Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов'

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
48
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонких А. П., Прядехо А. А.

В статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов в контексте формирования ИКТ-компетенции как одной из ключевых компетенций современного учителя. Автором проведено исследование уровня сформированности ИКТ-компетенции у двух групп респондентов: студентов-бакалавров в период преддипломной практики в качестве учителей начальных классов и практикующих учителей. Согласно полученным результатам, целесообразно сделать вывод о том, что использование информационных и коммуникативных технологий при подготовке будущих учителей начальных классов имеет важное значение для становления компетентного специалиста как умение решать профессиональные задачи не только на уровне поведения (умение применять ИКТ-технологии на практике), но и на уровне содержания предметных знаний (целесообразность использования, учет возрастных особенностей учащихся, специфики предмета). ИКТ в школе выступает не только как объект изучения, но и как дидактическое (для педагога) и инструментальное (для учащихся) средство обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тонких А. П., Прядехо А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов»

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов

Тонких Александр Павлович,

кандидат физико-математических наук, доцент, профессор Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@mail.ru

Прядехо Алексей Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, pr-asam@mail.ru

В статье рассматривается использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов в контексте формирования ИКТ-компетенции как одной из ключевых компетенций современного учителя. Автором проведено исследование уровня сформиро-ванности ИКТ-компетенции у двух групп респондентов: студентов-бакалавров в период преддипломной практики в качестве учителей начальных классов и практикующих учителей. Согласно полученным результатам, целесообразно сделать вывод о том, что использование информационных и коммуникативных технологий при подготовке будущих учителей начальных классов имеет важное значение для становления компетентного специалиста как умение решать профессиональные задачи не только на уровне поведения (умение применять ИКТ-технологии на практике), но и на уровне содержания предметных знаний (целесообразность использования, учет возрастных особенностей учащихся, специфики предмета). ИКТ в школе выступает не только как объект изучения, но и как дидактическое (для педагога) и инструментальное (для учащихся) средство обучения.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, ИКТ-компетенция, будущий учитель начальных классов, предметные знания, умения.

Введение. Реализация федерального государственного образовательного стандарта предполагает наличие у будущего учителя определенного набора ключевых компетенций, одной из которых является использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности [2].

Соответственно, для подготовки будущих учителей необходимо создать условия, обеспечивающие формирование и дальнейшее развитие ИКТ-компетенции специалиста как способности и умении самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор, обработку и передачу необходимой информации посредством устных и письменных информационных и коммуникативных технологий [1].

В этой связи ИКТ-компетенция будущего учителя представляет собой умение работать с информацией: планировать информационный поиск, извлекать и обрабатывать первичную (необработанную) информацию, ее систематизировать, интерпретировать с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, представлять данную информацию в разных вариантах (устно, письменно) посредством разных средств (технических, коммуникационных). Высокий уровень владения информационными и коммуникативными технологиями предполагает наличие у будущего учителя умения применять в практике обучения различные Интернет-источники, электронные энциклопедии, онлайн-ресурсы, аудио-и видеофайлы, презентации [4].

Анализ литературных источников по теме исследования. Вопросами формирования ИКТ-компетенции педагогов (занимались И.А. Зимняя [4], С.В. Тришина [3], А.В. Хуторской [8]).

По мнению С. В. Тришиной, ИКТ-компетенция представляет собой интегративное качество личности как результат отбора, усвоения, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, что позволяет разрабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [3].

И.М. Осмолинкий считает, что ИКТ-компетенция позволяет решать определенный круг профессио-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

м

01 г

нальных задач посредством информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) [3].

Согласно А. В. Хуторскому, современная социальная среда и развитие компьютерных технологий предъявляют особые требования к подготовке будущего специалиста. Автор относит к содержанию ИКТ-компетенции навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях и окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) [8].

По мнению И. А. Зимней, информационная компетенция связана с умением использовать информационные технологии (массмедийных, мультимедийных, компьютерных, Интернет-технологий), отмечая, что именно в профессиональной деятельности данное умение становится компетенцией [4]. Соответственно, следует выделять ИКТ-компетенцию как часть информационной компетенции.

ИКТ-компетенция будущего учителя целесообразно понимать как необходимое системное свойство личности, направленность на моделирование и проектирование процессов обучения с использованием оптимальных ИКТ-технологий с целью повышения эффективности учебного процесса в целом [4].

Практика подготовки будущих учителей в области применения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) представлена в исследованиях В.А. Поляковой [5], Е.Н. Таракановой [6], О.Ф. Брыксиной [6], Л.Б. Эрштейн [9]. Авторы сходятся во мнении, что использование ИКТ в учебном процессе студентов, обучающихся в педагогическим учебных заведениях, дает возможность воспринимать, анализировать, преобразовывать и передавать различные виды информации, самостоятельно формулировать проблему, планировать процесс решения, оценивать и выбирать наиболее оптимальные способы ее решения, а также делать выводы, сопоставлять их с теми знаниями, которые необходимы будущим учителям в современном мире и передавать эти знания учащимися.

Исследования уровня ИКТ-компетенции учителя начальных классов представлены в работах С.А. Зайцевой [3], Л.Н. Ена [4], И.В. Смирновой [7], Анализ результатов исследований показал, что существующий уровень подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических вузах не соответствуют современным требованиям быстро развивающегося информационного общества. Будущие учителя оказываются неготовыми к использованию современных ИКТ вследствие фрагментарных знаний и недостаточного уровня практики. Следует отметить, что владение ИКТ-компетенцией у будущего учителя начальных классов нецелесообразно рассматривать с точки зрения «дополнительного» инструмента выполнения профессиональной деятельности. ИКТ-компетенция, по мнению О.А. Косино, должна быть неотъемной частью целостного образовательного

процесса, нацеленность на повышение его эффективности [3].

Таким образом, ИКТ-компетенция будущего учителя должна включать не только знания возможностей работы с различными информационными и коммуникационными технологиями (Интернет, онлайн-ресурсы, презентация, интерактивная доска, работа с компьютером на уроках), навыки работы с ними, но и эффективное использование различных методов обучения младших школьников в процессе организации знакомства с новым материалом, его закреплением, повторением, а также в творческой деятельности в совокупности с ИКТ-технологиями. В этой связи необходимым является формирование прочных предметных знаний будущих учителей начальных классов, способствовать развитию их личностных качеств и мотивации к самосовершенствованию применяемых навыков использования ИКТ-технологий.

Результаты исследования. Исследование уровня сформированности ИКТ-компетенции осуществлялось на базе БГУ им. И.Г.Петровского и школ города Брянска. Выборкой послужили 50 студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Педагогика» (профиль «Начальное образование») и 20 практикующих учителей начальных классов.

Целью исследования являлась сравнительная оценка уровня сформированности ИКТ-компетенции будущих учителей, осуществляющих обучение школьников начальных классов в период преддипломной практики, и практикующих учителей.

На этапе организационном этапе были определены уровни и индикаторы поведения.

С целью диагностики уровня сформированно-сти ИКТ-компетенции было проведено анкетирование, оценка уровня эффективности использования современных ИКТ на уроках посредством наблюдения.

Целью анкетирования послужило определение целей использования ИКТ на уроках математики в начальной школе и видов используемых ИКТ.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты (см. рисунки 1, 2).

Рис. 1. Цели использования ИКТ будущими учителями начальных классов и практикующими учителями на уроках математики

Рис. 2. Виды используемых ИКТ будущими учителями начальных классов и практикующими учителями на уроках математики

С целью оценки уровня эффективности использования современных ИКТ на уроках математики в начальной школе проведено наблюдение и определены следующие индикаторы поведения учителя в области использования ИКТ:

- умеет осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках;

- умеет видоизменять полученную информацию под образовательные задачи урока, учитывает особенности конкретного класса, конкретных учащихся;

- умеет применять на практике современные ИКТ - средства с целью повышения качества образования, повышения уровня знаний и познавательного интереса учащихся.

Выделены следующие уровни эффективности использования современных ИКТ (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровни эффективности использования современных ИКТ

Уровень Описание

3 (высокий, уровень развития) Предполагает высокую степень развития компетенции Педагог проявляет компетенцию в нестандартных ситуациях или в ситуациях повышенной сложности

2 (базовый, уровень развития) Данная компетенция присутствует у педагога в полном объеме Педагог эффективно проявляет компетенцию во всех базовых рабочих ситуациях

1(начальный,уровень развития) Педагог находится в процессе освоения данной компетенции Педагог понимает ее важность, однако не в полной мере проявляет ее в практической работе

0 (уровень некомпетентности) Педагог не владеет компетенцией, не понимает ее важности, не пытается ее применять и развивать

По итогам наблюдения по каждому индикатору были получены следующие результаты (см. рисунок 3).

Использование ИКТ в повседневной практике учителями начальных классов по результатам ан-

кетирования и наблюдения позволило выявить следующее:

- 45% учителей используют форумы преподавателей, где освещаются вопросы организации учебного процесса, методические разработки, мониторинг учебной деятельности;

- 35% занятиях используют интерактивную доску на постоянной основе, 40% - систематически, 25% используют редко;

- 35% учителей используют тематическое планирование в электронном виде, распечатывают конспекты, планы, задания;

- 40% используют обучающие игры, моделирование, цифровые энциклопедии и словари;

- 30% используют презентации на уроках.

Рис. 3. Результаты диагностики уровня эффективности использования современных ИКТ будущими учителями и практикующими учителями в начальной школе на уроках математики.

Отмечено, что у педагогов со стажем более 15 лет вызывают сложности в использовании современных интерактивных технологий как для поиска необходимой информации, так и в процессе проведения занятий: в большинстве учебных ситуаций применяют традиционные методы и формы обучения, возникают сложности в составлении и оформлении презентаций.

По результатам диагностики использования ИКТ будущие учителя начальных классов предпочитают использовать интерактивную доску на каждом уроке - 80%, в рамках проектной деятельности - 65%, привлекать учащихся к совместной интерактивной деятельности (посредством Интернет-технологий) - 75%. В ходе наблюдения положительным является стремление будущих учителей повысить познавательный интерес учащихся посредством введения интересного содержания, при этом не всегда эффективным является выбор средств ИКТ согласно возрастным особенностям младших школьников. Отмечено, что чрезмерное использование презентаций в качестве домашнего задания не акцентирует внимание учащихся на содержании знаний, а формирует у них мотивацию сделать красивую презентацию.

Заключение. Согласно полученным результатам, целесообразно сделать вывод о том, что использование информационных и коммуникативных технологий при подготовке будущих учителей

о о ш и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т

О

х

0

т О

01

и А

ы о

ш А

X X т

0

сч

м

01 Z

начальных классов имеет важное значение для становления компетентного специалиста как умение решать профессиональные задачи не только на уровне поведения (умение применять ИКТ-технологии на практике), но и на уровне содержания предметных знаний (целесообразность использования, учет возрастных особенностей учащихся, специфики предмета). ИКТ в школе выступает не только как объект изучения, но и как дидактическое (для педагога) и инструментальное (для учащихся) средство обучения.

Литература

1. Антонова, А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе современного учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 347-351.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 22.03.2010.

3. Зайцева, С.А. Состояние и перспективы развития ИКТПкомпетентности учителя начальных классов / С.А. Зайцева // Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 2. - С. 109-112.

4. Ена, Л.Н. ИКТ-компетентность учителя начальных классов / Л.Н. Ена, Е.С. Шиханихина, Ю.М. Кочу [и др.] // Образование и наука в современных условиях: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 102-104.

5. Полякова, В.А. Теоретические основы подготовки педагогов к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / В.А. Полякова, О.А. Козлов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. -№ 11. - С. 104-109.

6. Смирнова, И.В. Особенности управления процессом подготовки учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО / И.В. Смирнова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 6. - С. 50-53.

7. Тараканова, Е.Н., Брыксина, О.Ф. ИКТ-компетентность как ключевой компонент профессиональной подготовки современного специалиста // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2015. № 4. С. 76-77.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 10.02.2019).

9. Эрштейн Л.Б. Современные информационные технологии как фактор формирования учебного альянса в высшем образовании в Российской

Федерации // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - № 1. - С. 71-75.

The use of information and communication technologies in the

preparation of the future elementary school teacher Tonkikh A.P., Pryadekho A.A.

Bryansk State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the use of information and communication technologies in the process of preparing a future primary school teacher in the context of developing ICT competence as one of the key competencies of a modern teacher. The author has conducted a study of the level of ICT competence development in the field of ICT use in the educational process in elementary school for undergraduate students in the process of undergraduate practice and practicing teachers. According to the results, it is advisable to conclude that the use of information and communication technologies in the training of future primary school teachers is important for becoming a competent specialist as the ability to solve professional tasks not only at the level of behavior (the ability to apply ICT technologies in practice), but and at the level of the content of subject knowledge (appropriateness of use, taking into account the age characteristics of students, the specifics of the subject). ICT at school serves not only as an object of study, but also as a didactic (for a teacher) and instrumental (for students) learning tool.

Keywords: information and communication technologies, ICT competence, future preschool teacher, subject knowledge, skills. References

1. Antonova, A. V. Use of information and communication technologies in the work of the modern teacher // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2016. - T. 43. - p. 347-351.

2. On approval and implementation of the federal state standard of

primary general education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 06.10.2009 No. 373 (as amended on December 18, 2012) // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - № 12. - 03.22.2010.

3. Zaitseva, S.A. The state and prospects of development of ICT

competence of a primary school teacher / S.A. Zaitsev // Yaroslavl Pedagogical Gazette - 2011. - № 2. - P. 109-112.

4. Ena, L.N. ICT competence of a primary school teacher / L.N.

Ena, E.S. Shikhanikhina, Yu.M. Kopu [et al.] // Education and Science in Modern Conditions: Materials of the VII International. scientific - practical conf. (Cheboksary, May 22, 2016). In 2 t. T. 1 / redkol .: O.N. Shirokov [et al.] - Cheboksary: CNS Interactive Plus, 2016. - p. 102-104.

5. Polyakova, V.A. Theoretical foundations of training teachers to

use information and communication technologies in their professional activities / V.A. Polyakova, O.A. Kozlov // Remote and virtual learning. - 2016. - № 11. - p. 104-109.

6. Smirnova, I.V. Features of the management process of training

primary school teachers to implement the GEF NOO / I.V. Smirnova // Standards and Monitoring in Education. - 2012. - № 6. - p. 50-53.

7. Tarakanova, E.N., Bryksina, O.F. ICT competence as a key component of modern specialist professional training // Actual problems of modern science and education: theoretical and applied aspects. Collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2015. No. 4. P. 76-77.

8. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards /

A.V. Khutor // [Electronic resource]. - Access mode: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (the date of the appeal: 10.02.2019).

9. Ershtein L.B. Modern information technologies as a factor in the

formation of a training alliance in higher education in the Russian Federation // Open and distance education. - 2017. -№ 1. - p. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.