Научная статья на тему 'Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе'

Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЙ КУРС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TRAINING / NETWORKING COURSE / INFORMATION RESOURCES / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING / QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Е. В., Лаврушина Е. Г., Слугина Н. Л.

Рассматриваются инновационные методы преподавания ряда дисциплин с использованием интегрированной образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using an integrated educational environment in the educational process

Considers innovative methods of teaching a number of disciplines using the integrated high school educational environment.

Текст научной работы на тему «Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе»

Подготовка кадров для рыночной экономики

Е.В. КИЙКОВА, Е.Г. ЛАВРУШИНА, Н.Л. СЛУГИНА

Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе

Рассматриваются инновационные методы преподавания ряда дисциплин с использованием интегрированной образовательной среды вуза.

Ключевые слова: интегрированная образовательная среда, обучение, сетевой курс, информационный ресурс, инновационные методы преподавания, качество образовательных услуг.

Using an integrated educational environment in the educational process.

E.V. KEIKOVA, E.G. LAVRUSHINA, N.L. SLUGINA

Considers innovative methods of teaching a number of disciplines using the integrated high school educational environment.

Key terms: integrated educational environment, training, networking course, information resources, innovative methods of teaching, quality of educational services.

Одной из характерных черт образовательного процесса является увеличение информационных потоков в вузе, что влечет за собой потребность в систематизированном доступе к различным источникам информации научного, учебно-методического и организационного характера. В связи с этим возникает необходимость создания корпоративной обучающей среды, позволяющей удовлетворять информационные потребности студентов, преподавателей и руководителей учебного заведения.

В настоящее время во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) в рамках работы корпоративной информационной среды (КИС) действуют следующие образовательные модули: интегрированная обучающая среда (ИОС) АВАНТА; система тестирования обучающихся (СИТО); сайт цифровых учебных материалов АВС (ЦУМ АВС); сайт раздаточных материалов.

Инновационные методы обучения основываются на применении современных информационных технологий в образовательном процессе. Использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, с одной стороны, способствует повышению ка-

чества образовательных услуг, с другой - требует изменения методов и содержания процесса обучения.

Одно из противоречий современного этапа информатизации образования заключается в том, что преподаватели должны быть непосредственными участниками процесса создания программных продуктов, а существующая обстановка по многим причинам практически исключает такое участие. Следствие этого - изменение степени функциональности определенных элементов информационных технологий и появление дисбаланса между отдельными областями знания.

Для поддержки учебного процесса всех форм обучения во ВГУЭС с 1999 г. используется интегрированная обучающая среда АВАНТА (http://avanta.vvsu.ru). Она предоставляет возможности создания и использования как основных, так и дополнительных форм организации учебного процесса.

Основные функциональные возможности:

- управление информационными, учебно-методическими материалами;

- управление данными о подразделениях, пользователях, курсах, результатах обучения;

- обеспечение возможности изучать материалы курса, выполнять индивидуальные задания и проходить тестирование;

- обеспечение возможности мониторинга процесса обучения;

- обеспечение контроля уровня знаний обучаемых с помощью тестов.

На кафедре информатики, инженерной и компьютерной графики ВГУЭС было разработано в среде ИОС АВАНТА и введено в процесс обучения несколько курсов: «Информатика» (цикл общих или естественно-научных дисциплин в зависимости от специальности), «Информационные технологии в экономике» (цикл специальных дисциплин), «Теория экономических информационных систем» (цикл специальных дисциплин).

Каждая из дисциплин, представленных учебными курсами в ИОС АВАНТА, имеет ряд особенностей. Например, в процессе создания и использования сетевого курса по дисциплине «Теория экономических информационных систем» для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» были выявлены следующие тенденции:

- изменение структуры работы со студентами при изучении дисциплины: увеличение индивидуальных консультаций по отдельным вопросам курса как в очной форме, так и по электронной почте (раздел ИОС АВАНТА «Вопрос/Ответ» представляется в данном случае весьма удобной формой работы, однако он не использовался ввиду отсутствия на кафедре сетевого доступа), увеличение степени контроля по усвоению студентами материала за счет структуры тестирования и изменения наполнения лекционных занятий;

- изменения в подаче материала на аудиторных лекционных занятиях: за счет отсутствия необходимости концентрации внимания студентов на записи ключевых понятий и определений, а также примеров, поясняющих суть процессов, стало возможно более подробно останавливаться на вопросах методологического и практического применения полученных теоретических сведений;

- изменения разовой дозы учебной информации, усваиваемой студентом в ходе обучения с применением сетевого курса, в отличие от кадрового принципа программированного обучения. Теперь она не так очевидно зависит от объема (это могут быть одна, две, пять и более страниц машинописного текста), но вместе с тем на такую дозу информации существует принципиальное требование: разовая доза должна иметь законченный логически целостный характер (это могут быть, например, теорема, параграф учебника, отдельный логически завершенный вопрос темы или целиком вся тема). В курсе «Теория экономических информационных систем» такой разовой информационной дозой является занятие, в котором достаточно подробно излагаются материалы по теме лекции без выделения на отдельные параграфы;

- необходимость применения помимо компьютерного тестирования экспресс-опроса аудитории для проведения сигнального контроля работы тестового материала по сетевому курсу и снятия у некоторой группы студентов неуверенности в полном и качественном усвоении пройденного материала;

- необходимость выделения дополнительного времени для самостоятельной работы студентов с материалами курса и для подготовки к семинарам и конференциям в сетевых компьютерных классах.

Кроме того, надо отметить следующее. Проведение семинарских занятий и конференций со студентами очной формы обучения в часы аудиторных лекционных занятий дает возможность не только контролировать степень подготовленности студентов, но также прививать им навыки выступления перед аудиторией и ведения дискуссий. Хотя эти формы и заявлены в ИОС для проведения в режимах работы on-line и off-line, фактически отведенного времени на работу с сетевым курсом хватает лишь на проведение полноценных лабораторных работ, а дополнительного времени на проведение семинаров и конференций с использованием сетевых возможностей учебным планом не предусмотрено.

В ходе применения сетевого курса при изучении дисциплины «Информационные технологии в экономике» преподавателями были отмечены следующие особенности:

- повышение степени восприятия студентами учебного материала за счет применения мультимедийных технологий и системы самопроверок и упражнений;

- возможность более детального рассмотрения отдельных вопросов курса за счет самостоятельной работы студентов с теоретическим материалом по курсу;

- возможность оперативного обновления учебного материала, предоставляемая автору курса средой ИОС АВАНТА, способствующая поддержанию содержания курса в актуальном состоянии;

- повышение комфортности обучения за счет возможности заниматься в удобное время, в удобном месте и нужном темпе.

Следует отметить, что компьютерный (в том числе сетевой) курс является авторским по определению и поэтому рассчитан на соответствующее сопровождение, обеспечивающее высокое качество обучения. Хотя отдельные компоненты компьютерного курса могут использоваться как независимые учебные модули другими преподавателями (а также и при самостоятельном изучении), максимальный эффект может быть достигнут только во взаимодействии с автором.

В целом к достоинствам обучения с использованием данной технологии можно отнести:

- гибкость, позволяющую планировать занятия исходя из индивидуальных особенностей студента и подготовленности общего контингента слушателей данного курса;

- возможность проводить дистанционное обучение через Интернет (интранет) практически в любых сферах человеческой деятельности;

- возможность использования разнообразных средств общения между студентами и преподавателем: электронная почта, дискуссионный клуб (телеконференция), круглый стол (чат), аудио- или видеоконференция;

- активную роль преподавателя при формировании и ведении курсов, а также полный контроль с его стороны за учебным процессом;

- возможность контроля качества усвоения пройденного материала как преподавателем, так и самим студентом с помощью системы самопроверок; наличие системы тестирования, которая сохраняет ответы студентов на вопросы в базе данных, анализирует их и подсчитывает набранный балл, позволяет в интерактивном режиме создавать новые тесты, расширять и изменять существующие;

- простота в освоении для пользователей с базовой подготовкой работы на компьютере.

Однако вместе с этими позитивными моментами необходимо отметить и некоторые проблемы, возникающие в процессе разработки и создания сетевых курсов в ИОС АВАНТА.

Прежде всего при разработке сетевого курса особое внимание следует уделять вопросу структурирования учебного материала, т. к. данная технология связана с восприятием информации непосредственно с компьютера и требует несколько иного подхода, чем применяемая при традиционной подаче материала.

Требовалось существенно пересмотреть структуру материала, разбив его не на темы, а на занятия, которые являются основными составляющими единицами курса и поделены на параграфы.

Технология восприятия информации с экрана компьютера накладывает ограничения на размер занятия (количество параграфов) и объем текста параграфа (число экранных форм, экранных порций).

Из уже имеющегося опыта оптимальная разовая доза учебной информации, усваиваемая студентом при обучении с использованием сетевого курса в ИОС АВАНТА, лежит где-то в пределах 40 мин работы с учебным материалом и 5-10 мин тестирования. При этом познавательная деятельность студентов протекает наиболее эффективно, если она реализуется через разнообразные формы.

Заметим, что в течение одного занятия по учебному предмету может быть несколько таких 40-45-минутных доз, отделяемых друг от друга заставками, предлагающими студенту сделать небольшой перерыв в учебных занятиях. От автора курса требуется разумное сочетание двух качеств: полноты раскрытия темы и краткости изложения.

Эти вопросы становятся особенно актуальными при подготовке подобного сетевого курса и должны быть подвергнуты серьезному научному обоснованию. Такой процесс является творческим для автора курса и требует от него максимальной концентрации усилий.

На этапе размещения подготовленного материала в среде ИОС АВАНТА автор - разработчик курса сталкивается с целым рядом трудностей:

- сложности при размещении структурированных материалов занятий электронных учебных курсов для дистанционного и других форм обучения, обусловленные необходимостью формирования файлов каждого занятия в формате Ыт1. Особенно это актуально для преподавателей, не имеющих достаточно большого опыта работы с информационными технологиями. Разрешить вопрос автоматизации этого процесса с тем, чтобы максимально освободить автора от рутинной работы, представляется возможным путем разработки некоторого программного модуля «дизайнер курса», с помощью которого автор курса создавал бы структуру курса, наполнял ее содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, ссылками в Интернете и т. д., оформленными по единым требованиям к оформлению текста и гиперссылкам внутри него), которое автоматически переводилось бы в Ыт1-формат - формат, используемый в Интернете с соответствующими гипертекстовыми ссылками;

- неудобство формирования в среде ИОС тестовых вопросов и самих разноуровневых тестов, предназначенных для контроля и самоконтроля студентов и слушателей в рамках информационной обучающей системы.

Для разрешения некоторых проблем и более полной интеграции ИОС АВАНТА в учебный процесс представляется целесообразным:

- выделение сетевого компьютерного класса (рабочих мест) для работы преподавательского состава с сетевыми курсами;

- создание центра, где можно было бы получить методическую и техническую помощь;

- создание возможности студентам в полной мере работать с материалами сетевых курсов в компьютерном центре ВГУЭС путем выделения сетевых аудиторий под самостоятельную работу.

Обучение с применением сетевых технологий в информационной обучающей среде (ИОС) АВАНТА предполагает постоянный контакт и интенсивный обмен информацией между студентами и преподавателем (тьютором). Соответственно, основными составляющими организации процесса обучения с использованием информационной образовательной среды являются:

- готовность или неготовность студента к условиям обучения в новой среде, проявляющиеся в основном в его умениях или неумениях, наличии или отсутствии навыков работы с компьютерной техникой, а также в психологической составляющей, необходимой для эффективного взаимодействия со сверстниками и преподавателем не с глазу на глаз, как в очных формах общения, а на расстоянии, т. е. виртуально;

- готовность преподавателя к активной координирующей и направляющей позиции в виртуальном учебном процессе, которая проявится в его квалификационных особенностях (опыт работы с компьютерной техникой), потребует владения специальными знаниями о типах психологического общения в виртуальной среде, собственной психологической готовности к новым формам взаимодействия и деятельности и т. д.;

- готовность и оперативность работы преподавателей и сотрудников, обеспечивающих администрирование работы с ИОС АВАНТА.

Таким образом, к первым и основополагающим требованиям разработки основ создания ресурсов информационной образовательной среды можно отнести следующие:

- обеспечение специальными мероприятиями подготовки студентов к осуществлению учебной деятельности в специфической образовательной среде;

- подготовка кадров, способных создавать ресурсы информационной образовательной среды и квалифицированно сопровождать процесс обучения;

- на основе системного подхода и в соответствии с особенностями процесса обучения в информационной образовательной среде выработка требований и принципов, касающихся средств, форм, методов обучения и деятельности участников образования, существующих и проявляемых в специфической образовательной среде.

Дистанционное обучение предполагает смещение нагрузки студента в сторону самостоятельного изучения материала, поэтому очень важна работа над организацией самостоятельного обучения студента, а также предоставлением ему возможности получения учебной информации через Интернет. Это позволит снять проблему выделения

аудиторного фонда и компьютерного оборудования для самостоятельной работы студентов очной формы обучения и слушателей, получающих образование экстерном.

Развитие технологии обучения с использованием сетевых технологий, несомненно, позволяет выйти на новый уровень предоставления образовательных услуг, расширить образовательную сеть для удаленных регионов и удаленных слушателей и обеспечить новое качество обучения в современных условиях развития информационных технологий.

© Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.