Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННО - РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННО - РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарова Г. Г.

В статье анализируется актуальность и эффективность внедрения информационных технологий в обучение иностранному языку. Рассматриваются дидактические свойства и функции информационных технологий, а также их влияние на интенсификацию процесса обучения иноязычной письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF WRITING AND SPEECH SKILLS

The article analyzes the relevance and effectiveness of implementation of information technologies in teaching a foreign language. The didactic properties and functions of information technologies, as well as their impact on the intensification of the learning process foreign language writing.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННО - РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ»

UDK 81-13

Башарова Г.Г. учитель

Ферганский политехнический институт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННО - РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ

Аннотация: в статье анализируется актуальность и эффективность внедрения информационных технологий в обучение иностранному языку. Рассматриваются дидактические свойства и функции информационных технологий, а также их влияние на интенсификацию процесса обучения иноязычной письменной речи.

Ключевые слова: информационные технологии, письменная речь, обучение иностранному языку, дидактические свойства.

Basharova G. G. teacher

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF WRITING AND SPEECH SKILLS

Annotation: the article analyzes the relevance and effectiveness of implementation of information technologies in teaching a foreign language. The didactic properties and functions of information technologies, as well as their impact on the intensification of the learning process foreign language writing.

Key words: information technology, written speech, teaching a foreign language, didactic properties.

Всеобщая информатизация общества отказывает значительное влияние как на систему образования, так и на нашу жизнь в целом, в силу чего заслуженное внимание стало уделяться к такому виду речевой деятельности, как письменная речь. Владение письменной речью позволяет использовать знание русского языка, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации, таких как сеть интернет, электронная почта, смс и др., находясь при этом вне языковой среды. Овладеть письменной коммуникацией на изучаемом языке учащимся помогает возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов. Мы, вслед за Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным, под письменной речью будем понимать форму речи, связанную с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). Она может

осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной коммуникации (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

На сегодняшний день, с помощью средств информационных технологий процесс обучения иностранному языку как никогда раньше может быть приближен к реальным условиям. Так, компьютеры способны, например, воспринимать ту или иную информацию, обрабатывать её, хранить в памяти определенные данные, воспроизводить аудио и видеоматериалы и т. д. Наряду с перечисленными возможностями, компьютеры существенно расширяют возможности учителя в плане индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку. Так, средства информационных технологий позволяют построить процесс обучения в соответствии индивидуальными нуждами учащихся, что дает учащимся возможность работать в своём ритме, самостоятельно выбирая скорость и объём усвоения материала, которые они считают оптимальными для себя. «Информационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств» [3].

Выделяют следующие цели применения информационных технологий на уроках русского языка: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению русского языка [2]. В ходе уроков руского языка средства информационных технологий позволяют эффективно выполнять обширный ряд дидактических задач. Например, компьютер и другие средства ИТ помогают учителю при формировании навыков и умений чтения, письменной речи, позволяют более плодотворно пополнять словарный запас учащихся, положительно влияют на формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают множеством дидактических свойств и функций. «Дидактические свойства современных ИКТ - основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей» [4].

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИТ относят электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы

Интернета, видео - и аудиотехнику, электронные энциклопедии и справочники, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, тренажеры и программы тестирования, научно исследовательские работы и проекты. С точки зрения направленности средства ИТ можно классифицировать следующим образом: для поиска информации (Yandex.ru,.ru, Mail.ru, Google.com), для работы с текстами (Microsoft Office), для автоматического перевода (translate.google.ru, AbbyLingvo), для хранения и накопления информации (CD и DVD диски, flash-накопители), для обработки и воспроизведения графики и звука (Microsoft Media Player, WinAmp, PhotoShop, CorelDraw), а также для общения (ICQ, Skype). Одним из самых широко используемых в процессе обучения средств ИТ можно по праву назвать текстовый редактор Microsoft Office Word. Кроме того, к эффективным средствам развития умений письменной речи можно отнести различные онлайн-тренажеры. Необходимо подчеркнуть, что активное включение в образовательный процесс средств ИТ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. В то же время использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся на дальнейшее изучению английского языка.

Использованные источники:

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин -М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Журавлева Н.В. Использование ИКТ на уроках английского языка /Н.В.Журавлева.-(https://nsportal.ra/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2013/02/08/ispolzovanie-ikt-na-urokakh).

3. Писаренко В.И. Новые информационные технологии обучения иностранным языкам / В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2010. -№4.C.54-63

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения : учебно-методическое пособие / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева. - М. : Академия, 2004. - 416 с.

5. Башарова Г. Г. Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы //Вопросы науки и образования. -2019. - №. 18 (65).

6. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х., Эргашов Ш. З. Интерактивная доска в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 581-586.

7. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. -№. 6. - С. 560-563.

8. Абдуллаева М. Х., Башарова Г. Г., Рахматова О. К. Преимущества индивидуального подхода в образовательном процессе //Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №. 12-1 (145).

9. Башарова Г. Г., Абдуллаева М. Х. Влияние демократичного стиля на повышение качества образования //Science and Education. - 2021. - Т. 2. -№. 6. - С. 560-563.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.