Научная статья на тему 'Использование инновационных мультимедийных технологий в процессе обучения учащихся основам потребительской культуры'

Использование инновационных мультимедийных технологий в процессе обучения учащихся основам потребительской культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / COMPUTER TECHNOLOGY / MULTIMEDIA / E-BOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степченко Т. А.

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных мультимедийных технологий в образовательном процессе школы. Раскрываются особенности их внедрения на примере электронного и мультимедийного учебников путём организации исследовательской творческой учебной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ethics argumention in professional education of specialists in advertising business

The article deals with the problem of the possibilities of multimedia technologies use in the process of studying at schools. The article reveals the peculiarities of the applying of these technologies on the basis of the following example: the use of e-books and multimedia textbooks in organization of research and creative work in the process of studying.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных мультимедийных технологий в процессе обучения учащихся основам потребительской культуры»

УДК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Т.А. Степченко

В статье рассматриваются возможности применения интерактивных мультимедийных технологий в образовательном процессе школы. Раскрываются особенности их внедрения на примере электронного и мультимедийного учебников путём организации исследовательской творческой учебной работы.

Ключевые слова: компьютерные технологии, мультимедиа, электронный учебник.

Повышение эффективности современного образования во многом связано с использованием информационных технологий, в том числе мультимедиа. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся, в первую очередь, информационная и коммуникационная.

Учёными раскрыта и доказана сущность педагогических оснований развития процесса информатизации образования, которая заключается в изменении структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации. Изменяется структура представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие информационнокоммуникационной предметной среды является условием взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических воздействий лонгирующего характера на обучаемого (обучающегося) [3].

Одной из приоритетных задач научного обеспечения реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является поиск путей, возможностей внедрения информационных технологий в структуру образования [2]. Акцент делается на установлении связи и взаимодействия в соотношении проблем тем, изучаемых в учебных дисциплинах, с информацией, поступающей к обучающимся, независимо от образовательных программ, но корректируемой с учётом их содержания.

Причина, по которой информацию называют новым фактором, заключается в том, что новые технические средства дают возможность многократно ускорить производство, обработку и циркуляцию информации так, что она становится намного более доступной, чем это было несколько лет назад. Используя такие широкие возможности важно раскрыть пути, механизмы выработки у школьников избирательного отношения к информации, научить их умениям её ранжировать в процессе самостоятельного освоения знаний.

Технологии, которые в любое время доступны ученикам, называются асинхронными. К этим технологиям относятся компьютерные разговорные системы, Интернет, компакт-диски (CD-ROM), а также печать, аудиокассеты, видеокассеты и другие технологии. Различие между ними, которое в пользу новых технологий, значительное, поскольку обеспечивает лучшее качество взаимодействия и быструю обратную связь. И в случае использования гипертекста и компьютерных разговорных систем ученики могут общаться с собеседниками на расстоянии.

Новые технологии дают возможность заменить классические уроки, где перенос информации занимает главное место, семинарами, групповой работой и новыми образцами учения, к которым относятся игры, решение проблемных ситуаций. При этом следует иметь в виду, что новые технологии могут весьма успешно служить для переноса информации. В какой роли они будут выступать - для односторонней коммуникации или для двусторонней - зависит от конкретных требований образовательного процесса. Важно, чтобы обучение не сводилось к односторонней коммуникации. В современном образовании все больше места освобождается для мультимедийного подхода, для виртуальных лабораторий, для применения теории игр и экспертных систем.

Мультимедийное обучение имеет большие преимущества, особенно в работе школ, удаленных от больших центров, а также школ, которые хотят дать возможность своим ученикам получить знания о других странах. Ученикам теперь не приходится путешествовать в далекие края, поскольку все это можно видеть в своем классе.

Мультимедийные приложения, которые могут использоваться в учебном процессе, служат для подачи звука и подвижных картин. Компьютер дает возможность, таким образом, представленную информацию отправлять в самые удаленные места через сеть. На интерактивной мультимедийной основе для обучения можно подготовить разнообразные программы.

В зависимости от потребностей ученик и учитель могут изучать программу вперед и вернуться назад так, чтобы получить и вспомнить некоторые данные и информацию. Логично, что этот способ помогает найти информацию быстрее, чем при перелистывании страниц учебника. Следовательно, мультимедийные технологии дают возможность пользователю быть в постоянном взаимодействии с соответствующей информацией. Мультимедийные средства интерактивны, когда дают возможность пользователю контролировать электронные коммуникации. Если существует интерактивная среда, компьютеры дают возможность ученику экспериментировать с основными концепциями. Ученик учится, используя не только объяснения учителя, но и собственный опыт, полученный с помощью мультимедийных технологий.

На основе вышесказанного опишем структуру мультимедийного и электронного учебников, применяемых в процессе обучения учащихся старших классов по элективному курсу «Основы потребительской культуры».

Существуют различные подходы к определению понятия, структуры и содержания электронного учебника. По нашему мнению, электронный учебник - это компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления как учебной, так и дополнительной информации, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет тестировать знания и умения. Электронный учебник необходимо рассматривать как важнейший источник учебной и иной необходимой экономической и справочной информации, связанной с культурой поведения, общения, грамотности и т.д. Он располагает гораздо большими возможностями в реализации целей обучения, чем изданный полиграфическим способом.

Главная функция любого, в том числе и электронного учебника - обеспечивать руководство процессом познавательной деятельности. Можно определить и другие функции, которые важно учитывать в процессе его разработки. Во-первых, учебник должен выполнять информационную функцию, так как он несёт в себе содержание предмета изучения, представленного в электронном виде (тексты, таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и др.). Во-вторых, электронный учебник призван выполнять управляющую функцию.

Её содержание проявляется в том, что такой учебник имеет установленное учебной программой содержание, текстовый материал распределяется по главам и параграфам, которые строятся и изучаются в определённой последовательности. Именно благодаря этой функции электронный учебник можно рассматривать как средство планирования, подготовки и проведения учебных занятий, консультаций и др.

Ещё одна важная функция - рационализация обучения. Это функция экономии времени, которое затрачивают педагог и учащийся на поиск необходимой информации по изучаемому предмету или отдельной теме. Такая функция электронного учебника приобретает особое значение именно для экономического образования. Экономия времени может составлять не минуты, а часы. Далеко не все имеют доступ к справочно-информационным системам, а потому объектами поиска необходимой информации становятся библиотечные фонды, в которых отсутствует собственная система поиска экономической информации по реквизитам или ситуациям.

Грамотно разработанный электронный учебник может выполнять и такую сложную функцию, как мировоззренческая. Для этого содержание учебника должно способствовать развитию творческого мышления, формировать целостное восприятие научных знаний и эмоционально мотивировать получение новых знаний и навыков. Эффективность воспитания в процессе обучения на основе электронного учебника существенно зависит от того, сколь глубоко понимают педагоги-разработчики сущностные характеристики педагогического процесса, насколько они способны учесть эти характеристики при разработке электронного учебника и организации работы с ним.

Чтобы электронный учебник выполнял свои функции, важно, чтобы представленный в нём материал был отобран, структурирован и систематизирован. Отбор и структурирование учебного и другого, необходимого с точки зрения педагога-разработчика материала, нужно проводить в соответствии с логикой научных знаний, составляющих содержательную основу обучения. Такая логика обычно задаётся программой изучения. Организация информационного (текстового, справочного, иллюстративного и др.) материала в электронном учебнике определяет способы действий с представленным в нём материалом, а значит - характер формируемых умений и навыков и через них - качество приобретаемых знаний.

Существует прямая связь между организацией учебного материала электронного учебника, его структурным оформлением и способами представления материала с реализацией дидактических функций и задач.

При разработке электронного учебника важно учитывать, что в основе его содержания и

структуры должны быть положены фундаментальные теории соответствующих наук. Вряд ли удастся представить фундаментальные теории по базовым, специальным и комплексным отраслям экономики в рамках электронного учебника по курсу «Основы потребительской культуры». А потому фундаментальную теорию в целях разработки электронного учебника можно понимать как систему знаний, объединённых структурно-функциональными связями и представленных базовыми и выходными положениями. Поскольку никакой учебник не сможет вместить всё множество постулатов фундаментальной теории, а также в связи с тем, что такая задача при разработке электронного учебника не ставится в силу своей принципиальной неразрешимости, в электронный учебник отбираются положения фундаментальной теории в соответствии с устанавливаемыми пе-дагогами-разработчиками критериями. Тем самым формируется дидактический фонд обучения.

Чтобы способствовать формированию умозаключений и повысить результативность работы с электронным учебником, на стадии его разработки необходимо представить в нём связи трёх взаимосвязанных уровней. Во-первых, это уровень принципиальных сущностных связей, отражающих структуру всей изучаемой дисциплины «Основы потребительской культуры», а возможно -и связи изучаемой дисциплины с другими изучавшимися, изучаемыми параллельно или предстоящими к изучению в общеобразовательном учебном заведении. Во-вторых, это уровень связей, характерных для отдельной темы, построенных на блочной концентрации материала. Такие связи особенно важны, так как каждая логическая единица ведущего компонента учебного материала темы характеризуется не только определённым содержанием, но и разнообразными связями с другими единицами. Эта зависимость и фиксируется на втором уровне.

Третий уровень - функциональные связи, раскрывающие суть и логику сложных категорий, которые помогают наглядно увидеть взаимодействие отдельных компонентов педагогического процесса и дают возможность сообщить сведения, недоступные при изложении материала другими средствами.

При создании электронного учебника нужно иметь в виду, что компьютерные эффекты оказывают огромное эмоциональное воздействие на учеников. Текст, выведенный на экран монитора, усваивается иначе, чем написанный на бумаге. На восприятие влияет не только содержание, но и такие факторы, как размер и начертание букв, их цвет, подвижность изображения. По этим причинам текст электронного учебника должен иметь свои особенности. Чтобы облегчить зрительное восприятие, абзацы должны быть небольшими. Материал необходимо скомпоновать так, чтобы каждый кадр текста на экране имел собственное смысловое значение. При этом он может иметь и многоуровневую структуру, так что часть информации первоначально невидима и выдаётся по запросу, который реализуется с помощью соответствующего интерфейса, в частности гипертекстового. Существенно повышают информационную функцию электронного учебника специфические дидактические средства выделения информации (подчёркивание, мерцание, звуковые эффекты, изменение цвета, использование курсива или более крупного, жирного текста).

Главное для преподавателя-разработчика, который использует электронный учебник в качестве основы применяемой компьютерной технологии - максимально полезно представить текст в отдельных темах и образующих их вопросах. Можно использовать различные способы систематизации и представления текста, например, способ распределения материала по трём связанным гиперссылками блокам - информационному, справочному и нормативному. Именно такой способ мы использовали при разработке электронных учебников по основам потребительской культуры..

В информационном блоке содержится конспект лекции по отдельной теме, кратко излагается теоретический материал. Сжатое представление учебного материала в информационном блоке требует чёткости, изложения основных категорий и характеристик краткими, но ёмкими предложениями. Для расширения информационного поля используются гиперссылки. При этом текст, содержащийся в информационном блоке, - это текст первого порядка, или основной текст. По отношению к нему текст, содержащийся в справочном блоке, - это текст второго порядка, или расширяющий и дополняющий текст, а текст экономических документов, представленный в нормативном блоке, - это текст третьего порядка.

Чтобы облегчить работу по изучению материала отдельной темы, в электронном учебнике в тексте первого порядка выделяются разным цветом отдельные слова или фразы, к которым можно найти дополнительную информацию в других блоках. Для перехода от текста первого порядка к текстам второго и третьего порядка достаточно разместить курсор на интересующем слове и щёлкнуть кнопкой мыши. После этого на экране монитора появляется окошко, в котором расположена интересующая информация. Это может быть отдельное определение, характеристика, формула, схема и т.д.

Применение электронных учебников существенно изменяет структуру времени самостоятельной работы изучающих дисциплину «Основы потребительской культуры». Данные, полученные нами в экспериментальном использовании электронных учебников, показывают, что значительно сокращается время на поиск необходимой информации, а также общее время самостоятельной работы.

Рассмотрев структуру электронного учебника по курсу «Основы потребительской культуры» для старшеклассников, приведем более подробную схему или описание более сложного варианта электронного учебника, т.е. мультимедийный учебник по вышеназванному курсу.

Итак, мультимедийный учебник - это совокупность систематизированных файлов, содержащих текстовые документы, графику, звуковые фрагменты, связанные между собой ссылками, они превращаются в обширное единое информационное пространство - гипертекст.

Многоэлементность и разноформатность содержания мультимедийного учебника, завораживающая возможность мгновенно перемещаться между его отдельными частями - всё это делает главной задачей структурирование материала.

В учебнике может быть реализована трёхуровневая схема:

1. Обозрение всего материала курса.

2. Разъяснения по темам.

3. Углубление (самостоятельное) знаний по отдельным вопросам.

Мультимедийный учебник - это электронные страницы - информационные блоки, специально адаптированные не только к «требованиям компьютера», но в ещё большей степени для эффективного обучения основам потребительской культуры. Такие страницы составляют 1-й и 2-й уровни содержания, на 3-м находятся тексты со стандартным форматированием.

Первый уровень. Состоит из нескольких разделов, посвященных отдельным темам курса потребительской культуры. Последовательно (в динамике) раскрывается логика подачи материала. Делается это с помощью программы PowerPoint 2004. Страницы-слайды, составляющие эти разделы, в основе своей имеют знаковые конструкции и включают 3-4 иллюстрации.

Они помогают в деталях прорисовывать важнейшие моменты тем. Для этого используются репродукции, опорные схемы. Методический аппарат - несколько управляющих кнопок, открывающих комментарии к тексту страницы: перевод обозначений, план содержания, понятийный аппарат, речевое сопровождение и т.п.

Второй уровень. Переход на него осуществляется из раздела-презентации первого уровня (со слайда во время показа). Здесь получаем исчерпывающие разъяснения по одному из 5-7 фрагментов, на которые поделен демонстрируемый слайд. Учебная тема прописана в соответствии с компьютерными требованиями к содержанию. Текст страницы имеет менее выраженный характер. Сохраняется чёткое количество частей, которые сокращаются. Конфигурация конструкции, составленной иногда из нескольких экранных блоков, упрощается. Эти электронные страницы изготавливаются в любой программе форматом 13,5 х 19 см. Представленные материалы в печатных настольных сборниках (PageMaker или Publisher) открывают новые возможности для его оформления. Выполняется система заданий и упражнений. С отдельных объектов страницы видны гиперссылки на развёрнутые поля текстового уровня.

Третий уровень. Эта часть мультимедийного учебника - медиатека с постоянно пополняющимся значком. Заглянув сюда, можно уточнить понятие, размышлять над научной проблемой и обратиться к первоисточнику, монографии или одной из приведённых ссылок поисковой системы, которая найдет нужную информацию в Интернете.

Удобные и достаточно простые средства «PowerPoint» уже давно используются. Мы предлагаем соединить опорные сигналы с механизмом презентации. Новая ссылка становится основным разделом учебника. Это весьма удачный прием изображения экономического или потребительского знания, согласующийся как по форме, так и по существу.

Содержание разделов-презентаций - базовый текст мультимедийного учебника. Но это всего лишь вершина айсберга. На другие материалы (печатный эквивалент мультимедийного пособия -библиотека средних размеров) выводят гиперссылки, начинающие работать в режиме «показ слайдов». От их продуманной организации будет во многом зависеть функциональность учебника.

Ученик в процессе приобретения знаний, умений и навыков может выполнять различные функции в зависимости от применяемых методов извлечения, получения и их формирования, а также наличия и степени развитости средств автоматизации.

В общем случае в процессе получения знаний, умений и навыков ученик, при помощи учителя и ЭВМ выполняет следующие основные взаимосвязанные функции: управление процессом

коммуникации в форме последовательности содержательных сообщений; переработка, включающая все возможные способы, процедуры анализа и синтеза информации, идентификации и конструирования понятий, выяснения и фиксации их смысла, а также установления отношений между ними и когнитивными элементами; хранение информации путем запоминания, выборки и документирования .

Автоматические системы формирования знаний, умений, навыков являются более предпочтительными, так как уменьшается вероятность ошибок в приобретаемых знаниях и снижается время, затрачиваемое на их усвоение.

Как показывает опыт, использование современных мультимедиа технологий в учебном процессе способствует продуктивному усвоению знаний на основе индивидуализации и дифференциации заданий, проектированию инновационных методик обучения, активизации развития интеллектуальных и исследовательских возможностей учащихся и даёт общий стимул к самообразованию.

The article deals with the problem of the possibilities of multimedia technologies use in the process of studying at schools. The article reveals the peculiarities of the applying of these technologies on the basis of the following example: the use of e-books and multimedia textbooks in organization of research and creative work in the process of studying.

The Key words: computer technology, multimedia, e-book

Список литературы

1.Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2001.

2.Общая характеристика и основные задачи стратегического направления «Наша новая школа». Метод. реком. Расширенного заседания Президиума РАО. Н. Новгород, 2010. 30с.

3.Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. №6. С.3-11.

The use of innovation multimedia technologies in the process of teaching the basics of consumer culture to students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.