УДК 330.101.22
ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
© 2017
Плужникова Ирина Ивановна, кандидат технических наук доцент кафедры
«Экономика, управление и право» Рябчук Павел Георгиевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению проблематики преодоления информационной асимметрии. Вопрос информационной асимметрии и влияния данного процесса на поведение фирм на рынке привлекает внимание многих экономистов. Установлено, что асимметричность и неполнота информации об объекте сделки, о порядке ее осуществления и последствиях является причиной снижения уровня конкуренции на рынке. Для малых и средних предприятий, где конкуренция очень велика, обладание неполной информацией может привести к сокращению прибыли, и, как следствие, к ее разорению, и уходу с рынка. Авторами рассмотрены типы и подтипы информационной асимметрии, а также причины информационной асимметрии, оказывающие свое влияние на реальные ситуации, которые необходимо учитывать для малых и средних предприятий, так как преодоление информационной асимметрии является одним из ключевых факторов успешности фирмы. На основе выявленных проблем предложены пути, позволяющие преодолеть информационную асимметрию. Научная новизна: нахождение путей преодоления информационной асимметрии.
Ключевые слова: информационная асимметрия, малый и средний бизнес, предпринимательская активность, информационная экономика, инфраструктура, информационная закрытость, экономические субъекты, объективная информационная асимметрия, субъективная информационная асимметрия, классы информационных асимметрий, экономические агенты, качество продукции, конкуренция.
OVERCOMING INFORMATION ASYMMETRY AS A MEANS OF IMPROVING THE SUCCESSES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES
© 2017
Pluzhnikova Irina Ivanovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department
of Economics, Management and Law Ryabchuk Pavel Georgievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department
of Economics, Management and Law South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of problems of overcoming information asymmetry. The issue of information asymmetry and the influence of this process on the behavior of firms in the market attract the attention of many economists. It was established that the asymmetry and incompleteness of information about the object of the transaction, the procedure for its implementation and the consequences, is the reason for the decrease in the level of competition in the market. For small and medium-sized enterprises, where competition is very high, the possession of incomplete information can lead to a reduction in profits, and as a result, to its ruin and withdrawal from the market. The authors consider the types and subtypes of information asymmetry, as well as the causes of information asymmetry, which have their impact on real situations that need to be taken into account for small and medium-sized enterprises, since overcoming information asymmetry is one of the key factors for the firm's success. On the basis of the identified problems, ways to overcome information asymmetry are proposed. Scientific novelty: finding ways to overcome information asymmetry.
Keywords: information asymmetry, small and medium business, entrepreneurial activity, information economy, infrastructure, information closeness, economic subjects, objective information asymmetry, subjective information asymmetry, classes of information asymmetries, economic agents, product quality, competition.
В настоящее время малый и средний бизнес играют значительную роль в экономике страны. Малое предпринимательство подразумевает под собой подразделение экономики, которое опирается на деятельность небольших фирм, предприятий, заведомо не входящих в объединения [6].
Следует заметить тот факт, что одним из важных экономических исследований является информационная экономика, которая, в свою очередь, изучает способы осуществления обработки и передачи информации на рынках. Дороговизна информации приводит к появлению множества проблем для рыночных институтов. Вследствие этого поиск для нахождения путей преодоления информационной асимметрии является актуальной темой для изучения.
Предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, создают необходимую конкуренцию на рынке, предоставляют рабочие места, быстро реагируют на изменение рыночной обстановки. Важность малого и среднего предпринимательства еще и в том, что они вынуждены находиться в непрерывном развитии и быстро адаптироваться к существующим, на данный момент времени, условиям на рынке. Это происходит вследствие высокой конкуренции, существующей между предприятиями [1].
В стране необходимо поддерживать малый и средний бизнес по причине того, что они могут дать: необходимую насыщенность рынка, явное стремление к устойчивости цен, конкуренцию, которой так не хватает фирмам - монополистам, что приводит к ухудшению качества выпускаемой продукции и замедлению процесса внедрения новых разработок [5].
На сегодняшний день малое предпринимательство регулируется ФЗ №2 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Закон определяет два критерия отнесения предприятий к участникам малого и среднего бизнеса. Первым критерием является численность работников. К средним предприятиям относятся те, численность которых составляет от 101 до 250 человек. В малых предприятиях численность работников не должна превосходить 100 человек. Следует заметить, что в условиях таких малых предприятий существуют микропредприятия, с численность занятых до 15 человек [6].
Ко второму критерию относят выручку, получаемую от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (микропредприятия — 60 млн. рублей, малые предприятия — 400 млн. рублей, средние предприятия — 1 млрд. рублей). Другими слова, выручка, полученная за предшествующий календар-
ныи год, не превышающая предельного значения, установленного правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [6].
Заметим, что данный закон также предусматривает ряд льгот для представителей малого и среднего бизнеса. Например, существуют меры финансовой поддержки, меры для развития инфраструктуры и иные меры, которые реализуют заявленные законопроектом цели.
Не стоит забывать, что государственная поддержка является основной поддержкой малого и среднего предпринимательства. Так, в наши дни работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в непростых экономических условиях поддержка данных видов предпринимательства становится одним из ключевых приоритетов в работе органов власти.
В мире существует немалое множество факторов, путем следованию которых, предприниматель сможет достигнуть успеха в своем деле. Предлагается рассмотреть шесть наиболее важных из них [2].
Перед открытием бизнеса или запуском нового товара предпринимателю следует оценивать прибыль, ожидающую его после реализации. В том случае, когда это сделать невозможно, необходимо разработать стратегию, которая позволит сделать продажи выпускаемого продукта прибыльными.
Требуется особое внимание уделять накладным расходам. Предпринимателю, на начальном этапе, надлежит как можно экономнее расходовать свои средства. К примеру, постараться уменьшить накладные расходы фирмы путем отказа от услуг дорогостоящих поставщиков или консультантов, заменив их более выгодными.
Производитель должен заботиться не только о поддержании высокого уровня качества существующих продуктов, но и разрабатывать новые. Стоит удостовериться, что предложения актуальны и востребованы на рынке. Желательно всегда внимательно изучать вкусы, потребности и пожелания своих клиентов. Прямая обратная связь с потребителем - важный элемент успешности предприятия.
Поиск и сохранение своих лучших клиентов - одна из основных задач фирмы. Надобно сосредоточить усилия на нахождение данной аудитории и приложить максимум усилий для ее сохранения.
Следует стремиться к поддержанию высокого уровня удовлетворенности клиента.
Преодоление информационной асимметрии, безусловно, является сдерживающим фактором любого бизнеса. Предприниматель все время сталкивается с отголосками информационной закрытости, преодоление которых благотворно сказывается на деле.
Вопрос информационной асимметрии и влияния данного процесса на поведение фирм на рынке привлекает внимание многих экономистов. Подтверждением данного факта является создание нового научного направления - информационной экономики, признание информации важным экономическим фактором производства, который определяет поведение фирмы на рынке.
В отличие от зарубежной науки, проблемы информационной асимметрии практически не освещены отечественными учеными. В связи с этим особую значимость приобретает рассмотрение вопроса, связанного с подробным изучением ситуации, при которой происходит неравномерное распределение информации между экономическими агентами.
Понятие информация является одним из ключевых терминов в различных науках. С точки зрения современной экономической науки понятию информация можно дать следующее определение. Информация - это средство, позволяющее избежать неопределенности, риска и обладающее способностью обеспечивать реализацию целей субъекта [3].
В экономике выделяют следующие свойства инфор-
мации [6]:
Понятность информации. Например, текст на испанском языке может быть непонятен для российского потребителя, даже если содержит ценную информацию. В этом и заключается свойство понятности информации.
Полнота информации. Достаточность информации для решения определенных экономических вопросов.
Адекватность информации. Степень понимания информации получателем тому содержанию, которое вложил в него создатель.
Объективность. Чем меньше заинтересованных лиц, работавших над получением и обработкой информации, тем более она является объективной.
Актуальность информации. Степень соответствия информации текущему экономическому положению.
Доступность информации. Степень беспрепятственного получения информации.
Различают два типа информационной асимметрии. Объективная информационная асимметрия является следствием рыночной ситуации с несовершенной конкуренцией. Появление данного вида асимметрии, в большинстве случаев, характерно для монополистических или олигополистических рынков. Преодоление объективной асимметрии осуществляется государством в рамках мероприятий по информационной политике. Субъективная информационная асимметрия представляет собой результат ограниченного человеческого познания. Процесс преодоления субъективной информационной асимметрии осуществляется при согласовании взаимных действий экономических субъектов.
Следует также рассмотреть подтипы информационной асимметрии, которые базируются на нахождении наиболее важных сторон данного феномена.
Временные информационные асимметрии. Они обусловлены существованием хозяйственных субъектов в ближних или удаленных временных координатах.
Пространственные информационные асимметрии определяется нахождением субъектов в разных местах одновременно, а также обладанием разным объемом информации, доступной в каком - либо месте.
Осознанные информационные асимметрии являются проявление оппортунистического поведения и скрытия информации от другого участника сделки.
Неосознанные информационные асимметрии. Выдача устаревшей или недостоверной к моменту времени информации.
Классы информационных асимметрий основываются на критерии, связанном с характером реализации - запаздывающая/устаревшая, перспективная/актуальная/ региональная, целенаправленная и т.п. Подклассы опираются на критерии и формы извлечения выгоды от использования информационных асимметрий - рыночная и нерыночная. Рыночная форма проявляется в таких видах, как ценовая дискриминация, монополизм поставщиков, сегментирование потребителей и т.п. Нерыночная форма - в виде манипулирования политическими и идеологическими ориентирами, совокупности культурных ценностей, стратификации по группам населения и др. Таким образом, каждый объект попадает в определенную рубрику системы, именуемую "родом", "классом", "видом" и т.п.
Анализ научной литературы позволил выявить различные подходы к определению понятия «информационная асимметрия», опираясь на которые можно предположить, что информационная асимметрия - это ситуация, при которой происходит неравномерное распределение информации между экономическими агентами
[4].
Проблема информационной асимметрии является одной из важнейших проблем на пути успешного функционирования рынка. Асимметричность и неполнота информации об объекте сделки, о порядке ее осуществления и последствиях является причиной снижения уровня конкуренции на рынке. Это может быть вызвано
следующими причинами:
- получение информации связано с определенными затратами (трансакционные издержки). Так, субъект не станет осуществлять платеж за информацию, если издержки на получение информации будут превышать доход от ее использования;
- информация не всегда носит надежный и точный характер. В случае изменения экономической обстановки, информация, полученная в текущие дни, может устареть и, таким образом, ее нельзя будет использовать для принятия экономических решений;
- не все экономические субъекты в состоянии оценить поступающую до них информацию. Это случается по причине нехватки должных знаний и навыков.
Вышеперечисленные причины информационной асимметрии оказывают свое влияние на реальные ситуации, в которых один из участников сделки имеет возможность злоупотребления не информированностью своего контрагента.
«Рынок лимонов» - это такая модель поведения, с помощью которой описывается ситуация на рынке подержанных автомобилей с асимметричной информацией, что в свою очередь приводит к нарушению принципа рыночного механизма [1].
Пример, описывающий рынок подержанных автомобилей, позволяет понять смысл проблемы информационной асимметрии. Очень часто возникает вопрос о значительной разнице в ценах на новые и подержанные автомобили. Как правило, объяснение ограничивается тем, что данная разница в цене существует по причине обладания потребителем хорошим автомобилем, однако данный факт не исключает того, что «новый» автомобиль не окажется с дефектами (в Америке такие машины называются «лимонами»). В тоже время, нельзя не принять во внимание тот факт, что риск приобрести плохой автомобиль гораздо выше на рынке подержанных автомобилей. На данном рынке покупатель имеет возможность приобрести как в плохом, так и в хорошем состоянии автомобиль. Покупая автомобиль, человек заранее не знает, обладателем какого автомобиля будет в будущем - хорошего или «лимона». В том случае, если информация распределилась бы симметрично, то в результате существовали бы непересекающиеся друг с другом рынки для обеих категорий машин.
Из рассмотренного можно прийти к выводу, что продавцы хороших машин не будут сбывать свои автомобили, а «лимоны» будут продаваться по завышенным ценам, следовательно, «лимоны» вытеснят качественный товар с рынка.
Заметим тот факт, что информационная асимметрия не приносит выгоду продавцам качественных товаров. Вследствие этого они стимулированы в стремлении выделить свой товар из общей массы схожей продукции на рынке. Для этого используются следующие сигналы, методы:
- свидетельство о качестве товара, сертификаты и другие документы получают лишь фирмы, заслужившие доверие качеством выпускаемой продукции;
- фирма, имеющая хорошую репутацию и остерегающаяся подделок товара, использует сложные технологии в изготовлении этикеток, упаковок, фирменных знаков и т.д.;
- предприятия, противодействующие влиянию неопределенности качества, информируют о надежности предлагаемой продукции с помощью гарантии. Продавец выступает гарантом качества выпускаемого товара;
- лицензирование также является неотъемлемым показателем качества. Например, занятие адвокатской практикой требует соответствующей лицензии. Данный документ будет доказывать наличие профессиональной подготовки у специалиста и являться сертификатом качества.
Таким образом, можно сделать вывод, что для ма-
лых и средних предприятий преодоление информационной асимметрии является одним из ключевых факторов успешности фирмы. На монополистических и олигопо-листических рынках решение подобной проблемы не играет столь же значительную роль, в первую очередь, по причине отсутствия высокой конкуренции [5]. Для малых и средних предприятий, где конкуренция очень велика, обладание неполной информацией может привести к сокращению прибыли, и, как следствие, к ее разорению, и уходу с рынка. Владение полной и актуальной информацией было и остается одной из главных задач, которую необходимо решить предпринимателю, занимающемуся малым и средним бизнесом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акерлоф Джордж .Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economies, v.84, August 1970, p.488-500. Перевод Е.И.Николаенко
2. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и практика. - М., 2000. - С. 138.
3. Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по микроэкономике
4. Кеннет Эрроу Восприятие риска в психологии и экономической науке Kenneth J. Arrow. Risk Perception in Psychology and Economies // Economie Inquiry, January 1982, v.20, no.1, p.1-9. © Western Economic Association, 1982 Перевод Е.А.Сафировой
5. Плужникова И.И. Антимонопольное регулирование в России как механизм формирования конкуренции/ С.А. Изюмникова// Экономика и бизнес. Взгляд молодых: сб.материалов Международной научно-практической конференции - Челябинск, Изд. Центр ЮУрГУ, 2016. -С.68-70
6. Никитин A.CGR для малого и среднего бизнеса / А.С. Никитин и др. - М.: Проспект, 2015. - 112 c.
Статья поступила в редакцию 27.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.