ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Камалова Д.О.
Камалова Дилфуза Обидовна - преподаватель русского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных методов обучения, что позволяет сделать намного эффективнее сам процесс образования и познания.
Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные методы, эффективность обучения, социальные сети, интерактивная доска, мультимедийные средства, образовательный процесс, результативность обучения.
В современных условиях открытого образовательного пространства фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования и поэтому в условиях появления новейших информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения совершенно необходимо вооружать студентов использования мультимедийных средств. Учебный процесс не может остаться в стороне от современного развития во всех сферах нашей жизни. Изменения в системе высшего образования сегодня связаны с инновационными технологиями. Всемирная информационная сеть много дает в процессе самообразования, позволяет сделать обучение более эффективным, каждому пользователю выбрать свой путь обучения [3, с. 55-62]. Использование компьютерных технологий, помогает быть студентам более самостоятельными и управляемыми. Имея целью развить коммуникативную компетенцию студентов, преподаватель должен уметь организовать работу с Интернет-ресурсами, овладеть новыми методическими подходами в обучении. Интернет является глобальным социокультурным феноменом современности. Он обладает громадными коммуникативными возможностями и трансформирует традиционные методики обучения языку в новые формы. Невозможно представить сегодняшние занятия в вузах без использования презентаций, научных фильмов, онлайн-трансляций и других возможных нетрадиционных способов передачи информации, так как, компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 10 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах [4, с. 155]. Это обучение позволяет усваивать материал лучше, появляется заинтересованность не только в конкретной теме, но и стремление выяснить что-то новое самостоятельно. Творческий потенциал каждого при этом раскрывается шире, нежели при традиционной системе обучения. Кроме того, при использовании подобных технических средств значительно сокращается время на выполнение рутинной и скучной работы (переписывание задания, например). Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Использование интерактивных технологий в обучении подразумевает, что учащиеся должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Интерактивные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.
Возможны следующие формы использования информационных технологий на занятиях по русскому языку:
1) создание преподавателем и студентом компьютерных презентаций;
2) работа с сайтами, ориентированными на обучение русскому языку;
3) использование электронных словарей и энциклопедий;
4) выполнение студентами заданий с аудио- и видеоматериалами из Интернета;
5) дистанционное обучение языку;
6) контакт с сайтами образовательных учреждений, обучающих русскому языку;
7) общение с носителями языка в виртуальных сообществах, социальных сетях.
Каждая форма использования информационных технологий имеет свои особенности.
Особо следует выделить использование интерактивной доски в учебном процессе. Как одно из инновационных средств в образовании, в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер в комплексе с интерактивной электронной доской. Она реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность [2, с. 480]. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Работа с интерактивной доской в онлайн режиме позволяет организовать самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, в том числе и сетью Интернет. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к учащимся лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время, она удобна в обращении и интересна учащимся. Технологические возможности интерактивной доски позволяют преподавателю готовить конспект урока на компьютере, хранить его в цифровой форме, включать в него необходимый изобразительный материал (презентации, фото, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернета и т.д.). Интерактивная доска помогает учащимся преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В аудитории не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников [5, с. 87].
Кроме интерактивной доски, можно сочетать работу с электронными дисками и с Интернет-ресурсами. Например, Google предлагает виртуальный музей. Выполнение студентами заданий с аудио- и видеоматериалами из Интернета стимулирует коммуникацию, активизирует развитие навыков самостоятельного поиска и отбора информации, расширяет лексикон студентов. Грамотное и целенаправленное применение интерактивных средств обучения позволяет сделать гораздо эффективнее сам процесс образования и познания.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения, позволяет разнообразить образовательный процесс в высших учебных заведениях. Более того, использование мультимедийных средств рассматривается как эффективное, способным обеспечить высокую результативность обучения, принципиально изменив его характер и обеспечив переход от вербально-словесной к личностно-деятельностной педагогике.
Список литературы
1. Педагогика / Под. ред. С.А. Смирнова. М., 2007. 313 с.
2. Большая компьютерная энциклопедия. Самое полное современное издание. М.:
ЭКСМО, 2007. 480 с.
3. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика, 2001. № 4. С. 55-62.
4. Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты) // Лингводидактический поиск на рубеже веков. М., 2000. С. 155.
5. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. М., 2009. С. 87.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1 2 Камалова Д.О. , Файзуллаев Х.Ф.
1Камалова Дилфуза Обидовна - преподаватель русского языка, кафедра иностранных языков; 2Файзуллаев Хуршид Фахритдинович - студент, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной работе поднимается проблема профессиональной компетенции студентов в неязыковом вузе, что является важным для подготовки специалистов в эффективной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, общение, формирование навыков, обучение, новый подход.
На территории Узбекистана обеспечивается свободное использование русского языка как средства общения. Возросшая роль Интернета с образовательными сайтами на русском языке вызывает интерес студентов к изучению этой дисциплины с целью совершенствования знаний, получения информации и расширения своего мировоззрения. Применение языка в практических целях связано с коммуникативными потребностями личности, что является одним из важнейших мотивов его изучения в системе высшего образования. Студентам предоставляется возможность выбора интересного учебника по специальной дисциплине на русском языке, его изучения с целью достижения конкретных профессиональных целей. На сегодняшний день качество подготовки специалиста определяется его готовностью к эффективной профессиональной деятельности, способностью к адаптации в условиях быстроменяющегося современного мира, а значит, зависит от уровня комплексного владения профессиональными компетенциями [1, с. 78]. В свете этих изменений на первый план выдвигается не только приобретение студентами специальных знаний, но и успешное овладение языком специальности. Сущность этих требований сводится к модернизации образования и созданию новых технологий обучения, составной частью которых являются вопросы повышения эффективности профессиональной компетенции будущих специалистов.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще определяется, как способность сотрудника применять знания и умения в соответствии с требованиями должности, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода и в определенной широкой области. Как отмечают в своих исследованиях С.Е. Шишов и В.А. Кальнея, «в течение последних десятилетий этот мир значительно отточил, заформализировал свои концепты и свою технику оценки и управления людскими ресурсами». Столкнувшись с большой конкуренцией и с быстрым изменением знаний и технологий, мир предприятий направил растущие