Научная статья на тему 'Использование инновационного потенциала процессов для развития организации'

Использование инновационного потенциала процессов для развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / PROCESSES / POTENTIAL / ORGANIZATION / INNOVATIONS / TECHNOLOG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б. Н., Герасимов К. Б.

В статье представлена технология определения инновационного потенциала организации, позволяющая количественно измерить состояние ее процессов; рассмотрены разработка и внедрение эффективных технологий управления как важные направления развития этого потенциала; разработаны мероприятия по его повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PROCESSES FOR ORGANIZATION DEVELOPMENT

In the article the technology of defining the innovative potential of an organization that allows to measure numerically the state of these processes is presented; the development and implementation of effective technologies of management as important directions of development of this potential are viewed; measures on its increasing are developed.

Текст научной работы на тему «Использование инновационного потенциала процессов для развития организации»

УДК 334.012.23

Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов *

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЦЕССОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлена технология определения инновационного потенциала организации, позволяющая количественно измерить состояние ее процессов; рассмотрены разработка и внедрение эффективных технологий управления как важные направления развития этого потенциала; разработаны мероприятия по его повышению.

Ключевые слова: процессы, потенциал, организация, инновации, технологии.

Инновационная деятельность понимается как участие совокупности различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение инноваций, а также влияют на формы и содержание инновационного процесса в стране, отраслях, регионах, организациях [2]. Инновационная деятельность непосредственно связано с развитием организаций как основного элемента национальной экономики.

Организационное развитие представляет собой систематическое совершенствование отдельных сторон деятельности организации и ее менеджмента, которое находит выражение в упорядочении во времени и пространстве трудовых, производственных, социальных, управленческих процессов и их взаимодействия.

Развивающаяся организация привлекает больше способных людей, чем организация, находящаяся в застое. Здесь резко уменьшаются внутренние конфликты, так как возникает возможность повысить статус одних людей, не понижая статуса других. Выделяют четыре основные формы организационного развития: структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию [3]. Поскольку все они тесно взаимосвязаны, то чаще всего осуществляются параллельно, с учетом главных характеристик будущего состояния организации [1].

В работе [2] представлены материалы по структурированию экономических систем типа «организация». Это требуется для понимания содержания основных процессов как объектов приложения организационного развития. Для того чтобы эффективно развиваться, необходимо изменять отдельные элементы организации, так как в целом ничего невозможно совершенствовать.

Инновационный потенциал — это совокупность возможностей развития основных элементов организации и ее менеджмента. При этом важно знать эти элементы и уметь ранжировать. Однако если элементы организации относительно несложно выделить, хотя однозначного мнения ученых на данный момент по поводу элементов менеджмента не существует. Поэтому для ранжирования этих элементов необходимы сложные по форме и глубокие по содержанию научные исследования. Тем не менее очень важно подготовить материал для измерения инновационного потенциала на количественном уровне, а не удовлетворяться имеющимися качественными характеристиками.

Инновационный потенциал может быть представлен с помощью различных шкал. Элементы инновационного потенциала, как показывает практика, можно ранжировать по 2-, 3-, 5- и 10-балльной системе. Все зависит от глубины исследования деятельности организации.

В организациях существуют определенные объекты. К ним, по мнению авторов, относятся стратегия, персонал, операции, финансы, качество, информация, маркетинг, инновации, безопасность жизнедеятельности [2]. Управление объектами — это процесс, например, управление стратегией, управление персоналом, управление операциями, управление финансами и т. д. Однако это одновременно и частные виды менеджмента организации.

Особое внимание должно быть уделено формам и содержанию инновационного потенциала основных элементов организации, шкалы по которым показаны в работе [5]. Поэтому ограничимся по работе [3] тремя группами характеристик состояния инновационного потенциала процессов (видов менеджмента) организации: низким, нормальным и высоким.

* © Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., 2014

Герасимов Борис Никифорович (boris0945@mail.ru), кафедра менеджмента Международного института рынка, 443030, Российская Федерация, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21.

Герасимов Кирилл Борисович (270580@bk.ru), кафедра социальных систем и права Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Управление маркетингом — это процесс управления продвижением продукции и услуг от производителя к потребителю или пользователю, а также социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары посредством их разработки, изготовления и реализации [2].

Таким образом, управление маркетингом занимает видное место в деятельности организации для понимания целей, задач и методов исследования и определения ее места на рынке, а также в информировании рынка о ее деятельности и продукции. Фрагмент инновационного потенциала управления маркетингом представлен в табл. 2.

Ранжирование элементов организации позволяет оценить состояние различных сторон деятельности организации и на основе этого понять уровень ее потенциала в целом, а инновационного в частности. Возможно применение рассмотренных шкал для определения конкурентоспособности организации в регионе или отрасли.

Наибольший интерес представляют самые низкие и самые высокие определения состояния инновационного потенциала различных элементов организации и ее менеджмента. Низкое состояние того или иного элемента — это повод задуматься и начать искать выход из создавшегося положения. Высокое состояние — это ориентир для организационного развития на перспективу.

Рассмотрим авторскую технологию определения инновационного потенциала организации (ИПО), остановимся подробнее на важнейших процедурах определения инновационного потенциала организации, которые определяют качество и эффективность ее деятельности (см. рис.) [5].

Создается экспертная комиссия, в которую входят ведущие специалисты организации, и происходит выбор метода экспертных оценок: дискуссия; анкетирование; интервьюирование; «мозговой штурм»; совещание; деловая игра и др.

Таблица 1

Инновационный потенциал управления стратегией (фрагмент)

Состояние

Низкое Нормальное Высокое

1. Стратегия разрабатывается единожды и больше не совершенствуется 2. Отсутствие четко сформулированных направлений деятельности 3. Персонал не понимает цели 4. Не определены цели организации 1. Разработка основных направлений организации преимущественно тактического характера на ближайшие сроки 2. Наличие 1-2 конкурентных преимуществ 3. Существующая программа стратегии не корректируется с учетом изменения внутренней и внешней среды организации 4. Стабильная система продаж 5. Средний уровень контроля за получением информации 1. Полный анализ как внешнего окружения, так и внутренней среды 2. Вовлечение всех сотрудников в реализацию стратегии 3. Четкое следование выбранной стратегии 4. Высокие конкурентные преимущества 5. Согласованность деловой, функциональной и корпоративной стратегии 6. Ориентация на долгосрочные цели

Далее рассмотрим фрагменты различных состояний инновационного потенциала некоторых процессов организации.

Стратегия — это управленческая деятельность, направленная на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение высоких результатов деятельности. Стратегия позволяет сделать обоснованный и учитывающий многочисленные факторы выбор среди альтернативных направлений действий в рыночной среде. Стратегия, которую решила выбрать организация, указывает на то, что из всех путей и возможных действий следует двигаться в выбранном направлении [3].

Стратегия придает организации определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, открывает новые перспективы, которые направляют ее сотрудников и помогают продать ее изделия или услуги на рынке.

Управление стратегией — это процесс управления целями, миссией, направлениями деятельности, политикой и тактикой организации на рынке; это важнейший процесс (вид менеджмента), определяющий все остальные процессы (виды менеджмента) в организации. Фрагмент различных состояний инновационного потенциала процесса управления стратегией представлен в табл. 1.

Маркетинговая деятельность заключается в умении представить простую, обыденную вещь (продукцию) в яркой привлекательной оболочке, в связи с чем появляется больше шансов одержать верх в борьбе с конкурентами. При этом должно быть известно, хочет ли и почему покупатель купить эту вещь (продукцию или услуги).

Управление маркетингом — это процесс управления деятельностью по обеспечению организации информацией о рынке и рынок информацией об организации и ее продукции/услугах.

Таблица 2

Инновационный потенциал управления маркетингом (фрагмент)

Состояние

Низкое Нормальное Высокое

1. Проведение исследований на основе вторичной информации 2. Слабо налажены каналы сбыта 3. Отсутствие необходимых специалистов для проведения исследований 4. Отсутствие инновационных идей 5. Не проводится анализ положения конкурентов 6. Отсутствие программы маркетинговых исследований 7. Не проводятся исследования рынка 1. Определение основного круга потребителей 2. Периодическое исследование предпочтений потребителей 3. Выделение средств на проведение маркетинговых мероприятий 4. Создание продукта и его модернизация с учетом исследований 5. Появление перспектив в развитии организации 1. Постоянное отслеживание рынка 2. Наличие обратной связи с внешней средой 3. Активное проведение рекламных мероприятий 4. Знание конкурентов и их слабых мест 5. Учет политических, социальных и других факторов при разработке товара 6. Разработка программ, ориентированных на потребителя 7. Наличие собственного бренда

Принятие решения об —► Создание комиссии специалистов —► Выбор метода экспертных

определении ИПО по исследованию ИПО оценок

Инструктаж членов комиссии по Подготовка экспертных листов Подготовка

применению методики <— по определению ИПО ■*— материалов для

определения ИПО экспертов

Наблюдение за процессами —► Заполнение —► Сбор экспертных

в организации экспертных листов листов

Обработка данных по методике

♦ -

Передача экспертных листов для дальнейшей обработки

Проверка правильности заполнения экспертных листов

Представление данных о состоянии параметров ИПО

, Соотнесение полученных параметров + с выбранной шкалой

Определение уровня параметров

Передача материалов для изучения

Выбор описания значения параметров

Составление «— Принятие решения по дальнейшему Разработка предложений по

отчета развитию организации дальнейшей работе

Передача отчета заказчику

Рис. Технология определения инновационного потенциала организации

Ответственный сотрудник организации готовит все материалы для экспертов: основные теоретические определения, формулы и т. д.

Приведем пример определения ИПО методом анкетирования. Перед началом анкетирования анкетер должен ознакомить респондентов с целью исследования и порядком заполнения представленных анкет, а также ответить на возникшие у них вопросы. Экспертам предоставляется время для наблюдения за процессами в организации: просмотр отчетных данных либо беседа с ключевыми сотрудниками.

Особо необходимо подчеркнуть, что анкетирование проводится в научных целях и является анонимным, при этом присутствует только анкетер. Категорически не допускаются раздача анкет и их последующий сбор, так как при этом искажается информация в результате обмена мнениями между анкетируемыми работниками.

В целях обеспечения анонимности ответов не разрешается присутствие в помещении, где проходит анкетирование, посторонних лиц, особенно из числа руководителей подразделения.

В случае отказа от заполнения анкеты анкетер должен постараться уяснить причины отказа и, если это возможно, объяснить респонденту их несостоятельность. Предложить ему принять участие в опросе, подчеркнув значимость его мнения для исследования [6].

Если респондент в ходе заполнения анкеты обращается к анкетеру с вопросами, касающимися содержания анкеты, ответы должны разъяснить суть вопроса, но не подсказывать в явной или неявной форме ответы на него.

При возвращении анкеты анкетер в присутствии респондента должен провести первичный контроль заполнения анкеты, цель которого обеспе-

чить ответы на все вопросы. По окончании анкетирования в протокол заносятся сведения о количестве выданных анкет и полученных. Ставится дата проведения анкетирования и подпись анкетера.

Анкетер должен быть готов после завершения анкетирования ответить на вопросы, возникшие в ходе анкетирования и касающиеся содержания изучаемой проблемы.

Анкеты после завершения анкетирования помещаются вместе с протоколом в конверт, который запечатывается. Обработка информации может происходить либо вручную, либо с применением компьютера.

Важным этапом является занесение полученных результатов в базу данных организации. Эти результаты будут базой для сравнения в случае последующих исследований ИПО [7].

После этого материалы передаются для изучения в группу по разработке методики. Ключевой момент данного этапа — оценить качество проделанной работы, т. е. выявить, где возникали наибольшие трудности и барьеры во время исследования: в методике, исходных данных, составе экспертов [1].

Руководство группы в итоге должно определить, устраивает ли вся проведенная работа. Если да, то необходимо принять решение по дальнейшему развитию организации на основании полученных результатов. Положения о данном развитии будут занесены в отчет, а отчет, в свою очередь, будет передан заказчику (генеральному директору).

Если проведенная работа не устроила членов группы, то должны быть рассмотрены предложения по дальнейшей работе (табл. 3).

Для выхода организации на более высокий уровень инновационного потенциала необходима раз-

Таблица 3

Мероприятия по развитию управления стратегией организации

Наименование Средства Ожидаемые

мероприятия реализации результаты

Разработка четко поставленных Разработка плана деятель- Открытие новых

целей ности, основанного на тен- перспектив

Уточнение миссии организации денциях прошедших лет Значительное по-

Освоение нового сегмента рынка Описание целей и миссий вышение результа-

фирмы (для чего фирма тивности деятель-

Внедрение новых управленческих существует и чего хочет ности

технологий достичь) Экономия времени

Развитие процесса управления Определение конкурентов и средств

кадровой политикой и их потенциальную угрозу Возможность ре-

Контроль и анализ результатов Вовлечение в планирова- ально смотреть на

по выполнению изменений ние более квалифициро- деятельность орга-

Постоянный анализ внешней ванных работников низации в буду-

и внутренней среды организации Разработка матрицы щем, избегание не-

Увязывание локальных стратегий SWOT-анализ ожиданностей

с общим целевым комплексом Повышение управ-

организации ляемости организации

работка совокупности мероприятий, которые позволят оптимизировать тот или иной процесс в рамках организации. Приведем пример совокупности мероприятий по развитию управления стратегией организации (табл. 3) [4].

Данные мероприятия призваны охватывать всю широту элементов внутри данного процесса, а также повлиять на другие процессы в организации. Средства реализации данных мероприятий в рамках любой организации легко осуществимы и ожидаемые результаты вполне достижимы.

Внедрение мероприятий позволит избавиться от существующих проблем в конкретной организации, усовершенствовать практику развития инновационного потенциала, в частности повысить качество и эффективность управленческой деятельности.

Действенная система управления организационным развитием на основе оценки инновационного потенциала организации гарантирует эффективную деятельность организации и ее поступательное движение в сложных экономических условиях рынка.

Библиографический список

1. Герасимов Б.Н., Корнеева Е.Н. Модель и технологии управления изменениями на предприятии // Экономические науки. 2008. №38. С. 289—293.

2. Герасимов Б.Н. Основы теории российского менеджмента: учеб. пособие. Самара: СМИУ, 2009. 172 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Герасимов Б.Н. Управление инновационным потенциалом организации: монография. Самара: СИБиУ, 2009. 299 с.

4. Герасимов Б. Н. Технологии управления: монография. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2010. 460 с. (Энциклопедия управленческих знаний).

5. Герасимов К.Б. Инновационный потенциал управления операциями организации: монография. Самара: ПДЗ, САГМУ, 2010. 216 с.

6. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 1 (25). С. 12-19.

7. Герасимов К.Б. Разработка технологии определения инновационного потенциала организации // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Экономические науки. 2012. № 2. С. 39-46.

B.N. Gerasimov, K.B. Gerasimov*

USE OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PROCESSES FOR ORGANIZATION DEVELOPMENT

In the article the technology of defining the innovative potential of an organization that allows to measure numerically the state of these processes is presented; the development and implementation of effective technologies of management as important directions of development of this potential are viewed; measures on its increasing are developed.

Key words, processes, potential, organization, innovations, technologies.

* Gerasimov Boris Nikiforovich (boris0945@mail.ru), the Dept. of Management, International Market Institute, Samara, 443030, Russian Federation.

Gerasimov Kirill Borisovich (270580@bk.ru), the Dept. of Social Systems and Law, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.