Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АУДИТОРНОМ ХАКАТОНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АУДИТОРНОМ ХАКАТОНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / ХАКАТОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипьева Ирина Александровна, Зырянова Ирина Николаевна

Показана целесообразность применения интерактивных методов при проведении хакатона как вида проектной деятельности в процессе обучения русскому как иностранному в высшем учебном заведении. Рассматриваются особенности применения проекта «Хакатон» с использованием интерактивных методов как формы проектной деятельности на аудиторных занятиях по русскому языку как иностранному в работе с китайскими студентами-магистрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипьева Ирина Александровна, Зырянова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE AUDIENCE HACHATHON WHILE TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the reasonability of the use of the interactive methods while conducting the hachathon as the kind of the project activity in the process of teaching the Russian language as a foreign language at the higher educational institution. There are considered the peculiarities of the use of the project “Hachathon” with the use of the interactive methods as the form of the project activity at the classroom activities of the Russian language as a foreign language in the work with the Chinese Master’s students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В АУДИТОРНОМ ХАКАТОНЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО»

педагогические науки

The study of teaching the Russian

vocabulary on the basis

of the educational community

(at the example of the classes

of the Russian Language as a Foreign

Language)

The article deals with the description of the integration of the concept of the educational community in teaching the Russian vocabulary that allows to form the spirally model of studying the vocabulary and to improve the process of enriching the vocabulary of the students based on the application WeChat and the learning platform Xuexitong. It can increase the students' interest to teaching and establish the basis for acquiring the other skills.

Key words: educational community, teaching the Russian vocabulary, application WeChat, learning platform Xuexitong, deep learning, multimodality.

(Статья поступила в редакцию 08.07.2022)

и.А. антипьева, и.н. зырянова

(иркутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ методов

обучения в аудиторном хакатоне при обучении русскому как иностранному

Показана целесообразность применения интерактивных методов при проведении хака-тона как вида проектной деятельности в процессе обучения русскому как иностранному в высшем учебном заведении. Рассматриваются особенности применения проекта «Хака-тон» с использованием интерактивных методов как формы проектной деятельности на аудиторных занятиях по русскому языку как иностранному в работе с китайскими студентами-магистрантами.

Ключевые слова: интерактивные методы, проектная деятельность, русский как иностранный, хакатон.

Современное образование направленно на формирование широкого спектра компетенций, которые призваны помочь обучающемуся вуза максимально реализовать себя в буду-

щей профессиональной деятельности. Обучение русскому языку как иностранному является важной составляющей образования современного специалиста из другой страны, однако требования к владению русским языком в реалиях сегодняшнего дня значительно выше, чем были десятилетие назад.

Современные преподаватели находятся в поиске наиболее интересных вариантов интеграции интерактивных методов обучения и проектной деятельности в практику преподавания русского как иностранного. Использование интерактивных методов в проектной деятельности в обучении русскому языку как иностранному описывается в работах Н.В. Багра-мовой [1], Н.Ф. Азимовой [12], Н.В. Гончарен-ко [13]. Авторы отмечают, что одним из наиболее современных и перспективных видов проектной деятельности оказывается хакатон.

Актуальность темы интерактивных методов в реализации проектов при обучении русскому языку как иностранному (далее РКИ) определяется тем, что на данном этапе в науке отмечается необходимость в разработке методики комплексного применения интерактивных методов обучения для организации проектной деятельности студентов. Кроме того, в настоящее время в методике преподавания РКИ возникла необходимость реализации проектных заданий с использованием современных интерактивных методов.

Хакатон является относительно новым видом образовательного проекта, достаточно сложной формой организации познавательной деятельности студентов. В этой связи необходимо раскрыть теоретические и практические аспекты его организации, а также использование интерактивных методов его проведения.

Для достижения поставленной цели исследования требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности применения метода проектов в преподавании РКИ;

- дать описание хакатону как виду проектной деятельности;

- рассмотреть особенности использования интерактивных методов в процессе проведения аудиторного хакатона при обучении РКИ;

- разработать и реализовать план проведения хакатона со студентами, изучающими РКИ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ учебно-методической литературы; метод педагогического эксперимента.

© Антипьева И.А., Зырянова И.Н., 2022

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:

- разработана система интерактивных методов для проведения проекта «Хакатон» при обучении РКИ;

- хакатон как вид проектной деятельности был включен в образовательный процесс Байкальского государственного университета;

- результаты исследования использованы в образовательной деятельности при создании последующих проектных мероприятий, при проведении научно-практических конференций.

особенности применения метода проектной деятельности в преподавании рки.

Требования, предъявляемые в XXI в. к преподаванию РКИ, обязывают преподавателя организовывать и проводить занятия на высоком уровне педагогического мастерства, грамотно интегрируя достижения методической науки и практики в образовательный процесс. Использование инновационных учебных средств оказывается в фокусе внимания современных педагогов.

В практике преподавания широко используется метод проектов (в переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед») - способ формирования и развития коммуникативной компетенции иностранного обучающегося через самостоятельную практическую творческую деятельность, результатом которой является не только создание проекта, но и его презентация. Проанализировав работы сторонников проектного метода в обучении (М.Н. Гладковой, О.И. Вагановой, Ж.В. Смирновой и Е.С. Полат) [3; 9], выделим основные его критерии:

- наличие значимой для исследования проблемы и задач, решение которых требует интегрированных знаний;

- концентрация на процессах, ориентированных на студентов;

- формулирование вопросов для возможности глубокого исследования предложенной для изучения темы;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- осуществление обучающимися контроля над собственной работой и обеспечение обратной связи;

- чередование индивидуальной и групповой работы студентов;

- применение современных информационных технологий;

- разнообразные виды оценивания результатов деятельности;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов [10; 14].

Именно эти критерии составляют основу эффективного метода разработки проектов, который позволит решить поставленные педагогом и студентами задачи.

Хакатон как вид проектной деятельности. Среди преимуществ метода проектов в обучении студентов РКИ можно отметить ориентацию на уровень студента, учет индивидуальных особенностей, психотипа индивида, ориентированность на практическое решение задач и достижение объективно значимого результата. Перечисленные характеристики в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к обучению в рамках лич-ностно ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов, которые являются приоритетными в современном образовании [6].

Для организации коллективного проекта необходимо создать условия для конкуренции, объединения усилий, регулярного сотрудничества студентов, доля которого в общем процессе может быть неодинаковой на разных этапах осуществления проекта. Вышесказанное в полной мере можно реализовать в проекте «Хакатон» (от англ. hacker - «хакер», marathon - «марафон с целью создания законченного продукта в короткий срок») -новой современной форме решения задач, поиска, обнаружения и воплощения в жизнь инновационных решений. Набирая популярность в деловой среде и сфере деятельности IT-специалистов, хакатон распространился на разные сферы жизнедеятельности человека, в том числе на образовательную, где выступает в качестве метода проектной деятельности, в котором интерактивные формы чередуются с самостоятельно выполненными заданиями и превалируют на этапе подготовки и планирования, когда студенты в общении друг с другом разрабатывают план проекта, формулируют и распределяют задачи, решают организационные вопросы. Вовлечение в диалог и коллективную творческую деятельность делает обучающегося активным участником хака-тона, наделенным самостоятельностью, свободой воли и творчества. Педагог в этом процессе уходит от роли лидера, берет на себя функцию координатора, помощника и побуждает студентов к самостоятельным поискам способов реализации проекта [7].

педагогические науки

Хакатон как вид проектной деятельности создает объективный жизненный опыт для обучающихся [14] и призван помочь студентам совместно в опосредованном или непосредственном взаимодействии развивать навыки критического мышления, решения существующих проблем с опорой на знания и опыт каждого участника.

использование интерактивных методов обучения в аудиторном хакатоне при обучении рки. Использование проекта «хакатон» на занятиях по РКИ представляется перспективным по причине разнообразия знаний и навыков, которые участники мероприятия могут приобрести или развить в процессе образовательной деятельности благодаря контекстно ориентированному речевому поведению. В общем виде алгоритм проведения хакатона заключается в разработке стартапа или решении поставленной задачи, демонстрации продукта жюри, эффективной презентации идеи и способов ее интеграции в реальные условия.

Опыт применения хакатона в высшей школе, в том числе при обучении РКИ, позволяет описать алгоритм организации и проведения этого вида проектной деятельности с описанием основных видов деятельности организаторов, преподавателя-наставника, команды, а также интерактивных методов, которые могут применяться на каждом этапе реализации проекта:

1. Этап первичной организации хакато-на. организаторы представляют требования к содержанию проектов, систему оценки качества проектов; определяют наставников направлений, экспертов; формируют программу встреч (митапов); объявляют требования к составу и численности команд. Преподаватель-наставник изучает постановку задачи, требования. Команды изучают проблематику, осваивают существующие подходы и технологии.

Рекомендации: рекомендуется использовать методы оформления лэпбука, видеопрезентации, брифинга.

2. Этап предподготовки (за 1-2 недели до начала хакатона). Организаторы разрабатывают сценарий мероприятия: сроки чекпо-интов (проверочных сессий), формируют состав жюри. Преподаватель-наставник вводит студентов в предметную область, описывает и утверждает план работы, предоставляет материалы, рекомендованные для изучения, выявляет сложные моменты в работе команды, способных более глубоко раскрыть перед студентами суть и задачи направления, ответить на возникающие вопросы.

Команды:

1) формируют состав, распределяют первичные роли;

2) собирают, обрабатывают и анализируют исходные данные;

3) погружаются в предметную область;

4) встречаются с наставниками, посещают собрания по проблемным областям;

5) разрабатывают идеи выполнения проекта.

3. Марафон (соревнование) (2-3 дня, даты известны заранее). Организаторы - проведение проверочных сессий. Преподаватель-наставник - проведение проверочных сессий.

Команды:

1) корректируют свое решение под объявленные условия задачи;

2) разрабатывают минимально работоспособный продукт;

3) рассчитывают экономическую, социальную выгоду, обосновывают целесообразность реализации;

4) оформляют разработанные идеи для представления.

Рекомендации: рекомендуется использовать методы спарринг-партнерства, «аквариум», онлайн-семинар и др.

4. Финал (день защиты проекта). Организаторы ответственны за ведение протокола мероприятия, организацию работы жюри. Преподаватель-наставник участвует в работе жюри, экспертных комиссий. Команды презентуют и защищают проекты.

Рекомендации: рекомендуется проводить с применением открытого голосования на портале университета. Такая форма оценивания зарекомендовала себя как максимально эффективный инструмент для продвижения проектной деятельности хакатон в студенческой среде, т. к. он способен привлечь внимание студенческого сообщества, увеличить процент заинтересованных и вовлеченных студентов для будущих мероприятий.

Для оценки результатов хакатона также полезно использовать интерактивные средства: обсуждения на портале университета, голосование на факультете, форум для обсуждения.

Особенности организации хакатона при обучении РКИ заключаются в том, что изучаемый язык является рабочим на всех этапах осуществления проекта, т. к. цель проекта предполагает его использование в ситуациях, приближенных к реальному общению. Участники ха-катона выполняют разные виды заданий: интервьюирование, составление и оформление

письменного опроса, анкетирование, составление отчета и презентация продукта. Использование изучаемого языка при выполнении этих видов деятельности способствует формированию коммуникативной компетенции.

опыт организации хакатона как аудиторной деятельности в обучении рки. Авторский опыт преподавания РКИ показывает, что хакатон может быть эффективной формой формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов. В рамках подготовки данного исследования мы провели аудиторный хакатон на занятии по РКИ с китайскими магистрантами. Длительный опыт изучения иностранного языка студентами-участниками рабочей группы позволил заключить, что у каждого из них собран собственный «портфель» полезных ссылок и материалов, обмен которыми может быть полезным для изучения иностранного языка в коллективе, т. к. не только расширит индивидуальные коллекции полезных ресурсов, но и оптимизирует образовательный процесс в группе. Обмен и пополнение этих портфелей полезными материалами могут быть полезными как для обучения РКИ на старших курсах, так и в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, цель хакатона заключалась в организации упорядоченного и быстрого поиска ресурсов, которые могут быть полезны переводчику, работающему с переводом текстов с русского на китайский и с китайского на русский язык. После определения проблемы (hackathon jam) было назначено время продолжительности мероприятия, равное 1 часу 30 минутам, которое в соответствии со структурой хакато-на было распределено на подготовительный этап (30 мин.), этап проведения собственно хакатона (40 мин.), завершающий этап (20 мин.). В мероприятии участвовали 15 китайских магистрантов, которые третий год изучают РКИ в вузе (БГУ).

Поскольку подготовка к хакатону предполагает конкретные организационные шаги со стороны студентов и преподавателя (выбор темы, цели и задач проектной работы, средств, методов и приемов его реализации), то уже на этапе предподготовки преподавателем были продуманы интерактивные методы для каждого из этапов проекта, способствующие развитию компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и соответствующие требованиям хакатона. Задания были направлены на развитие навыков устной и письменной коммуникации. Для актуализации четырех видов

речевой деятельности были выбраны следующие интерактивные методы:

1) спарринг-партнерство (чтение информации в Интернете для отбора полезных ссылок; задание способствует развитию лингвистического и социокультурного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции);

2) «ажурная пила» (устный обмен информацией попарно в микрогруппах);

3) «аквариум» (для организации формата письменной презентации результатов хака-тона);

4) презентация в формате pechakucha (для отработки письма, лаконичного и грамотного описания хода хакатона и изложения его результатов).

На первом этапе проведения хакатона преподаватель разделил участников на две команды. Поскольку хакатон в вузе представляет собой образовательное проектное мероприятие, то на этапе введения в тему преподаватель включил образовательный блок, а именно познакомил студентов с трудностями, которые часто возникают у специалистов в процессе перевода: перевод имен собственных, паре-миологических единиц, цифр, лингвокультур-ных реалий. С целью ознакомления с данным материалом преподаватель организовал «цифровой лэпбук» на доске Miro, где представил примеры вероятных затруднений.

На втором этапе надо было решить две задачи: преподаватель должен был убедиться, что студенты поняли проблемы переводчиков и цель хакатона. С этой целью команды представили краткое описание проблемы на двух языках. Проблема, сформулированная в виде заголовка и картинки, сопровождала весь процесс хакатона в виде памятки на доске и в раздаточном материале.

На третьем этапе команды искали полезный материал в Интернете, обращаясь за помощью к экспертам (другим преподавателям, однокурсникам), комбинируя и классифицируя найденные ресурсы. Командам было рекомендовано не помогать друг другу в первой поисковой фазе, однако после оформления первичного набора ресурсов команды объединились для генерации идей по оформлению конечного варианта комплекта ресурсов и его наименования.

На заключительном этапе команда представила свой проект, защитила свои идеи, продемонстрировала «цифровую копилку» - набор полезных переводчику онлайн-ресурсов. Продукт был представлен в виде набора слайдов в программе PowerPoint с активной де-

монстрацией ссылок, защита производилась с использованием новой тематической лексики. В качестве задания, которое может побудить студентов осмыслить результаты работы, апробировать, и, возможно, скорректировать продукт проекта, было предложено разработать набор возможных затруднений переводчика и найти их решения в процессе работы с ресурсами.

Опыт проведения проектов на занятиях, которые в вузе ограничены продолжительностью 1 час 30 мин., имеют характерные особенности:

1) короткий подготовительный период;

2) формулирование проблемы до начала проведения мероприятия;

3) разработка списка возможных для использования вовремя хакатона ресурсов до начала проведения мероприятия;

4) сниженные требования к финальному продукту: идея с описанием ее пошаговой реализации, но не ее воплощение;

5) расширенный набор задач для усовершенствования и апробации продукта хакатона, оформленный в качестве «календаря доработки» с указанными периодами выполнения заданий и датами проведения собраний;

6) поскольку аудиторный хакатон сжат по времени, но его результатом должен быть новый продукт с высоким прикладным потенциалом, то функции преподавателя должны быть детально продуманы на подготовительном этапе: четком недвусмысленном описании проблемы, убеждении команд в необходимости нахождения решения проблемы, подборке активных ресурсов (контактов экспертов, с которыми команды могут связаться во время мероприятия, быстро загружающихся ссылок и т. п.).

Каждый хакатон имеет характерное коммуникативное измерение, характеризуется как особым набором используемого в работе и общении лингвистического инструментария, так и способами его применения [5]. Целью указанного мероприятия было развитие коммуникативной и социокультурной компетенции студентов РКИ через разработку полезного участникам или социально значимого продукта. Студенты самостоятельно разработали полезный для изучения РКИ продукт - «цифровую копилку», но, что важнее, приобрели опыт проектной деятельности на русском языке.

Вовлечение обучающихся в интерактивные междисциплинарные проекты способствует формированию проектной компетенции на РКИ, т. к. предполагает не только навыки

кие науки -

коллективной обработки иноязычной информации и ее организации под конкретную задачу, но и решение ряда конкретных задач в условиях ограниченного временного периода, более глубокое осмысление проблемы и материала, взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых студентов сильными. Студенты выбирают свободную форму демонстрации и активизации своих знаний на русском языке, проявляют личностные качества и инициативу.

Хакатон является новым эффективным видом интерактивного проектного обучения, т. к. способствует развитию навыков эффективной командной работы и самообразования, тренировки «гибких навыков» и творческих подходов для переноса знаний в практическую область, обеспечивает мощный обмен опытом, повышает интерес к учебе. В ходе ха-катонов студенты учатся командному взаимодействию, поиску творческих решений поставленных перед ними задач, умению отстаивать свои идеи, а также навыкам публичных выступлений.

В ходе педагогического эксперимента нам удалось доказать, что использование хакато-на с опорой на комплекс интерактивных методов во время аудиторных занятий в вузе является эффективной деятельностью при обучении РКИ.

Самооценка студентов по итогу проведения хакатона оказалась положительной: команды оценили возможность разработать и воплотить в жизнь объективно существующий продукт. Перспективой дальнейшего исследования может являться рассмотрение других видов интерактивных междисциплинарных проектов в обучении РКИ, а также разработка внеаудиторного хакатона.

список литературы

1. Баграмова Н.В., Васильева А.В. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. DOI: 10.26170/FK20-01-17.

2. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

4. Ковалева А.Г. Методика междисциплинарных проектов на иностранном языке в вузе // Пе-

дагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 76-83.

5. Концевая Г.М. Хакатон в профессионально-ориентированном обучении языкам // Язык. Общество. Медицина: материалы XVII Респ. студ. конф. «Язык. Общество. Медицина» и XIV Респ. науч.-практ. семинара «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам». Гродно, 2018. С. 298-301.

6. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

7. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. 2012. № 11. С. 120-124.

8. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Нижневартовск, 2013.

9. Полат Е.С. Метод проектов. История и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

10. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. М., 2007.

11. Шаков В.М. З.А. Курбанова Бинарная лекция как одна из интерактивных форм проведения занятий по теоретической механике // Интернаука. 2019. № 21-1. С. 79-80.

12. Azimova N.F. Interactive methods of teaching Russian language (foreign expertise vs. classical methods of teaching) // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2021. Vol. 27. No. 2.

13. Goncharenko N.V. Interactive technologies of teaching Russian as a foreign language for medical students // Medical University. 2018. Vol. 1. No. 1.

14. Markham T. Project Based Learning // Teacher Librarian. 2011. No. 39. Iss. 2.

* * *

1. Bagramova N.V., Vasil'eva A.V. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses // Filologi-cheskij klass. 2020. T. 25. № 1. DOI: 10.26170/FK20-01-17.

2. Bim I.L. Sistema obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole i uchebnik kak model' ee realizacii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1976.

3. Gladkova M.N., Vaganova O.I., Smirno-va Zh.V. Tekhnologiya proektnogo obucheniya v pro-fessional'nom obrazovanii // Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-3. S. 80-83.

4. Kovaleva A.G. Metodika mezhdisciplinarnyh proektov na inostrannom yazyke v vuze // Pedago-gicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019. № 7. S. 76-83.

5. Koncevaya G.M. Hakaton v professional'no-orientirovannom obuchenii yazykam // Yazyk. Obsh-chestvo. Medicina: materialy XVII Resp. stud. konf. «Yazyk. Obshchestvo. Medicina» i XIV Resp. nauch.-rakt. seminara «Formirovanie mezhkul'turnoj kompe-tentnosti v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya pri obuchenii yazykam». Grodno, 2018. S. 298-301.

6. Loshkareva D.A., Aleshugina E.A., Vaganova O.I., Kutepova L.I. Kontekstnyj podhod k profes-sional'nomu obrazovaniyu // Problemy sovremenno-go pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-3. S. 169-172.

7. Obskov A.V. K probleme organizacii inter-aktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku v vuze // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2012. № 11. S. 120-124.

8. Pashchenko O.I. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie. Nizhnevartovsk, 2013.

9. Polat E.S. Metod proektov. Istoriya i teo-riya voprosa // Sovremennye pedagogicheskie i infor-macionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. M., 2010.

10. Sovetova E.V. Effektivnye obrazovatel'nye tekhnologii. M., 2007.

11. Shakov V.M. Z.A. Kurbanova Binarnaya lek-ciya kak odna iz interaktivnyh form provedeniya zanyatij po teoreticheskoj mekhanike // Internauka. 2019. № 21-1. S. 79-80.

The use of the interactive methods of training in the audience hachathon while teaching the Russian Language as a Foreign Language

The article deals with the reasonability of the use of the interactive methods while conducting the hachathon as the kind of the project activity in the process of teaching the Russian language as a foreign language at the higher educational institution. There are considered the peculiarities of the use of the project "Hachathon" with the use of the interactive methods as the form of the project activity at the classroom activities of the Russian language as a foreign language in the work with the Chinese Master's students.

Key words: interactive methods, project activity, the Russian language as a foreign language, hachathon.

(Статья поступила в редакцию 07.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.