Научная статья на тему 'Использование инструментария микроэкономики в анализе государственной экономической политики: рынок с асимметричной информацией'

Использование инструментария микроэкономики в анализе государственной экономической политики: рынок с асимметричной информацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОЭКОНОМИКА / АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / MICROECONOMICS / ASYMMETRIC INFORMATION / GOVERNMENT PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаронова Анастасия Михайловна

В сегодняшних экономических реалиях потребители и производители зачастую сталкиваются с феноменом асимметричной информации на рынках предметов потребления, где крайне сложно оценить качество товара до его покупки, а также в сферах кредитования, налогообложения и труда. Проблемы, порождаемые неполнотой информацией, являются актуальными и для России, где факт наличия информационной асимметрии обуславливает активное вмешательство государства в регулирование социально-экономической сферы ввиду поддержания конкуренции, а также введение более жестких требований к специалистам в области государственного и муниципального управления. В данной статье будет представлен краткий теоретический обзор рассматриваемого явления, проанализирован реальный кейс из практики государственного управления в области закупок, а также озвучен ряд превентивных мер, препятствующих возникновению таких последствий информационной асимметрии как неблагоприятный отбор и моральный риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of microeconomics tools in the analysis of state economic policy: market with asymmetric information

In today's economic realities, consumers and manufacturers often face the phenomenon of asymmetric information on consumer goods market, where it is extremely difficult to assess the quality of the product before its purchase, as well as in the areas of credit, taxation and labor. The problems caused by the incompleteness of information are also relevant for Russia, where the fact of the existence of information asymmetry determines the active intervention of the state in regulating the social and economic sphere due to the maintenance of competition, as well as the introduction of more stringent requirements for specialists in the area of public administration. This article will provide a brief theoretical overview of the phenomenon of asymmetric information, analyze the real case from the practice of public administration in the procurement sphere, and also list a number of measures that prevent the emergence of such consequences of information asymmetry as adverse selection and moral hazard.

Текст научной работы на тему «Использование инструментария микроэкономики в анализе государственной экономической политики: рынок с асимметричной информацией»

Использование инструментария микроэкономики в анализе государственной экономической политики: рынок с асимметричной информацией

Use of microeconomics tools in the analysis of state economic policy: market with asymmetric

information

Шаронова Анастасия Михайловна

Студент 4 курса Факультета Социальных наук Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики Россия, Москва e-mail: amsharonova@mail. ru

Sharonova Anastasiia Mikhailovna

Student of 4 term Faculty of Social Science National Research University Higher School of Economics Russia, Moscow e-mail:amsharonova@mail. ru

Аннотация.

В сегодняшних экономических реалиях потребители и производители зачастую сталкиваются с феноменом асимметричной информации на рынках предметов потребления, где крайне сложно оценить качество товара до его покупки, а также в сферах кредитования, налогообложения и труда. Проблемы, порождаемые неполнотой информацией, являются актуальными и для России, где факт наличия информационной асимметрии обуславливает активное вмешательство государства в регулирование социально-экономической сферы ввиду поддержания конкуренции, а также введение более жестких требований к специалистам в области государственного и муниципального управления.

В данной статье будет представлен краткий теоретический обзор рассматриваемого явления, проанализирован реальный кейс из практики государственного управления в области закупок, а также озвучен ряд превентивных мер, препятствующих возникновению таких последствий информационной асимметрии как неблагоприятный отбор и моральный риск.

Annotation.

In today's economic realities, consumers and manufacturers often face the phenomenon of asymmetric information on consumer goods market, where it is extremely difficult to assess the quality of the product before its purchase, as well as in the areas of credit, taxation and labor. The problems caused by the incompleteness of information are also relevant for Russia, where the fact of the existence of information asymmetry determines the active intervention of the state in regulating the social and economic sphere due to the maintenance of competition, as well as the introduction of more stringent requirements for specialists in the area of public administration.

This article will provide a brief theoretical overview of the phenomenon of asymmetric information, analyze the real case from the practice of public administration in the procurement sphere, and also list a number of measures that prevent the emergence of such consequences of information asymmetry as adverse selection and moral hazard.

Ключевые слова: микроэкономика, асимметрия информации, государственные закупки.

Keywords: microeconomics, asymmetric information, government procurement.

Введение

В современных реалиях, где получение тех или иных сведений оценивается очень высоко, становится невозможным сам факт того, что стороны сделки располагают одинаковой информацией. С подобными ситуациями мы можем сталкиваться на рынках предметов потребления, где крайне сложно оценить качество товара до его покупки.

Актуальность данной темы объясняется значительной степенью негативного влияния асимметричной

информации на плодотворное функционирование рыночных механизмов. До настоящего времени анализ всех форм проявления существования подобных сведений на рынке остается сложнейшим и не до конца исследованным вопросом.

В качестве объекта исследования выступает теоретическая модель рынка с асимметричной информацией, а цель исследования заключается в рассмотрении данного механизма на примере российской системы государственных закупок.

Для раскрытия проблематики текста и детального изучения вопроса представляется нужным изучить основную терминологию данной темы, опираясь на отечественные и зарубежные источники экономического знания, ознакомиться с соответствующими формулами и графическими представлениями равновесия на рынке с асимметричной информацией, проанализировать российский рынок государственных закупок, а также убедиться на практическом примере в состоятельности основной теории.

Информационная асимметрия: теоретический обзор

Традиционный микроэкономический анализ несет посыл о том, что все участники рыночных отношений обладают достоверной и, главное, полной информацией о тех или иных товарах и услугах. Этот тезис делает возможным функционирование совершенных рынков. Тем не менее, в сегодняшних экономических реалиях потребители и производители сталкиваются с таким явлением как асимметричная информация - то есть ситуация, для которой характерно то, что одна из сторон обладает существенной информацией, недоступной для другой. 1

Один из видов асимметричной информации представляет собой скрытые характеристики, которые недоступны для одной из сторон сделки, к примеру, в момент подписания контракта, однако, о которых она бы хотела быть осведомлена. Подобные ситуации приводят к возникновению отрицательной селекции.

Отличный от ранее упомянутого типа асимметричной информации - вид, связанный с непосредственными скрытыми действиями и являющий собой, как правило, "постконтрактное" поведение одной из сторон трансакции, которое приводит к возникновению такого феномена как "моральный риск".12

Попробуем разобраться в том, насколько критическим может стать неблагоприятный отбор, являющийся последствием наличия асимметричной информации первого типа на рынке тех или иных товаров или услуг. Так как зачастую качество приобретаемого блага является характеристикой, которая не всегда может быть выявлена до момента покупки, потребитель не может отличить товары по принадлежности к той или иной категории. Цена в данном случае устанавливается путем нахождения математического ожидания желания потребителей приобрести продукты разного качества и может быть рассчитана по следующей формуле:

Р{ = * МУН + [1 - Ч&] * МУЬ , где q(t) и 1 — ^(О - вероятности покупки высокопробных и низкопробных товаров, а МУН и МУЬ -предельные готовности их приобретения.6 Таким образом, равновесие, устанавливающееся на рынке, напрямую зависит от степени качества предлагаемой продукции и графически может быть представлено в виде трех ситуаций (см.рис.1): а) - на рынке представлены обе категории качества; Ь) - на рынке присутствуют только некачественные товары; с) - равновесный объем сделок сводится к 0, где Б1 и 80 кривые предложения качественных и некачественных товаров, Б1 и Б0, соответственно, кривые спроса на них.7

Основываясь на трудах своих коллег из Америки и Англии - Уильяма Спенсера Викри и Джеймса Миррлиса, Джордж Акерлоф одним из первых занялся исследованием проблемы роли асимметричной информации при такой важной операции как дефиниция качества товаров и представил результаты своей работы в статье с замысловатым названием "Рынок лимонов".10 Суть предложенной экономистом модели заключается в следующем: в центре внимания находится рынок поддержанных автомобилей, часть из которых представляют собой высококачественные изделия (plums), а остальное - товары более низкого качества (lemons).11 Так как потенциальный покупатель не может только визуально установить эту характеристику, то цена, которую он готов заплатить, устанавливается на уровне среднерыночной между ценами, так называемых, "слив" и "лимонов", что значительно превышает цену, установленную продавцами товаров низкого качества, и не достигает цены, за которую согласились бы продать автомобили высокого качества их владельцы.9 Подобная ситуация приводит к вытеснению с рынка товаров приемлемого качества как таковых и грозит тотальным исчезновением самого рынка ввиду несостоятельности одной из сторон принять эффективное решение. Отсюда можно сделать вывод о том, что выставление на продажу большого количества благ низкого качества отрицательно сказывается на сбыте высококачественных изделий ввиду появления внешних эффектов.

С несовершенной информацией мы сталкиваемся в самых разных областях экономической деятельности, а именно, на рынках труда, продуктов, страхования, кредитования и так далее.

Рассмотрим еще один пример последствий неблагоприятного отбора в случае рынка страхования. Асимметричная информация значительно усложняет процесс получения страховки лицам преклонного возраста, которые наиболее подвержены заболеваниям. Но по причине того, что этот риск никак не отражается на фиксированной цене страховки, страховщики испытывают недовольство при страховании пожилых граждан. Более того, так как получить материальную компенсацию по состоянию здоровья стремятся преимущественно те, кто имеет проблемы со здоровьем, цена на полисы начинает расти, что приводит к неблагоприятному отбору и отказу от страхования лиц, принадлежащих к категориям как здоровых, так и больных, и как следствие, к несостоятельности рынка данных услуг в целом. 5

Наличие асимметричной информации, приводящей к несостоятельности некогда конкурентных рынков, обуславливает государственное регулирование рыночной сферы экономики. Так, угроза должному функционированию рынка страхования побуждает государство к предоставлению страховых полисов лицам преклонного возраста, тем самым устраняя последствия отрицательной селекции на рынке с ассиметричной информацией.

Акерлоф считает, что способствовать снижению уровня асимметричной информации можно следующими способами: ознакомиться с документацией приобретаемого блага, получить профессиональную оценку и на ее основе принять решение о покупке, а также приобрести товар через проверенного перекупщика, не имеющего дурной славы. Вышеупомянутые действенные способы принятия эффективного решения сохранят рынок

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

конкурентным и откроют возможность сбыта как качественных, так и некачественных товаров. Еще одним способом уменьшения информационной асимметрии служат рыночные сигналы, поступающие со стороны поставщика услуг или товаров.4

Реальные проявления теоретической модели в области государственных закупок

Теоретическая модель рынка с асимметричной информацией находит свое реальное выражение в оппортунистическом поведении агентов рынка - стратегии, позволяющей путем обмана другой стороны трансакции извлечь собственную выгоду. Выделяют еще несколько форм проявления оппортунистического поведения, например, невыполнение условий контракта, использование "контрактных дыр" и непредвиденных обстоятельств в корыстных целях.8 Данная проблема не обошла стороной и государство: сфера госзакупок наиболее подвержена отрицательным последствиям такого поведения участников рыночных отношений. Поэтому специалисты рассматриваемой области не оставляют без внимания шанс столкнуться с проявлениями оппортунизма, имеющими мало общего с этой сферой в целом, со стороны обеих сторон сделки. Тем не менее, участники системы государственных закупок стремятся к более эффективной трате бюджета и снижению уровня коррупции при

" 3

трансакции путем генерирования искусственной конкуренции для подписания договоров. 3

Рассмотрим данные механизмы на примере России: Федеральный закон РФ определяет порядок размещения таких заказов и вызывает множество душевных конфронтаций у госслужащих в силу неэффективного расхода денежных ресурсов при закупках, провалов рынка, несвоевременности поставок продукции и ее низкого качества. Наглядной иллюстрацией снижения прозрачности государственных закупок, неэффективного расходования средств налогоплательщиков, а также неэтичного постконтрактного поведения, выражающегося в запросе новых котировок на строительство объектов, меняющих изначальные условия сделки, является Сочинская олимпиада. Отсюда можно сделать вывод, что на пути должного функционирования системы госзакупок стоят присутствие на рынке асимметричной информации, а также оппортунистическое поведение сторон сделки: к примеру, лица, размещающие госзаказы, зачастую некомпетентны и не осведомлены об особенностях процессуального законодательства страны по данному вопросу, что порождает обоснованное недоверие потенциальных поставщиков. На мой взгляд, возможным разрешением такой коллизии является более жесткий отбор государственных и муниципальных служащих, заключающийся в предъявлении высоких требований, к примеру, наиболее качественного образования и так далее.

Более того, в силу специфики государственной иерархии полномочий размываются функции принципала и агента, иными словами, доверителя и исполняющего. Выходит, что почти каждый бюрократ совмещает эти обязанности и может принимать зачастую неэффективные решения с позиции принципала в силу информационной асимметрии на рынке. Возможным решением проблемы может стать создание подотчетного высшим властям органа контроля, следящим за, так называемой, прозрачностью операций.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что деятельность государства должна быть обусловлена, в первую очередь, сложившейся социально-экономической конъюнктурой, а также направлена на ликвидацию нежелательных последствий принятых решений с учетом неполной, асимметричной информации.

Заключение

С трудностями в получении полной и достоверной информации мы можем сталкиваться на рынках предметов потребления, где крайне сложно оценить качество товара до его покупки, а также в сферах кредитования, налогообложения и труда. Асимметричная информация может выступать в качества скрытых характеристик и действий, неизбежно ведущих к неблагоприятному отбору, а также возникновению морального риска. Чтобы избежать отрицательных последствий данного явления разрабатывается ряд превентивных мер -сигнализирование.

Проблемы, порождаемые неполной информацией, являются актуальными и для современного отечественного рынка, где факт наличия информационной асимметрии обуславливает активное вмешательство государства в регулирование социально-экономической сферы ввиду поддержания конкуренции, а также введение более жестких требований к специалистам в области государственного и муниципального управления.

Таким образом, задачи, заключавшиеся в изучении основной терминологии данной темы, опираясь на отечественные и зарубежные источники экономического знания, ознакомлении с соответствующими формулами и графическими представлениями равновесия на рынке с асимметричной информацией, анализе российского рынка государственных закупок и убеждении на практическом примере в состоятельности основной теории, можно считать выполненными, а цель исследования - достигнутой.

Практическая значимость данной работы обусловлена ее актуальными данными, представленными в соответствии с классической микроэкономической теорией, что позволяет использовать данный материал в качестве наглядного пособия и вспомогательного материала по этой теме для старшеклассников и студентов бакалавриата.

Список используемой литературы:

1. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Серия «Краткий курс»: Учебное пособие / Г.С. СПб.: Питер, 2008. 272 с. 4000 экз.

2. Воробьев А.С. Association for studies in public economics the fifth international conference on "Public sector transition". 24- 25 May 2002, St. Petersburg. 8 с.

3. Мельников В.В. Journal of Institutional Studies. Выпуск № 3, том 5, 2013. 11 с.

4. Никонова Я. Ивасенко А. Микроэкономика. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие. 232 с.

5. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.:Дело, 2001. - 808 с. - (Сер. "Зарубежный экономический учебник").

6. Розанова Н.М. Микроэкономика. Практикум: учеб. Пособие для бакалавров / Н.М. Розанова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 690 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

7. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа», 2000.

8. Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. — 1993. Вып. 3.

9. Хэл Р.Вэриан. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Современный подход. Юнити, 1997. 767 с

10. Akerlof GA. The market for "lemons" : Quality uncertainty and the market mechanism // Quart. J. Econ. 1970. Vol. 84. P. 488-500.

11. R. Glenn Hubbard. Introduction. Asymmetrie Information, Corporate Finance, and Investment. University of Chicago Press, 2009. 352 с.

12. Ricardo N. Bebczuk. Asymmetric Information in Financial Markets: Introduction and Applications. Cambridge University Press, 2003. 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.