Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса студентов дисциплины «Физическая культура»'

Использование информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса студентов дисциплины «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапчинская Наталия Викторовна, Светкина Елена Георгиевна

В статье представлена эффективность и целесообразность использования средств информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса дисциплины «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапчинская Наталия Викторовна, Светкина Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS OF DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»

In the article efficiency and expediency of use of means of information and communication technologies is presented to the organizations of teaching and educational process of discipline «Physical culture».

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса студентов дисциплины «Физическая культура»»

УДК 004.9: [378.1:796]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. В статье представлена эффективность и целесообразность использования средств информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса дисциплины «Физическая культура».

Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, специальная медицинская группа, средства информационных и коммуникационных технологий.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS OF DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»

Abstract. In the article efficiency and expediency of use of means of information and communication technologies is presented to the organizations of teaching and educational process of discipline «Physical culture».

Keywords: health-saving competence, special medical group, means of information and communication technologies.

Инновационный подход в системе высшего образования России направлен на повышение качества профессиональной подготовки выпускников. Одним из решений является эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса [1].

Поддерживая практику Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (филиалом которого является Нижегородский институт управления) (НИУ РАНХиГС) в системе инновационного подхода, кафедра физического воспитания НИУ ищет свой алгоритм организации учебной и физкультурно-оздоровительной работы, используя широкий спектр информационных и коммуникационных технологий, таких как:

— Интернет-ресурсы: электронная библиотека, образовательные порталы и т.п.;

— компьютерные программы РИо1:о impression 4.0, Adobe Premiere Pro 5.0, Nero, Picasa 3.0, CD Burner;

— фото- и видео-материалы на CD/DVD в форматах jpg, tiff; mov, mpeg-4;

— технические средства (сканер, принтер, фото- и видеоаппаратура, телефон (стационарный, мобильный), телевизор, электронное табло, комплект звуковой аппаратуры), мультимедийный комплекс (компьютер/ ноутбук, проектор, микрофон);

— компьютерные программы Microsoft Word, Power Point, Access, Excel, Picture Manager;

— тестовая база системы дистанционного обучения «Прометей 4.3»;

— электронная почта, форум института, Notes Lotus, Skype-технологии [5].

Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий позволяет нам вносить изменения и разнообразить спектр форм и методов организации занятий. Традиционные лекции заменяются на лекции-презентации, электронные лекции, лекции с использованием фото- и видеоматериалов, интерактивные лекции с включением учебных фильмов и электронных учебников. Орга-

© Лапчинская Н.В., Светкина Е.Г., 2014

Н.В. Лапчинская Е.Г. Светкина

Natalia Lapchinskaya Elena Svetkina

низация практических и методико-практических занятий осуществляется с элементами компьютерных деловых игр и заданий. Презентация средств, форм и методов физического развития, оздоровления и профессионально-прикладной физической подготовки осуществляется с использованием интерактивных обучающих и коллективных заданий. В самостоятельной работе широко используются электронные учебники и учебно-методические комплексы, обращения к образовательным порталам и электронной библиотеке, организация контроля через Интернет-тестирование, получение информации и обмен информацией через систему дистанционного обучения «Прометей», проведение индивидуальных занятий и консультаций через электронную рассылку и электронную почту и т.д. Данный опыт широко используется со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, что является комфортным, привлекательным для студентов данной группы, стимулирует развитие их творческих возможностей и интеллектуального потенциала; позволяет расширить диапазон знаний, умений, навыков; формирует здоровьесберегающие компетенции в саморазвитии, познании и совершенствовании возможностей организма [2].

Специфика организации контроля успеваемости студентов связана со сложностью оценивания знаний, их умений, навыков и определения уровня сформированности компетенций. Нами разработан кейс-пакет аттестационных требований к студентам, в содержание которых включены комплекс мер, требований, творческих заданий, диагностика и исследование функциональных систем жизнеобеспечения, тестирование физических качеств с использованием средств физического воспитания и методов информационных и коммуникационных технологий [3]. Вышеуказанные требования и формы организации отчетности размещены на официальном сайте института в разделе «Кафедра физического воспитания», в рубрике «Учебно-методическая деятельность», где предложены рекомендованные ссылки на образовательные Интернет-ресурсы; доступные для скачивания электронные файлы (в форматах программы Microsoft Office Word) и материалы (в формате pdf) и т.д.

Один из блоков заданий электронного учебно-методического комплекса предполагает созданную в программе Microsoft Office Power Point защиту презентации на тему: «Практика и методика развития физических качеств для успешной профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда» с предоставлением сопроводительного текста в бумажном варианте [4]. Особое место в организации учебно-воспитательного процесса занимают презентации средств и методов, обеспечивающие владение технологией разработки личных проектов профессионально-прикладной, морально-волевой подготовки, знание основ методики составления комплексов оздоровительных упражнений, и как результат - своения учебной дисциплины, умение с помощью средств информационных и коммуникационных технологий демонстрировать, обосновывать развивающие и оздоровительные эффекты средств физической культуры. Одно из фундаментальных условий успеваемости являются показатели диагностики, тестирования систем жизнеобеспечения, определение уровня развития физических качеств, которые заносятся в базу данных программы Microsoft Office Excel. Возможности программы позволяют анализировать, обобщать полученные данные с помощью сводных таблиц и проводить наблюдения за реакцией организма на выполненные физические нагрузки в процессе занятий физической культурой и спортом, позволяют приобретать личный опыт самокоррекции здоровья, проводить рефлексию состояний своего организма на выполненные нагрузки с внесением коррекций в личные здоровьесберегающие проекты.

Использование нами в организации учебно-воспитательного процесса дисциплины «Физическая культура» средств информационных и коммуникационных технологий позволяет студентам расширять знания, формировать профессиональные и общекультурные компетенции через:

— разработку менеджмент-проектов спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

— пополнение учебно-методических материалов с предоставлением работ в печатном и электронном виде;

— разработку и защиту презентаций по практическому и методико-практическому разделам с предоставлением работ на флеш-накопителях;

— помощь преподавателям в разработке контрольных заданий по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура» и прохождение тестов;

— создание базы данных результатов тестирования физических качеств, диагностики систем жизнеобеспечения, где фиксируется их реакция на физические нагрузки;

— проведение индивидуальных консультаций и быстрой связи;

— организацию спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

— создание анонсов и объявлений о планируемых мероприятиях, передачу новостей;

— сбор информации о спортивных достижениях;

— участие в соревнованиях с размещением итогов на официальном сайте института, в студенческой газете «Alma Mater», в группах по интересам в социальных сетях.

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется нами на основе междисциплинарных связей, где студенты имеют возможность обращаться к рекомендованным сайтам, вебстраницам, различным электронным источникам, охватывающим область смежных наук: физиологии, анатомии, медицины, теории и методики физической культуры, культурологии, гигиены, юриспруденции, менеджмента, государственного и муниципального управления, социологии, безопасности жизнедеятельности и др. Для исследования целесообразности и эффективности использования средств информационных и коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, мы разделили их на группы - экспериментальную (занятия с использованием средств информационных и коммуникационных технологий) и контрольную (занятия по традиционной технологии дисциплины «Физическая культура»). По результатам анкеты «Здоровый образ жизни» выявляется изменение отношения к ценности здоровья и использования средств физической культуры как средства досуга и реабилитации (см. табл. 1).

Таблица 1

Ответы студентов экспериментальной (э) и контрольной (к) групп студентов на вопрос анкеты «Здоровый образ жизни»

Вопрос/ответ анкеты «Здоровый образ жизни» ответы в %

эксперимент альная группа контрольная группа

Изменился ли ваш интерес к здоровому образу жизни с течением лет? на I курсе на III курсе на I курсе на III курсе

1. Повысился 36 70 40 50

2. Остался без изменений 57 28 60 35

3. Снизился 7 2 0 15

Сравнительная выборка ответов на вопросы анкеты показывает, что у 70 % студентов экспериментальной группы к III курсу повышается интерес к здоровому образу жизни, что на 34 % больше, чем на I курсе; в контрольной группе интерес проявляют 50 % студентов, что на 10 % больше, чем на I курсе. В процессе исследования наблюдается (с 2010 по 2013 гг.) прирост среднего показателя результатов функционального тестирования студентов экспериментальной группы в трех контрольных заданиях из четырех (см. табл. 2)

Таблица 2

Средний прирост результатов функционального тестирования студентов экспериментальной (э) и контрольной (к) групп

учебный год статус контрольного задания средний показатель результатов тестирования

проба Штанге (сек) проба Генчи (сек) подъем корпуса лежана животе (раз/30 сек.) sit up test (раз/30 сек.)

э к э к э к э К

2010 Входящее тестирование 2,90 2,87 2,95 2,87 2,4 3,37 2,8 0,375

2013 Итоговое тестирование 11,2 5,4 8,6 7,25 2,8 4,08 4,6 1,75

Повышение показателей 8,3 2,53 5,65 4,38 0,4 0,71 1,8 1,37

Значительное улучшение к III курсу средних показателей результатов функционального тестирования у студентов экспериментальной группы мы объясняем формированием здоровьесбере-гающих компетенций, в содержание которых входит:

— повышение интереса к дисциплине «Физическая культура»;

— увеличение двигательной активности;

— понимание причин заболеваний;

— целенаправленный самоконтроль;

— расширенный опыт использования и свобода выбора средств, форм и методов физического воспитания;

— понимание взаимовлияния двигательной активности и работоспособности;

— осознанная потребность в самостоятельных занятиях;

— изменение отношения к личному здоровью, здоровому образу жизни на фоне положительного эффекта использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Практика показывает, что организация учебно-воспитательного процесса дисциплины «Физическая культура» с проведением обучающих семинаров, открытых занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий дает положительный результат обучения. Это подтверждается контент-анализом по ведению «Дневника самоконтроля», отзывами студентов об организации учебного процесса, анализом ответов на вопросы «Анкеты студента», в формировании личных проектов самооздоровления, активным посещением зрелищных спортивных мероприятий, повышенным интересом к просмотрам он-лайн трансляций соревнований с последующим их обсуждением на учебных занятиях и т.д.

Библиографический список

1. Кручинин М.В. Формирование правосознания студентов в вузе: монография / М.В. Кручинин [и др.]. -Н. Новгород: НФ УРАО 2010. - 310 с.

2. Лапчинская Н.В., Светкина Е.Г. Электронный учебно-методический комплекс «Лечебная физическая культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ranhigs-nn.ru/

3. Лапчинская Н.В. Физическая культура в вузе: Кейс-технология контроля: учебное пособие / Н.В. Лапчинская - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2009. - 175 с.

4. Лапчинская Н.В. Социальные и медико-биологические основы профессиональной деятельности государственных служащих: учебное пособие / Н.В. Лапчинская [и др.]. - Волго-Вятская академия государственной службы 2009. - 181 с.

5. Цветкова И.Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий как эффективного инструмента повышения качества обучения государственных и муниципальных служащих / Опыт и перспективы использования информацонно-коммуникационных технологий в подготовке управленческих кадров: материалы междунар. науч.-практ. конф., 17-31 мая 2010 г., г. Новосибирск. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011 - 426 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.