Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНАЖЕР / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР / LEARNINGAPPS / ОТРАБОТКА УМЕНИЙ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Саргылана Михайловна, Макарова Айталина Геннадьевна

Данная статья посвящена применению интерактивного тренажера на уроках алгебры и начала анализа. Предполагается, что использование платформы LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии будет способствовать освоению предметных результатов обучения математике. Статья знакомит с определением интерактивных технологий и их значением в образовательном процессе. Автор утверждает, что тренажер эффективный метод обучения и оценки практических знаний. Позволяют задавать и многократно повторять разные режимы и параметры работы. Способствуют развитию самоконтроля. Тренажеры обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний. В статье рассмотрен пример использования тренажера LearningApps на уроках алгебры в 10-11 классах. Чтобы убедиться в эффективности применения интерактивного тренажера проведен экспериментальное исследование. Представлены результаты педагогического экcперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Саргылана Михайловна, Макарова Айталина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INTERACTIVE SIMULATOR FOR PRACTICING SKILLS AND REFLECTION IN ALGEBRA

This article is devoted to the use of an interactive simulator in the lessons of algebra and the beginning of analysis. It is assumed that the use of the LearningApps platform in the lessons of developing skills and reflection will contribute to the development of the subject results of teaching mathematics. The article introduces the definition of interactive technologies and their importance in the educational process. The author argues that the simulator is an effective method of teaching and assessing practical knowledge. They allow you to set and repeatedly repeat different modes and operation parameters. Helps develop self-control. Simulators provide a versatile, complete formation of any image, concept, and thereby contribute to a more solid assimilation of knowledge. The article considers an example of using the LearningApps simulator in algebra lessons in grades 10-11. To verify the effectiveness of the use of an interactive simulator, an experimental study was carried out. The results of the pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ»

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы идентификации / Д.Б. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» (Основные положения) [Текст.] / Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

3. Вертгеймер, М. Гештальт-теории. Из книги: Хрестоматия по истории психологии / М. Вертгеймер. - М.: Изд-во Москва. Ун-та. - 1980. - С. 84-99

4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М. - 1981. - 240 с.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

6. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.

7. Григорьева, Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 1999. - 344 с

8. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. - Курган, 2009. - 212 с.

9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 2. изд. - СПб. и др.: Питер, 1999. - 356 с.

10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. - Просвещение. - 2007. - 160 с.

11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Москва [и др.]: Питер, 2009 (СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького). - 444 с.

12. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 / Исслед. центр семьи и детства. - Москва, 1996. - 33 с.

13. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 113-120.

14. Маслоу, А. Психология науки: предварительное исследование / А. Маслоу. - Нью-Йорк, 1966.

15. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Поддьяков. - М.: PER SE, 2006. - 240 с.

16. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Издательство «Наука», 1976. - 304 с.

17. Торрэнс, Э.П. Диагностика креативности / Э.П. Торрэнс. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974. - 176 с.

18. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Педагогика, 1976. - 304 с.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Макарова Саргылана Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Макарова Айталина Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ НА

УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Аннотация. Данная статья посвящена применению интерактивного тренажера на уроках алгебры и начала анализа. Предполагается, что использование платформы LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии будет способствовать освоению предметных результатов обучения математике. Статья знакомит с определением интерактивных технологий и их значением в образовательном процессе. Автор утверждает, что тренажер эффективный метод обучения и оценки практических знаний. Позволяют задавать и многократно повторять разные режимы и параметры работы. Способствуют развитию самоконтроля. Тренажеры обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний. В статье рассмотрен пример использования тренажера LearningApps на уроках алгебры в 10-11 классах. Чтобы убедиться в эффективности применения интерактивного тренажера проведен экспериментальное исследование. Представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: образование, интерактивные технологии, тренажер, интерактивный тренажер, LearningApps, отработка умений, рефлексия.

Annotation. This article is devoted to the use of an interactive simulator in the lessons of algebra and the beginning of analysis. It is assumed that the use of the LearningApps platform in the lessons of developing skills and reflection will contribute to the development of the subject results of teaching mathematics. The article introduces the definition of interactive technologies and their importance in the educational process. The author argues that the simulator is an effective method of teaching and assessing practical knowledge. They allow you to set and repeatedly repeat different modes and operation parameters. Helps develop self-control. Simulators provide a versatile, complete formation of any image, concept, and thereby contribute to a more solid assimilation of knowledge. The article considers an example of using the LearningApps simulator in algebra lessons in grades 10-11. To verify the effectiveness of the use of an interactive simulator, an experimental study was carried out. The results of the pedagogical experiment are presented.

Key words: education, interactive technologies, simulator, interactive simulator, LearningApps, skill development, reflection.

Введение. В современном образовании, без овладения интерактивными технологиями немыслимо достижение новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС. При повышении мотивации и развития творческих способностей учащихся и создания благоприятного эмоционального фона используют интерактивные технологии. Их применение позволяет перейти к деятельностному методу обучения, при котором ребенок в этой деятельности принимает активное участие. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Мы предполагаем, что применение интерактивного тренажера LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии в 10-11 классах будет способствовать освоению предметных результатов обучения математике если:

• Определить возможности применения интерактивного тренажера на уроке отработки умений и рефлексии по алгебре;

• Разработать уроки по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» с использованием интерактивного тренажера LearningApps.

По мнению И.А. Баландина, «организация процесса обучения на основе использования интерактивных технологий позволяет на высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса, положительно влиять на познавательную сферу личности учащегося» [2, С. 216].

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю Б. М. Бим-Бада, «интерактивное обучение (от англ. Ыегайоп -взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы» [3, С. 107].

По мнению П.П. Ефимова и И.О. Ефимовой, «в школьной среде использование интерактивных технологий обучения позволяет, как повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера, так и ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике. Кроме того, обмен информацией между учениками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов» [5, С. 286].

При организации учебной деятельности и проведении уроков сегодняшние требования предполагают не только активную деятельность обучающихся, но и развитие самоконтроля. Помимо того, чтобы донести знания и заинтересовать своим предметом, учителю нужно научить учеников ставить задачи, решать их, анализировать свои действия. Другими словами, ребенку необходимо научиться самостоятельно ставить перед собой учебную цель и разрабатывать планы достижения этой цели. Урок отработки умений и рефлексии помогает формированию таких умений и средств контроля и оценки.

По мнению Л.И. Баевой «в педагогической сфере под рефлексией подразумевают самостоятельный анализ работы и ее итог, умение осмыслять свою деятельность, а также ее итоги и путь, ставший причиной полученных результатов; умение анализировать личные познавательные средства. Основная цель рефлексии для обучающегося заключается не в простом уходе с занятий с фиксированным результатом, а в выстраивании целой смысловой цепи, разноаспектном сравнении способов и приемов, используемых соучениками, с собственными» [1, С. 68].

В обучении математике при организации уроков отработки умений и рефлексии основная цель связана с развитием и закреплением сформированных ранее умений и навыков. На данных уроках наиболее эффективно использование интерактивных тренажеров.

Как продукт образования интерактивный тренажер можно определить как устройство, которое осуществляет три главные функции: диагностическую, обучающую также воспитательную. Функция диагностики может помочь обнаружить и исключить пробелы в обучении, выявляет степень знаний, навыков и умений. Обучающая функция тренажера активизирует работу обучающегося по усвоению учебного материала. Функция воспитания формирует стремление развить инициативность, самостоятельность и ответственность учеников.

Согласно мнению В.А. Векслера и Л.Б. Рейделя, «одной из главных составляющих интерактивного тренажера является обратная связь. Все интерактивные задания тренажёрного характера должны предполагать наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. К интерактивным тренажёрам можно отнести последовательности вопросов синтерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры используются на различных этапах урока: актуализация знаний, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний» [4, С. 205].

На сегодняшний день большое количество различных платформ для разработки интерактивных тренажеров, такие как Wordwall, LeamingApps, QшШonz, Wizer и др. Из них LearningApps.org - это онлайн-сервис для создания электронных обучающих ресурсов - разнообразных тестовых задач также игр любой структуры, содержащий иллюстрации, аудио- и видеофрагменты. Упражнения, которые вы создали можно сохранить для последующей работы или опубликовать. Кроме того, можно применять и готовые упражнения от других авторов.

Сервис Learningapps.org - это платформа, которая содержит интерактивные модули для преподавания и процесса обучения. Модули могут быть введены в содержание обучения, кроме того могут быть созданы и редактированы в оперативном режиме. Главная идея платформы заключается в том, что учащиеся работая с тренажёрами, созданными в Learningapps.org, могут усвоить новые и закрепить уже существующие теоретические и практические знания.

Тот или иной модуль может быть использован любым разработчиком для решения определенных задач в своей предметной или тематической области. Модули используются для закрепления или проверки теоретических и практических знаний, для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения качества образования и т.д.

Главная задача интерактивных тренажеров состоит в том, чтобы учащиеся проверили и закрепили свои знания в игровой форме, что способствует формированию у них познавательного интереса. Помимо этого, в этом сервисе можно работать с учащимися напрямую, создавая в нем классы. Учащиеся могут сами создавать задания с помощью платформы LearningApps.org, что способствует более качественному выполнению домашних заданий также развитию информационных и коммуникативных навыков. Он очень удобен и прост при самостоятельном изучении учебного материала.

На наш взгляд, тема «Логарифмические уравнения и неравенства» играет большую роль в школьной программе по математике, ей уделяется большое количество времени. При изучении этого раздела усваивают понятие логарифмической функции, её свойствах и графиках, углубляют, систематизируют и обобщают знания о степени, корнях и их свойствах, выполняют тождественные преобразования выражений, решают уравнения и неравенства и их системы.

Рассмотрим, как можно использовать интерактивный тренажер LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» в 10-11 классах.

На этапе мотивации для подготовки учащихся к работе, проводится ознакомление с сервисом LearningApps, с основными его функциями и режимами работы. Для осознания учащимися потребности к выявлению причин затруднений, на этапе актуализации использовано упражнение, где нужно соотнести каждый из приведенных логарифмов со значениями, обозначенными на вкладках (рис. 1). Ученики сначала выбирают вкладку, в данном случае ответы 2, 3 или 4, потом одно из соответствующих двенадцати логарифмических выражений. Каждой вкладке подходит по четыре выражений. Если выражение выбрано правильно, то кусочек пазла открывается. После того, как ученики сделают все правильно, тренажер выведет определение и свойства логарифмов, для повторения ранее изученного материала.

Рисунок 1. Тренажер на платформе LearningApps «Пазл»

На этапе реализации построенного проекта, для коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, использовано упражнение, где предлагается решить логарифмическое уравнение и записать ответ в пустую строку под уравнением (рис. 2).

Рисунок 2. Тренажер на платформе LearningApps «Ввод текста»

Целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения и самопроверка их усвоения. Поэтому на этом этапе предлагается упражнение для решения уравнений в виде теста, который состоит из десяти вопросов. Один пример из этих вопросов приведен в рис.3. Тренажер проверяет правильность каждого выбора сразу.

1 /10 1Я*2 = 2

Количество корней уравнения?

□ Нет корней В Один

□ Три □ Два

Рисунок 3. Тренажер на платформе LearningApps «Выбор правильного ответа»

На этапе включения в систему знаний и повторения учащиеся должны выполнять задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными способами. На этом этапе решается упражнение, где предлагается найти корень и распределить ответы по уравнениям. Пример одного уравнения приведен в рис. 4. Правильность выполнения упражнения проверятся после того, как распределили все ответы по уравнениям.

' назад

?

1оё828*~4 = 4

-11 -12 -4 22,4 2

Рисунок 4. Тренажер на платформе LearningApps «Сортировка»

Чтобы убедиться в эффективности применения интерактивного тренажера провели экспериментальное исследование. В ходе опытно-экспериментальной работы проведены уроки по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» в 10-11 классах с использованием интерактивного тренажера LearningApps. Чтобы эффект был более заметен, мы взяли два класса, первый класс - экспериментальная группа, второй класс - контрольная группа. В экспериментальной группе уроки проведены с применением тренажера LearningApps.org, а в контрольной группе традиционным учебником. В начале и в конце эксперимента проведены входной и выходной контроли.

Для наглядности сравнение результатов входного и выходного контроля в экспериментальной и контрольной группах приведено в диаграмме (рис. 5).

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень 58,82%

50,36%

48,15%

48,15%

з то/ 3118%

~ Г1И-И

Входной Выходной Входной Выходной

контроль контроль контроль контроль

Экспериментальная группа

Входной Выходной

контроль контроль

Контрольная группа

Рисунок 5. Сравнительная диаграмма результатов входного и выходного контроля в экспериментальной и

контрольной группах

Из диаграммы видно, что учебный материал лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, увеличился процент учащихся с высоким и средним уровнем, и уменьшилось с низким уровнем. В контрольной группе перемещение учеников по уровням не так значительна, как в экспериментальной группе.

Выводы. Таким образом, в ходе педагогического эксперимента выявили, что технология применения интерактивного тренажера LeamingAppsна уроках отработки умений и рефлексии позволит освоить планируемые предметные результаты.

Литература:

1. Баева, Л.И. Рефлексия как основа самостоятельности / Л.И. Баева // Директор школы. - 2004. - № 5. - С. 68-72.

2. Баландин, И.А. Об направлениях использования интерактивных средств обучения на уроках математики в старших классах / И.А. Баландин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №18 (22). - С. 216-219.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

4. Векслер, В.А. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель // Novainfo. - 2016. - № 41. - С. 205-211.

5. Ефимов, П.П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 04.05.2022).

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

РОЛЬ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В настоящее время ведется активный поиск новых способов оптимизации образовательного процесса с целью достижения высоких результатов обучения, максимального вовлечения студентов в процесс освоения новых знаний. Педагогическое воздействие юмора в преподавании и обучении не стоит недооценивать. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием юмора, анализируются преимущества применения этой педагогической технологии для процессов преподавания и обучения, приводятся результаты исследований по этой проблеме. Юмор влияет на процесс обучения двумя способами: с одной стороны, юмор привлекает внимание, что непосредственно стимулирует и влияет на умственные способности обучающихся, ответственные за память и обучение, позволяет им с большей эффективностью усваивать учебный материал и дольше сохранять его в памяти, с большей настойчивостью решать поставленные перед ними сложные учебные задачи. С другой стороны, юмор создает непринужденную и позитивную атмосферу, повышает мотивацию и выступает как средство установления более доверительных отношений между преподавателями и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.