Использование информационных технологий
ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Канашина Елена Михайловна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и использованием электронных тестов для контроля знаний учащихся.
This article represents questions connected with the development and using electronic tests for checking knowledge of pupils.
Стремясь соответствовать требованиям, которые выдвигает время современному педагогу, многие учителя-предметники успешно осваивают и применяют на своих уроках компьютерные технологии. Сегодня в арсенале прогрессивных учителей электронные учебники, справочники, обучающие модули. Особо стремящиеся к самообразованию и расширению навыков работы не останавливаются на разработке своих презентаций и использовании готовых цифровых образовательных ресурсов. Применение компьютеру они находят и для контроля знаний учащихся.
Существует много мнений «за» и «против» использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации, снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода. Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а результаты тестирования не достаточно достоверными. Однако эта форма контроля знаний имеет место в образовательном процессе и именно тестирование очень хорошо подходит для реализации с помощью компьютера. Компьютер как средство для тестирования имеет свои достоинства и недостатки. Однако в объективности оценки ему отказать трудно. Электронный тест оперативнее при проведении проверки знаний и подведении итогов по сравнению с бумажной формой тестирования. Он обеспечивает быструю проверку большого числа тестируемых. К другим достоинствам следует отнести меньшую трудоемкость при редакции, простоту и экономичность их тиражирования, возможность осуществления самоконтроля.
Разработке электронных тестов был посвящен курс занятий с педагогами методического объединения учителей математики, физики и информатики нашей школы. На этих занятиях кроме практических навыков по созданию электронных тестов были рассмотрены и теоретические аспекты тестирования. Уделите немного времени основам тестологии, прежде чем браться за создание теста. Тестология - междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. Невозможно в рамках одной статьи охватить целую науку, позволю себе обратить ваше внимание на наиболее важные моменты.
Если вы решили создать тест первым делом следует определить его назначение. При разработке собственной методики, нужно четко знать, для чего нужен тест и чем вас не устраивают уже существующие аналогичные продукты.
Следующий этап - разработка заданий. Очень важно правильно сформулировать вопрос. Среди множества рекомендаций мы выделили для себя следующие:
• По возможности, задание не должно содержать в себе вопрос, а ответ должен являться как бы продолжением задания.
• Формулировка задания должна разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, используя термины, обозначения и иллюстрации понятные учащимся.
• Формулировка всех ответов должна соответствовать формулировке вопроса. Не должно быть ответов, которые сразу заметны как невероятные.
• Желательно, чтобы все задания теста были одного типа, например выбор одного ответа из четырех. Если все же использовать задания разного типа, то их необходимо очень четко разделять в разные блоки.
• Длина задания теста по возможности не должна превышать десяти слов. Длинный текст задания будет сложнее восприниматься как единое целое. То же касается и длины ответов к заданиям.
После того как задания подготовлены, следует вспомнить о том, что использование компьютера позволяет экономить время при проведении и подведении итогов теста. Так что стоит подумать о его электронном представлении. Конечно, реализация теста с помощью компьютера требует определенных навыков, но, однажды приложив усилие и освоив эту технологию, вы получаете эффективный и очень удобный инструмент для проверки знаний. В Интернете можно найти подробные рекомендации по их разработке уже освоенными средствами, такими как Power Point, Word, Excel или познакомиться со специализированными системами для создания тестирующих программ: AVELife TestGold Studio 2.2, AVELife Color Diagnostics 2006.1, УСАТИК 2.003, SunRav TestOfficePro, SunRav TestOfficePro. WEB, Конструктор тестов Keepsoft, ТОбол 2[1], MiniTest-SL.
Хорошо составленный тест должен соответствовать определенным требованиям, которые подробно описаны в рамках упомянутой выше науки.
• Валидность - это соответствие содержания теста результатам обучения, которые зафиксированы в программе.
• Определенность теста означает, что при его выполнении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить.
• Стандартизированность - единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.
• Надежность теста определяется воспроизводимостью результатов тестирования, их точностью.
• Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
• Простота - формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими.
Но поскольку мы говорим о тестах электронных, то к ним предъявляется еще ряд требований. Прежде всего, необходимо пресечь возможность исправления ошибочных ответов после проверки и выведения результатов теста. Следует предусмотреть защиту от особо продвинутых испытуемых, которым может прийти идея «взломать» тест и тем самым узнать правильные ответы. Тест должен не просто выдавать оценку знаний, но сообщать о вопросах, на которые был дан ошибочный ответ, чтобы испытуемый и педагог могли обратить внимание на плохо освоенный материал. Для вопросов, на которые предполагается собственный ответ ученика, необходимо предусмотреть все возможные варианты ответов с учетом регистра букв. Желательна смена порядка следования вариантов ответов при повторном запуске теста. Уделите внимание и дизайну, продумав цветовое оформление и размещение всех используемых элементов.
Однако компьютерный тест не лишен недостатков.
• Разработка качественного теста - длительный, трудоемкий процесс, требующий определенных навыков.
• Не всегда тест позволяет судить преподавателю о пробелах в знаниях по конкретным разделам и о причинах этих пробелов.
• Тест не позволяет оценить индивидуальные особенности тестируемого, например его творческий потенциал.
• Учащийся при тестировании не имеет достаточно времени для глубокого анализа темы.
• В тестировании присутствует элемент случайности, т. е. испытуемый может просто угадать правильный ответ, что искажает результаты теста.
Именно последний из приведенных выше недостатков побудил провести небольшое исследование. Группе учеников было предложено десять тестов на различные темы, которые отличались количеством вопросов, интерфейсом и способом реализации. Поскольку исследовалась именно вероятностная составляющая теста, учащиеся отвечали, не задумываясь над сутью вопроса. Контрольным измерением каждого теста был процент правильно выполненных заданий.
70
1 21 41 61 81 101
Контрольные значения колебались в пределах от 5 % до 64 %. Среднее значение, полученное по результатам всех измерений = 28,10 %.
Большинство значений лежат в промежутке от 20 % до 40 %. Таким образом, ученик, отвечающий наугад, может рассчитывать лишь на тройку, в лучшем случае. Конечно, случайность исключить нельзя, но определяющей она не является.
Абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Кроме того, привыкая работать с готовыми формулировками ответов, учащийся не развивает навыки изложения знаний в развернутой грамотной форме. Однако это не означает, что надо исключить такой контроль знаний из образовательного процесса. Тестирование должно сочетаться с другими формами и методами проверки знаний. Но, разрабатывая очередной тест, вспомните о том, что вы можете значительно облегчить себе работу и стимулировать интерес учащихся к своему предмету, реализовав испытательные задания с помощью компьютера.
Литература
1. Орел Е., Прохоров А. Создание тестов и компьютерное тестирование // Компьютер Пресс. - 2006 г. - № 7.
2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: учеб. пособие. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.
3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: «Интеллект центр», 2001. - 296 с.