Использование интерактивных и 3D технологий в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Максимова Н. Г.,
кандидат педагогических наук, заведующая НОУ «Школа "Творчество"», детский сад «Капелька», г. Самара, Россия
Горбенко Д. С.,
методист НОУ «Школа "Творчество"», детский сад «Капелька», г. Самара, Россия
Аннотация. Интерактивные технологии 3D визуализации имеют большое влияние на восприятие ребенком демонстрируемого материала. Используя данную особенность, можно привлечь детей к образовательной деятельности, повысить мотивацию к изучению нового. Применение современных средств представления образовательной информации позволяет детям идти в ногу с современными технологиями не только вне образовательного учреждения (кино, игры и т.д.), но и в самом детском саду.
В нашем детском саду уже 9 лет используются передовые современные технологии в образовательном процессе. Первым таким средством стала интерактивная доска фирмы Smart Board. Большие возможности интерактивной доски позволяют использовать ее на разных этапах непосредственно образовательной деятельности по разным направлениям:
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Так же для увлекательного проведения непосредственно образовательной деятельности большим помощником стала 3D документ-камера. Это цифровое устройство для передачи реальных изображений страниц учебников или тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов.
Достоинства документ-камеры:
* позволяет оживить процесс образовательной деятельности, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным;
* повышает мотивацию детей;
* возможность гибко реагировать на ситуацию, привносить в непосредственно образовательную деятельность необходимый элемент интерактивности и диалога;
* инструмент установления обратной связи между воспитателем и детьми.
И теперь у нас есть возможность использования мобильной 3д трибуны фирмы УМККС «Хопер», оснащенной полным комплектом оборудования для передачи стереоизображения и звука.
Для бинокулярного зрения человека долго смотреть на плоское изображение, спроецированное на плоскость экрана или матрицы телевизора - не физиологично, т.к. в реальности физиология нашего зрения устроена так, что глазные мышцы постоянно работают и сканируют видимое пространство по частям. Именно так и происходит этот процесс в грамотно снятом и спроецированном 3D контенте, т.е. он близок к естественной
физиологии нашего зрения. И современная 3D визуализация в этом смысле как нельзя лучше подходит человеку для неконфликтного восприятия картины мира, запечатлённой с двух ракурсов и воспроизведённой для двух глаз - так, как это и происходит в естественной для человека среде. Что же касается опыта общения с 3D, то 90% детей смотрели трехмерные фильмы, причем большинство смотрело их не менее трех. Беседы с детьми показывают хорошую осведомленность о новинках 3D фильмов и оказываются весьма информированными потребителями 3D-продуктов.
В последние годы трехмерные технологии прокладывают себе дорогу и в области организации учебных занятий, где их огромный потенциал как средства преподавания очевиден.
На занятиях практически все положительно отзываются о 3D и были бы рады, если бы 3D встречалось им в жизни и учебе чаще. Для современных детей, оказываются, весьма важны технологии, поскольку цифровая среда для них родная, технологии порой меняют взгляд на жизнь. 3D-технологии, в свою очередь, дают возможность погружения дошкольников в образовательную деятельность. Технологии объемного изображения используются для презентаций и показов образовательных фильмов. Сложные понятия легче усваиваются, если их разбить на изображения. Анимированные трехмерные модели становятся самым удобном способом подачи информации в форме, пригодной для восприятия материала при обучении. Благодаря графической визуализации можно представлять огромные массивы сложной и абстрактной информации в легкой понятной форме, дети воспринимают объекты большей сложности, поскольку анимация позволяла им видеть структурные компоненты и понять принцип работы.
В частности, благодаря 3D-анимации дети быстро переходят от целостного вида к рассмотрению различных частей структуры, в том числе на микроскопическом и клеточном уровне. Этот процесс подачи материала особенно хорошо способствует пониманию. Как показывает практика, трехмерные учебные материалы легко воспринимаются дошкольниками, материалы, содержавшие самое глубокое 3D и наибольшее количество анимации оказывают наибольший положительный эффект на запоминание.
Создаваемый 3D-анимацией живой образ задействует в обучении все чувства. Во время наблюдений за занятиями 33% дошкольников тянулись к 3D-объекту, а порой движения их тел было зеркальным отражением движений объекта, особенно если объект двигался в их сторону.
Используя в детском саду самые передовые технологии в образовательной деятельности дошкольников, мы ставим следующие задачи:
1. развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления.
2. формирование готовности ребенка к школе.
3. знакомство детей с возможностями компьютерных технологий.
4. овладение навыками работы с Зд-интерактивной технологией.
Эффективность виртуальных тренажеров оценивается как достаточно высокая. Люди запоминают 20 % того, что они видят, 40 % того, что они видят и слышат, и 70 % того, что они видят, слышат и делают. Все эти возможности реализованы в виртуальных тренажерах. Таким образом, виртуальные 3D-тренажеры и дополненная 3D реальность являются хорошим технологическим дополнением к 3D стереоэффекту и позволяет более эффективно использовать технику и технологии.
Библиография
1. Бабенко, Т. И. Информационно-методическое обеспечение -важнейшее условие качественных преобразований в современных ДОУ / Т. И. Бабенко // Качество
дошкольного образования : состояние, проблемы, перспективы. М. : Изд-во «ГНОМ и Д», 2004.
2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2007. №3.
3. 3D как педагогическая технология будущего.//Периодическое издание «Просвещение». 2012. №56.