Научная статья на тему 'Межпредметные связи в процессе организации исследовательской деятельности студентов'

Межпредметные связи в процессе организации исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / межпредметные связи / информационные технологии / кривые второго порядка. / research activities / intersubject communications / information technologies / second order curves.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. В. Токмазов, С. И. Панькина, М. Н. Лютикова

В основе статьи лежит решение проблемы разработки методических основ организации исследовательской деятельности при изучении объекта на основе межпредметных связей. Данная проблема рассматривается в аспекте освоения темы «Кривые второго порядка» по кафедре математических и информационных дисциплин, одновременно позволяя выйти на исследовательский уровень подготовки в процессе построения математических моделей и их графического представления, понимания вариативных возможностей получения результата, практического их использования с точки зрения математических, численных и программных средств. Построенная на блоках совместных заданий методика позволяет выявить взаимосвязь между различными формами представления объекта, изучить его свойства и сформировать предусмотренные ФГОС компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY RELATIONS IN THE PROCESS OF ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES.

The article is based on the solution of a problem of developing methodological foundations for organizing research activities in the study of an object based on intersubjective relations. The problem is considered in the aspect of studying the topic “Curves of the second order” in the Department of Mathematical and Information Disciplines and allows to reach the research level of preparation in the process of constructing mathematical models and their graphical representations, understanding the variative possibilities of obtaining a result, their practical use in terms of mathematical, numerical and software tools. The technique, built on blocks of joint tasks, makes it possible to identify the relationship between various forms of object representation, study the properties of the object, and form the competencies stipulated by the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в процессе организации исследовательской деятельности студентов»

- проведение практических занятий со студентами в спортивных залах, бассейне, тире и специализированном тренажерном зале;

- в конце каждого семестра использование в качестве дополнительного мотиватора в виде зачета, побуждающего студентов регулярно посещать практические занятия по дисциплине «Физическая культура».

Таковы общие предпосылки содержательной части здоровьесохраняющей технологии.

Формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта осуществляется посредством взаимодействия преподавателя со студентами с использованием словесных и наглядных методов, которые позволяют сформировать базовое представление у студентов о теории и методике физического воспитания, необходимости ведения здорового образа жизни и поддержания должного уровня развития физических качеств. Часть теоретического материала осваивается студентами самостоятельно.

А.В. Родионов в своей работе «Психология физического воспитания и спорта» говорит о том, что положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующее влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики [9].

Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть, тревога и др. вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность.

Ликвидация психологического напряжения важна и по той причине, что человек, выведенный из психоэмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.

Формы организации спортивно-оздоровительной работы предполагают и различную направленность учебно-тренировочных занятий. Обычно выделяют следующие формы организации и проведения занятий: оздоровительные, спортивно-тренировочные и соревновательные.

Оздоровительные формы занятий, групповые и индивидуальные, рекомендуются студентам независимо от уровня физической подготовленности. Они решают следующие задачи: оптимизация состояния здоровья, лечение и профилактика заболеваний, восстановление функциональных приспособительных возможностей организма, устранение различных заболеваний, восполнение недостатка двигательной активности, разностороннее физическое развитие и физическая подготовка.

Библиографический список

Спортивно-тренировочные формы занятий распространены преимущественно среди лиц молодого возраста. Эти формы предусматривают регулярную учебно-тренировочную работу, достижение спортивных результатов с учетом спортивных интересов занимающихся; предъявляют определенные требования к уровню физической и спортивной подготовленности. Для студентов спортивно-тренировочные формы занятий во внеучебное время на первых этапах играют преимущественно вспомогательную роль; они дополняют обязательные учебные занятия по физическому воспитанию, придают им непрерывный характер и обеспечивают более высокую эффективность.

Соревнования - это главное в спорте. Но все же это только экзамен, контроль, так сказать, измеритель подготовленности спортсмена. Соревнования, будучи яркими, броскими, зрелищными, рекламными, затмевают собой неизмеримо более длительный путь подготовки к ним, путь не просто продолжительный, но часто тяжелый, монотонный, а нередко даже изнуряющий и угнетающий.

Таким образом, установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдаются более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, у них развит самоконтроль.

В этой связи основной идеей здоровьесохраняющих технологий является формирование у студентов мотивационных установок, направленных на выработку потребности и систематических занятиях физической культурой и спортом, поддержание должного уровня физической подготовленности и здоровья. Предложенные технологии представляют комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов.

Результатом реализации здоровьесохраняюших технологий может являться ежегодный выпуск конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, успешные выступления студентов-спортсменов в соревнованиях различного уровня и регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий.

1. Aнтипова E.B., Aнтипов B.A. Организационно-управленческие факторы развития оздоровительной и адаптивной физической культуры по месту жительства населения. Дискурс. 2017; № 3 (5): 6 - 16.

2. Бароненко B.A., Рапопорт ЛА Здоровье и физическая культура студента. Москва: Дльфа-М, 2003.

3. Бондарь Е.Л. Роль здоровьесберегаюших технологий в работе со студентами ВУЗов. Дискурс. 2017; № 1 (3): 149 - 154.

4. Горелов A.A., Кондаков В.Л., Румба О.Г. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза. Физическое воспитание студентов. 2012; № 6: 47 - 51.

5. Попова Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. 2017: 22 - 27.

6. Пристинский В.Н. Ответственность за здоровье в воспитании физической культуры учащейся молодежи. Дискурс. 2016; № 1 (1): 223 - 229.

7. Красноперова H.A. Здоровье сохраняющее образование студентов в вузе. Научный журнал «Дискурс». 2017; № 1 (3): 56 - 67.

8. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Москва: Физкультура и спорт, 1988.

9. Родионов A.B. Психология физического воспитания и спорта. Москва: Aкадемический Проект, Фонд «Мир», 2004.

References

1. Antipova E.B., Antipov V.A. Organizacionno-upravlencheskie faktory razvitiya ozdorovitel'noj i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury po mestu zhitel'stva naseleniya. Diskurs. 2017; № 3 (5): 6 - 16.

2. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'e i fizicheskaya kui'iura siudenia. Moskva: Al'fa-M, 2003.

3. Bondar' E.L. Rol' zdorov'esberegayushih tehnologij v rabote so studentami VUZov. Diskurs. 2017; № 1 (3): 149 - 154.

4. Gorelov A.A., Kondakov B.L., Rumba O.G. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tehnologii kak sredstvo kinezioterapii v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Fizicheskoe vospiianie siudeniov. 2012; № 6: 47 - 51.

5. Popova N.V. Znachenie fizicheskoj kul'tury i sporta v povyshenii rabotosposobnosti studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti. Cennosinye orieniacii moiodezhi v usioviyah modernizacii sovremennogo obschesiva. Sbornik nauchnyh trudov. 2017: 22 - 27.

6. Pristinskij V.N. Otvetstvennost' za zdorov'e v vospitanii fizicheskoj kul'tury uchaschejsya molodezhi. Diskurs. 2016; № 1 (1): 223 - 229.

7. Krasnoperova N.A. Zdorov'e sohranyayuschee obrazovanie studentov v vuze. Nauchnyjzhurnai «Diskurs». 2017; № 1 (3): 56 - 67.

8. Czen N.V., Pahomov Yu.V. Psihoirening: igry i uprazhneniya. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1988.

9. Rodionov A.V. Psihoiogiya fizicheskogo vospiianiya i sporia. Moskva: Akademicheskij Proekt, Fond «Mir», 2004.

Статья поступила в редакцию 15.09.19

УДК 372.851

Tokmazov G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: tokmazov@mail.ru

Pankina S.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: sipankina@mail.ru

Lyutikova M.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: mnlyutikova@mail.ru

INTERDISCIPLINARY RELATIONS IN THE PROCESS OF ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES. The article is based on the solution of a problem of developing methodological foundations for organizing research activities in the study of an object based on intersubjective relations. The problem is considered in the aspect of studying the topic "Curves of the second order" in the Department of Mathematical and Information Disciplines and allows to reach the research level of preparation

in the process of constructing mathematical models and their graphical representations, understanding the variative possibilities of obtaining a result, their practical use in terms of mathematical, numerical and software tools. The technique, built on blocks of joint tasks, makes it possible to identify the relationship between various forms of object representation, study the properties of the object, and form the competencies stipulated by the Federal State Educational Standard.

Key words: research activities, intersubject communications, information technologies, second order curves.

Г.В. Токмазов, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Е-mail: tokmazov@mail.ru

С.И. Панькина, канд. пед. наук, доц. Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: sipankina@mail.ru

М.Н. Лютикова, канд. техн. наук, доц., Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: mnlyutikova@mail.ru

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В основе статьи лежит решение проблемы разработки методических основ организации исследовательской деятельности при изучении объекта на основе межпредметных связей. Данная проблема рассматривается в аспекте освоения темы «Кривые второго порядка» по кафедре математических и информационных дисциплин, одновременно позволяя выйти на исследовательский уровень подготовки в процессе построения математических моделей и их графического представления, понимания вариативных возможностей получения результата, практического их использования с точки зрения математических, численных и программных средств. Построенная на блоках совместных заданий методика позволяет выявить взаимосвязь между различными формами представления объекта, изучить его свойства и сформировать предусмотренные ФГОС компетенции.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, межпредметные связи, информационные технологии, кривые второго порядка.

Основной задачей современного образования в вузе, необходимого для дальнейшего развития экономики России и преодоления отставания от мировых тенденций, выступает профессиональная подготовка специалистов, способных не только усваивать информацию, но и самостоятельно добывать, перерабатывать и преобразовывать её в новые знания. Одним из приоритетных направлений выступает умение ориентироваться в большом потоке научной информации с использованием различных компьютерных и программных возможностей, позволяющих достаточно быстро решать возникающие сложные профессиональные задачи с большим набором исходных данных.

На сегодняшний день подготовка студентов

Ю.К Бабанского, М.А. Данилова, B.C. Елагиной, И.Д. Зверева, Д.М. Кирюшкина, П.Г Кулагина, В.Н. Максимовой, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой, В.Н. Федоровой и др.

В.А. Крутецкий писал, что «наряду с путём постепенного обобщения материала на основе варьирования некоторого многообразия частных случаев существует и другой путь, когда...не сопоставляя «сходное», не сравнивая..., осуществляют самостоятельное обобщение математических объектов, отношений ... на основании анализа одного явления в ряду сходных явлений» [1, с. 288]. Действительно, некоторые студенты, подвергнув задачу полному анализу и ис-нлешованию, мнгут выделить внутреннюш связь всехеёусловий иотношений:

Таблица 1

Определение вида кривой по основным параметрам

Описание основных характеристик и свойств данной кривой_

Преобразование ния кривой

Схематический кривой

уравне-

чертеж

Изучение основных свойств кривой на основе схематического чертежа

Изучение ряда прикладных задач по возможному, использованию кривых второго порядка_

Изучение дополнительных свойств кривых, используемых в приложениях

Определение программ, используемых для построения данного вида кривой_

Составление алгоритма используемой программы_

Определение вида кривой по ее основным параметрам

«—►

Построение графика кривой с помощью компьютерных программ__

Анализ и возможная корректировка параметров кривой для графического представления

Описание алгоритма построения дополнительных точек и. линий, характеризующих дан ную кривую_

Описание и изучение свойств кривой с помощью компьютерных программ

Исследование вида кривой по форме задания и ее основным параметрам _

в вузе по программе высшей математики предусматривает активное сотрудничество с другими Исследование графических объектов по теме «Кривые второго порядка» предметами общеобразовательного и общепро- на основе межпредметных связей математических и информационных дисциплин фессионального циклов и ориентирована на реализацию межпредметных связей. Сложность решении многих математических задач с большим количеством переменных или с учетом множества факторов приводит к разработке общих программ в сотрудничестве с предметами информационных дисциплин, что позволяет освободить время, связанное с рутинной работой по проводимым вычислениям, на организацию исследовательской деятельности студентов по всестороннему изучению объектов на основе межпредметных связей.

В педагогической литературе и практике рассматривается достаточно большое количество работ по повышению качества профессионального образования. Вопросам профессиональной подготовки специалистов посвящены работы С.И. Архангельского, В.А. Беликова, А.П. Беляевой, А.А. Вербицкого, Г Г Гранатова, Н.Ю. Ерми-ловой, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, И.В. Каменской, В.В. Краевского, Ю.А, Конаржевского,

A.Я. Найна, В.А. Сластенина и др. Проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов в процессе творческой, исследовательской деятельности освещены в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Т. И. Ильина, И.Я. Лернера, С.В. Маликова, П.И. Пид-касистого, О.В. Писарь, М.Н Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Вопросам использования в профессиональном обучении новых информационных технологий посвящены исследования А.В. Андреева, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейна, Б.С. Гершунско-го, ГМ. Клеймана, М.В. Макаровой, Е.С. Полат, Е.М. Разинкиной, Э.Г Скибицкого, В.Е. Фрадкина,

B.Ф. Шолоховича, А.Ю. Уварова и др. О необходимости учета взаимосвязей между учебными предметами, создания комплексной системы знаний указывали еще Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский. Вопросы использования межпредметных связей получили дальнейшее развитие в работах дидактов

Исследование основных свойств кривых при различных формах их предъявления

Выявление взаимосвязи между построенными видами кривых

«—►

Проведение анализа графического представления построенного ряда кривых_

Выявление общих и различных свойств кривых на основе построения__

Самостоятельное составление и исследование ряда задач по кривым, имеющих общие свойства и характеристики

Исследование основных свойств кривых, применяемых в различных областях

«...Решая первую конкретную задачу данного типа, они, если можно так выразиться, тем самым решали все задачи данного типа» [1, с. 272]. При осуществлении исследования условий или хода решения задачи студент обучается решать посредством анализа одной задачи целый класс подобных, а также учиться умению самостоятельно их строить и изучать, что способствует формированию исследовательских умений.

Решение исходной задачи различными методами с использованием компьютерной поддержки, а также установление взаимосвязи между ними дает возможность глубже вникнуть в структуру задачи, расширяя её креативное поле; оптимизировать весь процесс обучения, организуя исследовательскую деятельность студентов.

Предлагаемый ряд заданий побуждает студентов посмотреть на задачу и на ход её решения с другой точки зрения, увидеть различия в способах и методах нахождения решения, учит составлять новые виды задач и предвидеть их конечный результат, то есть формирует соответствующие компетенции и исследовательские умения [2 - 4].

Предлагаем рассмотреть (табл. 1) организацию исследовательской работы студентов, построенную на совместной деятельности кафедр математических и информационных дисциплин при изучении темы «Кривые второго порядка» с использованием компьютерных программ.

Организация совместной учебной деятельности математических и информационных дисциплин на основе исследовательско-межпредметных связей по различным математическим разделам позволяет изучить объект исследования с разных дисциплинарных подходов, проанализировать различные аспекты полученных результатов.

Построенная методика совместной работы этих дисциплин (табл. 2) позволяет развивать самостоятельность студентов, умение творчески подходить к решению, анализировать, критически и конструктивно их осмысливать, принимать собственные решения и прогнозировать результат при изменяющихся условиях.

При решении задач по теме «Кривые второго порядка» студентам предлагается блок подзадач исследовательского характера, позволяющий сформировать умение выбирать нестандартные преобразования в зависимости от целе-

Таблица 2

Организация исследовательской деятельности на основе межпредметных связей математических и информационных дисциплин

Разделы по теме: «Кривые второго порядка» Учебная деятельность при изучении разделов на основе математических дисциплин Учебная деятельность при изучении разделов на основе информационных дисциплин Исследовательская деятельность на основе межпредметных связей математически и информационных дисциплин

1 Упрощенное уравнение кривой второго порядка. Приведение к каноническому виду; определение вида кривой и ее основных характеристик; схематическое построение. Построение с помощью компьютерных программ ряда кривых в декартовой системе координат по упрощенному уравнению при изменении одного или нескольких параметров. Исследование полученных кривых при изменении параметров и вывод по влиянию данных изменений на основные характеристики.

2 Общее уравнение кривой второго порядка. Изучение формул перехода к новой системе координат при изменении направления кривой и переносе координатных осей. Наисание алгоритмов действий и построение кривых в декартовой системе координат с изменением центра и направления. Анализ влияния изменения параметров на характер направления кривой, положения центра и описания основных характеристик.

3 Параметрическое задание кривых. Изучение формул перехода от задания кривой в декартовой системе и параметрически. Схематическое построение кривых. Изучение компьютерных программ и алгоритмов, позволяющих строить кривые при параметрическом задании. Изучение влияния изменения основных параметров на характер построения кривых при параметрическом задании.

4 Кривые в полярной системе координат. Изучение формул перехода от задания кривой в декартовой системе к уравнению в полярной системе координат. Схематическое построение кривых. Изучение компьютерных программ и алгоритмов, позволяющих строить кривые в полярной системе координат. Изучение влияния изменения основных параметров на характер построения кривых в полярной системе координат.

5 Различные виды нестандартных кривых Изучение основных видов нестандартных кривых, формул их задания, свойств и характеристик. Использование компьютерной поддержки при изучении нестандартных кривых и их разнообразие при изменении основных параметров. Исследование влияния изменения основных параметров на графическое представление нестандартных кривых и их характеристик.

Таблица 3

Классификация задач по формированию комплекса исследовательских умений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группы умений Задачи на:

Умение видеть проблему. - выбор объекта исследования; - сбор и установление необходимой информации; - составление схемы и последовательности (алгоритма) действий.

Умение строить математические модели. - подбор необходимых и достаточных компонентов задачи; - анализ и систематизация полученных данных; - построение схемы или таблицы по сформулированной задаче; - графическое представление задачи; - разделение информации на блоки для исследования условий задачи; - оформление задачи с использованием компьютерной поддержки; - проведение анализа условий задачи.

Умение организовать поиск решения, с использованием компьютерных программ. - рассмотрение вариантов компьютерных методов решения; - нахождение решения с помощью аналитического или графического методов; - возможное прогнозирование результатов исследования; - правильное оформление полученных результатов исследования и выводы по полученным исследованиям.

Умение анализировать полученный результат, с использованием компьютерной поддержки. - построение качественного и количественного анализа полученных результатов исследования с использованием компьютерной поддержки; - определение ряда заданий, связанных с преобразованием или требований, или условий задачи; - определение сферы применения полученных результатов; - разработка планов по внедрению полученных результатов.

вой установки задачи, в соответствии с выбранным способом решения задачи, расширяя, таким образом, круг приемов решения нестандартных исследовательских задач. Такая работа одновременно по двум дисциплинам направляет студентов на проведение анализа условий задачи, их осознание и выбор предполагаемых действий, позволяет построить полный анализ изучаемого графического объекта, что способствует формированию комплекса исследовательских умений.

Таким образом, построенная нами деятельность при изучении рассматриваемой темы, представленная в виде общего блока подзадач, обеспечивает взаимосвязь полученных знаний и умений на основе межпредметных связей рассматриваемых дисциплин, необходимых для профессионального становления будущего специалиста и четко ориентированных на формирование отдельных умений и всего комплекса в целом (табл. 3).

Одним из основных направлений формирования исследовательских умений выступает не только умение увидеть и решить поставленную проблему, но и наметить пути дальнейшего исследования объекта для полной реализации профессиональных функций на практике [3], [4].

Использование компьютерного моделирования представленных математических методов исследования геометрических объектов (кривых, поверхностей) с помощью графических пакетов (например, «Компас» или «AutoCad») позволяет реализовывать сложные программы и говорить о хорошем приближении результатов моделирования к фактическим показателям (например, полученных в лабораторных и полномасштабных тестах CMS). Исследовательские методы

Имея набор граничных условий для задачи оценки прочности, связанных с ними задачи распределения механических напряжений, критерием является устойчивость геометрии оболочки, можно выполнить цикл работ, связанных с проектированием трубопроводов, работающих в самых разнообразных условиях, рисунок 1.

Данные испытаний, полученные на полномасштабных эксплуатационных тестах, при которых исследуются цикловые нагрузки эксплуатации, влияние агрессивных сред перекачиваемых продуктов, позволяют строить качественные компьютерные модели, позволяющие в свою очередь прогнозировать ресурс трубопроводов по параметрам прочности и долговечности.

В этом аспекте формируемые инженерные компетенции тесно используют компетенции дисциплины информатики и собственно высшей математики для создания качественных компьютерных моделей, допускающих хорошее приближение к качеству описания практических задач.

Организованная таким образом обучающая среда, ориентированная на исследовательскую деятельность, позволяет формировать предусмотренные ФГОС ВО (3+) [5] следующие компетенции:

- овладение математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры (ОК-3);

- способность генерировать новые идеи, выявлять проблемы, связанные с реализацией профессиональных функций формулировать задачи и намечать пути исследования (ПК-1);

- способность и готовность к самостоятельному обучению в новых усло-

Рис. 1. Геометрическая модель расчёта упруго деформированного состояния трубы с моделированием сварного шва, свойства материалов труб и тела сварного шва задаётся по условиям задачи по применяемым материалам для сварки

при изучении раздела «Кривые второго порядка» позволяют в дальнейшем, при изучении физики, механики и специальных дисциплин реализовывать интуитивно понятные и нтерфейюы.Например,при изучениипрактическивганыхмето-дов исследования элементов теории поля описывать линии уровня градиентов полейрсвизаоных с нимутадечтаплопровидниста и механичасиихрапрыфееий, рассматривать элементы и теории упругости в механике при исследовании устойчивости оболочек, задачи оценки прочности теплообменных аппаратов (труб).

Использованиемаеематрчтнкеммрророт н ночллтксес мееодымринфеи-мационных техаологиреоыволтенеаосматривненую в сеыриркривырзадае-«прокрутить» многократно в специализированных пакетах, изучая допускающие разлнчнаю усеовея влияниаееедчысу тем стлымрытроетнелык рорзарат, раа-сматривая например:

-тыиaргслацииырвeеxяoснeH,pдзУиeоиeпнcнeюcрнoмлптекоa ^т^о^^ч-тарные площадки;

-зврадипкраевасы услови-нея рёбер пывеыхсостен; - задание источников полей механических напряжений, температур, границ;

-пссррееноа лрниCиpдвнявaысpаpелeорй в соответствие с численными алгоритмами задач.

виях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время (ПК-2);

- сынсабидстыв и готтвыостьюыысиро инPннифицииoкaтви оценивать риски, рпинять правильное решение (ПК-4);

-cрдcрбнoстьхa таврннй основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-5);

- способность и готовность разработать проекты объектов профессио-ирлинтк рояиырнесяи cучTтФмфирокр-мeанирeрккx,мeоынекo-тяxн ологических, эртeиечкcко)иыкалoгячecуиыэьгoнрмирмcкиxр ваний, в том числе с использованием информационных технологий (ПК-23);

- ипоееМнаеаь pвздавптраeыpетичeыкетмpналляpзеpлыющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности (ПК-31).

Oсraе^шцpррoкмыcтуoKрaФoты ноыпнавемeжиpеpсытьыx связей по математическим разделам позволяет студентам самостоятельно программировать р -ы^-eфpртвaткeуeы pфяненнеpсlевценииaтнрррa™ыи0рвррь каждый этап своей работы, выйти на исследовательский уровень подготовки в процессе построения математических моделей и их графического представления, понимать вариативные возможности получения результата и уметь их использовать с точки зрения математических, численных и программных средств.

Библиографический список

1. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва: Просвещение, 1968.

2. Токмазов ГВ. Использование информационных технологий при исследовании математических моделей на основе межпредметных связей. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 158 - 161.

3. Токмазов ГВ., Панькина С.И., Лютикова М.Н., Корсун Г.П. Решение простейших математических задач в среде MSExcel и в среде MathCAD: учебное пособие. Ново-российск:ГМУим.адм.Ф.Ф.Ушакова,2019.

4. Токмазов Г. В., Панькина С.И., Лютикова М.Н. Решение простейших математических задач в среде MS Excel и в среде MatCad: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2. Новорос-сийск:РИОГМУим.адм.Ф.Ф.Ушакова,2019.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва: Просвещение, 2011.

References

1. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej Shkolnikov. Moskva: Prosveschenie, 1968.

2. Tokmazov G.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij pri issledovanii matematicheskih modelej na osnove mezhpredmetnyh svyazej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 158 - 161.

3. Tokmazov G.V., Pan'kina S.I., Lyutikova M.N., Korsun G.P. Reshenieprostejshih matematicheskih zadach v srede MSExceli v srede MathCAD: uchebnoe posobie. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.

4. Tokmazov G.V., Pan'kina S.I., Lyutikova M.N. Reshenie prostejshih matematicheskih zadach v srede MS Excel i v srede MatCad: uchebnoe posobie: v 2 ch. Ch. 2. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 19.09.19

УДК 37.032.2.

Topchiy I.V., Cand. of Architecture, Director of Preparatory Department, Moscow Institute of Architecture (State Academy) (Moscow, Russia),

E-mail: top@markhi.ru

MONITORING OF THE EDUCATIONAL PURPOSES OF ART AND APPLIED ARTS PROGRAMS IN THE PROJECT OF "MOSCOW LONGEVITY". The paper is a study of methods and contents of teaching "3rd"-aged people in the field of drawing and art-subject creation. Which are included in the model of supplementary architectural and artistic education at the Moscow Architectural Institute (State Academy). The novelty of this research lies in the formulation of the problem of attracting architects to solving socially important problems of society and for the use of the intellectual potential of architectural education. The relevance of creating these programs is confirmed by data on the growth of the population of the "3rd" age in the developed countries of the world. New challenges cannot be solved by a small circle of specialists, but require the joint efforts of different professional and social groups. These include the intellectual resources of vocational education, in particular, architectural and art. To prove this, the author gives the results of foreign studies evaluating the potential of further education for the prevention of cognitive impairment and in comparison with other types of leisure (physical and intellectual activity). The article contains an overview of Russian theory and practice of teaching art to people of the "3rd" age, who are studied when writing the initial version of the programs "Drawing" and "Art and Applied Creativity". Outlining the goal of improving the quality of teaching, clarifying the motivation of students, identifying their level of art and design training, the author conducted a sociological study. The results of the study, which are presented in the article, allow us to conclude that it is necessary to expand the number of participants and distinguish among them groups of people with art education.

Key words: supplementary architectural education, social pedagogy, personal development, "Moscow Longevity", "3rd"-aged education.

И.В. Топчий, канд. архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (Государственной академии),

г. Москва, E-mail: top@markhi.ru

МОНИТОРИНГ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ПО ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»

Статья посвящена разработке методов и содержания обучения людей «3-го» возраста в области рисования и художественно-предметного творчества, входящим в модели дополнительного архитектурно-художественного образования в Московском архитектурном институте (Государственной академии). Новизна исследования заключается в постановке самой задачи привлечения архитекторов к решению социально значимых задач общества и использования для этого интеллектуального потенциала архитектурного образования. Актуальность создания данных программ подтверждается данными о росте численности населения «3-го» возраста в развитых странах мира. Новые вызовы не могут быть решены узким кругом специалистов, а требуют совместных усилий разных профессиональных и социальных групп. К их числу относятся интеллектуальные ресурсы профессионального образования, в частности, архитектурно-художественного. Для доказательства автор приводит результаты зарубежных исследований по оценке потенциала дополнительного образования для профилактики когнитивных нарушений в сравнении с другими видами досуга (физической и интеллектуальной активности). Статья содержит обзор российской теории и практики обучения искусству людей «3-го» возраста, которые изучались при написании начального варианта программ «Рисунок» и «Художественно-прикладное творчество». Намечая цель повышения качества преподавания, уточнения мотивации обучающихся, выявления их уровня художественно-конструкторской подготовки, автором было проведено социологическое исследование. Результаты исследования (приводятся в статье) позволяют сделать вывод о необходимости расширения числа участников и выделения среди них группы лиц с художественным образованием.

Ключевые слова: дополнительное архитектурное образование, социальная педагогика, личное развитие, «Московское долголетие», обучение «3-го» возраста.

Участие «Московского архитектурного института (государственной академии)» в программе «Московское долголетие» явилось логическим продолжением стратегии повышения уровня знаний в области искусства и архитектуры среди детей и взрослых, поддерживающей задачу профессиональной ориентации подготовительных курсов МАРХИ [1]. Возможность появления нового направления на курсах - обучение людей «3-го» возраста было подготовлено двухсотлетним опытом довузовского образования, созданными уникальными методами обучения рисунку и композиции «с нуля».

Интерес к изучению основ искусства и архитектуры в МАРХИ подтверждался участием старших родственников в многочисленных профориентационных мероприятиях, проводимых подготовительными курсами: публичных лекциях об архитектуре, мастер-классах, молодежных конкурсах, мероприятиях программы «Университетские субботы», а также созданных в начале XXI века Открытых курсах по архитектуре (www.open-marhi.ru) и системах дистанционного образования (www.distant-marhi.ru). Так, в конкурсах «Наследники В. Шухова» (2012 - 2019 гг) большинство конкурсных арт-объектов создавали всей семьей. И хотя конкурс был молодежным и ориентировался на участие школьников средних и старших классов, логичнее, учитывая составы команд, было бы назвать его семейным.

Первые программы арт-терапевтического направления были созданы для дистанционного обучения детей «Одаренный ребенок» и «Жизнь в творчестве» (идея И. Топчий, автор Н. Гулевич). Они основывались на семантических свойствах цвета и формы, психологии восприятия цвета и формы, методах обучения объемно-пространственным и плоскостным композициям. Арт-терапевтический

эффект достигался как во время самого процесса творчества, так и при сопровождающих обучение коммуникациях: участии в выставках, обсуждении работ, изготовлении и презентации подарков, создании предметов декорирования пространства. Развитие данного направления основывается на современных подходах к архитектурному образованию и политике общественного взаимодействия, международной практике архитектурного образования, направленных на решение социальных проблем общества средствами архитектуры и искусства.

Одной из социальных проблем развитых стран мира является увеличение доли людей старшего возраста. По данным Всемирной Организации здравоохранения, доля людей старше 60 лет, который чаще всего указывают как момент перехода в «3-й» возраст, неуклонно растет. И к 2050 году составит около 27% населения Европейских стран [2]. В социальном плане представители старшего возраста нуждаются в создании условий активной жизни, интеллектуальной и физической. По другим данным, моментом начала старения следует считать возраст 45 лет. В этот период начинается рост числа людей, подверженных умеренным когнитивным нарушениям и деменции по типу Альцгеймера. Профилактика хронических заболеваний является медико-социальной проблемой и входит в программу поддержания здорового старения наряду с обеспечением медикаментами и созданием комфортной пространственной среды [3].

Медицинские возможности профилактики когнитивных нарушений, связанных с возрастными изменениями, сравнимы с другими видами активного досуга [4]. Методика исследования исключала физические нагрузки у контрольной группы, акцентируя внимание на положительных воздействиях активного досуга,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.