UDK 81-13
Башарова Г.Г. учитель
Ферганский политехнический институт
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННО - РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
Аннотация: в статье анализируется актуальность и эффективность внедрения информационных технологий в обучение иностранному языку. Рассматриваются дидактические свойства и функции информационных технологий, а также их влияние на интенсификацию процесса обучения иноязычной письменной речи.
Ключевые слова: информационные технологии, письменная речь, обучение иностранному языку, дидактические свойства.
Basharova G. G. teacher
USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF WRITING AND SPEECH SKILLS
Annotation: the article analyzes the relevance and effectiveness of implementation of information technologies in teaching a foreign language. The didactic properties and functions of information technologies, as well as their impact on the intensification of the learning process foreign language writing.
Key words: information technology, written speech, teaching a foreign language, didactic properties.
Всеобщая информатизация общества отказывает значительное влияние как на систему образования, так и на нашу жизнь в целом, в силу чего заслуженное внимание стало уделяться к такому виду речевой деятельности, как письменная речь. Владение письменной речью позволяет использовать знание русского языка, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации, таких как сеть интернет, электронная почта, смс и др., находясь при этом вне языковой среды. Овладеть письменной коммуникацией на изучаемом языке учащимся помогает возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов. Мы, вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным, под письменной речью будем понимать форму речи, связанную с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). Она может
осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной коммуникации (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).
На сегодняшний день, с помощью средств информационных технологий процесс обучения иностранному языку как никогда раньше может быть приближен к реальным условиям. Так, компьютеры способны, например, воспринимать ту или иную информацию, обрабатывать её, хранить в памяти определенные данные, воспроизводить аудио и видеоматериалы и т. д. Наряду с перечисленными возможностями, компьютеры существенно расширяют возможности учителя в плане индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку. Так, средства информационных технологий позволяют построить процесс обучения в соответствии индивидуальными нуждами учащихся, что дает учащимся возможность работать в своём ритме, самостоятельно выбирая скорость и объём усвоения материала, которые они считают оптимальными для себя. «Информационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств» [3].
Выделяют следующие цели применения информационных технологий на уроках русского языка: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению русского языка [2]. В ходе уроков руского языка средства информационных технологий позволяют эффективно выполнять обширный ряд дидактических задач. Например, компьютер и другие средства ИТ помогают учителю при формировании навыков и умений чтения, письменной речи, позволяют более плодотворно пополнять словарный запас учащихся, положительно влияют на формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают множеством дидактических свойств и функций. «Дидактические свойства современных ИКТ - основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей» [4].
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИТ относят электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы
Интернета, видео - и аудиотехнику, электронные энциклопедии и справочники, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, тренажеры и программы тестирования, научно исследовательские работы и проекты. С точки зрения направленности средства ИТ можно классифицировать следующим образом: для поиска информации (Yandex.ru,.ru, Mail.ru, Google.com), для работы с текстами (Microsoft Office), для автоматического перевода (translate.google.ru, AbbyLingvo), для хранения и накопления информации (CD и DVD диски, flash-накопители), для обработки и воспроизведения графики и звука (Microsoft Media Player, WinAmp, PhotoShop, CorelDraw), а также для общения (ICQ, Skype). Одним из самых широко используемых в процессе обучения средств ИТ можно по праву назвать текстовый редактор Microsoft Office Word. Кроме того, к эффективным средствам развития умений письменной речи можно отнести различные онлайн-тренажеры. Необходимо подчеркнуть, что активное включение в образовательный процесс средств ИТ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. В то же время использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся на дальнейшее изучению английского языка.
Использованные источники:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин -М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Журавлева Н.В. Использование ИКТ на уроках английского языка /Н.В.Журавлева.-(https://nsportal.ra/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2013/02/08/ispolzovanie-ikt-na-urokakh).
3. Писаренко В.И. Новые информационные технологии обучения иностранным языкам / В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2010. -№4.C.54-63
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения : учебно-методическое пособие / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
5. Башарова Г. Г. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы //Вопросы науки и образования. -2019. - №. 18 (65).
6. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х., Эргашов Ш. З. Интерактивная доска в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 581-586.
7. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. -№. 6. - С. 560-563.
8. Абдуллаева М. Х., Башарова Г. Г., Рахматова О. К. Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 12-1 (145).
9. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. -№. 6. - С. 560-563.