DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-126
УДК 378:811
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Майер (Красноярск, Россия) И.П. Селезнева (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются условия использования инновационных социокультурных дискурсивных практик при реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования в соответствии с принципами интегративного подхода, обеспечивающего взаимодействие социокультурной составляющей с массмедийной и мультимедийной средой. Авторы статьи предлагают рекомендации по разработке модели и практической апробации интегративного курса, учитывающего отечественные и международные стандарты образования в сфере дискурсивных практик. В качестве примера взяты магистерские программы, реализующиеся на факультете иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева: «Современное лингвистическое образование» (очная форма обучения) и «Инновационные технологии в иноязычном образовании» (заочная форма обучения), направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Цель статьи - представление авторских рекомендаций по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающих формирование метапредметных профессиональных и межкультурных компетенций.
Методологию исследования составляют анализ действующих магистерских программ в сфере
иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию интегративного подхода к обучению в целом и инновационных социокультурных дискурсивных практик в частности; анализи обобщение авторского опыта реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.
Результаты. Разработаны авторские рекомендации по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования, апробированные на практике в контексте вузовского образования.
Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что их использование на практике позволяет достичь осознания обучающимися социальной функции культурных явлений и сформировать метапредметные межкультурные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в ходе обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Ключевые слова: интегративные образовательные программы, социокультурные дискурсивные практики, метапредметные компетенции, современная образовательная среда, межкультурная коммуникация, магистерская программа, иноязычное образование.
Постановка проблемы. В соответствии с требованиями Болонского соглашения, ин-тегративный подход к обучению и образованию подразумевает использование различных социокультурных дискурсивных практик в рамках междисциплинарных курсов. Эти требования все еще не в полной мере реализуются в практической деятельности образовательных учреждений
Российской Федерации, придерживающихся доминантной методики сравнительно-исторического и историко-культурного анализа. В связи с вышеизложенным возникает необходимость разработки рекомендаций по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования с учетом национальной специфики.
Целью данной статьи является представление авторских рекомендаций по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, предусматривающих формирование метапредметных профессиональных и межкультурных компетенций.
Анализ действующих магистерских программ в сфере иноязычного образования, проведенный авторами статьи, показал, что структура большинства программ ориентирована скорее на преподавание предметных дисциплин, а не на использование социокультурных дискурсивных практик. Между тем, как отмечает Е.Н. Перевощикова, «современные тенденции в образовании диктуют необходимость перехода из «пространства предметных дисциплин» в «пространство деятельности» и в сферу социокультурных смыслов, что предполагает формирование у студентов умений создавать новое, причем не только в своей профессии, но и в общественной жизни» [Перевощикова, 2017, с. 44].
Рекомендации по проектированию магистерских программ нового поколения, представленные в статье, позволяют решить данную проблему.
Методологию исследования составляют обзор основных направлений современных исследований и действующих магистерских программ, описывающих теорию и практику разработки и внедрения инновационных социокультурных дискурсивных практик, авторский опыт проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования на факультете иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева: «Современное лингвистическое образование» (очная форма обучения) и «Инновационные технологии в иноязычном образовании» (заочная форма обучения) - направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Обзор научной литературы свидетельствует об интересе отечественных и зарубежных ученых к различным аспектам решаемой проблемы.
Образование как ключевой фактор инновационного развития рассматривают В.И. Кирко, Е.С. Кононова [Кирко, Кононова, 2019]; взаимо-
действие высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики описывают A.B. Пеша, T.A. Камарова, С.Ю. Патутина [Пеша и др., 2019]; роль социальных представлений в мотивации студентов к получению дополнительного образования подчеркивают A.^ Кошкин и A.B. Новиков [Кошкин, Новиков, 2017].
Зарубежные исследователи I. Volante, J. Ritzen [Volante, Ritzen, 2016] отмечают необходимость использовать ииновационные практики при разработке интегративных образовательных программ, в том числе в сфере профессионализации процесса обучения - G. Czerniawski, D. Gray, A. MacPhail, Y. Bain, P. Conroy, A. Guberman [Czerniawski et al., 2018] и интернационализации высшего образования - R. Roga, I. Lapina, P. Müürseppc [Roga et al., 2015].
Преобразование магистратуры в рамках современной образовательной среды в ключевую программу подготовки специалистов с высшим образованием высокой квалификации в Российской Федерации и за рубежом подробно исследуется Т.Н. Иващенко [Иващенко, 2015], S.P. Heyneman [Heyneman, 2016], R. Wang [Wang, 2018].
И.Б. Стукалова приводит следующие статистические данные: «В настоящее время основная доля (более 80 %) студентов в РФ обучается по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Поэтому все более актуальными становятся вопросы понимания роли и места магистерских программ в структуре высшего образования, а также их взаимосвязи с предшествующими и последующими образовательными программами» [Стукалова, 2018, с. 6].
Для обеспечения преемственности программ используется метапредметное проектирование, что отмечается как отечественными (ИА Бобыкина [Бобыкина, 2016], A^. Долгопо-лова, B.A. Жукова, Е.Н. Гавриленко [Долгополова и др., 2018], ИА Майер, И.П. Селезнева [Майер, Селезнева, 2017]), так и зарубежными исследователями (R. White, T.S. Shin [White, Shin, 2017]).
Необходимость модернизировать педагогическое образование, в том числе на основе идей профессионализации, поддерживает
< И
я
а
4
tí PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и ft с £tí
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
А.А. Марголис, предлагающий включать в педагогическую магистратуру модули, направленные в первый год обучения на формирование универсальных и метапрофессиональ-ных компетенций, общепрофессиональных и профессионально-специальных компетенций [Марголис, 2015, с. 60-61].
Формирование метапредметных и метапро-фессиональных компетенций осуществляется в ходе реализации образовательных программ, работающих с использованием интегративного подхода, описанного такими авторами, как Е.И. Полякова [Полякова, 2015], В.В. Игнатова, Т.Н. Па-сечкина [Игнатова, Пасечкина, 2017], В.В. Осипов, Т.П. Бугаева [Осипов, Бугаева, 2017], А.А. Мальцева, И.М. Швец, Т.А. Веселова [Мальцева и др., 2018], А. Schalk-Trietchen [Schalk-Trietchen, 2017].
В сфере иноязычного образования особое значение приобретают коммуникативные компетенции, связанные с процессом межкультурного взаимодействия, подробно рассмотренные А.А. Исаковой [Исакова, 2017], а также креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности, исследованные Л.М. Андрюхи-ной и Н.Ю. Фадеевой [Андрюхина, Фадеева, 2016].
За рубежом теория коммуникативной компетентности, разработанная еще в 70-х годах J. Habermas [Habermas, 1970], продолжает привлекать внимание педагогов и методистов -A. Nordin [Nordin, 2016], А. Elboubekri [Elboubekrii,
2017], F. Wolff, C. Borzikowsky [Wolff, Borzikowsky,
2018], E. Parks [Parks, 2018], отмечающих значение интегративного подхода к ее реализации.
Интегративный подход предусматривает использование различных дискурсивных практик, которые чаще всего характеризуются как способ осмысления и интерпретации социальной жизни и социокультурной реальности.
О.С. Иссерс дефинирует дискурсивные практики «в фокусе динамичной организации тех коммуникативных систем внутри социума, которая, с одной стороны, отражает характерные для данной социальной общности речевое поведение и мышление, а с другой - формирует новые формы коммуникации в данной социально-культурной реальности» [Иссерс, 2012, с. 73].
По мнению Л.В. Куликовой, дискурсивные практики понимаются «как социально устоявшиеся, конвенциональные и артикулируемые в речи действия по решению рекуррентных коммуникативных проблем и интенций в соответствующем лингвокультурном пространстве в сферах институционального и неинституционального общения» [Дискурсивные..., 2015, с. 10].
Несмотря на различия в дефинициях, большинство исследователей подчеркивают социокультурный характер дискурсивных практик.
Данное исследование посвящено разработке рекомендаций по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования.
Результаты исследования. Предложены авторские рекомендации по внедрению инновационных социокультурных дискурсивных практик в магистерские программы в сфере иноязычного образования, апробированные на практике в контексте вузовского образования на примере магистерских программ «Современное лингвистическое образование» (очная форма обучения) и «Инновационные технологии в иноязычном образовании» (заочная форма обучения), направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Как уже отмечалось нами ранее [Майер, Селезнева, 2017], интегративный подход к обучению и образованию призван обеспечить взаимодействие социокультурной составляющей с предметным содержанием модульных блоков и отдельных дисциплин. Подобное взаимодействие достигается через освоение социокультурных дискурсивных практик, изучаемых в процессе ознакомления с иноязычной массмедийной и мультимедийной средой.
В рамках магистерской программы «Инновационные технологии в иноязычном образовании» данный подход реализуется при изучении следующих дисциплин метапредметных модулей.
- Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL: Content and Language Integrated Learning).
- Практико-ориентированные исследовательские проекты (Praxiserkundungsprojekt) в учебной и обучающей деятельности.
В рамках магистерской программы «Современное лингвистическое образование» данный подход реализуется при изучении следующих дисциплин метапредметных модулей.
- Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам.
- Семиотико-синергетическая интерпретация интердискурсивности.
В ходе разработки рекомендаций авторами статьи были исследованы особенности иноязычного профессионального дискурса с точки зрения его конвенциональной составляющей (предметно-дискурсивная область «Педагогическое образование»). Особое внимание уделялось конвенциональным массмедийным / мультме-
дийным текстам, обладающим неотъемлемым качеством культурного объекта, приобретаемым ими в результате признания за ними (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых [Крысько, 1999].
В качестве массмедийного дискурса рассматриваются научные, учебные, публицистические тексты, размещенные на порталах Deutsche Welle, Journal für Pädagogik; мультмедийные тексты, в том числе кинодискурс (Cinema.de, Filmritik, Moviepilot) и комментарии видеохостинга YouTube.
Рекомендации по освоению социокультурных дискурсивных практик, изучаемых в процессе ознакомления с иноязычной массмедийной и мультимедийной средой, могут быть представлены в виде следующего алгоритма (рис.).
Ознакомление обучающихся с особенностями работы по освоению конвенционального иноязычного дискурса
Изучение конвенционально обусловленных фрагментов иноязычного дискурса
Определение процедуры построения и принятия высказывания
Саморефлексия
J
Рис. Алгоритм освоения социокультурных дискурсивных практик, изучаемых в процессе ознакомления с иноязычной массмедийной и мультимедийной средой
Fig. The algorithm of social and cultural discursive practices development, studied in the process of acquaintance
with foreign-language media and multimedia environment
0
1
И
PQ
H
и
Рч <
и
< m
I
5i
И m
s
я
s
w
H S
и ^
и m s
о
[-4
0
1
и
Рч «
о g
о w er
s fe
i-4 <
«
w G
«
S X
H
<j
W PQ
1. Разработка методов обучения, направленных на освоение инновационных социокультурных дискурсивных практик, согласованных с национальными стандартами (в нашем случае с ФГОС ВО).
2. Ознакомление обучающихся с особенностями работы по освоению конвенционального иноязычного дискурса (массмедийного / мульт-медийного текста).
3. Изучение конвенционально обусловленных фрагментов иноязычного дискурса (массмедийного / мультмедийного текста).
4. Определение процедуры построения и принятия высказываний в соответствии с целями и ожиданиями аудитории, особенностями канала распространения информации и пространственно-временными характеристиками дискурса.
5. Вхождение в дискурс (реализация предыдущего этапа).
6. Саморефлексия.
Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что их использование на практике позволяет реализовать освоение обучающимися иноязычных социокультурных дискурсивных практик и сформировать метапредметные межкультурные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Предложенные в статье авторские рекомендации могут быть применены для проектирования и реализации программ обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Библиографический список
1. Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 320-330. DOI: 10.15507/19919468.084.020.201603.320-330
2. Бобыкина И.А. Инновационная стратегия развития современного высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 57-68. DOI: 13. 10.7442/2071-9620-2016-1-57-67
3. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред Л.В. Куликовой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 182 с.
4. Долгополова А.Ф., Жукова В.А., Гавриленко Е.Н. Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза // Современное образование. 2018. № 4. С. 150-159. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27480
5. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4 (19). С. 75-79. DOI: 10.12737/17878
6. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Коммуникативная самоэффективность как важнейшее качество будущего специалиста // Theoretical & Applied Science. 2017. № 5 (49). С. 161-164. DOI: 10.15863/TAS.2017.05.49.24
7. Исакова А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46-53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053
8. Иссерс О.С. Люди говорят... Дискурсивные практики нашего времени: монография. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. 344 с.
9. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12-24. DOI: 10.25136/24098736.2019.1.28894
10. Кошкин А.П., Новиков А.В. Роль социальных представлений в мотивации студентов к получению дополнительного образования // Современное образование. 2017. № 4. С. 48-75. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.4.24483
11. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. 343 с.
12. Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: метапредметное проектирование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 78-87. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-07
13. Мальцева А.А., Швец И.М., Веселова Т.А. Меж-дисциплинарность как средство достижения результатов, способствующих становлению
образования для устойчивого развития // Современное образование. 2018. № 4. С. 32- 44. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27622
14. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 45-64. DOI: 10.17759/pse.2015200505
15. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140-144.
16. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44-50.
17. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48-62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354
18. Полякова Е.И. Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С. 12-18. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.14589.
19. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1-8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892
20. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Con-roy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. 44 (2). P. 133-148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590
21. Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, is. 4. P. 520-545. DOI: 10.1177/0047239516670994
22. Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, is. 1-4. P. 360-375. DOI: 10.1080/00201747008601597
23. Heyneman S.P. Education design: theory, practice and policy // Asia Pacific Education Review. 2016. 17(3). P. 377-379. DOI: 10.1007/s12564-016-9452-7
24. Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, is. 6. P. 830-845. DOI: 10.1177/1478210316656507
25. Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, is. 1. P. 107-124. DOI: 10.1080/14708477.2017.1401691
26. Roga R., Lapina I., Müürseppc P. Internationalization of higher education: analysis of factors influencing foreign students» choice of higher education institution // Procedia - Social and behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925-930. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.506
27. Schalk-Trietchen A. Sicherheit gewinnen und (sich) verändern. Evaluation als Erfahrungsschatz für Professionalisierung nutzen // Zeitschrift Pädagogik, 2017. Vol. 05. P. 16-19. DOI: 10.3262/ PAED1705016
28. Volante l., Ritzen J. The European Union, education governance and international education surveys // Policy Futures in Education. 2016. 14 (7). P. 988-1004. DOI: 10.1177/1478210316652009
29. Wang R. New perspectives on translanguaging and education // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. 20 (1). P. 69-83. DOI: 10.1080/13670050.2018.1454043
30. White R., Shin T.S. Integrative character education (ICE): grounding facilitated prosocial development in a humanistic perspective for a multicultural world // Multicultural Education Review. 2017. 9 (1). P. 44-74. DOI: 10.1080/2005615X.2016.1276670
31. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, is. 3. P. 488-514. DOI: 10.1177/0022022118754721
<
PQ £ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
[-4 <
э
с
S К
Н
и
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-126
USE OF INNOVATIVE SOCIAL AND CULTURAL DISCURSIVE PRACTICES IN IMPLEMENTATION OF MASTER'S PROGRAMS IN THE FIELD OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
I.A. Mayer (Krasnoyarsk, Russia) I.P. Selezneva (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The article deals with the conditions of using innovative social and cultural discursive practices in the implementation of master's programs in the field of foreign language education in accordance with the principles of an integrative approach that ensures the interaction of the social and cultural component with the media and multimedia environment. The authors give recommendations on the model development and practical approbation of an integrative course that takes into account national and international standards of education in the fleld of discursive practices. The master's programs realized at the faculty of foreign languages of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P.Astaflev "Modern linguistic education" (intramural education) and "Innovative technologies in foreign language education" (extramural education), training program 44.04.01 "Pedagogical education" are taken as an example.
The purpose of the article is to present the author's recommendations on the implementation of innovative social and cultural discursive practices in master's programs in the fleld of foreign language education in the conditions of the introduction of new Federal state educational standards, providing for the formation of meta-subject professional and intercultural competences.
The methodology of the research is analysis of the existing master's programs in the fleld of foreign lan-
References
1. L.M. Andryukhinaa, N.Yu. Fadeyeva. Creative practices in developing intercultural communicative competence // Integratsiya obra-zovaniya = Integration of Education. 2016. Vol. 20, No. 3. P. 320-330. DOI: 10.15507/19919468.084.020.201603.320-330
2. Bobykina I.A. Innovative strategy for the development of modern higher education // Modern Higher School: an innovative aspect. 2016. No. l. P. 57-68. DOI: 10.7442 / 2071-9620-2016-1-57-67
3. Discursive practicies of modern institutional communication: Monographie / edited by L.V. Kuliko-voj. Krasnoyarsk: Sib. fed. un-ty, 2015. 182 p.
guage education; study of the results of interdisciplinary researches of the national and foreign scientists on the use of an integrative approach to teaching in general and innovative social and cultural discursive practices in particular; analysis and generalization of the author's experience of the master's programs in the fleld of foreign language education.
Results. The author's recommendations on the implementation of innovative social and cultural discursive practices in master's programs in the fleld of foreign language education, tested in the context of higher education, are developed.
Conclusion. Analyzing the results of the recommendations tested, the authors come to the conclusion that their implementation in practice allows students to achieve awareness of the social function of cultural phenomena and to form meta-subject intercultural competences necessary for future professional activities. The author's recommendations considered in the article can be applied in the course of training of master students, training program 44.04.01 "Pedagogical education" (intramural and intramural education).
Keywords: integrative educational programs, social and cultural discursive practices, metasubject competences, modern educational environment, intercultural communication, program level, master's program, foreign language education.
4. Dolgopolova A.F., Zhukova V.A., Gavrilenko E.N. The role of practice -oriented approach in contemporary didactices of higher educational institution // Modern education. 2018. No. 4. P. 150-159. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27480
5. Ivashechenko T.N. Role of the institute of master of education in Russia // Vestnik gosudarst-vennogo i munizipalnogo upravlenija. 2015. No. 4 (19). P. 75-79. DOI: 10.12737/17878
6. Ignatova V.V., Pasechkina T.N. Communicative self-efficacy as the most important quality of the future specialist // Theoretical & Applied Science. 2017. No. 5 (49). P. 161-164. DOI: 10.15863/TAS.2017.05.49.24
8.
9.
7. Isakova A.A. Retrospective analysis of communi- 17. cative competence development // Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017. Vol. 21, No. 1. P. 46-53. DOI: 10.15507/19919468.086.021.201701.046-053 Issers O.S. People say ... Discursive practices of our time : Monograph. Omsk: Puplishing House 18. of Omsk. State. un-ty, 2012. 344 p. Kirko V.I., Kononova E.S. Education as a key factor of innovative and steady development // Modern education. 2019. No. 1. P. 12-24. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.28894 19.
10. Koshkin A.P., Novikov A.V. The role of social ideas in motivation of students for receiving additional education // Modern education.
2017. No. 4. P. 48-75. DOI: 10.25136/24098736.2017.4.24483 20.
11. Krysko V.G. Ethno-psychological dictionaries. M.: MPSI, 1999. P. 343.
12. Mayer I.A., Selezneva I.P. Master's programs in the sphere of foreign-language education: meta-subject design // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after
V.P. Astafiev. 2017. Vol. 3 (41). P. 78-87. DOI: 21. 10.25146/1995-0861-2017-41-3-07
13. Malzeva A.A., Veselova I.M. Interdisciplinary approach as a means of achieving results encouraging the formation of education for steady development // Modern education. 22.
2018. No. 4. P. 32-44. DOI: 10.25136/24098736.2018.4.27622
14. Margolis A.A. (2015). [Teacher Training Models
in Applied Bachelor and Pedagogical Master 23. Programs]. Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie = Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20. No. 5. P. 45-64. DOI: 10.17759/ pse.2015200505 24.
15. Osipov V.V., Bugaeva T.P. Integrative approach in formation of competence in educational process // Scientific journal «Modern high technologies». 2017. No. 1. P. 140-144. 25.
16. Perevoshchikova, E.N. An Innovative Approach to the Development of Master Programme in Teacher Education // Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017. No. 6 (213). P. 44-50.
Pesha A.V., Kamarova T.A., Patutina S.Ju. Road map for intercommunication of your educational institution, employers and students in the conditions of contemporary innovative economy // Modern education. 2019. No. 1. P. 48-62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354 Polyakova E.I. Evolution of the ideas concerning foreign language teaching in the historical - educational context // Pedagogika i prosvesche-nie. 2015. No. 1. P. 12-18. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.14589.
Stukalova I.B. The development of Masters' programmes in Russia: preconditions, problems and prospects // Modern education. 2018. No. 3. P. 1-8. DOI: 10.25136/24098736.2018.3.26892
Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. 44 (2). P. 133-148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590 Elboubekri A. The Intercultural Communicative Competence and Digital Education // Journal of Educational Technology Systems. 2017. Vol. 45, is. 4. P. 520-545. DOI: 10.1177/0047239516670994 Habermas J. Towards a Theory of Communicative Competence // Inquiry. An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 1970. Vol. 13, is. 1-4. P. 360-375. DOI: 10.1080/00201747008601597 Heyneman S.P. Education design: theory, practice and policy // Asia Pacific Education Review. 2016. 17(3). P. 377-379. DOI: 10.1007/s12564-016-9452-7
Nordin A. Teacher Professionalism Beyond Numbers: A Communicative Orientation // Policy Futures in Education. 2016. Vol. 14, is. 6. P. 830-845. DOI: 10.1177/1478210316656507 Parks E. Communicative Criticality and Savoir Se Reconnaitre: Emerging New Competencies of Criticality and Intercultural Communicative Competence // Language and Intercultural Communication. 2018. Vol. 18, is. 1. P. 107-124. DOI: 10.1080/14708477.2017.1401691
<
PQ £ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
[-4 <
э
с
S
к
н
U
w
PQ
26. Roga R., Lapina I., Müürseppe P. Internationalization of higher education: analysis of factors influencing foreign students' choice of higher education institution // Procedia - Social and behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925-930. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.506
27. Schalk-Trietchen A. Sicherheit gewinnen und (sich) verändern. Evaluation als Erfahrungsschatz für Professionalisierung nutzen // Zeitschrift Pädagogik, 2017. Vol. 05. P. 16-19. DOI: 10.3262/PAED1705016
28. Volante l., Ritzen J. The European Union, education governance and international education surveys // Policy Futures in Education. 2016. 14 (7). P. 988-1004. DOI: 10.1177/1478210316652009
29. Wang R. New perspectives on translanguaging and education // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. 20 (1). P. 69-83. DOI: 10.1080/13670050.2018.1454043
30. White R., Shin T.S. Integrative character education (ICE): grounding facilitated prosocial development in a humanistic perspective for a multicultural world // Multicultural Education Review. 2017. 9 (1). P. 44-74. DOI: 10.1080/2005615X.2016.1276670
31. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, is. 3. P. 488-514. DOI: 10.1177/0022022118754721