Научная статья на тему 'Использование интерактивных средств обучения на занятиях по русскому языку'

Использование интерактивных средств обучения на занятиях по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Дилфуза Обидовна

В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных методов обучения, что позволяет сделать намного эффективнее сам процесс образования и познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалова Дилфуза Обидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных средств обучения на занятиях по русскому языку»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Камалова Д.О.

Камалова Дилфуза Обидовна - преподаватель русского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных методов обучения, что позволяет сделать намного эффективнее сам процесс образования и познания.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивные методы, эффективность обучения, социальные сети, интерактивная доска, мультимедийные средства, образовательный процесс, результативность обучения.

В современных условиях открытого образовательного пространства фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования и поэтому в условиях появления новейших информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения совершенно необходимо вооружать студентов использования мультимедийных средств. Учебный процесс не может остаться в стороне от современного развития во всех сферах нашей жизни. Изменения в системе высшего образования сегодня связаны с инновационными технологиями. Всемирная информационная сеть много дает в процессе самообразования, позволяет сделать обучение более эффективным, каждому пользователю выбрать свой путь обучения [3, с. 55-62]. Использование компьютерных технологий, помогает быть студентам более самостоятельными и управляемыми. Имея целью развить коммуникативную компетенцию студентов, преподаватель должен уметь организовать работу с Интернет-ресурсами, овладеть новыми методическими подходами в обучении. Интернет является глобальным социокультурным феноменом современности. Он обладает громадными коммуникативными возможностями и трансформирует традиционные методики обучения языку в новые формы. Невозможно представить сегодняшние занятия в вузах без использования презентаций, научных фильмов, онлайн-трансляций и других возможных нетрадиционных способов передачи информации, так как, компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 10 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах [4, с. 155]. Это обучение позволяет усваивать материал лучше, появляется заинтересованность не только в конкретной теме, но и стремление выяснить что-то новое самостоятельно. Творческий потенциал каждого при этом раскрывается шире, нежели при традиционной системе обучения. Кроме того, при использовании подобных технических средств значительно сокращается время на выполнение рутинной и скучной работы (переписывание задания, например). Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Использование интерактивных технологий в обучении подразумевает, что учащиеся должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Интерактивные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

Возможны следующие формы использования информационных технологий на занятиях по русскому языку:

1) создание преподавателем и студентом компьютерных презентаций;

2) работа с сайтами, ориентированными на обучение русскому языку;

3) использование электронных словарей и энциклопедий;

4) выполнение студентами заданий с аудио- и видеоматериалами из Интернета;

5) дистанционное обучение языку;

6) контакт с сайтами образовательных учреждений, обучающих русскому языку;

7) общение с носителями языка в виртуальных сообществах, социальных сетях.

Каждая форма использования информационных технологий имеет свои особенности.

Особо следует выделить использование интерактивной доски в учебном процессе. Как одно из инновационных средств в образовании, в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер в комплексе с интерактивной электронной доской. Она реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность [2, с. 480]. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Работа с интерактивной доской в онлайн режиме позволяет организовать самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, в том числе и сетью Интернет. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к учащимся лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время, она удобна в обращении и интересна учащимся. Технологические возможности интерактивной доски позволяют преподавателю готовить конспект урока на компьютере, хранить его в цифровой форме, включать в него необходимый изобразительный материал (презентации, фото, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки на ресурсы Интернета и т.д.). Интерактивная доска помогает учащимся преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В аудитории не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников [5, с. 87].

Кроме интерактивной доски, можно сочетать работу с электронными дисками и с Интернет-ресурсами. Например, Google предлагает виртуальный музей. Выполнение студентами заданий с аудио- и видеоматериалами из Интернета стимулирует коммуникацию, активизирует развитие навыков самостоятельного поиска и отбора информации, расширяет лексикон студентов. Грамотное и целенаправленное применение интерактивных средств обучения позволяет сделать гораздо эффективнее сам процесс образования и познания.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения, позволяет разнообразить образовательный процесс в высших учебных заведениях. Более того, использование мультимедийных средств рассматривается как эффективное, способным обеспечить высокую результативность обучения, принципиально изменив его характер и обеспечив переход от вербально-словесной к личностно-деятельностной педагогике.

Список литературы

1. Педагогика / Под. ред. С.А. Смирнова. М., 2007. 313 с.

2. Большая компьютерная энциклопедия. Самое полное современное издание. М.:

ЭКСМО, 2007. 480 с.

3. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика, 2001. № 4. С. 55-62.

4. Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты) // Лингводидактический поиск на рубеже веков. М., 2000. С. 155.

5. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. М., 2009. С. 87.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1 2 Камалова Д.О. , Файзуллаев Х.Ф.

1Камалова Дилфуза Обидовна - преподаватель русского языка, кафедра иностранных языков; 2Файзуллаев Хуршид Фахритдинович - студент, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе поднимается проблема профессиональной компетенции студентов в неязыковом вузе, что является важным для подготовки специалистов в эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, общение, формирование навыков, обучение, новый подход.

На территории Узбекистана обеспечивается свободное использование русского языка как средства общения. Возросшая роль Интернета с образовательными сайтами на русском языке вызывает интерес студентов к изучению этой дисциплины с целью совершенствования знаний, получения информации и расширения своего мировоззрения. Применение языка в практических целях связано с коммуникативными потребностями личности, что является одним из важнейших мотивов его изучения в системе высшего образования. Студентам предоставляется возможность выбора интересного учебника по специальной дисциплине на русском языке, его изучения с целью достижения конкретных профессиональных целей. На сегодняшний день качество подготовки специалиста определяется его готовностью к эффективной профессиональной деятельности, способностью к адаптации в условиях быстроменяющегося современного мира, а значит, зависит от уровня комплексного владения профессиональными компетенциями [1, с. 78]. В свете этих изменений на первый план выдвигается не только приобретение студентами специальных знаний, но и успешное овладение языком специальности. Сущность этих требований сводится к модернизации образования и созданию новых технологий обучения, составной частью которых являются вопросы повышения эффективности профессиональной компетенции будущих специалистов.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще определяется, как способность сотрудника применять знания и умения в соответствии с требованиями должности, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода и в определенной широкой области. Как отмечают в своих исследованиях С.Е. Шишов и В.А. Кальнея, «в течение последних десятилетий этот мир значительно отточил, заформализировал свои концепты и свою технику оценки и управления людскими ресурсами». Столкнувшись с большой конкуренцией и с быстрым изменением знаний и технологий, мир предприятий направил растущие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.