Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиркова Е.О.

В статье рассматриваются направления развития инфраструктурной базы промышленного производства для повышения эффективности процессов модернизационного развития промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жиркова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFRASTRUCTURE FACTORS FOR BASIC COMPETITIVE ADVANTAGES FOR INDUSTRIAL UPGRADING RUSSIA

The article is devoted to the direction of the infrastructure base of industrial production to increase the efficiency of processes of modernization of Russian industry.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Жиркова Е.О., аспирант РГГУ

В статье рассматриваются напрашения раштшя инфраструктурной баш примышленного производства <1:iя повышения эффек-шшшности процессов модернизационного развития про мышленности России.

Ключевые слова: промышленность, технологии, стимулирование, управление, инновации.

THE USE OF INFRASTRUCTURE FACTORS FOR BASIC COMPETITIVE ADVANTAGES FOR INDUSTRIAL UPGRADING RUSSIA

Z.hirkov E.. Applicant RHSU

The article is devoted to the direction of the infrastructure hase of Industrial production to increase the efficiency of processes of modernization Ы Russian industry.

Keywords: industry, technology, promotion, management, innovation.

Современная мировая экономика постепенно приобретает качественно новые черты ннфраструктурно-индустриальной суперсистемы [I]. Эти черты по иному определяют факторы ключевых ■мпсурентных преимуществ и модель роста промышленного производства в посткризисный период [2].

Полноценное использование инфраструктурных факторов .тля ■оеон индустриализации позволяет поднять уровень международ-вой конкурентоспособности промышленности России до уровня промышленных комплексов развитых стран и транснациональных корпораций, для чего требуется формирование организационно-»комических механизмов достижения инфраструктурной сбалансированности социально-экономического и научно-технического ркзвития, в том числе инновационного характера.

Под производственной инфраструктурой мы понимаем физические активы, которые оказывают влияние на продуктивность индустриальной базы экономики как входящие в промышленные предприятия, гак и обслуживающие их внешним образом: всю основную производственную инфраструктуру на нефтегазовых, горнодобывающих. металлургических и т.п. предприятиях, системы водо-газо-, энерго- и теплоснабжения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, информационные сети и системы, телекоммуникации

■ связь, железные, автомобильные и иные дороги, порты и логистические комплексы, аэропорты и пр.

Конкурентоспособность существующей российской производственной инфраструктуры вследствие се физического износа и мо-Гч-:ыюго устаревания перестала удовле творять потребности устойчивого роста, создавая спрос на внедрение инновационных подходов к модернизации производственной инфраструктуры нашей стра-■ы сформированной, в основном, в советский период [3].

Основная предпосылка нового этапа развития промышленнос--н нашей страны - это новая индустриализация, которая дает нача-V технологическим и другим инновациям и. одновременно, определяет реальную инфраструктурную сбалансированность новой шиустриапизации, формируя новый экономический и технологический уровень промышленного производства [4).

Эффективность новой индустриализации во многом определяете 4 тем, каким образом основные участники этого процесса взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования мультидисциплинарной совокупности новых инфраструктурных факторов конкурентоспособности. в том числе степенью инфраструктурной сбалансированности ш чезо- и макроуровне.

Более того, по мере перехода от индустриальной к постиндустриальной. информационной экономике, опирающейся на много-рентные технологии управления, которые могут повысить скорость

■ качество бизнес-операций, доля нпфраструктурпо-ппдустрналь-■ой части стоимости промышленной продукции повышается до 40-

• с перспективой дальнейшего роста.

В условиях перехода к постиндустриальной экономике государства во все большей степени конкурируют между собой за инфраструктурные факторы конкурентоспособности, за право контро--1 и регулирования национальной и трансграничной инфраструк-

туры, за собственность на инфраструктурные активы и способность генерировать инфраструктурные преимущества, которые все больше определяют их конкурентоспособность на зарубежных рынках [5].

При этом эффективность инфраструктурного механизма играет важнейшую роль в динамической адаптации промышленного производства к системным потребностям решаемых модернизаци-онных задач на основе концептуальной структуризации в рамках инфраструктурных императивов проблемной области управления индустриальным развитием на основе формирования инфраструктурных факторов конкурентоспособности для ускорения темпов развития российской экономики через реализацию конкурентных возможностей развития производственной инфраструктуры, агло-меративно концентрирующей инфраструкту рные сервисы для повышения сбалансированности взаимодействия промышленного и инфраструктурного комплексов и пр.

Открытая экономика создает для нашей страны возможность пространственной оптимизации своей производственной деятельности, что требует однако существенной управленческой гибкости при развитии инфраструктурных систем. Сама возможность управления в рамках глобальных схем размещения индустриального и постиндустриального производства технически обеспечивается революцией инфраструктурных систем. Требования к эффективности инфраструктурных систем резко возрастают, усиливается инфраструктурная поляризация национальных производственных комплексов. определяя их конкурентоспособность, что формирует спрос на развитие инфраструктуры.Этот спрос на инфраструктуру в жономикс России удовлетворен только частично.

Стратегические цели реализации новых принципов проектирования. формирования и внедрения моделей и систем инфраструктурной сбалансированности социально-экономического и научно-технического развития в интегрированном комплексе цифровых моделей управления (цифровой матрице управления) в современных условиях развития промышленности России:

1) создание оргструктур, способных сформировать современную базу комплексирования пула инфраструктурных факторов высокой конкурентоспособности на основе реализации системного внедрения в оргструктурах управления сервисно-ориентированных архитектур информационных систем и их элементов, дающих эффект при развитии систем управления в промышленности в отношении производственной инфраструктуры:

2) формирование стратегии реализации организационных узлов управления производственной инфраструктурой для устранения инфраструктурных диспропорций, используемых для стратегической трансформации управленческих процессов в соответствии с условиями внешней среды и функциональными задачами модернизации промышленности России в рамках распределенных интеллектуальных (цифровых) сервисов, реализующих присущие инфраструктурным агентам функции, интегрирующих новые информационно-вычислительные сервисы и информационное технологии в управленческие структуры предприятий в промышленности России:

3) создание оптимальных условий взаимодействия различных промышленных предприятий, науки, вузов по реализации наиболее важных проектов формирования и развития конвергентной архитектуры цифровых сервисов для совершенствования управления промышленными предприятиями в интегрированном комплексе цифровых моделей управления (цифровой матрице управления):

4) получение на основе использования инфраструктурной базы постиндустриальных форм промышленного производства в российской экономике преимуществ в сфере управления путем встраивания бизнес-операций в распределенную интеллектуальную среду сервисов, реализующих присущие инфраструктурным агентам функции обслуживания производственной деятельности;

5) обеспечения - на основе повышения >ффективности управления - модернизацноинон трансформации и последовательного осуществления оптимальности выбора наиболее эффективных вариантов компоновки инфраструктурных агентов в функциональной деятельности промышленных предприятий для оперативности адаптации к изменению конъюнктуры, повышения обоснованности управленческих решений и пр. в промышленности России с учетом возрастания важности инфраструктурной сбалансированности при новой индустриализации:

6) выход промышленности России на инновационный тип развития с опорой на инфраструктурную базу постиндустриальных форм промышленного производства.

Содержанием новой стратегии повышения эффективности управления в промышленности России должно стать решение организационных задач, стоящих перед интеллектуальной информационной инфраструктурой управления путем распределенного решения задач управления взаимодействием промышленного н инфраструктурного комплексов России, опирающегося на многоагентные технологии управления.

Такая стратегия в рамках российской политики, соответствующая инфраструктурной стратегии развития, позволяет рационально организовать и разместить элементы интеллектуальных систем управления (на основе облачных информационно-вычислительных сервисов) в промышленности в соответствии с приоритетами инфраструктурной модернизации промышленности России.

11еобходнмо отметить, что такие корректировки сложившейся управленческой модели, необходимые для повышения эффективности всей совокупности систем управления и управленческих решений могут привести к значительному росту эффективности бизнеса:

повышение внимания к вопросам накопления автоматизированных управленческих сервисов и к оптимизации использования корпоративных информационных систем, будет способствовать большей эффективности накопления инфраструктурных факторов конкурентоспособности для ускорения темпов развития российской жономики через устранение инфраструктурных барьеров на пути модернизации, и более действенной реализации новых принципов проектирования, формирования и внедрения моделей и систем инфраструктурной сбалансированности социально-экономического и научно-технического развития в интегрированном комплексе цифровых моделей управления (цифровой матрице управления);

формирование организационной структуры управления, предполагающей реализацию организационных узлов управления производственной инфраструктурой для устранения инфраструктурных диспропорций через создание и развитие динамических агло-меративио-ннфраструктурных концентраторов инфраструктурных сервисов (объектных модулей) будет способствовать обеспечению инфраструктурной сбалансированности при новой индустриализации;

использование производственной инфраструктуры с превращением ее в технологическую основу оргструктур промышленности. как механизма обеспечения модерннэацнонной трансформации путем формирования набора универсальных инфраструктурных стратегий, которые являются взвешенными комбинациями использования инфраструктурных факторов для ускорения процессов инфраструктурной модернизации.

От прикладного подхода, как метода реализации традиционных технологий для устранения инфраструктурных диспропорций необходимо перейти к новой стратегии путем создания и развития распределенных инфраструктурных объектных модулей через коренную перестройку имеющихся систем для модернизационной трансформации предприятий, инфраструктурных комплексов народного хозяйства опирающийся на совершенствование систем

управления на основе использования новых возможностей, предоставляемых интегрированными комплексами цифровых моделей управления на основе автоматизированной системы интеллектуального управления взаимодействием промышленного и инфраструктурного комплексов.

Можно считать, что оптимизация создания и развития распределенных инфраструктурных объектных модулей, как управленческая стратегия, должна стать составной частью перевода традиционных отраслей промышленности России на новую инфраструктурную базу постиндустриальных форм промышленного производства для парирования системного вызова - усиления глобальной конкуренции, в том числе обусловленной преодолением инфраструктурных барьеров роста и счет повышения инфраструктурной сбалансированности [7|.

Таким образом, принцип инфраструктурной интеграции - принцип выстраивания возможности реализации новых принципов концентрации инфраструктурных сервисов, будучи порождением про-цессов новой индустриализации, обеспечивает развитие различных форм инфраструктурного взаимодействия и обмена его результатами. способствует усилению целостности, внутренней взаимозависимости хозяйственной системы на основе агломератнвно-ннфра-структурного концентратора инфраструктурных сервисов (инфраструктурного объектного модуля) в условиях критической экономической нестабильности ключевых составляющих развития.

Литература:

1. Агеев А.. Логинов Е. «Глобальное управление — ключ к новой мировой финансовой архитектуре. «Мы» и «они» в системе глобальных финансовых координат» // Экономические стратегии. 2010. №3. С.26-32.

2. Бугаев A.C.. Логинов Е.Л., Райков A.M., Сараев B.II. Семантика сетевых контактов Научно-техническая информация Серия I: Организация и методика информационной работы. 2009 № 2. С. 33-36.

3. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Повышение качества и надежности управления сложными системами критической энергетической инфраструктуры в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №38. С.30-37.

4. Логинов ЕЛ. Российский атомный энергопромышленный комплекс: императивы глобальной конкурентоспособности // Экономика: теория и практика. 2012. №3. С.3-12.

5. Логинов Е.Л. Экономическая безопасность: СПГ в первой половине XXI века: Сжиженный природный газ как стратегический ресурс энергетической модели экономики XXI века / Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 томах - М.: Научтсхлитиздат. 2007. T.I4. - 321 с.

6. Оценка ЦМИ Сбербанка России «Развитие инфраструктуры в России: новые задачи, старые проблемы» http://www.sbrf.ru

7. Светлицкий С.Ю.. Иванов СЛ.. Логинов Е.Л., Михайлов С.А. Модернизация энергетики России: проблемы, пути решения, перспективы. М.: НИЭБ. 2010. 80S с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.