DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-184
УДК 378:811
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Майер (Красноярск, Россия) И.П. Селезнева (Красноярск, Россия) Ю.В. Лукиных (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается возможность модернизации магистерских программ в сфере иноязычного образования через использование форсайт-технологий, основанных на систематизации экспертного знания и призванных не только сформировать стратегическое мышление, но и активизировать познавательную деятельность преподавателей и обучающихся. Потребность в освоении новых мета-предметных технологий вызвана противоречием между признанием превалирования интерактивных методов обучения над традиционными и недостаточной разработкой алгоритма их использования на практике.
В качестве примера проектирования взяты магистерские программы, реализующиеся на факультете иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева: Современное лингвистическое образование (очная форма обучения) и Инновационные технологии в иноязычном образовании (заочная форма обучения), направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование.
Цель статьи - представление авторских рекомендаций по внедрению форсайт-технологий в процесс проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования, учитывающих требования новых федеральных государственных образовательных стандартов и направленных на формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся.
Методологию исследования составляют анализ действующих магистерских программ в сфере иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию предметно-языковых форсайт-технологий; анализ и обобщение авторского опыта проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.
Результаты. Разработаны авторские рекомендации по внедрению форсайт-технологий в магистерские программы в сфере иноязычного образования, апробированные в образовательной практике.
Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что использование форсайт-технологий при проектировании и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования содействует формированию стратегического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в процессе обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Ключевые слова: высшее образование, современная образовательная среда, интерактивные технологии обучения, форсайт-технологии, магистерская программа, иноязычное образование.
Постановка проблемы. Целью данной статьи является представление авторских рекомендаций по внедрению форсайт-технологий в процесс проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования, учитывающих требования новых федеральных государственных образо-
вательных стандартов и направленных на формирование универсальных и профессиональных компетенций обучающихся.
Анализ действующих магистерских программ в сфере иноязычного образования показал, что хотя форсайт-технологии используются в процессе обучения в вузе (Н.В. Савина, 2016,
Т.В. Якубовская, 2018, Л.Р. Каюмова, 2019), в практике магистерских программ они представлены в недостаточной степени.
Рекомендации по проектированию и реализации магистерских программ с учетом форсайт-технологий, представленные в статье, позволяют решить данную проблему.
Методологию исследования составляют анализ действующих магистерских программ в сфере иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных использованию предметно-языковых форсайт-технологий; анализ и обобщение авторского опыта проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.
Обзор научной литературы свидетельствует об интересе отечественных и зарубежных ученых к различным аспектам решаемой проблемы.
Инновации в современной высшей школе рассматриваются И.А. Бобыкиной [Бобы-кина, 2016], В.И. Кирко и Е.С. Кононовой [Кир-ко, Кононова, 2019], Р.В. Романовым [Романов, 2016], N.M. Martirosyan, R. Bustamante, D. Saxon [Martirosyan et al., 2019].
Необходимость модернизации института магистратуры в России признают Т.Н. Иващенко [Иващенко, 2015], Е.Н. Перевощикова [Перевощи-кова, 2017], И.Б. Стукалова [Стукалова, 2018] и др.
Как отмечают Г.В. Варганова и В.А. Мутьев, «знания опережающего характера, транслируемые в вузовских аудиториях, и механизмы их перспективного практического использования могут быть осознаны и в дальнейшем востребованы студентами только при одновременном формировании у них стратегического мышления» [Варганова, Мутьев, 2017, с. 160].
Стратегия разработки дорожной карты взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики рассматривается А.В. Пеша, Т.А. Камаровой, С.Ю. Патутиной [Пеша и др., 2019], C. Cagnin, M. Keenan, R. Johnston, F. Scapolo, R. Barré [Cagnin et al., 2008], R. Whitley [Whitley, 2008].
Сформировать стратегическое мышление помогает использование в процессе обучения форсайт-технологий. «Форсайт (от англ. foresight - взгляд в будущее, предвидение) -это социальная технология, формат коммуникации, которые позволяют участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте» [Каюмова и др., 2019, с. 69].
История развития и особенности применения форсайт-технологий в различных сферах научного знания отражены в публикациях Т.В. Якубовской [Якубовская, 2018], O. Hietanen, D. Lefutso, M. Marais, N. Munga, B. Taute, M. Nyewe, T.D. Sem-wayo [Hietanen et al., 2011], A. Kononiuk, A. Sacio-Szymanska, J. Gaspar [Kononiuk et al., 2017].
Применение форсайт-технологий на уроках естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе рассматривают М.В. Книтель и П.А. Ларионов [Книтель, Ларионов, 2016].
Форсайт-технологии, которые используются в процессе обучения студентов вуза, классифицирует Н.В. Савина [Савина, 2016].
Опыт использования форсайт-сессии в риско-орентированной подготовке педагога в контексте высшего образования подробно описывают Л.Р. Каюмова, В.Г. Закирова, В.К. Власова [Каюмова и др., 2019]; форсайт-технология в образовательной деятельности вузов культуры представлена в трудах Г.В. Варгановой, В.А. Мутьева [Варганова, Мутьев, 2017]; возможность проектирования образовательных программ средствами форсайт-технологий анализируют Т.Ю. Медведева и О.А. Сизова [Медведева, Сизова, 2018].
К методам форсайт-технологии относятся:
- сценирование;
- метод Делфи-опроса;
- составление дорожной (маршрутной) карты;
- форсайт-сессия;
- форсайт-проект.
Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, разработавшие форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы», особо выделяют среди
С И
я
а
4
tí PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и ft с £tí
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w tr
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
инновационных психолого-педагогических технологий «форсайт-проекты, представляющие прогнозирование профессионального будущего на основе формирования компетенций самообразования, профессионально-личностного развития и самоактуализации когнитивных способностей» [Зеер, Сыманюк, 2016, с. 389].
Данное исследование посвящено разработке рекомендаций по внедрению форсайт-технологий в процесс проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования.
Результаты исследования. Предложены авторские рекомендации по внедрению форсайт-технологий в процесс проектирования магистерских программ в сфере иноязычного образования, апробированные на практике в контексте вузовского образования на примере магистерских программ «Современное лингвистическое образование» (очная форма обучения) и «Инновационные технологии в иноязычном образовании» (заочная форма обучения), направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Магистерские программы в сфере иноязычного образования выстраиваются через мета-предметное проектирование, подразумевающее блочно-модульную систему [Майер, Селезнева, 2017] и интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе [Осипов, Бугаева, 2017].
Компетентностью подход в иноязычном образовании тесно связан с процессами педагогического прогнозирования и имитационного (симулятивного) моделирования [Czerniawski et al., 2018; Kayumova et al., 2017].
Форсайт-технологии, основанные на прогнозировании ближайшего будущего в ходе его сценарной имитации, позволяют осуществить модернизацию магистерских программ, сохраняя блочно-модульную систему подготовки магистрантов в условиях интеграционного метапредметного проектирования.
При разработке форсайт-проекта по модернизации магистерских программ в сфере иноязычного образования рекомендуется плани-
ровать решение следующих исследовательских задач.
1. Выявление основных трендов развития сферы иноязычного образования в ходе анализа научных публикаций, статистических данных, федеральных и региональных программных документов.
2. Сотрудничество с экспертами: представителями педагогических коллективов, работодателями, органами управления образованием на региональном уровне.
3. Моделирование «ситуации будущего» в сфере иноязычного образования (базовый и альтернативный сценарий развития).
4. Определение перспективных образовательных и организационных технологий.
5. Составление дорожной карты с учетом целевых показателей, перспективных технологий, вероятностных критических ситуаций, целевых исследований и разработок.
6. Организация экспертизы дорожной карты и определение рабочих площадок.
7. Организация работы по форсайт-проекту.
8. Анализ результата работы по форсайт-проекту.
Среди методов работы по форсайт-проекту можно выделить метод критических технологий (работа с экспертами, метод Делфи-опроса); метод сценирования будущего (SWOT-анализ); метод картирования технологий (методы нечеткой математики); метод конструирования будущего (мультикритериальный анализ); библиографический и патентный анализы.
При реализации форсайт-проекта используются работа в потоках, работа в командах, экспертные лекции, мастер-классы, экскурсии (работодатель). Примерный план работы сессии образовательного форсайта для магистрантов первого года обучения выглядит следующим образом.
Установочная экспертная лекция.
Работа в потоках: формирование команд.
Работа в командах: анализ экспертной информации.
Мастер-класс. Экскурсия (работодатель).
Работа в потоках: дебатты.
Работа в командах: разработка сценарных версий будущего.
Экспертиза сценарных версий. Работа в потоках. Экспертная сессия-конкурс.
Рефлексия.
Форсайт-проект блочно-модульного проектирования и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования может быть представлен следующей схемой (рис.).
Рис. Форсайт-проект блочно-модульного проектирования и реализации магистерских программ
в сфере иноязычного образования
Fig. Foresight-project of block-modular design and implementation of master's programs in the foreign language education field
В предлагаемых авторами статьи рекомендациях по проектированию и реализации магистерских программ в сфере иноязычного образования с использованием форсайт-технологий предусматривается работа с форсайт-проектом по блочно-модульной системе.
Информационно-образовательный контент включает четыре блока: инвариантный, профильно ориентированный, функционально-альтернативный и инструментальный.
Инвариантный блок нацелен на формирование компетенций без учета образовательной среды и подразумевает неопределенность требований к универсальным и профессиональным компетенциям, которыми должен обладать обучающийся. Профильно ориентированный блок направлен на интеграцию компетенций в педагогическую деятельность и учитывает многомерность компетенций, которые необходимы будущему педагогу в целом и преподавателю ино-
I
Ч
Я m
о I о 3
й w Я Ен
Is
PQ
U
у В
Ъ PQ
S я ^я
>>
и о и
0
1
и
Рч ! I
>
0
1
и w F
s
ь
и <
«
ш я
« s
X
H U
W PQ
странных языков в частности. Функционально-альтернативный и инструментальный блоки включают альтернативные модули и ориентированы на профессионально-педагогическую дея- 2. тельность, в процессе которой происходит развитие когнитивных (проектных) способностей обучающегося и интеграция образовательного контекста в практику.
В рамках инвариантного блока используется 3. работа с карточками (модерация), в профильно ориентированном блоке осуществляется работа с перспективой, в функционально-альтернативном - происходит собственно планирование (прогнозирование) будущего, инструменталь- 4. ный блок предполагает педагогическое имитационное моделирование ситуации, лежащей в основе форсайт-проекта. Результатом становится разработка «карты будущего», учитывающей мнение экспертов, статистические данные по 5. проекту, индивидуальные и групповые дорожные карты (первичные макеты) участников проекта, составленные в процессе форсайт-сессии в фокус-группах.
Таким образом, технология форсайт-проекта позволяет обучающимся получать опыт поведения в профессионально ориентированных ситуациях педагогической имитации, смоделиро- 6. ванных с учетом неопределенности и многомерности (вариативности) реальной практики, прогнозировать и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.
Заключение. Анализируя результаты апро- 7. бации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что их использование на практике содействует формированию стратегического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся. Предложенные в статье авторские рекомендации могут быть применены для проектирования и реализации программ 8. обучения магистров по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).
Библиографический список
1. Бобыкина И.А. Инновационная стратегия 9.
развития современного высшего образова-
ния // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1 (31). С. 57-68. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-57-67 Варганова Г.В., Мутьев В.А. Форсайт-технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 160-166. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образова-
тельная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387-399.
Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4 (19). С. 75-79. DOI: 10.12737/17878
Каюмова Л.Р., Закирова В.Г., Власова В.К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 2 (февраль). С. 67-77. URL: http://e-koncept.ru/2019/191014.htm (дата обращения 12.02.2020). DOI 10.24411/ 2304-120X-2019-11014
Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12-24. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.28894 Книтель М.В., Ларионов П.А. Использование технологии «форсайт» в процессе обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-forsayt-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 12.02.2020). Майер И.А., Селезнева И.П. Магистерские программы в сфере иноязычного образования: метапредметное проектирование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 78-87. DOI: 10.25146/1995-08612017-41-3-07
Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Проектирование стратегических решений в развитии об-
разовательнои программы средствами применения форсайт-технологий // Государственный советник. 2018. № 4. С. 42-45.
10. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140-144.
11. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44-50.
12. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48-62. DOI: 10.25136/24098736.2019.1.24354
13. Романов Р.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 302 с. DOI: 10.12737/17756
14. Савина Н.В. Форсайт-технология в процессе обучения студентов вуза // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 3 (7). С. 79-81.
15. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1-8. DOI: 10.25136/24098736.2018.3.26892
16. Якубовская Т.В. Современная форсайт-грамотность как инструмент командного развития // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2. С. 45-55. DOI: 10.15826 / umpa. 2018.02.015
17. Cagnin C., Keenan M., Johnston R., Scapolo F., Barré R. Future-Oriented Technology Analysis: Strategic Intelligence for an Innovative Economy. Berlin; Heidelberg: Springer Science & Business Media, 2008. 170 p.
18. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. № 44 (2). P. 133-148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590
19. Hietanen O., Lefutso D., Marais M., Munga N., Taute B., Nyewe M., Semwayo T.D. How to Create National Foresight Culture and Capacity: Case Study South Africa, Ekonomiaz, 2011. № 76. P. 144-185.
20. Kayumova L.R., Zakirova V.G., Kong Yangtao. Simulation Technologies in Preparing Teachers to Deal with Risks // Eurasia journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017. № 13 (8). P. 4753-4763.
21. Kononiuk A., Sacio-Szymanska A., Gaspar J. How do companies envisage the future? Functional foresight approaches // Engineering Management in Production and Services. 2017. Vol. 9, № 4. P. 21-33.
22. Martirosyan N.M., Bustamante R., Saxon D.P. Academic and Social Support Services for international Students // Journal of international Students. 2019. Vol. 9, № 1. P. 172-191. DOI: https:// doi.org/10.32674/jis.v9i1.275
23. Whitley R. Universities as strategic actors: Limitations and variations // The University in the Market / eds. L. Engwall, D. Weaire. London: Portland Press, 2008. P. 23-37.
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
S К
H U
W PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-184
USE OF FORESIGHT TECHNOLOGIES
IN DESIGN AND IMPLEMENTATION OF MASTER'S PROGRAMS IN THE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION FIELD
I.A. Mayer (Krasnoyarsk, Russia) I.P. Selezneva (Krasnoyarsk, Russia) Yu.V. Lukinykh (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article deals with the possibility of modernizing master's programs in the field of foreign language education through the use of foresight technologies based on the systematization of expert knowledge and designed not only to form strategic thinking, but also to activate cognitive activity of teachers and students. The need to develop new meta-subject technologies is caused by a contradiction between recognition of the prevalence of interactive teaching methods over traditional ones and insufficient development of an algorithm for their use in practice.
The master s programs implemented at the department of foreign languages of the KSPU named after V.P Astafiev, namely: "Modern linguistic education" (fulltime education) and "Innovative technologies in foreign language education" (part-time education), major 44.04.01 "Pedagogical education" - are taken as an example.
The purpose of the article is to present the authors recommendations on the introduction of foresight technologies in the process of designing and implementing masters programs in the field of foreign language education, that take into account the requirements of new Federal State Educational Standards and are aimed at the formation of universal and professional students competencies.
References
1. Bobykina I.A. Innovative development strategy of modern higher education // Sovremen-naya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt (Contemporary higher education: innovative aspects). 2016. V. 1 (31). P. 57-68. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-57-67
2. Varganova G.V., Mutyev V.A. Foresight Technology in Educational Activities in Institutes of Culture // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kultury i iskusstv (Bulletin oft he Moscow State University of Culture and Art). 2017. No. 1 (75). P. 160-166.
3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Foresight Project „Psychological and Pedagogical Educational
The methodology consists of analysis of existing masters programs in the field of foreign language education; study of the results of interdisciplinary research of Russian and foreign scientists on the use of subject-language foresight technologies; analysis and generalization of the authors experience in designing and implementing master s programs in the field of foreign language education.
Results. Authors recommendations on the introduction of foresight technologies in master's programs in the field of foreign language education, approved in practice in the context of higher education have been developed.
Conclusion. Analyzing the results of approved recommendations, the authors come to the conclusion that use of the foresight technologies in the design and implementation of master's programs in the field of foreign language education contributes to the formation of students strategic thinking and activation of their cognitive activity. The author's recommendations can be applied in the course of masters' training, major 44.04.01 Pedagogical education (full-time and part-time forms).
Keywords: higher education, modern educational environment, interactive learning technologies, foresight technologies, masters program, foreign language education.
Plattform for Teachers of Professional School" // Nauchnyy dialog (Scientific Dialogue). No. 11 (59). P. 387-399.
4. Ivashechenko T.N. Role of the institute of master of education in Russia // Vestnik gosudarstven-nogo i munizipalnogo upravlenija (Bulletin of the State and Municipal Management). 2015. No. 4 (19). P. 75-79. DOI: 10.12737/17878
5. Kayumova L.R., Zakirova V.G., Vlasova V.K. Experience of Using Foresight Sessions in Preparing Teachers to Deal with Risks // Kontsept (Science and Methodical E-Journal "Concept"). 2019. No. 2 (February). P. 67-77. URL: http://e-koncept. ru/2019/191014.htm (assecc date: 12.02.2020). DOI 10.24411/2304-120X-2019-11014
18.
19.
6. Kirko V.I., Kononova E.S. Education as a key fac- 15. tor of innovative and steady development // Sovremennoe obrazovanie (Modern education). 2019. No. 1. P. 12-24. DOI: 10.25136/24098736.2019.1.28894
7. Knitel M.V., Larionov P.A. The use of technology 16. foresight in the learning process // Nauka i pers-pektivy (Sience and Prospects). 2016. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-forsayt-v-protsesse-obucheniya (access date: 12.02.2020).
8. Mayer I.A., Selezneva I.P. Master's programs in 17 the sphere of foreign language education: meta-subject design // Vestnik KGPU im. V.P. Astafieva (Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev). 2017. Vol. 3 (41).
P. 78-87. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-07
9. Medvedeva T. Yu., Sizova O.A. Strategic solutions designing in educational program development by means of foresight-technologies application // Gosudarstvennyy sovetnik (State Counseller). 2018. No. 4. P. 42-45.
10. Osipov V.V., Bugaeva T.P. Integrative approach in formation of competence in educational process // Sovremennye naukoemkie tekhnologii (Scientific journal "Modern high technologies"). 2017. No. 1. P. 140-144.
11. Perevoshchikova, E.N. An innovative approach to the development of master programme in teacher education // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2017. No. 6 (213). P. 44-50.
12. Pesha A.V., Kamarova T.A., Patutina S.Ju. Road map for intercommunication of your education- al institution, employers and students in the conditions of contemporary innovative econo- my // Sovremennoe obrazovanie (Modern education). 2019. No. 1. P. 48-62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354
13. Romanov Ye.V. Methodology and the theory of innovative development of the higher education in Russia: monograph. M.: INFRA-M, 2016. 302 p. DOI: 10.12737/17756
14. Savina N.V. Foresight technology in the process
of teaching university students // Innovatsion- 23. nye tekhnologii v nauke i obrazovanii (Innovative Technologies in Science and Educaion). 2016. No. 3 (7). P. 79-81.
20.
21.
22.
Stukalova I.B. The development of Masters' programmes in Russia: preconditions, problems and prospects // Sovremennoe obrazovanie (Modern education). 2018. No. 3. P. 1-8. DOI: 10.25136/2409- 8736.2018.3.26892 Yakubovskaya T.V. Modern foresight literacy as a tool for team development // Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i anliz (University Management: Practice and Analysis). 2018. Vol. 22, No. 2. P. 45-55. DOI: 10.15826 / umpa. 2018.02.015
Cagnin C., Keenan M., Johnston R., Scapolo F., Barré R. Future-oriented technology analysis: Strategic intelligence for an innovative economy. [Berlin - Heidelberg]: Springer Science & Business Media, 2008. 170 p. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Conroy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. No. 44 (2). P. 133-148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590 Hietanen O., Lefutso D., Marais M., Munga N., Taute B., Nyewe M., Semwayo T. D. How to Create National Foresight Culture and Capacity // Case Study South Africa, Ekonomiaz. 2011. No. 76. P. 144-185.
Kayumova L.R., Zakirova V.G., Kong Yangtao. Simulation Technologies in Preparing Teachers to Deal with Risks // Eurasia journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017. No. 13 (8). P. 4753-4763. Kononiuk A., Sacio-Szymanska A., Gaspar J. How do companies envisage the future? Functional foresight approaches // Engineering Management in Production and Services. 2017. Vol. 9, No. 4. P. 21-33.
Martirosyan N.M., Bustamante R., Saxon D.P. Academic and Social Support Services for international Students // Journal of international Students. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 172-191. DOI: https:// doi.org/10.32674/jis.v9i1.275 Whitley R. Universities as strategic actors: Limitations and variations // The University in the Market / Eds. L. Engwall, D. Weaire. London: Portland Press, 2008. P. 23-37.
<
PQ £ a
4
tí PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с £tí
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ