Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Багишова Сабина Санан Кызы, Прокопов Егор Юрьевич

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной направленности будущих педагогов. Профессиональная направленность определяет иерархию мотивов, потребностей, смыслов, ценностей будущих педагогов. Снижение мотивации, уровня профессиональной направленности студентов - актуальная проблема педагогического образования. Информационные технологии рассматриваются как средство решения этой проблемы. Учебная деятельность, построенная с использованием информационных технологий, способных погрузить в профессиональную среду. Использование информационных технологий помогает достигнуть необходимых образовательных целей, эффективно сформировать профессиональную направленность студентов. В статье раскрывается смысл понятия профессиональная направленность. Показана необходимость формирования профессиональной направленности. Профессиональная направленность будущих педагогов, по мнению авторов, направляет вектор самореализации и самоорганизации в будущей профессии. Организация деятельности с использованием информационных технологий определяет содержательную сторону организации образовательного процесса в вузе. А формирование профессиональной направленности является показателем качества и результативности этого процесса. Приводятся результаты опроса студентов о месте и роли информационных технологий в процессе подготовки. Авторами описываются противоречия, позволившие сформулировать исследовательскую проблему. В статье приводится перечень педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональной направленности с использованием информационных технологий. Приводятся примеры практической реализации представленных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Багишова Сабина Санан Кызы, Прокопов Егор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF FUTURE TEACHERS

The article deals with the problem of forming the professional orientation of future teachers. Professional orientation determines the hierarchy of motives, needs, meanings, values of future teachers. The decrease in motivation, the level of professional orientation of students is an actual problem of pedagogical education. Information technologies are considered as a means of solving this problem. Educational activities built with the use of information technologies that can immerse you in a professional environment. The use of information technologies helps to achieve the necessary educational goals, effectively form the professional orientation of students. The article reveals the meaning of the concept of professional orientation. The necessity of forming a professional orientation is shown. The professional orientation of future teachers, according to the authors, directs the vector of self-realization and self-organization in the future profession. Organization of activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Багишова Сабина Санан кызы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Прокопов Егор Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г.Калуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной направленности будущих педагогов. Профессиональная направленность определяет иерархию мотивов, потребностей, смыслов, ценностей будущих педагогов. Снижение мотивации, уровня профессиональной направленности студентов - актуальная проблема педагогического образования. Информационные технологии рассматриваются как средство решения этой проблемы. Учебная деятельность, построенная с использованием информационных технологий, способных погрузить в профессиональную среду. Использование информационных технологий помогает достигнуть необходимых образовательных целей, эффективно сформировать профессиональную направленность студентов. В статье раскрывается смысл понятия профессиональная направленность. Показана необходимость формирования профессиональной направленности. Профессиональная направленность будущих педагогов, по мнению авторов, направляет вектор самореализации и самоорганизации в будущей профессии. Организация деятельности с использованием информационных технологий определяет содержательную сторону организации образовательного процесса в вузе. А формирование профессиональной направленности является показателем качества и результативности этого процесса. Приводятся результаты опроса студентов о месте и роли информационных технологий в процессе подготовки. Авторами описываются противоречия, позволившие сформулировать исследовательскую проблему. В статье приводится перечень педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональной направленности с использованием информационных технологий. Приводятся примеры практической реализации представленных условий.

Ключевые слова: профессиональная направленность будущих учителей, информационные технологии, педагогические условия, цифровой сторителлинг, профессиональный стандарт, подготовка.

Annotation. The article deals with the problem of forming the professional orientation of future teachers. Professional orientation determines the hierarchy of motives, needs, meanings, values of future teachers. The decrease in motivation, the level of professional orientation of students is an actual problem of pedagogical education. Information technologies are considered as a means of solving this problem. Educational activities built with the use of information technologies that can immerse you in a professional environment. The use of information technologies helps to achieve the necessary educational goals, effectively form the professional orientation of students. The article reveals the meaning of the concept of professional orientation. The necessity of forming a professional orientation is shown. The professional orientation of future teachers, according to the authors, directs the vector of self-realization and self-organization in the future profession. Organization of activities.

Key words: professional orientation of future teachers, information technology, pedagogical conditions, digital storytelling, professional standard, training.

Введение. Мастерство и компетентность будущего педагога основывается не только на теоретической и практической сторонах подготовки выпускника, приобретенных в процессе обучения в вузе, но и определяется профессиональной направленностью его личности.

Направленность личности студента влияет на познавательные процессы, мотивацию самореализации и самообразования, таким образом определяя формируемый опыт личности, эмоционально- волевую составляющую процесса учения.

Профессиональная направленность - это профессионально важное качество без которого невозможно профессиональное развитие и самосовершенствование.

Профессиональная направленность будущих педагогов, задающая расстановку приоритетов в системе мотивов и отношений, направляет вектор самореализации и самоорганизации в будущей профессии. Правильно выстроенная система позволяет студентам осознать значимость профессии, оценить наличие, отсутствие или необходимость развития того или иного профессионально важного качества, осуществлять процесс самовоспитания, влиять на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы.

Поиск дополнительный путей формирования профессиональной направленности студентов - будущих педагогов -важная задача педагогической теории и практики. Большие возможности в решении проблемы мы видим в использовании информационных технологий.

Решение вопроса содержания, форм, методов, средств подготовки будущего учителя, формирования его профессиональной направленности не может рассматриваться без определения места и роли такого актуального в наше время средства как информационных технологий.

Организация деятельности с использованием информационных технологий определяет содержательную сторону организации образовательного процесса, а формирование профессиональной направленности, в свою очередь, является показателем качества и результативности этого процесса.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный стандарт педагога описывает необходимые знания и умения для реализации им основных профессиональных трудовых действий, определяющих профессионализм педагога. Применение информационных технологий, цифровых образовательных ресурсов, современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, - перечень необходимого минимума для эффективной работы педагога в современной школе [5].

Высокий результат подготовки невозможен без устойчивой профессиональной направленности будущих педагогов. Процесс профессиональной подготовки не даст желаемый результат, если формирование профессиональной направленности будущего педагога, будет рассматриваться как второстепенное по отношению к его интеллектуальному

развитию. Профессиональная направленность будущего педагога является той основой, на которой будет выстраиваться собственная профессиональная деятельность и формироваться необходимый практический опыт.

Опрос, проводимый среди студентов направления «Педагогическое образование» КГУ им. К.Э. Циолковского, показал, что все студенты отмечают необходимость использования информационных технологий в вузе (при подготовке к будущей профессиональной деятельности) и в школе (в процессе организации педагогического процесса). Недостаточное или однообразное (в части использования презентаций и показа обучающего видео) использование информационных технологий преподавателями вуза отмечают 82% опрошенных, и только 17% преподавателей знакомят с новыми информационными сервисами и ресурсами, которые могут быть применены в будущей профессиональной деятельности. За период освоения образовательной программы студенты отмечают, что уверенно владеют навыками работы с текстом, создания презентаций (95%), однако назвать конкретные информационные сервисы, ресурсы, программы, которые можно применять в работе педагога, смогли не многие. (10%) Среди результатов от занятий с применением информационных технологий опрашиваемые выделили: повышение интереса к предмету и профессии, желание получить дополнительные знания по рассматриваемым вопросам, желание применить рассматриваемый прием, метод обучения с использованием информационных технологий в будущей практической деятельности в школе.

Таким образом, актуальность нашей темы определяется рядом противоречий: между потребностью современного общества в педагоге, с высоким уровнем профессиональной направленности, профессионально владеющем современными информационными технологиями и недостаточной работой в данном направлении; между ориентацией современной молодежи на активное использование информационных технологий, ресурсов, средств в жизни и профессии, и традиционная система организации и управления познавательными процессами.

Данные противоречия определяют проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной направленности будущих педагогов с использование информационных технологий.

Теоретической основой проблемы являлись: положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев и др.); положения о целостном и системном подходах к рассмотрению педагогического процесса (М.А. Данилов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); положения личностно-деятельностного подхода в отечественной педагогике (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Деятельность преподавателя по использованию информационных технологий с целью формирования профессиональной направленности будущего педагога будет проходить ряд этапов: этап проектирования и мотивации, связанный с процессом целеполагания и проектирования деятельности по использованию информационных технологий, а также созданием положительной установки на восприятие нового; этап организации и использования, связанный с отбором информационных ресурсов, сквозных технологий, адекватных поставленным целям; этап анализа и оценки, предполагающий исследование и анализ эффективности использования информационных технологий в развитии профессиональной направленности.

Показателями зрелости личности профессионала (по А.К. Марковой), активно формируемые при использовании информационных технологий, выступают: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, максимальное использование своих возможностей, выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности, способность использование новых возможностей для профессионального совершенствования, осознание возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и др. [1, С. 134].

Профессиональная направленность рассматривается как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях [4].

Проблема формирования профессиональной направленности будущих педагогов с использованием информационных технологий, может рассматриваться в двух плоскостях: их использования преподавателями в системе занятий по дисциплине и формирования пользовательских навыков студентов работы с информационными ресурсами, технологиями, сервисами, использование которых содержит в себе большой обучающий и воспитательный потенциал и будет полезным в будущей профессиональной деятельности.

Среди педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональной направленности будущих педагогов с использованием информационных технологий можно выделить следующие: обогащения содержание учебной дисциплины вопросами, раскрывающими связь предметного содержания изучаемой дисциплины с современными информационными технологиями; организация деятельности по активному применению информационных сервисов, программ, технологий для решения профессионально-ориентированных заданий; организация проектной деятельности студентов, связанной с анализом, разработкой, оценкой контента, профессионально-ориентированной направленности; организация интерактивного взаимодействия студентов с использованием современных педагогических и информационных технологий.

Процесс использования информационных технологий рассматривается как процесс, основанный на специально выстроенной системе педагогической работы в рамках учебных занятий и педагогической практики.

Например, при изучении дисциплин педагогического цикла использование информационных технологий с целью формирования у будущих педагогов профессиональной направленности не требует содержательных изменений, но изменяется формат их изучения. Содержательная сторона изучаемых вопросов включает аспект, связанный с информационными технологиями, актуальными в работе педагога.

Формируемая у студентов необходимая система знаний, умений и навыков осуществления педагогической деятельности с использованием информационных технологий, способствует формированию интереса к будущей профессии, что является необходимым условием устойчивой профессиональной направленности. Приращение профессионального опыта происходит в процессе теоретического обучения и практической подготовки, и многие приемы использования информационных технологий в деятельности будущие педагоги применяют осознанно в собственной педагогической деятельности в школе.

На учебных занятиях студенты выполняют совместно задания в рамках группового формата взаимодействия, чередуя коммуникацию и синхронный обмен информацией с помощью информационных средств совместной работы.

Создание презентаций, анкет, опросов, интерактивных рабочих листов, интерактивного видео, инфографики, интерактивного контента, ментальных карт, мемов, гайдов, разработка квизов, - примеры заданий, которые выполняются студентами с применением современных информационных технологий.

При изучении теоретического курса студенты реализуют проекты по освещению основных педагогических вопросов в формате цифрового сторителлинга.

Цифровой сторителлинг - это способ представления информации в цифровой среде в виде истории с использованием мультимедийных технологий (вербального текста, фотографии, аудио- и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и других производных от них форм). Применение цифрового сторителлинга в образовании рассматривается в контексте осмысления понятий «креативное образование», «эдьютейнмент», которые основываются на применении игровом формате, повествования, современных информационно-коммуникационных технологий, привлечении и удержании внимания обучающихся, поддержании эмоциональной связи с обучающимися [3].

Студенты имеют возможность выбрать один из видов цифровой истории: рисованное видео, презентации, видеомонтаж, веб-страница с мультимедийным контентом.

Последовательность создания цифровой истории включает этапы:

• разработки концепции (выбора темы, определения целей и задач цифрового рассказа, целевой аудитории);

• сбора и анализа информации (осуществляется поиск информации по теме, ее анализ, размышления, выработка авторской позиции);

• создания истории. При написании сценария важно помнить о ряде рекомендаций: рассказ лучше вести от первого лица; персонажи, их проблемы, позиция рассказчика должны вызывать эмоциональный отклик; истории лучше создавать достаточно простыми и короткими, содержать одну главную мысль; должна присутствовать законченность истории;

• раскадровки и монтажа (отбора видео и аудио контента, соединение с анимацией, музыкой). При отборе аудио и видео контента важно не перегружать историю видеовставками и тщательно подходить к их отбору;

• презентация и публикация готовой цифровой истории [2].

При этом студенты вовлекаются в активную познавательную, профессионально-ориентированную деятельность.

Выводы. Использование информационных технологий в процессе подготовки будущих педагогов позволяет заинтересовать их, вызвать эмоциональный отклик, мотивировать, погрузить в профессионально-ориентированную среду, поощрить их на самостоятельное изучение рассматриваемых проблем и тем самым способствует формированию профессиональной направленности их личности.

Литература:

1. Акмеология: Учебник / Под общ.ред. А.А. Деркача. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 650 с.

2. Грушевская, В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В.Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С-38-44. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/primenenie-metoda-tsifrovogo-storitellinga-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 05.05.2022)

3. Назарова, О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика / О.С. Назарова // Гуманитарная информатика. - 2018. - № 15. - С. 15-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-storitelling-kak-sovremennaya-obrazovatelnaya-praktika/viewer (дата обращения: 25.04.2022)

4. Нурмухаметова, Л.Б., Салаватова, Г.Р., Бильданова, В.Р. Профессиональная направленность студентов / Л.Б. Нурмухаметова, Г.Р. Салаватова, В.Р Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 94-95. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 (дата обращения: 07.05.2022).

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 20.04.2022)

Педагогика

УДК 378.2.8:37

кандидат педагогических наук Проскурина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (г. Иркутск)

СИСТЕМА LMS MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению вопроса, касающегося применения цифровой дистанционной платформы LMS Moodle в процессе обучения студентов технического вуза иностранному языку. На основе анализа различных точек зрения в работе обоснована необходимость использования лингводидактического потенциала современных цифровых технологий в образовательном процессе с целью интенсификации и повышения его качества. Цифровые технологии, обладая такими характеристиками, как интерактив, мультимедиа, коммуникативность, позволяют также сделать учебный процесс более массовым, открытым. С целью организации эффективного усвоения учебного материала, был разработан алгоритм действий поэтапного формирования у студентов технического вуза навыков и развития умений иноязычного общения, разработанный на основе общедидактических и методических принципов и методов обучения. Данный алгоритм включает три последовательных этапа: ознакомительно-информационный, подготовительный и коммуникативный. Каждый из этапов нацелен на решение конкретных задач обучения посредством комплекса упражнений, реализованных в электронном образовательном ресурсе на платформе LMS Moodle, и направлен на развитие умений иноязычного общения у студентов технического вуза.

Ключевые слова: электронная образовательная среда Moodle; принципы обучения; методы обучения; этапы обучения; интерактивные учебные элементы; языковые, условно-коммуникативные, коммуникативные упражнения.

An^a^n. This article is devoted to the issue of using the digital distance platform LMS Moodle in the process of teaching students of a technical university a foreign language. Based on the analysis of various points of view, the paper substantiates the need to use the linguodidactic potential of modern digital technologies in the educational process in order to intensify and improve its quality. Digital technologies, having such characteristics as interactive, multimedia, communication, also make it possible to make the educational process more massive and open. In order to organize the effective assimilation of educational material, an algorithm of actions was developed for the stage-by-stage formation of skills in students of a technical university and the development of foreign language communication skills, developed on the basis of general didactic and methodological principles and teaching methods. This algorithm includes three successive stages: familiarization and information, preparatory and communicative. Each of the stages is aimed at solving specific learning problems through a set of exercises. The exercises are implemented in an electronic educational resource on the LMS Moodle platform, and are aimed at developing foreign language communication skills among students of a technical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.