Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1116
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Р. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме: формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Автор рассматривает ряд интерактивных технологий, которые, по его мнению, достаточно эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мягкова Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Мягкова Р.Н.1

Детский сад № 40 «Золотой ключик», г. Ключи-1

Статья посвящена актуальной проблеме: формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Автор рассматривает ряд интерактивных технологий, которые, по его мнению, достаточно эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, интерактивные технологии, речевое развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, кейс-технологии.

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.

Коммуникативная компетенция - это способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации [3, с. 16].

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования «нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста» [2, с. 3]. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- владение речью как средством общения и культуры.

Поэтому перед дошкольным образованием определена цель: формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Она может решаться через следующие задачи:

1 Воспитатель.

1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

2. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина и др.

Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечёткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся интерактивные технологии.

Что же такое интерактивная технология обучения?

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, «диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника» [1, с. 164].

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

- формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка.

Я предлагаем вам некоторые интерактивные технологии, которые можно применять для развития речи дошкольника. Все эти виды работ были «опробованы» с детьми старшей и подготовительной группы. Опыт показал, что подобные задания не только эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству, но и очень интересны детям.

Интерактивная технология «Работа в парах» (рекомендуется со средней группы).

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться.

Очень часто данную технологию мы используем на занятиях по речевому развитию. Задания могут быть самыми разнообразными, но чтобы вызвать наибольший интерес, ребятам предлагается за каждый правильный ответ прикреплять себе снежинку на рукавичку, или украсить клумбу бабочками или цветами в зависимости от темы задания.

Работу в парах можно организовать так, что дети будут выполнять не только задание, но одновременно могут производить взаимопроверку, без помощи воспитателя. Для этого я в своей работе использую карточки-сорбонки (карточки памяти - на одной стороне задание, на другой ответ). Например, на занятиях по речевому развитию мы используем карточки-сорбонки для определения звука. Дети называют звуки и определяют гласный или согласный, твердый или мягкий и тут же осуществляется взаимопрверка путем переворачивания карточки (синий - согласный твердый, красный - гласный, зеленый кружок). За каждый правильный ответ ребенок получает жетон.

Интерактивная технология «Работа в малых группах» (рекоменд. со старшей группы).

Применение технологии групповой «работы в малых группах» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. При данной работе формируется умение слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению, выбирать старшего группы, который выскажет мнение других участников.

Интерактивная технология «Карусель» (рекоменд. со старшей группы).

Мы данную технологию используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели

(это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т.д.) а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т.д.

Данная технология формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Интерактивная технология «Дерево знаний» (рекомендуется в подготовительной к школе группе).

Развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Воспитатель заранее готовит демонстрационный материал в виде съемных карточек-схем с предметными картинками по определенной теме на макете дерева. Дети, объединившись в малые группы по 2-4 человека, выполняют задания, дети из других групп оценивают правильность ответа.

Интерактивная технология «Броуновское движение».

Эта технология применяется с целью сбора информации по предложенной теме. Она предполагает движение участников по всему игровому пространству и позволяет каждому ребенку высказаться, делать выводы, отстаивать свою точку зрения и развивать навыки общения. Задания могут быть разные. Например, найди предмет, название которого совпадает с первой буквой твоего имени, или найди предмет на гласный звук, найди отгадку на загадку. Можно дать индивидуальное задание: Узнай, сколько человек в твоей группе любят клубничное мороженое?

Интерактивная технология «Аквариум».

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Аквариум чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

Интерактивная технология «Цепочка» (рекомендуется со средней группы).

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи. Активно используем данную технологию на занятиях по речевому развитию, составляя, например, загадки с помощью слов: но - не (загадка о лимоне, о маме). Также данную технологию используем при составлении синквейна.

1. Составление загадки методом отрицания.

Задачи:

- Развивать навык выделения существенных признаков предмета через сравнение их с признаками других предметов.

- Упражнять детей в составлении загадок по принципу отрицания.

- Развивать творческое (креативное) мышление. Развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.

Оборудование:

- Предметные картинки с изображением предмета-загадки и других предметов, которые отличаются от загадываемого каким-либо одним признаком.

Содержание:

Педагог предлагает детям составить загадку про предмет методом отрицания и демонстрирует картинку с соответствующим изображением.

Затем взрослый поочерёдно демонстрирует другие картинки и предлагает детям найти общий признак у загадываемого предмета и предмета на карточке. Предметы предлагаются детям «по цепочке». Картинки, которые уже проанализированы детьми, выставляются на наборном полотне.

После того, как дети сравнили все картинки с исходной и нашли отличительные признаки, они составляют загадку методом отрицания, используя слова-помощники «НО НЕ». Дети проговаривают загадку «по цепочке», каждый следующий добавляет новый признак.

Образец:

Загадка про ЛИМОН, составленная методом отрицания:

ш

ч

Рис. 1

- овальный, но не яйцо;

- жёлтый, но не цыплёнок;

- кислый, но не клюква;

- цитрусовый, но не апельсин;

- с семечками, но не яблоко;

- сочный, но не арбуз. Что это?

Интерактивная технология «Интервью».

На этапе закрепления знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который опираясь на специальные карточки - подсказки задает вопросы о каком-либо событии.

У нас в группе есть уголок речевого развития «Королевство правильной речи», в котором живет наш микрофончик и доступен детям в любое время и пользуется неимоверной популярностью.

Интерактивная технология «Реклама на телеканале».

Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. В режимные моменты мы устраиваем рекламу на телеканале. Дети охотно рассказывают, описывают свою вещь. Где ее приобрели, как с ней можно играть, что в ней особенного. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести или поиграть или прочитать.

Интерактивная технология «Рафт».

Данная аббревиатура означает: роль, аудитория, форма и тема.

Эту технологию можно использовать на заключительных этапах изучения какой - либо темы.

Ребенок выбирает себе роль (животного, растения, птицы, предмета и т.д.).

Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представь, что ты бабочка. Что ты можешь рассказать о себе? Ребенок от лица бабочки рассказывает все, что узнал о данном насекомом.

Кейс-технология.

Традиционно считается, что этот метод сложен и потому подходит больше для детей школьного возраста. Однако это не совсем так, если при его использовании учитывать возрастные особенности дошкольников.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.

Кейс-технология - «это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией» [4, с. 16].

Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия.

Я использую три вида кейсов:

- кейс - текстовая информация представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи);

- кейс-иллюстрация;

- фото-кейс.

Кейс-иллюстация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

Сначала следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия. После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация, а затем и все остальные. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все дети.

Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:

- умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

- умение получать необходимую информацию в общении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение отстаивать свою точку зрения в общении;

- умение принимать помощь;

- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Список литературы:

1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.

2. Приказ об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года.

3. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ / О.В. Ушакова. - М.: Сфера, 2013.

4. Технология обучения дошкольников старшего возраста при помощи кейс-иллюстрации: практическое руководство / Н.М. Диринова, И.Г. Гончарова, О.Г. Герасимова, Н.Ю. Каракозова. - Тольятти: Кассандра, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.