Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
инновация / инновационные технологии / связная речь / грамматический строй речи / словарный запас / мультипликация / innovation / innovative technologies / coherent speech / grammatical structure of speech / vocabulary / animation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Т.В.

В статье раскрываются особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста, проверка эффективности использования инновационной технологии (мультипликации) для развития речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the features of speech development of children of younger preschool age, checking the effectiveness of using innovative technology (animation) for the development of children's speech.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Котова Т. В. воспитатель

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №49 «Белоснежка» Россия, г. Северодвинск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье раскрываются особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста, проверка эффективности использования инновационной технологии (мультипликации) для развития речи детей.

Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, связная речь, грамматический строй речи, словарный запас, мультипликация.

Kotova T. V. educator

Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten № 49 "Snow White" Russia, Severodvinsk

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation: The article reveals the features of speech development of children of younger preschool age, checking the effectiveness of using innovative technology (animation) for the development of children's speech.

Key words: innovation, innovative technologies, coherent speech, grammatical structure of speech, vocabulary, animation.

На сегодняшний день, в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и введением новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов дошкольного образования», впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Одной из важных задач является речевое развитие ребенка.

Мы провели диагностику развития речи детей младшего дошкольного возраста. За основу взяли авторскую методику: Макаровой В.Н., Старцевой Е.А., Едаковой М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников», а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.

Диагностика показала, что основной процент имеют дети с уровнем развития речи «ниже среднего».

Цель нашей работы по данной проблеме:

Цель:

1. Создать условия для эмоционального, речевого, сенсорного развития детей второй младшей группы;

2. Обогащать и расширять словарь детей

3. Формировать правильную и красивую речь детей

Задачи:

1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, направленную на развитие речи детей

2. способствовать освоению детьми значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

3. развивать восприятие звуков родной речи и произношения;

4. формировать грамматический строй речи;

5. развивать связную речь, способствовать формированию эмоциональности и выразительности речи дошкольников;

6. приобщать родителей к развитию речи детей.

Нами разработан цикл занятий по развитию речи детей во 2 младшей группе на основе развивающих программ и методик: «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под ред. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева и др.;

Содержание занятий включает:

• Игры и упражнения, которые помогают детям на слух определять звуковой состав слова, развивают чувство ритма и рифмы, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения;

• Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата «Угадай, что звучит», «Угадай, кто как кричит» и тп.

• Упражнения, направленные на обучение изменения слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе «Чего не стало?»; упражнения, по образованию глаголов «Что делал?»;

• Упражнения, направленные на осознание значений слов родного языка: «Что за предмет?», «Угадай игрушку»;

• Задания, подводящие детей к пересказыванию литературных произведений «Жили -были..», дети продолжают повествование, обыгрывание сказок; игры, определяющие ошибки в описании «Что напутал Медвежонок?», придумывание нового конца сказки «Козлята и зайчик».

Под инновацией понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения детей и расширению их возможностей.

• Инновационная деятельность педагога подразумевает научно-методическую и учебно-исследовательскую деятельность воспитателя.

Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную.

Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:

1. повышает уровень речевой творческой активности детей, их инициативность, самостоятельность

2. повышает уровень развития речи: обогащает словарь, развивает ЗКР, структурированность и образность речи;

3. повышает уровень интереса родителей к «жизни сада», желание активно участвовать в ней

4. расширяет возможности для образовательно-воспитательной деятельности педагога

5. повышает уровень образованности педагога, раскрывает в нем талант мультипликатора.

В конце года была проведена итоговая диагностика развития речи детей 2 мл. группы. Итоги диагностики представлены в таблице №2 «Уровень речевого развития детей 2 младшей группы (конец года) %».

«Уровень речевого развития детей 2 мл.гр. (конец года)%».

Таблица №2

Развитие речи Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего Низкий уровень

Словарь - 56 44 -

Звуковая КР - 42 33 25

Грамматика - 37 41 22

Связная речь - 59 41 -

Результаты диагностического исследования показывают, что для детей характерны новые достижения в развитии речи. Значительно обогащается словарный запас детей.

Одновременно с обогащением словаря совершенствуется грамматический строй речи.

Таким образом, включая инновационные технологии в деятельность по развитию речи детей, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Использованные источники:

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников. -М. Изд.центр «Академия»,1999.-158с.

2. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М.Просвещение,-2004.-398с.

3. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи /Под ред. В.В.Гербовой.-М.Просвещение, 1981.-234с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.