Зырянова С.А., к.т.н.
доцент
кафедра «Информационные технологии»
Филимонова О.А. старший преподаватель кафедра «Информационные технологии» Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Российская Федерация, г. Омск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ СВЕТОФОРНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий для автоматизированного расчета параметров светофорного регулирования. Такой расчет позволяет определить выходные параметры, обеспечивающие оптимальную работу светофорного объекта при условии минимальной суммарной задержки на перекрестке, и выбрать оптимальный режим светофорного регулирования при различных сочетаниях задаваемых параметров дорожного движения.
Ключевые слова: информационные технологии, светофорное регулирование, безопасность движения, автоматизированный расчет светофорного цикла.
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR THE AUTOMATED CALCULATION OF TRAFFIC LIGHT REGULATION'S
PARAMETERS
Abstract: In article the possibilities of use of information technologies for the automated calculation of parameters of traffic light regulation are considered. Such calculation allows to determine the output parameters ensuring optimum functioning of traffic light object on condition of the minimum total delay at the intersection and to choose the optimum mode of traffic light regulation at various combinations of the set traffic parameters.
Keywords: information technologies, engineering tasks, traffic light regulation, computer program, calculation of a traffic light cycle.
Светофорное регулирование является одним из эффективных способов повышения безопасности дорожного движения. Основным предназначением светофоров является регулирование движения транспорта на участках пересечения городских путей сообщения путем организации очередности пропуска участников дорожного движения - автотранспорта и пешеходов.
При решении задач светофорного регулирования следует стремиться к созданию такой структуры светофорного цикла и выбору такой программы его работы, при которых значение задержки было бы минимальным. Именно такая структура способна обеспечить бесперебойное движение транспорта, отсутствие пробок и удобство перехода проезжей части пешеходами. Структура светофорного цикла и его длительность, рассчитываются в
зависимости от интенсивности транспортного и пешеходного движения на перекрестке, от пропускной его способности, ширины проезжей части и других характеристик дорожного пересечения. Среди множества разработанных методик отечественных ученых в области расчета оптимальной структуры светофорного цикла выделяют методики В.А. Владимирова и В.М. Полукарова [1].
Методика В.А. Владимирова учитывает удельную интенсивность наиболее загруженных направлений в 1-й фазе и длину переходного интервала в конце каждой фазы. При расчете светофорного цикла используют формулу:
п
Ё м
¿—I i п
т = ^— + ёл
ц 14 Ё '
где Тц - ориентировочная длина цикла при трехфазном регулировании, с; Ы1 - удельная интенсивность наиболее загруженных направлений в каждой фазе, ед./ч; И - длина переходного интервала в конце каждой фазы, с.
В методике В.М. Полукарова для расчета длительности светофорного цикла используют формулу:
_ 5,5п + 5 ц = 1 - 0,75 Р
где п - число фаз, Р - суммарный фазовый коэффициент, который определяется как
п
Р=Ё.Р,
i=1
где р1 - фазовый коэффициент 1-й фазы. Для каждой фазы определяются коэффициента р1 по формуле:
Р1 = ф
470 • Ь • Кн ,
где Иф1 - интенсивность более загруженного направления в 1-й фазе, Ы - ширина проезжей части, в метрах, используемой потоком М, Кн -коэффициент, учитывающий направления движения потоков Ыф1.
На основе представленных выше методов расчета светофорного цикла авторами статьи разработана программа, позволяющая определить выходные параметры, обеспечивающие оптимальную работу светофорного объекта по условию минимальной суммарной задержки на перекрестке. Для работы с данным программным продуктом необходимо: ввести исходные данные -интенсивность транспортного потока по всем направлениям (рис.1), выбрать метод расчета цикла и выполнить расчет, при выборе метода Полукарова необходимо указать ширину проезжей части на подходах к перекрестку (рис.2). В зависимости от выбранного варианта вычислений результаты
отображаются на формах (рис.2, рис.3).
Рис.1 Главная форма приложения
Мипшют» даммые Попгодм ■ П*9#«»РГТ1ГГ
1 2 3 4
ЦЕ»1и.| првеэшся чмл* и Iй Г Iй
Расчет
<.вет«фо(»ъа> иям. Тц =)1 с Ды'йльность регркдондего таете в 1 Я фе». О* 16 с Дмггальнссгк разрешавшего таят* во 2-й фазе, Сэ-15 с Задержка транспорте в фазе -1- пет/ч транспорта во 2-й фаэе=1 ввт/ч Ореирнав мдермы» транспорте н» перепреет«««4 еет/ч
мам
Рис.2 Вид формы для расчета методом Полукарова
Светофорный цикл, Тц*Щс
Длительность р*зр€%>»«>.цего такта в 1-й фаз«?-»! с Длительность разрешающего такте во 2-Й фазе =6.3 с Задержке транспорт в 1-й фазе вап'ч Задержка транспорте во 2-й фазевет/ч Сумнврная дедержке транспорте на пеоесреояе^ ает/ч
Рис.3 Вид формы для расчета методом Владимирова Сравнительный анализ выполненных расчетов с определением наиболее оптимального метода по критерию минимальной задержки отображается на главной форме. (рис.4)
Рис.4 Вид формы с выбором оптимального метода расчета
Таким образом, использование автоматизированного расчета значительно сокращает время, необходимое для решения подобных инженерных задач и позволяет выбрать оптимальный режим светофорного регулирования при различных сочетаниях задаваемых параметров дорожного движения.
Использованные источники:
1. Рябоконь Ю.А. Практикум по дисциплине «Организация движения»: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ,2003. - 92 с.
Ибрагимли Ф. Т. студент 2 курса СурГУ
Бутенко Н.А., кфилос.н. научный руководитель, доцент Российская Федерация, г. Сургут
ПРОБЛЕМА ДУШИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы души на основе мировоззрений великих мыслителей Древней Греции, которые занимались исследованием аспектов, не поддающихся изучению эмпирическим методом. В число этих аспектов также входила человеческая душа. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческой души в теориях великих древнегреческих философов.
Ключевые слова
Душа, античные философы, психика, сознание, ум.
Тема сущности души человека остается актуальной во все времена, она интересна как для гуманитарных наук, так и для искусства и, конечно