языкам / Г. Г. Мингазизова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - №1(11). - С. 73.
7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1987.
8. Тараскина, Я. В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза : дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Тараскина. - Улан-Удэ, 2003.
9. Фрезе, О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза в письменном электронном деловом общении (английский
язык, дополнительное языковое образование) / О. В. Фрезе. - Екатеринбург, 2013.
10. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хом-ский. - М., 1972.
11. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - М., 2010.
12. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / Walo Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.
УДК 371.64/.69
Е. А. Смирнова, М. А. Смирнов
Череповецкий государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается возможность использования интерактивного оборудования в совокупности с интерактивным программным обеспечением и интерактивных технологий, что позволит реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин.
Интерактивное обучение, интерактивное оборудование, интерактивные технологии, интерактивные средства обучения.
The article considers the use of interactive equipment in conjunction with interactive software and interactive technologies that allow realizing a qualitatively new effective model of teaching disciplines.
Interactive teaching, interactive equipment, interactive technology, interactive learning tool.
Введение.
Концепция модернизации российского образования предъявляет социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Основная часть.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения требует развитие материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательных программ, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета.
Одной из стратегических задач в среднесрочной программе развития Череповецкого государственного университета на 2011-2015 гг. является повышение качества образовательного процесса и конкурентоспособности образовательных программ, соответствующих требованиям потребителей в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), федеральных государственных требований.
Для решения данной задачи необходимо:
- повышение профессионального уровня преподавателей;
- повышение качества преподавания учебных дисциплин;
- внедрение в учебный процесс интерактивных средств обучения.
Для повышения профессионального уровня преподавателей необходимо обучить их работе с интерактивными средствами обучения, создать базу с разработанным методическим обеспечением учебных дисциплин, реализуемых с использованием интерактивного оборудования.
В рамках работы над проектом «Формирование в ЧГУ методической школы по направлению "Использование в образовательном процессе интерактивного оборудования"» была разработана программа повышения квалификации преподавателей и сотрудников ЧГУ по внедрению в образовательный процесс интерактивных средств обучения (программа «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе» - 72 ч.). В таблице представлен учебный план программы.
Предложенное содержание разработанного курса позволит повысить:
- уровень внедрения в учебный процесс ЧГУ современных образовательных технологий с использованием интерактивных средств обучения;
- профессиональный уровень преподавателей.
По окончании курсов повышения квалификации
«Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе» преподаватели разрабатывают методическое обеспечение и сопровождение учебных дисциплин, реализуемых с использованием интерактивного оборудования, в частности: интерактивной доски. Данные разработки они используют в образовательном процессе, тем самым повышают качество преподавания учебных дисциплин и переходят от традиционных технологий к интерактивным образовательным технологиям, включающим все возможности электронного представления информации.
Интерактивные образовательные технологии имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными:
1. Уменьшаются затраты учебного времени на выполнение заданий, что позволяет увеличить темп занятия и выполнить больший объем учебных заданий.
2. Обеспечивается широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом.
3. Исключается монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена обучающимися самостоятельно из доступных источников.
4. Появляется дополнительная учебная мотивация обучающихся.
5. Формы работы на занятии становятся более разнообразными, что повышает активность обучающихся.
6. Изучение методов работы с интерактивным оборудованием в образовательном процессе ведет к повышению квалификации преподавателей.
7. Существует возможность для преподавателя создавать собственные инновационные разработки.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента - это новая ступень организации учебного процес-
са, неотъемлемым элементом которого выступает интерактивное оборудование.
Использование интерактивного оборудования и его эффективное применение в образовательном процессе позволит преподавателю:
- применять особые формы подачи информации, доступной данному студенту (печатные тексты, аудиозаписи, фрагменты фильмов и др.);
- даст возможность проиллюстрировать естественнонаучный процесс или явление;
- позволит обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала;
- реализовать функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством;
- организовать свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам и возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации;
- представить результаты обучения в виде презентаций.
Интерактивные образовательные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением и интерактивным оборудованием позволят реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин. Интерактивные средства обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию обучающихся. Интерактивное оборудование дает возможность существенно расширить взгляды на современное обучение, творчески подойти к подаче любого материала.
Рассмотрим, как можно использовать интерактивную доску в образовательном процессе на примере практического занятия по дисциплине «Информатика», тема: «Теоретическая информатика».
Информация о теме, плане и этапах занятия, а так же о наборе баллов подготовлена преподавателем заранее на слайдах в программе еББЛМ 8СЯЛРБООК, установленной на интерактивной доске. Это сокращает затраты времени на занятии.
Таблица
Учебный план курсов повышения квалификации «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе»
Всего часов В том числе Форма контроля
Наименование разделов и дисциплин лекции практические занятия консультация самостоятельная работа
1. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием интерактивного оборудования 1 1
2. Интерактивное оборудование: программные и аппаратные средства 25 1 3 21
3. Особенности разработки учебного материала для использования возможностей интерактивных средств обучения в процессе преподавания 43 1 15 6 21 Зачетно-практическая-работа
4. Итоговая аттестация 3 зачет
Итого: 72 3 18 6 42 3
Для дальнейшей работы на занятии подготовлен следующий слайд (см. рис. 1).
Информатика
[Т а ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ Л ГОСУДАРСТВЕННЫЙ тГш УНИВЕРСИТЕТ
1 1 Сообщение
г г Канал сьвзи
5 Помехи
а 4 Достоверность
5 5 ПОЛНОТ»
б 6 Актуальность
7 7 информация
£ £ кодирование
9 9 Поиск
10 10 Полезность
11 11 Обработка
12 12 Источник
13 13 Получатель
14 14 Код
15 Сигнал
16 16 Передача
17 17 Данные
Рис. 1. Слайд для работы на занятии
Далее необходимо установить шторку, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Использование инструмента «Шторка»
Преподаватель читает рассказ, в котором встречаются термины, связанные с темой «Информация». Студенты должны на слух выписать их себе в тетрадь, а при проверке задания записать их стилусом на доске, используя инструмент «карандаш». После выполнения задания преподаватель открывает «шторки» и сверяет записанные студентами понятия с теми, что скрывались за «шторкой», используя при этом инструмент «маркер». В результате проделанной работы хорошо видны все правильно и неправильно записанные понятия. Преподаватель имеет возможность обсудить со студентами результат работы.
Работа на соответствие понятий разделов информатики (см. рис. 3).
Студенты по одному выходят к доске, получают листок с названием раздела, который будут заполнять. Они должны перетянуть нужное понятие к указанному разделу.
После выполнения студентами задания преподаватель демонстрирует следующий слайд (см. рис. 4) с правильными ответами.
трансляторы АСУ
робототехника АОС
системный анализ экспертные системы вычислительная математика математическая лингвистика автоматическое управление
Теоретическая информатика ¡Прикладная информатика)
| Искусственный интеллект | ¡Вычислительная техника | |"п рограммированиё] |Кибернетика!
Рис. 3. Слайд для работы на соответствие понятий
Рис. 4. Слайд-схема с правильными ответами
Преподаватель вместе со студентами проверяет (для этого есть возможность посмотреть работу студентов, переключив экран на предыдущий слайд) и комментирует полученный результат.
Далее преподаватель раздает схему «Структура информатики» каждому студенту для заполнения. Они заполняют и затем обмениваются схемами для дальнейшей проверки. Используя инструмент «ластик», преподаватель открывает оставшиеся понятия на схеме. Студенты исправляют ошибки в схемах, заполненных другими студентами.
Далее подключаем Прожектор (см. рис. 5) и обращаем внимание на Теоретическую информатику.
Рис. 5. Использование функции «Прожектор»
Преподаватель выдает задание на следующее занятие - подготовить сообщение на каждую тему из раздела «Теоретическая информатика».
Выводы.
На данном примере мы рассмотрели возможности применения интерактивного оборудования, в частности: интерактивной доски в образовательном процессе. Исследования показали:
- работа с интерактивными досками действительно помогает в учебе;
- это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала;
- работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала студентами;
- работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом;
- мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.
В целом эффективное применение интерактивного оборудования в образовательном процессе позволяет оптимизировать образовательную среду и повы-
сить качество образования. Работа с интерактивным оборудованием предоставляет новые возможности, как преподавателям, так и обучающимся. Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции используемого оборудования (доски).
Внедрение новых технологий требует постоянного обновления содержания и методов образовательного процесса, а также подготовки педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование.
Литература
1. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е. М. Галишникова. - М., 2007.
2. Калягин, И. Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И. Н. Калягин. - М., 2003.
3. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании / И. В. Роберт. - М., 2005.
4. Смирнова, Е. А. Использование таблиц и схем при изучении информатики / Е. А. Смирнова // Педагогика. Информатика и образование. - 2002. - №11. - С. 42-45.
УКД 376.37
Е. Г. Тимощенко
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
Н. Ю. Борякова
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАММАТИЗМА У ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ МОЗГА
В статье рассматривается актуальная проблема изучения и преодоления дисграмматизма у детей с очаговыми поражениями мозга различной этиологии, представлен нейролингвистический подход к диагностике и логопедической коррекции морфолого-синтаксических нарушений у детей в системе комплексной нейрореабилитации.
Дети с речевыми нарушениями, инсульт, нейроинфекция, перинатальное поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, дитсграмматизм, морфосинтаксические коды языка, синтагматические и парадигматические операции, индивидуализация коррекционно-логопедической работы, комплексная нейрореабилитация.
The artocle considers an actual problem of studying and overcoming disgrammatism of children with focal brain lesions of various origins. The paper presents a neurolinguistic approach to the diagnostics and speech therapy correction, morphological and syntactic disorders of children in the system of complex neurorehabilitation.
Children with the language deficits, insult, neuroinfection, perinatal brain damage, traumatic brain injury, disgrammatism, mor-phosyntactic language codes, syntagmatic and paradigmatic operations, individualization of correctional and speech therapy work, comprehensive neurorehabilitation.
Введение.
Актуальность и важность проблемы восстановления речи у детей с последствиями локальных поражений мозга трудно переоценить. Интерес к этой проблеме обусловлен с одной стороны, ее значимостью для углубления представлений о законах работы мозга, о взаимодействии речи с другими психиче-
скими процессами, о специфике афатических расстройств в детском возрасте. С другой стороны, в связи с увеличением числа детей с последствиями локальных повреждений мозга нельзя не признать социальную и практическую значимость вопросов восстановительного обучения. По данным ВОЗ частота травм и инсультов у детей возрастает, ежегодно