мозависимости ее социальной детерминации, гуманистической сущности и творческого характера. На смену широкому диапазону частных методов, алгоритмов, процедур, дифференцированных по отраслям, приходят технологии инженерной деятельности, в основе которых лежат универсальные принципы, закономерности, понятия.
О. КОНОНОВА
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Существует несколько объективных факторов, подталкивающих вузы к организации обмена информацией между преподавателем и студентом через Интернет.
Во-первых, это крупнейшая мировая компьютерная сеть, которая имеет сотни миллионов пользователей во многих странах мира. Немало среди них и россиян. В создавшихся условиях можно прогнозировать рост привлекательности дистанционных форм обучения, которые позволяют, с одной стороны, не прерывать свою профессиональную деятельность, а с другой - предоставляют возможность получения качественного образования, наиболее приближенного к очной форме обучения.
Во-вторых, увеличение часов на самостоятельную работу ставит следующие принципиально новые задачи: контроль вуза за самостоятельной работой студента и приобретенными знаниями, самопроверка студентом полученных знаний, организация общения студента с преподавателем.
В-третьих, конкуренция на рынке образовательных услуг стимулирует внедрять новые технологии обучения, учитывающие потребности, интересы потенциальных студентов и повышающие рейтинг вуза в регионе.
В-четвертых, желание улучшить матери-
Литература
1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.
Философия науки и техники. - М.; 1995.
2. Корнилов И.К. Методологические основы
инженерной деятельности. - М.; 1999.
3. Корнилов И.К. Инновационная деятель-
ность и инженерное искусство. - М.; 1996.
Сетевые курсы
альное положение сотрудников, сохранить штатный состав заставляет вуз использовать новый спектр образовательных услуг и привлекать преподавателей к новым или дополнительным образовательным программам.
Сетевые технологии обучения реализуют:
• средства общения между студентом и преподавателем в режимах off-line и online;
• возможность строить индивидуальный график обучения для каждого студента;
• структурирование информации в соответствии с выбранной образовательной программой, включая последовательность изучения материала;
• оперативное обновление учебного материала;
• автоматизацию контроля знаний.
Во Владивостокском государственном
университете экономики и сервиса разработана и внедрена интегрированная обучающая среда «Аванта» (ИОС), предназначенная для поддержки процесса обучения на основе использования Java-технологии, сервисов Интернет и СУБД. Доступ к ресурсам и сервисам «Аванты» осуществляются через специализированный web-сайт (http://avanta.vvsu.ru).
Использование ИОС «Аванта» создает
определенные преимущества с точки зрения целей и результатов для всех участников образовательного процесса.
Преимущества для университета:
• Развитие технологических и образовательных компетенций, что улучшает конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.
• Совершенствование имиджа открытого, гибкого учебного заведения, предоставляющего возможность выбора форм и методов обучения.
• Учебный процесс ставится на единую методологическую платформу при сохранении индивидуальных особенностей, присущих отдельным разработкам.
• Все курсы оформляются в едином виде, удобном для применения, хранения, презентации и тиражирования.
• Наличие инструмента для организации и контроля самостоятельной работы студентов.
• Достижение баланса интересов преподавателя и университета.
Преимущества для преподавателей:
• Развитие и совершенствование учебно-методических и контрольных материалов.
• Совершенствование своих технологических навыков и конкурентных преимуществ.
• Возможность гибкого планирования рабочего времени.
• Уменьшение числа командировок в филиалы и представительства.
• Дополнительные материальные стимулы.
Преимущества для студентов:
• Возможность выбора изучаемых дисциплин.
• Доступность квалифицированно отобранных источников информации.
• Возможность самостоятельного планирования времени и продолжительности занятий.
• Повышение интереса к процессу обучения.
• Адаптационные возможности (соот-
ветствие формы обучения психофизическим особенностям личности).
«Аванта» является комплексом обучающих элементов, сосредоточенных в рамках единой оболочки. Каждый из них может использоваться в учебном процессе независимо. Комплексное использование информационных и обучающих технологий открывает новые образовательные возможности для интенсификации учебного процесса, повышения объема усвоения материала, доступности информации и возможности выбора ее источников, выравнивания обучающих результатов при разных формах обучения, популяризации образования.
В целом важнейшими организационнометодическими преимуществами информационно-обучающей среды «Аванта» являются:
1. Комплексный подход к разработке учебных курсов, то есть создание не отдельных фрагментов курса, а модулей, обеспечивающих полноценную проработку учебного материала от теории до практического применения.
2. Наличие инвариантных к предметной области инструментальных средств.
При создании сетевого курса важно уделять большое внимание педагогической, содержательной его организации, созданию более привлекательного обучающего процесса. А это уже задачи преподавателя и руководителя учебного подразделения. Главная цель сетевого метода - не технология и компьютер, а образование и обучение!
Необходимо учесть форму подачи материала, насыщенность и соотношение теоретического и практического материала, возможность обратной связи, а также наличие и разнообразие справочного материала для каждой категории обучающихся.
Основными разделами учебного курса являются: учебное занятие (теоретический материал); глоссарий; набор автоматизированных упражнений (тестов).
Упражнения включают структурированную информацию для осмысления и зак-
репления учебного материала, изложенного в тексте занятия. Тип вопросов, составляющих упражнение, в существенной мере определяется тематикой дисциплины.
Дополнительными разделами, которые могут быть использованы в курсе, являются: самопроверки (тесты), аттестации (тесты), задания, конференции, семинары, проекты, вопросы/ответы, материалы.
Основополагающий принцип организа-
ции учебного курса - модульное проектирование. Под модулем подразумевается структурная единица курса, состоящая из одного занятия и сопутствующих ему тестов, заданий, демонстрационных материалов и терминов, которые должны быть внесены в глоссарий. Все компоненты модуля должны создаваться последовательно, сразу после написания текста занятия. Особенно это касается тестов. Создание тестов «по горячим следам» непосредственно влияет на их корректность и полноту. Опыт показал, что модульный подход к созданию курса в ИОС «Аванта» наиболее оптимален и по временным затратам.
Модификация сетевого курса в отличие от редактирования - процесс создания нового курса на основе существующего. В этом случае образуется новый сетевой курс с новым идентификационным номером в
базе данных. Необходимость модификации курса может быть вызвана изменениями в учебных планах специальностей, открытием новой специальности или разработкой курса по дополнительной образовательной программе [1].
Во ВГУЭС накоплен солидный опыт по созданию сетевых курсов. Разработка курсов ведется уже в течение трех лет (таблица 1).
ИОС «Аванта» обеспечивает студенту
Таблица 1.
весь образовательный цикл, присущий традиционным формам обучения: изучение материала, консультации преподавателя, получение заданий, тестирование и самоконтроль успеваемости.
Проведение занятий с использованием сетевого курса возможно для всех форм обучения. Компьютерные технологии в этом случае выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания предметной области. При этом для очной формы обучения использование курса означает новый, более современный подход к организации учебного (аудиторного) и самостоятельного познавательного процессов.
Возникающие проблемы и существующие преимущества использования сетевого курса в учебном процессе, как показала практика ВГУЭС, мало зависят от формы обучения.
ГСЭ, ЕН ОПД, СД, ДС
Блок дисциплин для экономических специальностей Блок дисциплин для специальностей в области компьютеров и информационных технологий
Философия Информационные технологии в экономике Программирование
Теоретическая механика Теория экономических информационных систем Алгоритмизация и программирование
Финансы предприятий Программирование для Windows, введение в интерфейс API
Финансы, денежное обращение, кредит Программирование для Windows, использование Visual C++ и MFC
Инвестиционный менеджмент Базы данных
Статистика Объектно-ориентированное программирование
Мировая экономика Сети ЭВМ
Коммерческая логистика Технологии Интернет
Разработка управленческого решения Цифровая обработка сигналов
Экономическая теория
Предпринимательское право
Проблемы студентов:
1. В занятиях размещено слишком много материала, что снижает эффективность усвоения.
2. Большой объем материала занятий приводит к тому, что студенты не используют дополнительные источники информации, размещенные в других разделах курса.
3. Чтение учебного материала с экрана компьютера приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к теме занятий.
Преимущества сетевого курса для студентов:
1. Доступность всего учебного материала по дисциплине.
2. Возможность выбора времени и места для самостоятельных занятий.
3. Возможность прохождения тестирования, аттестаций и выполнения заданий по дисциплине вне аудиторных занятий.
4. Возможность выбора источника информации.
5. Возможность проверки своих знаний после прочтения учебного материала через систему самопроверок и получение опыта тестирования перед прохождением упражнений и аттестаций, выполняемых на оценку.
6. Постоянная связь с преподавателем через встроенную в среду электронную почту и систему пересылки отчетов.
7. Возможность использования локаль-
ной копии учебного курса, сохраняющей все возможности сетевого курса.
Проблемы преподавателей:
При большом потоке обучающихся много времени занимает просмотр и проверка выполненных студентами и пересланных через систему пересылки отчетов заданий и проектов по курсу. Следовательно, при создании сетевого курса необходимо уделять больше внимания созданию вопросов и заданий в тестовой форме, что обеспечит автоматическую их проверку.
Результаты анкетирования
В опросе участвовало 200 человек - студентов экономических специальностей и специальностей в области информационных технологий (таблица 2).
Из преимуществ, которые дает использование сетевого курса, наиболее часто
(около 80%) названы: доступность теоретического материала, возможность работать самостоятельно, возможность самостоятельно проверить свои знания, гибкость использования времени.
Литература
1. Кононова О.В., Жилина Л.Н. Методическое пособие по созданию сетевых курсов в ИОС «Аванта». - Владивосток, 2000.
Таблица 2.
Вопрос Варианты ответа Ответ (в %)
Я получаю более высокий уровень знаний и больше возможностей для самостоятельной работы с учебным материалом Используя сетевой курс 5,5
Обучаясь по традиционной форме обучения 38
Обучаясь по традиционной форме обучения с использованием сетевого курса 56,5
Я использую ИОС “Аванта” в основном в целях Теоретической подготовки к занятиям 39
Подготовки к экзаменам 11
Выполнения заданий и тестов 51
Преимущества сетевого курса Доступность теоретического материала 47,4
Возможность работать самостоятельно 36,8
Я желаю и дальше обучаться с помощью ИОС “Аванта” 74