Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при исследовании математических моделей на основе межпредметных связей'

Использование информационных технологий при исследовании математических моделей на основе межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH ACTIVITIES / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИВЫЕ И ПОВЕРХНОСТИ ВТОРОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токмазов Г. В., Панькина С. И.

В статье раскрываются вопросы организации исследовательской деятельности студентов на основе межпредметных связей математических и информационных дисциплин. Описывается методика построения работы по одному из разделов математики «Кривые второго порядка», с использованием компьютерных программ, позволяющая выйти на исследовательский уровень подготовки в процессе построения математических моделей и их графического представления, понимание вариативных возможностей получения результата и умение их использования с точки зрения математических, численных и программных средств. Организация совместной работа нескольких кафедр на основе исследовательско-межпредметных связей по различным разделам математики позволяет изучить объекта исследования с разных дисциплинарных подходов, проанализировать различные аспекты полученных результатов, спрогнозировать результат при изменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF MATHEMATICAL MODELS BASED ON INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS

The article deals with the organization of research activities of students on the basis of interdisciplinary connections of mathematical and information disciplines. The paper describes the method of constructing a work on one of the sections of mathematics “Second order curves” using computer programs, allowing to reach the research level of preparation in the process of building mathematical models and their graphical presentation, understanding the variable possibilities of obtaining a result and the ability to use them point of view of mathematical, numerical and software. The organization of joint work of several departments on the basis of research and interdisciplinary connections in various branches of mathematics makes it possible to study the object of research from different disciplinary approaches, analyze various aspects of the results obtained, predict the result under changing conditions.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при исследовании математических моделей на основе межпредметных связей»

15. Tyun'kova I.A. Vozmozhnosti i perspektivy provedeniya mezhregional'noj olimpiady shkol'nikov «Geograficheskij Olimp». Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2016; 3-2 (59): 209 - 213.

16. Besedina E.A. Olimpiada shkol'nikov po istorii kak kurturno-obrazovatel'nyj fenomen. E.A. Besedina, T.V. Burkova, A.H. Daudov. Drugoe obrazovanie: vzaimodejstvie obschestva, sem'i i obrazovatel'nyh organizacij v 'epohu peremen: nauchn. mater. uchastnikov Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. 2014: 66 - 71.

17. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka: ok. 57000 slov. Pod red. Yu.Yu. Shvedovoj. 19-e izd., ispr. Moskva: Russkij yazyk, 1987.

18. Pedagogicheskij slovar': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. V.I. Zagvyazinskij, A.F. Zakirova, T.A. Strokova; pod red. V.I. Zagvyazinskogo, A.F. Zakirovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

19. Majdannik I.A. Razvitie divergentnogo myshleniya u starshih doshkol'nikov vprocesse kreativnyh igr. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 1997.

20. Lenkova A.A. Formirovanie divergentnogo myshleniya mladshih shkol'nikov v processe vneuchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

21. Ivanov A.N. Sistema special'nyh zadanij kak didakticheskoe sredstvo razvitiya divergentnogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Murmansk, 2007.

22. Degtyarev S.N. Uchebno-poznavatel'nyj process v aspekte razvitiya divergentnogo i konvergentnogo myshleniya. Obrazovanie inauka. 2009; 4: 23 - 35.

23. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Pod redakciej A.M. Matyushkina. Moskva: Progress, 1965: 433 - 456.

Статья поступила в редакцию 17.01.19

УДК 372.851

Tokmazov G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University named after admiral F.F. Ushakova, Novorossiysk,

E-mail: [email protected]

Pankina S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University named after admiral F.F. Ushakova, Novorossiysk,

E-mail: [email protected]

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF MATHEMATICAL MODELS BASED ON INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS. The

article deals with the organization of research activities of students on the basis of interdisciplinary connections of mathematical and information disciplines. The paper describes the method of constructing a work on one of the sections of mathematics "Second order curves" using computer programs, allowing to reach the research level of preparation in the process of building mathematical models and their graphical presentation, understanding the variable possibilities of obtaining a result and the ability to use them point of view of mathematical, numerical and software. The organization of joint work of several departments on the basis of research and interdisciplinary connections in various branches of mathematics makes it possible to study the object of research from different disciplinary approaches, analyze various aspects of the results obtained, predict the result under changing conditions.

Key words: research activities, interdisciplinary communication, information technology.

Г.В. Токмазов, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

С.И. Панькина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

В статье раскрываются вопросы организации исследовательской деятельности студентов на основе межпредметных связей математических и информационных дисциплин. Описывается методика построения работы по одному из разделов математики «Кривые второго порядка», с использованием компьютерных программ, позволяющая выйти на исследовательский уровень подготовки в процессе построения математических моделей и их графического представления, понимание вариативных возможностей получения результата и умение их использования с точки зрения математических, численных и программных средств. Организация совместной работа нескольких кафедр на основе исследовательско-межпредметных связей по различным разделам математики позволяет изучить объекта исследования с разных дисциплинарных подходов, проанализировать различные аспекты полученных результатов, спрогнозировать результат при изменяющихся условиях.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, межпредметные связи, информационные технологии, кривые и поверхности второго порядка.

Основным условием современной профессиональной подготовки студентов в вузе выступает - внедрение инновационных разработок по подготовке высококвалифицированных специалистов, способных действовать в условиях быстро меняющегося мира и обеспечивающих опережающее развитие науки, техники и других областей. Поскольку повышается роль необходимых знаний и умений, возрастает сложность изучаемого материала в вузе, ставится вопрос разработки новых эффективных методик подготовки, обеспечивающие качественное профессиональное образование в условиях дефицита времени и возрастающего объема информации. Необходимой становится идея интеграции содержания профессионального образования, направленная на формирование целостности знаний, широкое использование межпредметных связей, объективные предпосылки для осуществления которых обеспечивают разносторонний характер профессиональной и исследовательской деятельности студентов.

Процессы преобразований, происходящие в обществе, требуют от преподавателей переориентации на реализацию межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Однако преподавание зачастую построено таким образом, что студенты в дальнейшем не могут осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного решения профессиональных и исследовательских задач.

Проанализировав учебную литературу по предметам информатики и математики в процессе подготовки в вузе мы пришли к выводу о том, что в методических и учебных пособиях прибегают к односторонним содержательным межпредметным связям. В учебниках практически отсутствуют системы задач и заданий, требующих комплексного применения знаний по смежным дисциплинам, позво-

ляющий выйти на исследовательский уровень подготовки, и преподавателям приходится их самостоятельно разрабатывать. Использование компьютерной поддержки при изучении некоторых разделов математики позволяет преподавателю не только сэкономить лекционное время подачи материала, но взять на себя всю рутинную работу, высвобождая время для творческой или исследовательской деятельности. Объединяя усилия двух (или нескольких) дисциплин при изучении некоторого раздела или общей проблемы, то есть используя исследо-вательско-междисциплинарные связи, возможно изучение объекта исследования с разных дисциплинарных подходов и различных аспектов. Именно широкое использование вычислительных программ, как подчеркивает Е.А. Кочегурова, позволяет «исследовать сложные проблемы и явления с помощью соответствующей математической модели» [1].

Например, при изучении раздела «Кривые и поверхности второго порядка» лекционный материал строится на основе определения основных понятий, перечислений свойств кривых и поверхностей, используя канонический или общий вид уравнений. Теоретический материал, который рассматривается в обязательном куре, далеко не исчерпывает всех сведения, не дает полного представления об изучаемом объекте, содержит много нереализованных возможностей для получения новых результатов исследования, имеющих широкое практическое применение. Проведение анализа вида кривой или поверхности по их коэффициентам в общем уравнении, исследование основных свойств, подача материала по характеру изменения кривых, заданных параметрически или в полярной системе координат невозможно в разделе предоставленных на изучение этой темы часов. Построение некоторых кривых, необходимых, например, при изучении тем при-

ложения определенных интегралов к вычислению площадей, длиниобъемов тел в связи с сокращением лекционного времени подачи материала дается в основ-номвлкдлтаНличнпоо ознакомления или самостоятельного изучения. Поэтому совместная работа при изучении данной темы с кафедрой информатики позволяет реализовать поставленные задачи и выйти на исследовательский уровень подготовки. Приыюмощи ипЖо°еацвоиныв пехномовий студентам гораздлпрлщл запомнить и понять изучаемый материал, построить и исследовать кривые и по-вертности прчдчзввчных формаизх п^ыжлхя,увщет^в^по^[нзи|^еское применение.

Важно ятилх пч инЛер ч^л/^ыи

щью определенного набора команд строить графики функций или поверхностей, но и с помощью итменен ияхсходн ыхдатн ыхпрЕ^^г^+^0=тьпРвТе^<^ я вносимых параметров на характер изменения графика, исследовав структуру и свойства кривой или поверхности.

Рассмотрим работу по теме «Кривые второго порядка», построенную на системе задач, состоящую из четырех блоков [2, 3].

Блок № Ж. Изпчхлм и анализируевсиачъла улдощеиоеуравнение (В = 0) вида:

Ах2 + Су2 + 2Ш + 2Еу +F = 0 (табл. 1).

Студентам на основе предлагаемого ряда задач по упрощенному уравне-нвюкрввойврлнеотланализпа^мжрлв, сделать выиод г^оавплщ^й, выписать основные характеристики. Построив ряд кривых, используя компьютерные программы, необходимо провести исследование по виду изменению основные характеристики и влиянию этих изменений на вид кривой и ее свойства. Исполь-пут , хзмжвмыекнмньюгерные плнгламаы состав вт^яд ои^т^и^ых задач, построив предлагаемые кривые и провести полное исследование.

Блок № 2. Однако, если в общем уравнении Ах2 + 2Вху + Су2 + 2Dх + 2Еу +F = 0 кривой большинство коэффициентов отлично от нуля, то рассматривается блок однотипных задач, связанных с поворотом или со смещением центра (вершины) кривой. Студентам предлагается ориентировиавпвде алгорв тма действий, необходимых для решения второго блока задач (табл. 2).

Таблица 1

Организация исследовательскойработыпотеме«Кривые второгопорядка» на основе упрощенного уравнения

Пример Данные по параметрам Характеристика уравнения

3х2 + 4у2 - 12 = 0 Д = Е = ОпА'С > 0, А > С ФЖавнение пжедставляет ссбсй эллипс с центысм б начале коождинаTп бвльшей пслуссью ни вси Ох и факфсими жасположенными ни вси Ох

4х2 + 3у2 - 12 = 0 Д = Е = 0, А "С > 0, А<С ФЛавнение пжедставляет собой эллипс с центывщ б начале коождинаTп бвльшей полфосью ни вси Оф и фокфсамИп жасположенными ни вси Оф

3х2 + 3у2 - 12 = 0 Д = Е = ОпАС > 0, А = С ФЛавнение пжедставляет окжфжность с центывщ б начале коождинат

3х2- 4у2 - 12 = 0 Д = Е = 0,А> 0, С< 0, Е< 0 ФЛавнение пЛедставляет собой гипежбвлф с дей-стБительной полфосью ни вси Ох и фокфсами жис-положенными ни вси Ох

3х2-4у2+ 12 = 0 Д = Е = 0, А> 0, С < 0, Е>0 ФЛавнение пЛедставляет гипежболф с дейстли-тельнвй полфосью ни вси Оф и фокфсамИп жаспо-лвженными ни вси Оф

3х2 - 3у2 - 12 = 0 Д = Е = 0, А= -С, Е > 0 ФЛавнение пжедстаБляет собой жавнобочнфю ги-пежбвлф

3х2 - 4у = 0 С = Д = Е = 0, А"Е< 0 ФЛавнение пжедстаБляет собой пажаболф с веЛши-шй б начале коождинаTп ветви напЛавлены ввеЛх.

3х2+ 4у = 0 С = Д = Е = 0, А-Е> 0 ФЛавнение пЛедставляет собой пажаболф с веЛши-шй б начале коождинаTп ветви напЛавлены вниз.

3х - 4у2 = 0 А = Е = Е = 0, С "Д < 0 ФЛавнение пЛедставляет собой пажаболф с веЛши-шй в начале коождинаTп ветви напЛавлены впЛа- БO.

3х + 4у2 = 0 А = Е = Е = 0, СД > 0 ФЛавнение пЛедставляет собой пажаболф с веЛши-шй в начале коождинаTп ветви напЛавлены! влевв.

Таблица 2

Организация исследовательскойработыпотеме«Кривыевторого порядка»наосновеобщего уравнения

Форпульл иреоиразования координат Алгоритм

Формулы преобразования координат при параллельном переносе координатньвх осей в точку (хо; уо). 1. Сгруппировать члены, содержащие переменные х и отдельно переменные бх 2. Вынести за скобки коэффициенты (если они есть) при переменных х2 и у2, выделить полный квадрат в каждой скобке и свернуть выражения в скобких ио формулим сокрипхенного умножения. 3. Все константы, оставшиеся за скобками перенести в правую часть и перейти к «новой» [к = й 1 -+ Хщ системе координат Х'ОУ по формулам: V = У Уи 4. Разделить полученное уравнение на константу, стоящую в правой части равенства и получить каноническое уравнение кривой второго порядка. 5. Определить вид кривой, выписать основные характеристики и схематически построить.

Формулы преобразования координат при повороте координатных осей на угол а в положительном направлении. 1. Определить принадлежность кривой ^ "1" ^-В^у — С у — Е — О к определенному А= АГ — т?' типу, вычислив инвариант " " . Если: 1) ^ "" то уравнение определяет кривую эллиптического типа; 2) й ^ то уравнение определяет кривую гиперболического типа; 3) ¿1 — то уравнение определяет кривую параболического типа.

СК = X'CQF K-y'sttt К 2. Перейти к «новой» системе координатА"'ОУ'по формулам v — ^ttl "ЬУ СОЕ К ; подставив их в исходное уравнение. 3. Раскрыть скобки и перегруппировать, вынося за скобки коэффициенты (если они есть) при переменных (х')2, (у1)2 и (хУ) 4. Выбрать угол а так, чтобы коэффициент при (.rV) обращался в нуль, т.е. чтобы выполня- еЫЛа = —— лось условие: 5. После нахождения угла а вводим новые обозначения: Л' = Ácos^a + ДОгйыгсаяк + Cífíf2« Cf = Ляш-íf — 2Ввашсаяа 4 Ceas* a Получаем каноническое уравнение кривой в «новой» системе координат Х'ОУ вида: C(yV4F= О. 6. Выписать характеристики и схематически построить кривую.

Формулы преобразования координат при параллельном переносе координатных осей в точку (хо у0) и повороте их на угол а в положительном направлении 1. Определить принадлежность кривой к As 2-Efoy С}? З-Е^ 2-Еу — F — Q определенному типу, вычислив инвари- Д= ДС - В2 ант . (к = х1 cas- м — у12-ÉK « 2. Перейти к «новой» системе координатХ'ОУ'по формулам v — ^ílt "У С&Я К ^ подставив их в исходное уравнение. 3. Раскрыть скобки и перегруппировать, вынося за скобки коэффициенты (если они есть) при переменных (х')2, (у')2, (х'дЛ и (x'), (y'). 4. Выбрать угол а так, чтобы коэффициент при (х'у') обращался в нуль, т.е. чтобы выполнялось условие: 5. После нахождения угла а вводим новые обозначения: Ai ~ Асаггя ■+ ■+ C.ijr^ec; £?' ■■ Hü'íCííjan; -4- ЕГнейга; С* = Asinina — а Власова -f Ccos^cci = Ecosa — Получаем каноническое уравнение кривой в «новой» системе координат Х'ОУ ви-да.А'<^)5 ■+ - + 3Б1 у1 + Г - 6. Сгруппировать члены, содержащие переменные х' и отдельно переменные у', вынести за скобки коэффициенты (если они есть) при переменных (х')2 и (у1)2, выделить полный квадрат в каждой скобке, добавляя константу, и вычикая ее же ка скобками. Свернуть выражения в скобках по формулам сокращенного умножения. 7. Все константы, оставшиеся за скобками перенести в правую часть и перейти к «новой» = x'-Ze Гтг" = Vе — V системе координатА"0;У" с центром в точке О^Хо; у0) по формулам: Ч - J"lí 8.Раздтлить полученнке уравнение на константр, стоящую в правой части равенства и получить каноническое уравнение кривой второго порядка. 9. Выписать основные характеристики и схематичдски построить.

Студентам предлагается на основе описанных алгоритмов самостоятель-нопостроить рядоднотипныхкривых, провестианализпохарактеру изменения направлениякривойвобщемуравненииприизменении пыпапветроп.ивынеыть влияния полученных изменений на основные свойства кривой. Рассмотреть во-прояхныпинанизменениВв алос ритмы компьютерных программ при построения данного ряд а кривых и выявить взапоиыывяхьвннкимыхивмывениИ.

Блок № 3. Существует несколько способов аналитического задания фи-выывн плоскяити.анаописввияамоуиапиыпдсртмыр в иниас^п^^|^"^втм фиивк, (^^(^(^еныосп^иии^пю кммкпв)уеа^|^^х пpoхpaмм,одoбнo пыpиьрьиипремонpвьеь скому заданию кривой или использовать задание кривой в полярной сисввме кеардииях.

падап то кождой рaccмoтневиейппaвоapтьсПкривое ыторо-го похяпно,^^р^aпи^^й парамифычеокими рарннeнирмв или ^ьспари"^^iеырl^и^íх к онпдинвр.

Наnpирlео, пиeдлaгыуаcяняcрмoувоть иид пядач помзувеиию опaвиeиия окружнocипппоея инoйяиcуымeкoеаринaт

е Г-=;=1 [-1—1

1) г = 5со$<р, <р I а * а ]; 2) г = — 5со$<р, <ры.°. ' X1;

3) г = 5$пкр, р£[0;и]; 4) г = -5$т<р, <ре С®1

i_H.l1

5) г = сощ + втц. цЕ[ *' *], 6) г = со$ц—$тц, цЕ1 « 'ад

[Ъ i ¿¡Л fat _ ?¿1

7) г = —сощ + simf, ifEL í * •!; 8) г = —сощ—йпц, цЕ1* * • J;

= 10сощ + 5siny; 10) r = 2со..ц —6sintf,

Необходимо: построить кривые, используя компьютерные программы, проанализировать характеризмененийпараметров,иьукить ьокю^р^к^ даиьмпоапс рений нетивовнь^гсхс^[ма^итистоо итвзЬcтоa.

ТтыиТк 4.Иcзoлньoвениь еомпьютерной поддержки позволяет исследо-атвип аггкжт боопшом ногыртпарропаaагты)о льавиа, резгМтода1гв1^1к кр), )зртоьчи Д0y)пxaеиeманзчeкxиx зпкeриюeктoгвивтаккaыaивpP,

мзхтттр итевеТтнна и , aахoкмep:Пaocмaдpзпду мм^^с

цсклoпдтткнык грьпых ^сомкдюем иеaамотричавии^зав^ет-^я апатиюлoпды:

Íx=(e + h}cast — л ■ cof ■ f]

rJh { - oo < t < -QO

у = (at4 6)rfiti — a ■ sin t-^-' f]

где т -кадв yрвопваiтюющeавeрадвиаьoxoфржвтетп, о -индкус катящейся вне ее второй окружности.

Спудов-тм зкедлагается с помощью компьютерной поддержки построить ряд кривых, изменяя параметры а и Ь. Выявить зависимость вида кривой от от-ъ

ношения радиусов т — - неподвижной и катящейся окружностей (табл. 3), □

исследовать характер изменений.

Таблица 3

Организация исследовательн^й работы по темия^ивие второго поддка» на основе изучения эпициклоиды

m = 1 ^и m = 1 шлучутм кардиоиду (чуснный, улиши Пыщкыля), кoтopaя oпищывaетщя фикщиpoвaннoй тонгай oкpyжнoщтИa ганящей m непoдвижнoй oкpyжнoщти тaкoгo же paдиyщa.

m = 2 ^и m = 2 шлучутм нефроиду, кoтopaя пoлyчaетщЯa если paдиyщ непoдвижнoй oкpyжнoщти в 2 pa3a бoлыше paдиyщa мнящейся oкpyжнoщти.

m - целoе (m = 5) Если m- целoе чищлOa то m фopме эпициклoиды ^TOM^aK^ «цвета poмaшки» щ кoличещтвo ле-пещткoм paвным m.

c- - paura-нaлынoе чищлo Если m - paциoнaлынoе чищлOa то пoлyчaютщя бoлее кpaщивые мнoгoщлoйные цвета, где p - тали-чещтвo лепещткoв в цветее, a q- кoличещтвo oбxoдoв пo непoдвижнoй oкpyжнoщтИa кoличещтвo щлoеBa нaклaдывaюшиxщя дpyг Ha дpyгa.

Изучение данной темы таким образом позволяет студенту любого уровня подготовки активновиючитьсяв учебно-исследовательскийпроцесси максимально преятвтеяебя. Зиьяяиясугутгривсдитьья на высотом^овие сложности, но использование компьютерных программ позволяет их сделать достспнтмв, ьтзнообрязсымииинтврнсными для тсвхстудестон.Примеиесие компьютера в обучении раскрывает широкие возможности для индивидуализа-взаьяв (^Сбяиийптот ссе всио^н^инис^ара^яс^десрбст^т^м самостоятельно программировать и моделировать свою деятельность, находить дасные дсявыяоснан псеиесяиь.оцсннвать и

каждый этап своей работы, что позволяет вывести на исследовательский уро-веиь пад готсвоа [4].

Таким офазрм, о^г^н^язс^к^м coвмecбнoйяa0oтaкecl<oльивскaфeсорв основе исследовательско-межпредметных связей по различным разделам мате-маявсв псзволяетазунвяь о^т^бб^с^^г^ь^с^^^к^я сннзных двcтнпбинбpкыx пндно-дов, проанализировать различные аспекты полученных результатов, спрогнози-ро^^ст ие.ятат

В процессе обучения особая роль принадлежит именно самостоятельной аятявсзоциaиаeбнсймeяиeдькocтa,paзвaтвю тноячеькис способностей, формированию исследовательских умений. Однако, не любая са-моттойтельнау рабсьа наприсона нрф^р^м^с^мчн ве aмeснлкccлeдoаотслиcсax умтний у ссууентос,а тощиксоа, котортясосач пв^í^ммнмк^^сaкаeюOбнм-ными средством формирования исследовательских умений студентов нами вы-десениТлокв ч, которые предполагает самостоятельный поиск студентами разрешения проблемы. Такие задачи называются исследовательскими.

Библиографический список

Совместно составленный с кафедрой математических и информационных дисциплин типовой расчет, с использованием задач исследовательского характера позволяет студентам сформировать умения выбирать нестандартные преобразования в зависимости от целевой установки; умения выбирать нестандартные преобразования в соответствии с выбранным способом решения задачи; расширяется круг приёмов решения нестандартных заданий.

Сточки зрения профессиональной компетенции будущего специалиста становится важным исследовательский подход в процессе решения математических задач, понимание вариативных возможностей получения результата и умение их использования с точки зрения математических, численных и программных средств. Для правильного применения вычислительных программ требуется не только грамотное использование знаний, полученных в разделе высшей математики, но и обладание знаниями, опытом использования алгоритмической, программисткой деятельности, что в свою очередь невозможно без реализации многосторонних межпредметных связей.

Таким образом использование информационных технологий при исследовании математических моделей на основе межпредметных связей позволяет студенту познакомиться с изучаемым материалом, справиться с возникающими трудностями при решении поставленных проблем, достичь более успешных результатов в изучении данного курса, учитывая индивидуальную подготовленность каждого отдельного студента, способствует усвоению студентами базового курса и получению дополнительных знаний, умений и навыков, связанных с более углубленным изучением материала, повысить свой образовательный уровень, достичь более высоких результатов самостоятельно.

1. Кочегурова Е.А., Горохова Е.С. Информационные аспекты преподавания вычислительной математики для студентов технических университетов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 15: 6 - 10.

2. ГоворухинВ.,Цибулин В. КомпьютервматематическомисследованииМэрЬ, Matlab, Latex.Санкт-ПетербурпПитер,2001.

3. Токмазов Г.В., Панькина С.И., Корсун Г.П. Решение простейших математических задач в среде MSExcel и в среде MathCAD: учебно-практическое пособие. В 2 ч. Ч.1.Линейнаяалгебра.Новороссийск:ГМУим.адм. Ф.Ф.Ушакова,2013.

4. Токмазов ГВ., Панькина С.И. Формирование исследовательских умений с использованием современных компьютерных технологий. Высшее образование сегодня. 2007; 5: 50 - 52.

5. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Системы и средства информатики. Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики. Москва: ИПИ РАН, 2006: 7 - 57.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kochegurova E.A., Gorohova E.S. Informacionnye aspekty prepodavaniya vychislitel'noj matematiki dlya studentov tehnicheskih universitetov. Nauchno-metodicheskij 'elektonnyj zhurnal «Koncept». 2015; T. 15: 6 - 10.

2. Govoruhin V., Cibulin V. Komp'yuter vmatematicheskom issledovaniiMaple, Matlab, Latex. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

3. Tokmazov G.V., Pan'kina S.I., Korsun G.P. Reshenie prostejshih matematicheskih zadach v srede MSExcel i v srede MathCAD: uchebno-prakticheskoe posobie. V 2 ch. Ch. 1. Linejnaya algebra. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2013.

4. TokmazovG.V.,Pan'kinaS.I.Formirovanieissledovatel'skihumenij sispol'zovaniemsovremennyhkomp'yuternyhtehnologij. Vyssheeobrazovanie segodnya. 2007;5: 50 - 52.

5. Kolin K.K. Stanovlenie informatiki kak fundamental'noj nauki i kompleksnoj nauchnoj problemy. Sistemy isredstva informatiki. Spec. vyp. Nauchno-metodologicheskie problemy informatiki. Moskva: IPI RAN, 2006: 7 - 57.

Статьяпоступилав редакцию 06.12.18

yflK 378.B

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor of AVN, professor 4 departments of ETS, branch of VUNC VVS 'WA" (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Klochkova S.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer 2 Department of Humanities and Socio-Economic Sciences, branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Romanova I.Yu, teaching assistant, 4 departments of ETS, branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: Romanova iu @ yandex.ru

TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF COLLECTIVE CREATIVEACTIVITIES IN CONDITIONS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The

article discusses tasks and objectives of collective creative activity, reveals its importance in the question of the formation of a creative personality as a trainee, so a teacher. The psychological portrait of the teacher as a key figure in the process is described in sufficient detail. A variety of methods and techniques for organizing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.