Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе'

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / И ИКТ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ICT COMPETENCE / ICT LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурман Н.В.

В современном мире, в котором почти всё связано с информационными технологиями, не только школьники должны быть знакомы с ними, но и учителя. Ведь учитель тоже должен шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. И если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. А как можно научить детей тому, чего не знаешь сам?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе»

Фурман Н.В. ©

Учитель начальных классов,

Лангепасское городское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В современном мире, в котором почти всё связано с информационными технологиями, не только школьники должны быть знакомы с ними, но и учителя. Ведь учитель тоже должен шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. И если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. А как можно научить детей тому, чего не знаешь сам?

Ключевые слова: информационные технологии, ИКТ-компетентность, и ИКТ -грамотность.

Keywords: information technologies, ICT competence, ICT literacy.

Современный педагог, должен владеть ИКТ-компетентностями, и быть ИКТ

грамотным. Под ИКТ-компетентностью учителя подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. Использование новых информационных технологий существенно облегчает педагогическую деятельность:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты).

Во - вторых, используя компьютер, можно готовить разнообразные дидактические материалы.

В - третьих, открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивной доски, электронного журнала. Немаловажную роль занимает использование электронных учебников на уроках и внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

В - четвертых, самостоятельная разработка тестов, контролирующих программ. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

В - пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед любым педагогом:

• участие в семинарах различного уровня;

• в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

• использование при подготовке к урокам, во внеурочной и проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

• использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

• формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием

ИКТ.

© Фурман Н.В., 2015 г.

Нужно помнить, что компьютер - всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше преподнести». Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я, возможно, запомню, научи меня - и я пойму, отойди в сторону - и я пойду сам».

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели:

- обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний;

- формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения;

- формирование информационной культуры обучающихся;

- развитие познавательных интересов обучающихся;

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

• активизации познавательной деятельности;

• повышению качественной успеваемости школьников;

• развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

• повышению уровня комфортности обучения;

• снижению дидактических затруднений у обучающихся;

• повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

• развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;

• приобретение навыков работы на компьютере обучающихся начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

• развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

• усилить мотивацию учения;

• сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

• активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

• качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

• приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний - этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания

обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии существенно

повышают эффективность образовательного процесса, помогают решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Учитель может использовать ИКТ на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

• презентации;

• информационные Интернет - сайты;

• информационные ресурсы на дисках;

• виртуальные экскурсии.

2) При отработке и закреплении навыков:

• компьютерные обучающие программы;

• компьютерные тренажеры;

• ребусы;

• компьютерные игры;

• печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);

• печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

• компьютерные тесты (открытые, закрытые);

• кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся:

• цифровые энциклопедии;

• словари;

• справочники;

• таблицы;

• шаблоны;

• электронные учебники;

• интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

• цифровые естественнонаучные лаборатории;

• Интернет.

Что дают такие уроки обучающимся?

1. За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

2. При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

3. Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

4. Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

1. Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

2. Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

3. Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

4. Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.

Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.

Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

В век глобальной информатизации, которая охватила все сферы жизнедеятельности, современным образовательным пространством востребован педагог-профессионал,

обладающий высоким уровнем развития профессиональной компетенции, информационной культуры, конкурентоспособности.

Итак, понятие «информационно-коммуникационная культура педагога» включает в себя совокупность системных научных знаний, умений и навыков, способность ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ, готовностью их творческого использования в своей профессионально-педагогической деятельности и постоянное и непрерывное самообразование.

Учитель обладает информационной культурой, если он:

- умеет организовать поиск образовательной информации в сети Интернет;

- умеет работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;

- знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные Министерством науки и образования пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий по учебному предмету и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;

- умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении учебным дисциплинам;

- умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;

- способен составлять небольшие, но необходимые педагогические программные средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, для формирования ИКТ-культуры педагога школе необходимо решить следующие задачи:

1. Улучшение материально-технической базы школы.

2. Создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий.

3. Внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации.

4. Организация групповых и сетевых форм работы с опорой на коммуникативную и рефлексивную деятельность;

5. Способствовать оптимальному сочетанию курсовой подготовки, послекурсовой поддержки и самостоятельной деятельности учителей по освоению и использованию ИКТ.

Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. А всего этого можно достичь, если педагог занимается самообразованием.

Литература

1. Беляев, М. И. Технология создания электронных средств обучения. М.: Просвещение, 2006.

2. Бондаренко, Е. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под.ред. А. А. Журина. - М.: ЮНВЕС, 2004.

3. Вильямс, Р. Компьютер в школе / Р. Вильямс, К. Макли. - M.: Просвещение, 2008.

4. Ганичева, Е. М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е. М. Ганичева. - М.: Просвещение, 2007.

5. Гордилова, Г. Г. Технические средства в обучении. - М.: ЮНВЕС, 2006.

6. Иванов, М. В. Пути совершенствования методов преподавания в школе // Современная школа. -2006. - N 3.

7. Клейман, Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения // Современная школа -

2005. - № 4.

8. Кожевников, Ю. В. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX-XXI. - М.: Наука, 2008.

9. Крюкова, Л. Ф. Компьютерные технологии в преподавании. // Высшая школа. - 2005. - № 1.

10. Лызлов, А. В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернетобразования. - 2006. - № 26.

11. Панюкова, С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностноориентированном обучении. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.

12. Тимофеев, С. Т. Информационные технологии интенсивного обучения // Современная школа. -

2006. - № 12.

13. Угринович, Н. Информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.