Научная статья на тему 'Использование интеллектуальных систем в практике преподавания философии'

Использование интеллектуальных систем в практике преподавания философии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Капелько О. Н.

The article is devoted to the experience of employment philosophy, electronic study and complex of methods. There is considering of opportunity different methods in teaching philosophy. As a result of implementation there is an increase of student's interest to philosophy and the level of their knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Капелько О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интеллектуальных систем в практике преподавания философии»

14. Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Метод семантического дифференциала в исследованиях восприятия музыки // Труды международного научного симпозиума "Информационный подход в эмпирической эстетике".- Таганрог: ТРТУ, 1998, -С.209-221.

15. Синергетика и психология: -Вып.1. Методологические вопросы. - М.: Изд-во МГСУ "Союз",

1997.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

О. Н. Капелько, к.ф.н., доц. кафедры Философии, социологии и политологии Тел.:(095)433-03-44, E-Mail: dawn-way@mtu-net.ru Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) http://www. mirea. ru

The article is devoted to the experience of employment philosophy, electronic study and complex of methods. There is considering of opportunity different methods in teaching philosophy. As a result of implementation there is an increase of student's interest to philosophy and the level of their knowledge.

Построение современного общества в России немыслимо без включения в образовательный процесс современных интеллектуальных технологий. Известно, что ускоренное развитие и широкое внедрение современных технологий, прежде всего технологий обработки и передачи информации, является одной из основных закономерностей современного развитого общества. Изменившаяся жизнь диктует необходимость использования новых информационных технологий во все новых и новых областях, консервативных, и традиционно гуманитарных и далеких от техники. Речь пойдет, в первую очередь о философии и культурологии, хотя эти же доводы будут применимы и в отношении других гуманитарных дисциплин.

Когда речь идет о таких дисциплинах, как философия, у многих специалистов-гуманитариев возникают сомнения в возможности применения информационных технологий и интеллектуальных систем как таковых. Это аргументируется тем, что уходит сама сущность гуманитарных дисциплин, применение техники ведет к «технизации», «стандартизации мышления» и

его неполноценности. Н.А. Бердяев писал: «Главная космическая сила, которая сейчас действует и перерождает лицо земли и человека, дегуманизирует и обезличивает, есть ... не капитализм, как экономическая система, а техника, чудеса техники. Человек попал во власть и рабство собственного изумительного изобретения - машины»[2].

По мнению Фромма, современный индустриальный человек отличается тем, что его больше не интересуют другие люди, природа, все живое. Фромм подчеркивает: когда страсть к техническим устройствам заменяет подлинный интерес к жизни, создаются условия для формирования некрофильской, деструктивной ориентации, проявляющейся в отказе от нравственных ориентиров во всех сферах жизни.

Поэтому вопрос о применении техники в преподавании гуманитарных курсов оказывается своевременным. Можно ли совершенствовать гуманистическую составляющую гуманитарных курсов, опираясь на современное техническое оснащение, более того, используя продвинутые информационные системы, не выхолащиваем ли мы гуманитарное содержание?

Эти вопросы стояли перед нами, когда мы планировали широкое использование ИТ. Хочется сразу отметить, что информационные технологии - это инструмент, который действительно позволяет качественно повысить уровень преподавания. Почему же в данном случае возникает

вопрос о правомерности применения инструмента? Мы же не спрашиваем о применимости в преподавании мела и доски, ручки и тетради, печатной машинки и просто книги. Ещё Сократ сомневался в возможности передавать философскую истину посредством книги. Его аргумент заключался в той простой мысли, что книга всегда говорит одно и то же, а собеседники разное. По мнению Сократа, прийти к пониманию истины можно только в живом диалоге. Но занятия по философии и приходят к такому диалогу между преподавателем и группой. Именно диалоговый подход, процесс сотворчества преподавателя и группы, где каждый студент вносит свой вклад в процесс понимания истины, через своё неповторимое видение мира, делает каждое занятие по философии уникальным. Но в то же время считается естественным использование одинаковых учебников для занятий с разными людьми. Что же меняется, когда мы привлекаем технические средства обучения? Во-первых, безусловно, мы сталкиваемся с рядом чисто технических проблем при взаимодействии с самими техническими системами. Возникает пресловутая проблема «кнопки» Н. Винера: как только появляется кнопка, то человеку тут же требуется тот, кто будет ее нажимать (то есть обслуживать технику). Решая эту проблему с помощью компетентных специалистов, нельзя не отметить, что для гуманитариев взаимодействие с техническими системами сопряжено с дополнительными трудностями.

Другой, достаточно серьёзной сущностной проблемой является вопрос: насколько само гуманитарное знание поддается оценке посредством некоей формализации, в частности тестов? Можно ли вообще разбивать целостные образы на отдельные "ключевые" понятия? В какой мере можно использовать тестовые задания в процессе преподавания? Эти вопросы оказались первостепенными при создании гипертекстовой структуры электронных пособий, которые мы применяем для работы.

В итоге мы пришли к созданию электронного учебно-методического комплекса по философии. Было получено авторское свидетельство об отраслевой разработке № 3499, зарегистрированное в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 21.05.2004. Чтение лекций сопровождается показом электронных презентаций, кроме этого обеспечена доступность текста лекций для

всех студентов. Электронная библиотека по философии с набором основных произведений позволяет студентам ознакомиться с источниками, если есть проблемы с поиском оригинальной книги. Кроме этого имеется в электронном виде хрестоматия с развернутыми цитатами по всем темам курса и целый комплекс тестовых заданий и кроссвордов. Удобство представления материала в электронном виде проявляется в том, что на одном носителе собраны воедино, одновременно и теоретическая часть в гипертекстовом виде, и рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов, и хрестоматия с философскими текстами, и словарь терминов и философов.

Курс философии предстает в качестве квинтэссенции гуманитарных наук в техническом вузе. Это основание знакомства, как с историей человеческой мысли, так и с современными направлениями научного поиска, общечеловеческих подходов к проблемам цивилизации и самого человека. Не секрет, что многие студенты подходят к философии формально, не вникая глубоко в суть проблем, стоящих перед человечеством. Отсутствие навыка мыслить, многостороннего видения проблемы у конструкторов и создателей технической среды обитания человека приводит к умножению проблем в мире, где мы живем. Поэтому, как ни странно, именно использование интеллектуальных технологий позволяет сделать философское знание привлекательным для студентов, увлеченных техникой и компьютерами. Также выигрывают студенты, которые по разным причинам не могут посещать занятия по философии, так как электронная система позволяет работать со студентами в индивидуальном режиме.

Более того, оказалось, что работа с учебными материалами и текстами, пусть и в электронном виде, позволяет формировать не только навык философствования, необходимый для осмысления происходящих цивилизационных процессов и умения ориентироваться в сложном и меняющемся мире, но и ряд других весьма полезных навыков. Это умение формулировать свои идеи и мысли, работать с текстом, реферировать, ставить неожиданные вопросы и рассматривать их с различных позиций, что также учит осознанно подходить к тому, что происходит в собственной жизни. Даже простое сканирование оригинальных текстов приносит пользу в качестве одного из

вариантов работы с источниками. Например, студенты, сканировавшие работы Платона, серьезно заинтересовались его философией. Это выразилось в том, что сначала они обращались с вопросами, касающимися содержания, потом обсуждали его на занятиях и после занятий. Им стало интересно читать Платона, они стали читать все его произведения. В итоге, эта философия стала частью их жизненного опыта. Мы неоднократно наблюдали, как просыпается у студентов интерес к философии после того, как они работали над электронными вер-Литература

1. Антология мировой философии: В 4 т.-М.: -Ч.1.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: -1994. -С. 344.

3. Винер. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.: Наука, 1983. - 340с.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. -571 с.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447с.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, - 1990. - 269с.

сиями своих работ. Мы пришли к выводу, что использование интеллектуальных систем при обучении философии повышает качество обучения, заинтересованность студента в самом процессе постижения основ философии, является основой энтузиазма при выполнении домашних заданий, а также помогает противостоять деструктивным тенденциям в осмыслении мира и формированию необходимого духовного иммунитета для дальнейшей жизни в техногенном мире.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

А.А. Мицель, д.т.н., проф. каф. АСУ, Тел.: (3822)413-4554, E-Mail: maa@asu.tusur.ru, В.В. Клыков, асп. Тел.: (3822)413-4554, E-Mail: reddvl@mail.ru Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

http://www. tusur.ru/

The interactive computer trainers in math disciplines are considered in the article. Various aspects of their development are also discussed.

Введение

В настоящее время наряду с бурным развитием дистанционных образовательных технологий отмечается существенная нехватка наработок, связанных с представлением практического и лабораторного материала [1]. И если концепции и технологии создания и эксплуатации виртуальных лабораторных комплексов, лабораторных практикумов удаленного доступа и мультимедийных демонстрационных лабораторных стендов хо-

рошо развиты, то интерактивные компьютерные тренажеры (ИКТ), задачей которых является развитие различных навыков (решение задач, обучение быстрому чтению, разметке печатных плат и т.д.) незаслуженно обойдены вниманием.

В ходе разработки ряда электронных обучающих комплексов, включающих в себя интерактивные математические тренажеры, авторами был приобретен опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.