sredy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. Pyatigorsk, 2013. 27 s.
11. Shao Intsze. Samostoyatel'naya rabota - neobkhodimyi komponent professional'noi podgotovki // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. 2016. T. 11, № 2. S. 76-83.
12. Yui Syue Yun. Issledovanie po setevym modelyam obucheniyu inostrannykh yazykov. Pekin: Izd-vo Nats. oboronnoi promyshlennosti, 2013.
13. Yan Tszyashen. Setevye resursy v oblasti prepodavaniya russkogo osvoeniya i ikh ispol'zovanie // Obuchenie russkomu yazyku v Kitae, 2005.
Библиографическое описание статьи
Шао Инцзе. Использование интернет-ресурсов и мультимедийных технологий в развитии компетенций самостоятельной работы (на примере изучения русского языка) // Ученые записки ЗабГУ 2016. Т. 11, № 5. С. 32-38. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-32-38.
Reference to the article
Shao Yingjie. Use of the Internet Resources and Multimedia Technologies in Developing the Competence of Independent Study (the Case of Learning Russian) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 32-38. DOI: 10.21209/2542-0089-201611-5-32-38.
Статья поступила в редакцию 25.04.2016