Научная статья на тему 'Профессионализм педагога высшей школы'

Профессионализм педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Дилфуза Обидовна

Сегодня неотъемлемым компонентом в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы становится педагогическое мастерство, которое во все более значительной мере определяет уровень профессионализма и возможность успешного осуществления преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалова Дилфуза Обидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм педагога высшей школы»

XXI век. Научный Электронный журнал [Электронный ресурс], 2014. Выпуск 1 (5). Режим доступа: 10.15393Zj5.art.2014.2281/ (дата обращения: 12.12.2014). 7. Профильное биологическое образование [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://magistratura.su/speciality/69631/profile/ (дата обращения: 10.02.2015).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Камалова Д.О.

Камалова Дилфуза Обидовна - преподаватель русского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: сегодня неотъемлемым компонентом в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы становится педагогическое мастерство, которое во все более значительной мере определяет уровень профессионализма и возможность успешного осуществления преподавательской деятельности. Ключевые слова: высшая школа, педагог, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, процесс обучения и общения.

Высшая школа, как специфический социальный институт, занимает особое место в системе образования, так как учебные заведения предназначены для обеспечения профессиональной подготовки будущих специалистов. Преподаватели высших учебных заведений имеют дело не с детьми, а со взрослыми людьми, со своими сложившимися целями и жизненными ценностями. В общей структуре педагогического процесса в высшей школе главной, ключевой фигурой является преподаватель, кроме того, одной из важнейших задач высшей школы является выполнение научных исследований в соответствии с профилем кафедр. Именно ему принадлежит стратегическая роль в обеспечении личностного развития студента в ходе его профессиональной подготовки. Нельзя не отметить тот факт, что профессиональная деятельность преподавателя высшей школы существенно отличается от деятельности школьного учителя. Основное отличие обусловлено уже самими целями системы высшего образования, состоящими, прежде всего, в обеспечении высокой профессиональной подготовки студентов и их личностном развитии как будущих высококвалифицированных специалистов в самостоятельно избранной ими области. Именно, исходя из этого, сам преподаватель также должен быть отличным специалистом в соответствующей сфере науки или техники. Педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, основными среди которых являются профессиональная компетентность и дидактическая культура. Понятие профессиональной компетенции преподавателя выражает единство теоретической и практической готовности преподавателя к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм в конкретной предметной области и в сфере педагогики [1, с. 19-21]. Обобщенные требования на уровне теоретического и практического опыта преподавателя содержатся в квалификационной характеристике. В идеале полное соответствие преподавателя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность его теоретических и практических умений педагогически мыслить и действовать. Это и составляет профессионально-педагогическую компетентность преподавателя. К теоретической готовности преподавателя к педагогической деятельности относятся: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения, каждое из которых является значимым для педагога. В этой связи следует отметить, что практическая готовность

преподавателя высшей школы к педагогической деятельности предполагает следующие умения: организаторские умения преподавателя способствуют включению обучаемых в различные виды учебно-познавательной деятельности и эффективной организации совместной их деятельности в составе коллектива. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные. Мобилизационные умения связаны с развитием у обучаемых устойчивых интересов к учению, труду, активности; с формированием потребности в знаниях, творческом отношении к окружающему миру. Информационные умения связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Коммуникативные умения играют важную роль. Уровень владения ими определяет возможность установления педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателя со студентами и с коллегами [2, с. 76-77]. Одна из особенностей деятельности преподавателя в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение представляет собой систему приемов социально-психологического взаимодействия обучающего и обучаемого, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Причем, преподаватель выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения преподавателя и студента не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи. Персептивные умения заключаются в способности преподавателя проникать во внутренний мир обучаемого, для чего необходимо знать его ценностные ориентации, интересы, потребности, идеалы. Это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психических состояний. Профессиональный преподаватель способен по незначительным признакам, по небольшим внешним проявлениям улавливать внутреннее состояние обучаемого и даже малейшие изменения этого состояния. В то же время следует отметить, что далеко не каждый специалист, в том числе и хороший ученый, может быть профессиональным преподавателем высшей школы. Отсутствие у человека специфической психологической направленности на этот вид сложной и ответственной деятельности, соответствующей внутренней установки и готовности препятствуют формированию педагогической компетенции и существенно усложняют преподавательскую работу, если такому человеку все-таки пришлось ею заниматься. Кроме того, серьезно препятствовать становлению человека как педагога могут некоторые несовместимые с этим статусом личностные качества. К качествам, противопоказанным преподавателю, в частности, относятся: высокомерие, грубость, недоброжелательность; самовлюбленность, медленная реакция, консерватизм; стремление подавить студента; несобранность, лень; излишняя эмоциональность, взрывчатость; отсутствие педагогического мастерства [8, с. 141-148].

Мастерство преподавателя определяется чувством меры, единством заботы, уважения и требовательности по отношению к обучаемым. Педагогическое мастерство определяется также педагогическими способностями. [4, с. 115]. Способности не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности [3, с. 384]. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. Таковы основные умения преподавателя, выражающиеся в его профессиональной компетенции. Все они взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на

42

творческую индивидуальность и стиль педагогической деятельности преподавателя -специалиста высшей школы. Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя высшей школы, подчиняясь общедидактическим принципам и закономерностям, исходит из целей и характера учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки и личностного развития будущего специалиста, из самих особенностей высшего образования и его организации в условиях вуза.

Список литературы

1. Буртовая Н.Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. 2. Ч. 2. С. 19-21.

2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998. С. 76-77.

3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. С. 384.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1993. С. 115.

5. БондарчукЕ.И., БондарчукЛ.И. Основы психологии и педагогики. Киев, 2002. С. 92.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2000. С. 117.

7. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999.

8. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2010. Вып. 12. С. 141-148.

КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Каринова Ж.М.

Каринова Жанна Мурадымовна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10 Муниципального образования «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: и знание предмета, и методика его преподавания, и учет психологических особенностей учащихся младших классов, применение современных методических приемов и технологий, удачный УМК - все это в совокупности работает на формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Дети вовлечены в творческий процесс, позволяющий им самим делать открытия. Создание ситуации успеха, чувство внутренней свободы, интеллектуальная нагрузка, задания в форме игр позволяют учащимся чувствовать себя комфортно. Учитель и ученик должны проживать время, отведенное на урок, счастливо, должны получить максимум положительных эмоций. Ключевые слова: ученик, учет психологических особенностей младшего школьника, учитель, урочная и внеурочная деятельность, работа с родителями.

УДК 373.31

При формировании положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка следует работать в нескольких направлениях:

1. Ученик. Учет психологических особенностей младшего школьника.

2. Учитель. Урочная и внеурочная деятельность.

3. Работа с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.