Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут / информационный технологии / этапы построения / СДО Moodle / программирование / individual educational route / information technologies / stages of construction / SDO Moodle / programming

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Михаил Алексеевич, Гаврилова Маргарита Алексеевна, Акимова Ирина Викторовна

В данном исследовании авторы затрагивают актуальную на современном этапе развития высшего образования проблему построение индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогических направлений подготовки. В разделе «Введение» обосновывает актуальность выбранной темы исследования. Далее рассматриваются основные понятия, такие как «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». В итоге делается вывод, что образовательные маршруты могут быть выстроены разными путями и применительно различных методов, в зависимости от личных и профессиональных детерминантов. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение как в дидактическом и развивающем, так и в профессиональном ключе. Далее авторы выделяют следующие этапы при организации движения студента по индивидуальному образовательному маршруту: диагностический, содержательный, проектировочный, организационно-сопроводительный, аналитический. В качестве информационной составляющей авторы предлагают использовать СДО Moodle, на базе которой построена электронная информационная образовательных среда Пензенского государственного университета. В качестве примера организации индивидуального образовательного маршрута студентов авторы предлагают выбрать курс «Программирование». Планируется содержание, состоящее из пяти модулей, и информационное управление курсом. После прохождения теста происходит дифференциация возможностей перехода на следующий модуль, который до прохождения является скрытым. Для подтверждения предложенных методических решений была проведена первичная апробация на базе Пензенского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионов Михаил Алексеевич, Гаврилова Маргарита Алексеевна, Акимова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this study, the authors touch upon an urgent problem at the present stage of the development of higher education the construction of individual educational routes for students of pedagogical training areas. In the section "Introduction" substantiates the relevance of the chosen research topic. Further, the basic concepts such as "individual educational trajectory", "individual educational route" are considered. As a result, it is concluded that educational routes can be built in different ways and with different methods, depending on personal and professional determinants. In this connection, the individual educational trajectory has a wide significance both in the didactic and developmental, and in a professional way. Further, the authors identify the following stages in organizing the student's movement along an individual educational route: diagnostic, informative, design, organizational and accompanying, analytical. As an information component, the authors propose to use the Moodle SDO, on the basis of which the electronic information educational environment of Penza State University is built. As an example of organizing an individual educational route for students, the authors suggest choosing a course "Programming". The content is planned, consisting of five modules, and information management of the course. After passing the test, there is a differentiation of the possibilities of switching to the next module, which is hidden before passing. To confirm the proposed methodological solutions, an initial approbation was carried out on the basis of Penza State University.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ»

составлении преподаватель должен определить какую образовательную значимость они несут, какие умения и навыки получат студенты. Прописать их цели и задачи. Педагогу важно определить, как будет проходить выполнение заданий. Перед прохождением квеста вместе с участниками обсудить все задания, принципы их выполнения. Дать краткую характеристику заданиям, способы их решения. Данный раздел самый объемный, так как включает всю информацию квеста.

Чтобы преподаватель смог правильно оценить полученные результаты и выставить отметки, ему необходимо создать критерии оценивания. Это следующий значимый аспект. В него входит огромное количество факторов: какие факты знают студенты, какие у них есть знания, на каком уровне они сформированы, как они умеют работать с источниками, применять творческие возможности. Перед его написанием оценивается какое задание сможет вызвать затруднение у студентов, в каком объеме они смогут его выполнить и затем прописать критерии исходя из методической совокупности материала. Подпунктом критериев оценивания станет план действий студентов. Здесь педагог распишет какие Интернет-ресурсы и знания им нужно применить для выполнения заданий квеста. На что нужно обратить внимание при прочтении материала и какое оборудование понадобится для его решения. В разделе заключение педагог должен обязательно указать список литературы, а также рекомендации к выполнению заданий. Для того, чтобы проверить действительно ли квест сформировал у участника те результаты, которые были запланированы, необходимо провести рефлексию. Это позволит получить обратную связь от студентов, понять понравилось ли им прохождение квеста, заинтересовало ли оно их.

Вышесказанное позволило нам выявить план создания квеста: определение тематики квеста; создание легенды; описание целей, задач и планируемых результатов; определение уровня сложности квеста; выбор временного периода и количества участников; подготовка необходимых ресурсов. Работая в команде слаженно, можно получить итоговый результат. По прохождению квеста студентов надо наградить за достижение обозначенных целей, так как награды представляют для них определённую ценность. Эта технология требует большого количества времени и тщательной подготовки со стороны преподавателя, в связи с чем достаточно проводить его один или два раза в год или за весь курс изучения иностранного языка на первом этапе обучения в вузе [5, С. 85].

Отметим, что данная технология широко апробировалась во время пандемии и перехода вузов на дистанционный формат обучения [8].

Выводы. Таким образом, как видим, использование квест - технологии это разносторонний ресурс, который выступает как самостоятельная единица обучения, так и как вспомогательная, например, при проверке усвоения учебного материала. Квесты учат студентов работать в команде, отстаивать свою точку зрения, проявлять лидерские качества и адекватно относиться к мнению других. Однозначно, создание обучающего квеста требует больших усилий со стороны преподавателя-разработчика, однако, результаты и сам процесс проведения подобных занятий могут явиться интересным педагогическим экспериментом и неоценимым опытом.

Литература:

1. Кытманова, Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку / Е.А. Кытманова // Вестник Московского государственного областного университета. -2011. - №1. - С. 108-116

2. Медведева, Н.А. Квест-технология с использованием интернет-ресурсов и ее применение при преподавании английского языка для формирования социокультурной компетенции / Н.А. Медведева // «Квест-технология с использованием интернет-ресурсов и её применение при преподавании иностранного языка для формирования социокультурной компетенции»: сборник-М.: МШ У. -2019. - С. 58-68

3. Милющенко, В. Квесты: эволюция жанра / В. Милющенко // Лучшие компьютерные игры. - 2005. - №4(41). -С. 3-7

4. Мороз, О.В. Игровая квест-технология в системе дополнительного образования / О.В. Мороз, А.А. Косярский, К.А. Борзов, О.Г. Боровик // Школьные технологии. - 2019. - №6. - С. 94-98

5. Плаксина, ИВ. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. - 3-е изд., испр. И доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 2023. - 151 с.

6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

7. Савельева, С.В. Квест как технология обучения в условиях реализации ФГОС высшего образования / С.В. Савельева, И.Х. Валеева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - №4(28). - С. 33-38

8. Gadzaova, L.P. Organization of the educational process in the university during the pandemic / L.P. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva, K.R. Kapieva, Т.Е. Dzhagaeva 11 Propositos y Representaciones. - 2021. - T. 9. - № S 1. -C. el375.

Педагогика

УДК 372.8

доктор педагогических наук, профессор Родионов Михаил Алексеевич

Пензенский государственный университет (г. Пенза);

доктор педагогических наук, профессор Гаврилова Маргарита Алексеевна

Пензенский государственный университет (г. Пенза);

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Ирина Викторовна

Пензенский государственный университет (г. Пенза)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В данном исследовании авторы затрагивают актуальную на современном этапе развития высшего образования проблему - построение индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогических направлений подготовки. В разделе «Введение» обосновывает актуальность выбранной темы исследования. Далее рассматриваются основные понятия, такие как «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут». В итоге делается вывод, что образовательные маршруты могут быть выстроены разными путями и применительно различных методов, в зависимости от личных и профессиональных детерминантов. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение как в дидактическом и развивающем, так и в профессиональном ключе. Далее авторы выделяют следующие этапы при организации движения студента по индивидуальному

образовательному маршруту: диагностический, содержательный, проектировочный, организационно-сопроводительный, аналитический. В качестве информационной составляющей авторы предлагают использовать СДО Moodle, на базе которой построена электронная информационная образовательных среда Пензенского государственного университета. В качестве примера организации индивидуального образовательного маршрута студентов авторы предлагают выбрать курс «Программирование». Планируется содержание, состоящее из пяти модулей, и информационное управление курсом. После прохождения теста происходит дифференциация возможностей перехода на следующий модуль, который до прохождения является скрытым. Для подтверждения предложенных методических решений была проведена первичная апробация на базе Пензенского государственного университета.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, информационный технологии, этапы построения, СДО Moodle, программирование.

Annotation. In this study, the authors touch upon an urgent problem at the present stage of the development of higher education - the construction of individual educational routes for students of pedagogical training areas. In the section "Introduction" substantiates the relevance of the chosen research topic. Further, the basic concepts such as "individual educational trajectory", "individual educational route" are considered. As a result, it is concluded that educational routes can be built in different ways and with different methods, depending on personal and professional determinants. In this connection, the individual educational trajectory has a wide significance both in the didactic and developmental, and in a professional way. Further, the authors identify the following stages in organizing the student's movement along an individual educational route: diagnostic, informative, design, organizational and accompanying, analytical. As an information component, the authors propose to use the Moodle SDO, on the basis of which the electronic information educational environment of Penza State University is built. As an example of organizing an individual educational route for students, the authors suggest choosing a course "Programming". The content is planned, consisting of five modules, and information management of the course. After passing the test, there is a differentiation of the possibilities of switching to the next module, which is hidden before passing. To confirm the proposed methodological solutions, an initial approbation was carried out on the basis of Penza State University.

Key words, individual educational route, information technologies, stages of construction, SDO Moodle, programming.

Введение. Образование в 21 веке ставит перед всеми уровнями образования задачу перехода от простой передачи знания в системе «преподаватель-обучающийся» к компетентностному системно-деятельностному подходу. В данном контексте должна изменится роль преподавателя, которая будет в основном заключаться в организации деятельности обучаемого в соответствии с его возможностями и потребностями с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Поэтому одной из тенденций высшего профессионального образования можно назвать персонализацию обучения. Индивидуализации обучения отводится большая роль в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [8] и Стандарте педагога.

В своем выступлении Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков указал, что «необходимо сделать высшее профессиональное образование индивидуальным, то есть работать с каждым по-особому» [6].

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрено в работах таких авторов как Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.).

Использование информационных технологий (ИТ) в высшем профессиональном образовании уже несколько лет оказывает определенные положительные эффекты, в частности за счет целенаправленного использования информационно-образовательной среды. Усиление влияния ИТ произошло и с началом Пандемии в 2020 г, когда образовательный процесс был переведен в дистанционный режим.

Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является рассмотрение возможности построения индивидуального образовательного маршрута при подготовке студентов - будущих учителей информатики.

Изложение основного материала статьи. Ведущие педагоги и методисты отмечают следующие возможности, которые предоставляет будущему профессионалу продвижение по индивидуальной образовательной траектории [1]: выбор оптимальных форм и темпов обучения; применение тех способов обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностями характеру будущей профессиональной деятельности; рефлексивное осознание полученных результатов; осуществление оценки и корректировки своей учебной и квази-профессиональной деятельности.

В монографии «Образовательные инновации в вузе: индивидуализация и смешанное обучение» представлено следующее определение: Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - подход, при котором студент может самостоятельно формировать свою образовательную программу с учетом собственных интересов, целей и возможностей. Как правило, для реализации ИОТ вузы делят программу обучения на несколько блоков, часть из которых обязательные, а часть - выбираются студентами с учетом характера будущей профессиональной деятельности [7].

А.В. Слепухин отмечает различную степень самостоятельности обучаемого в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, которая отмечается в работах различных авторов. Также в исследовании Жданко Т.А., Живокоренцевой Т.В., Чупровой О.Ф. отмечается, что ИОМ может включать в себя не только учебную деятельность, но и внеучебную, а также направленность на развитие общих способностей студента [2].

При анализе методической литературы по теме исследования можно сделать вывод, что образовательные маршруты могут быть выстроены разными путями и применительно различных методов, в зависимости от личных и профессиональных детерминантов. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение как в дидактическом и развивающем, так и в профессиональном ключе.

В большинстве определений индивидуального образовательного маршрута можно выделить несколько аспектов реализации [3,4]: содержательный, деятельностный, процессуальны.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что при построении индивидуальной образовательной траектории профессиональной подготовки студента необходимо предусмотреть наличие двух компонентов: содержательного компонента, который предполагает определение дерева развития возможных содержательных линий, а также; процессуального компонента, состоящего в проектировании и реализации той или иной технологии организации образовательного процесса.

Опираясь на работы А.В. Хуторского и Е.А. Александровой, можно определить следующие этапы при организации движения студента по индивидуальному образовательному маршруту.

Диагностический этап. Предполагается выполнение преподавателем диагностики индивидуально-личностных особенностей, а также уровней сформированности учебных и профессиональных компетенций, предполагаемых для освоения. Также объектом диагностики могут стать некоторые аспекты личности обучающегося: уровень развития мыслительной деятельности, уровень самостоятельности в освоении дисциплин. Здесь же желательно описание предполагаемых затруднений при продвижении студента по образовательной траектории.

Содержательный этап. Данный этап отводится под определение образовательного содержания темы или всей дисциплины, которая предназначается для освоения.

Проектировочный этап. Отводится под выбор образовательной стратегии, которая будет осуществляться каждым студентом. Данный выбор определяется индивидуально-личностными особенностями, его успешностью в обучении, спецификой будущей профессии и т.д. Преподаватель должен определить перспективный план учебной деятельности, объем материала и тематику занятий, роль самостоятельной работы. Также совместно с обучающимся предлагается наметить инструментальные средства и способ деятельности, систему контроля, а также оценки и самооценки.

Организационно-сопроводительный этап. Реализуется в виде совместной деятельности преподавателя и студента по прохождению тем, предоставлению соответствующих результатов. Преподаватель осуществляет систематический контроль и текущий анализ деятельности обучаемого.

Аналитический этап. Заключается в анализе индивидуальных и групповых достижений обучаемых. Осуществляется периодическая сверка полученных результатов с предварительно поставленными целями, определяются дальнейшие перспективы совместной деятельности.

Целесообразно также предложить студентам в рамках заключительного этапа провести демонстрацию полученных образовательных и профессионально значимых результатов с последующим групповым обсуждениям.

Выбор информационного инструментария.

Современный рынок цифровых технологий предлагает широкий выбор разнообразных систем, которые могут быть использованы при построении системы индивидуальных образовательных траекторий студентов-будущих профессионалов. В основном речь будет идти о системах, которые реализуют размещение учебных материалов, управление процессом дистанционного обучения.

В Пензенском государственном университете с 2016 г. действует электронная информационная образовательных среда, выполненная на базе СДО МооШе. Выбор данной среды был обусловлен ее следующими плюсами: Система полностью бесплатна и готова к использованию; предоставляются широкие возможности для создания дистанционных учебных курсов; имеется возможность реализации дистанционного обучения; система имеет возможность поддержки разнообразных педагогических сценариев и образовательных стратегий: программированное, модульное, индивидуальное, социальное обучение; имеется возможность внедрения в курс активных элементов, таких как вики, глоссарий, разнообразные тестовые задания и т.д.; имеется возможность внедрения разнообразных плагинов, разработанных другими пользователями.

Но можно отметить и следующие отрицательные аспекты: необходимость установки сервера для полноценного использования; громоздкость; доя полноценной работы требуется достаточно серьезная подготовка.

Построение системы.

В качестве примера организации индивидуального образовательного маршрута студентов Пензенского государственного университета нами был разработан курс «Программирование», который изучается студентами 1 курса направления подготовки 440301 Педагогическое образование, профиль «Информатика».

Выбор данного предмета обусловлен следующим: курс программирования является одним из первых курсов профессионального блока подготовки будущего учителя информатики, и от его успешного освоения зависит во многом дальнейший успешный образовательный путь обучаемого. Предмет традиционно вызывает сложности у студентов, так как данная область характеризуется высокой скоростью развертывания, частыми изменениями сред, появлением новых более современных подходов и технологий [5]. При этом учитывалась возможность реализации соответствующего подхода самими студентами в дальнейшем во время педагогической практики.

В результате было спланировано следующее содержание, положенную в основу содержания совокупности индивидуальных образовательных маршрутов (таблица 1).

Таблица 1

Содержание системы организации индивидуальной образовательной траектории учащихся по информатике

Номер модуля Содержание

Модуль 1 Теория по языку Python, задачи по линейным и разветвляющимся, циклическим алгоритмам, тест

Модуль 2.1 Теория по спискам в языке Python, задачи легкого уровня, тест

Модуль 2.2 Теория по спискам в языке Python, задачи повышенного уровня, тест

Модуль 3.1 Теория по строкам в языке Python, задачи легкого уровня, тест

Модуль 3.2 Теория по строкам в языке Python, задачи повышенного уровня, тест

Продвижение по индивидуальной образовательной траектории будет организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.

Как было сказано ранее, система организации индивидуальных образовательных траекторий студентов по курсу «Программирование» реализована в СДО МооШе.

Модуль 1

Модуль 2.1

Модуль 2.2

Результат

Модуль 3,2

Результат 2

Результат 2.4

Модуль 3,1

Рисунок 1. Схема прохождения индивидуальной образовательной траектории студентом

Сначала создается теоретическое содержание в виде лекции, далее представлены задачи для решения (рис. 2).

Программирование

Кабинет тоос11е / Мои курсы / Бакалавриат / 44.03.01 Педагогическое образование / Информатика (4 года-очная форма-ФГОС

Задачи для решения

Лабораторная работа 1

1. Составить программу вычисления значения функции у= Зхл2+7х- 8для заданного с клавиатуры значения аргумента х.

2. Составить программу вычисления расстояния между двумя точками, заданными на плоскости своими координатами.

3, Составить программу которая проверяет, является ли данный прямоугольник, квадратом.

4, Составьте программу, определяющую, пройдет ли график функции у=5х2-7х+2 через заданную точку с координатами (а,Ь). : Г: : :"т " : л " :: гс = -: _ , -: -": "т^т-- :т -. :": =г" :-г~:= - г~-: , \ -г-т"-:

Рисунок 2. Вид практической части курса

После решения практического задания обучаемый имеет возможность перейти к прохождению теста. После прохождения теста происходит дифференциация возможностей перехода на следующий модуль, который до прохождения является скрытым (рис. 3).

«0 Задачи для решения Модуль 1. Тест

Учебный модуль 2.1

Недоступно, пока Вы не получите оценку за Модуль 1. Тест

► Банк вопросов ж Переключиться к роли... X Вернуться к моей обычной роли

► Настройки моего профиля

► Администрирование

Поиск в настройю применить

Учебный модуль 2.2

Недоступно, пока Вы не получите оценку за Модуль 1. Тест

Учебный модуль 3.1

Рисунок 3. Вид курса

Анализ результатов теста представлен в таблице 2.

Анализ результатов теста

Таблица 2

Баллы Результат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<=6 баллов пройти модуль 1 заново

от 7 до 10 переход на модуль 2.1

11-12 перейти к модулю 2.2.

На рисунке 4 представлен результат прохождения теста.

Модуль 1. Тест

Анаши результатов гки:

1 гфывилкмых атл*гае - пдоД|в ыедуль 1 ыжян

2. о г №4 до №\ прмииъ^ьа □•■е*ЕМ - перечил, па модрпъ 21 3 ИХ-ИХЛ гсрамтиьн шци» - п#рейш с иедупе ? 7

Мс1й-д Бц«ч1ниаиин. Выоипя .оценки

Результаты ваших предыдущих попыток

П«1ЬаН* Скт«м* /12,00

Просмотр Злжршено 3.00

Высшая оценка: 3,00 / 12.00.

ПрОСЫйТр

Проем-НО

— ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

а

л о

А Навигация

4 I 11111 1| НУНЦИИ I ЦИ1И1 !■ * Гц и»1

• Р»

^ УИ11.ИВРМ

г н тает

' (»41»

Рисунок 4. Вид курса с результатом первого теста

Для реализации такого индивидуализированного прохождения образовательной траектории выполнена настройка модуля 2.1 и модуля 2.2, представленная на рисунках 5.

Рисунок 5. Настройка модуля 2.1

Таким образом, по результатам тестирования студент переходит либо к модулю 2.1, либо к модулю 2.2. В случае неудачного прохождения тестирования предлагается пройти модуль 1 заново.

Выводы. В данном исследовании раскрыты особенности построения индивидуального образовательного маршрута в ходе подготовки студента, будущего учителя информатики. В качестве предметной составляющей избран «Программирование», а в качестве информационной - СДО Moodle. Спланировано содержание, положенное в основу содержания совокупности индивидуальных образовательных маршрутов. Также спроектирован дистанционный курс в ЭПОС вуза. Предварительные результаты апробации показали, что предлагаемые методические и технологические решения позволили существенно повысить продуктивность изучения курса как в дидактическом, так и мотивационном плане.

Кроме того, студентам-будущим учителям информатики, участвовавшим в экспериментальном преподавании курса «Программирование», было предложено реализовать элементы технологии построения образовательных траекторий для учащихся 9-х классов во время прохождения педагогической практики. По отзывам ведущих педагогов работа студентов в данном направлении получила положительную оценку. Одной из перспектив исследования является расширение данной системы организации индивидуальной образовательной траектории студентовна весь период обучения. При этом основной задачей является разработка содержательного наполнения каждого модуля и оценочного инструментария. Кроме того, планируется специальная методическая подготовка студентов к проектированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников во время прохождения педагогических практик. Такая подготовка должна осуществляться в основном в рамках цикла методических дисциплин.

Литература:

1. Акимова, И.В. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся / И.В. Акимова, И.А. Баландин // Школьные технологии. - 2020. - № 2. - С. 74-85

2. Жданко, Т.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе / Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова//Magister Dixi. -2014. -№1 (13).-С. 140-146

3. Игнатович, С.С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций индивидуализации образования / С.С. Игнатович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №.7-9.

4. Лапёнок, М.В. Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы / М.В. Лапёнок, В.В. Макеева // Педагогическое образование в России. -2016. - № 7,- С. 37-43

5. Левченко, И.В. Особенности подготовки по программированию будущих учителей информатики / И.В. Левченко, А.Р. Садыкова, Д.Б. Абушкин, Л.И. Карташова, A.B. Кондратьева, В.П. Моисеев // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. -2021. -№4,-С. 337-346

6. Министерство науки и высшего образования. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах. -URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21499

7. Образовательные инновации в вузе: индивидуализация и смешанное обучение: монография. - Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. - 75 с.

8. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Принят 29.12.2012 г.]. -http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

9. Хуторской, A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / A.B. Хуторской. - М., 2000. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Савченко Александр Анатольевич

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения Харченко Галина Ивановна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности проектирования самообразовательной деятельности педагогического работника, занятого в современном учебном заведении. Непосредственно перед этим демонстрируется, какую роль сегодня играет педагог в образовательном процессе. На этом основании доказывается важность непрерывного совершенствования системы его профессиональных и личностных компетенций. При этом указывается, что одним из наиболее эффективных путей такового является самообразование. Далее авторы показывают, что последнее может быть достаточно эффективным только при условии интенсификации работ по его проектированию. Приводятся основные принципы организации рассматриваемой деятельности, которые надо учитывать в этом процессе. Рассматриваются и иные факторы, оказывающие влияние на эффективность самообразовательной деятельности и, следовательно, также долженствующие быть учтёнными при её планировании.

Ключевые слова: совершенствование системы образования, педагог, повышение квалификации педагога, самообразование педагога, педагогическое проектирование.

Annotation. Some features of designing the pedagogical worker employed in a modern educational institution self-educational activity are considered. Immediately before this, it is demonstrated what role the teacher plays in the educational process today. On this basis, the importance of his/her professional and personal competencies system continuous improvement is proved. At the same time, it is indicated that self-education is one of its most effective ways. Further, the authors show that the latter can be quite effective only if the work on its design is intensified. The basic principles of the activity under consideration organization, which must be taken into account in this process, are given. Other factors that influence the effectiveness of self-educational activity and, therefore, should also be taken into account when planning it are also considered.

Key words: improvement of the education system, teacher, teacher training, teacher self-education, pedagogical design.

Введение. Сегодня система образования в нашей стране находится в состоянии глубокого реформирования (С.В. Воробьева, С.В. Маркова, А.В. Мудрик). В подобной обстановке, естественно, претерпевает определённые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.