- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 103с.
2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.
3. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская // Одар. ребенок.
- 2011. - № 1. - С. 58-67.
© Левчук Е.А., 2018
УДК 004
Ю.В. Мальцева
магистр пед.наук, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Лобня, МО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ Аннотация
В данной статье рассматривается становление новой системы образования, которое направлено на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Применение ИКТ в образовательной сфере рассматривается неоднозначно: существуют как сильные, так и слабые стороны информатизации образования. Современные ИКТ рассматриваются как интенсивный механизм открывающий новые возможности и в образовательной сфере, и в области научных исследований.
Ключевые слова:
современные информационно-коммуникативные технологии, информационные ресурсы, компьютерные технологии, вычислительная техника, информатизация образования.
Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) определяются как постоянные процессы хранения, обработки и передачи информации, нацеленные на результативное применение информационных ресурсов, средств вычислительной техники и передачи данных при управлении системами различного класса и направления. ИКТ оказывают большое влияние на все без исключения аспекты человеческой деятельности, значительно повышая уровень автоматизации абсолютно всех информационных процессов, что является предпосылкой для ускорения темпов научно-технического прогресса. На сегодняшний день ИКТ создают достаточно новый потенциал для формирования учебного процесса, которое, к сожалению, мало осознаются в преподавательской сфере. Разберем этот тезис и попытаемся обосновать его [2, с. 3].
Вступление России на информационный путь информатизации образования ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. С 80-х годов, сумма знаний увеличивается втрое каждые 3 года. Меняется и состав знаний: часть традиционных знаний снижается с 80 вплоть до 40%, однако увеличивается доля новых знаний с 10 до 20% и знания, нацеленные на формирование творческих возможностей личности, изменилось с 4 до 25%. С возникновением компьютерных сетей и иных, подобных им средств ИКТ, образование получило новую возможность мгновенно получать информацию из любой точки планеты. Посредством использования сети Интернет можно получить доступ к таким информационным ресурсам как: фонд библиотек; архивы; фонды отраслевой информации; информация государственных структур; финансовая и экономическая информация; СМИ и т.д.
В обществе с точки зрения потребности в информации произошел довольно качественный прыжок:
переход от условий с дефицитом информации к условиям с ее излишком. В науке данный скачок приводит к приоритету концепции и интерпретации итогов над экспериментами. Современный образовательный процесс в высшей школе базируется на интеграции информационных технологий в области высшего образования.
В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспоримо. При этом информационные технологии повсеместно используются как для поддержки традиционной системы образования, так и для внедрения новой модели - дистанционного обучения (е-1еагш^). На Западе дистанционное обучение постепенно завоевывает все большую популярность, превращаясь в удобную альтернативу традиционного обучения для получения высшего образования.
Исторически дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас это средство обучения, использующее аудио-, видеотехнику, Интернет и спутниковые каналы связи. Все это в значительной степени стимулирует приток студентов на дистанционное обучение. С повышением уровня развития средств телекоммуникаций и связи эти тенденции будут возрастать [1, с. 24].
ИКТ значительно увеличивают степень производительности труда в науке и образовании за счет:
- упрощение и ускорение процессов обработки, передачи данных;
- обеспечение правильности и качества решаемых задач;
- возможности реализации ранее решаемых задач;
Таким образом, следует по-новому позиционировать информационно - технологические процессы в сфере образования и объективно подойти к ходу информатизации.
Использование компьютерных средств влияет на способы деятельности учителя. Пользовательских знаний и умений при работе с компьютером для профессиональной деятельности мало. От него требуется еще и знаний и умений использовать их в процессе учебного процесса и организации самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Внедрять новые информационные технологии может только тот учитель, который владеет навыками квалифицированного пользователя компьютерной техникой. Будущий учитель должен владеть навыками работы по разнообразным прикладным программным обеспечением, предназначенным для обработки текстовой, графической, звуковой информации, калькуляторов, баз данных, реализации сетевых технологий, а также для структурирования и представления этой информации в различных формах. Усвоенные навыки, он должен уметь использовать для решения своих профессиональных задач.
Некоторые педагоги-практики считали, что информационно-коммуникативные технологии всегда являлись необходимым составляющим элементом в образовательном процессе. Так как «любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся» [4], согласно суждению педагогов-практиков, любые педагогические средства информационными технологиями, которые оказывают влияние на все без исключения стороны жизнедеятельности образовательного учреждения.
Между тем введение ИКТ в образовательные учреждения влечет за собой развитие такого рода среды для которой характерно учебно-методическое заполнение информационных ресурсов и программно-аппаратная организация информационной среды.
Следовательно, проникновение передовых информационных технологий в сфере образования дает возможность педагогам высококачественно поменять сущность, способы и организационные формы обучения и преподавания. Целью введения этих технологий в образовательную сферу является усилие интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе.
Формируется всемирная информационная зона, которая обеспечивает доступ людей к информационным ресурсам, и способная удовлетворить социальные и личностные потребности в той или иной информации. В учеников формируется способность к переобучению, так как уже совсем скоро будут востребованы не те люди, которые получили высшее образование, а те, кто будут способны к переобучению.
Разные информационные средства помогают ученику (студенту) в процессе обучения. Они могут стремительно быстро и легко найти те данные, которые ему необходимы. И к тому же информационные средства не требуют от учащегося особой подготовки, так как все без исключения с ним знакомы. Использования информационных ресурсов, находящихся в сети Интернет, зачастую приводит к негативным результатам. В процессе использовании таких средств ИКТ начинает действовать принцип экономии сил, который в свою очередь не способствует повышению эффективности обучения.
Чтобы ознакомить учащихся с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, достигая осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель применяет различные виды ИКТ, например: компьютерные фильмы и анимация, графические изображения (схемы, рисунки, фотографии приборов, установок, выдающихся личностей), звуковые фрагменты, компьютерные модели предметов, процессов, явлений. Учитель сам должен определять, какой рисунок, фрагмент, модель воспроизвести и в какой последовательности. ИКТ на уроках не следует превращать в самоцель. Она должна способствовать эффективному обучению школьников, поскольку неумело использована отвлекает детей от целенаправленной работы.
В каждом человеке развивается навык сканирования текста, а не навык внимательного и вдумчивого его чтения. В самом деле, при работе со средствами ИКТ активный в речевом плане студент, на долгое время замолкает.
На протяжении всего времени обучения в общеобразовательных учреждениях студент занимается тем, что молча, потребляет информации.
В результате чего на протяжении многих лет орган объективизации мышления человека отключается.
Еще одним минусом, о котором мы, можно сказать, очень редко задумываемся: мы доверяем компьютерным технологиям настолько сильно, что не задумываемся о том, что они могут выйти из строя как, и любая другая техника. И в основном это происходит в наиболее неподходящий момент. Кроме того, вследствие глубокой информатизации общество становится очень зависимой от информационной инфраструктуры. Инфраструктура нашей обыденной жизни стала очень затрудненной. ИКТ помогают системе безопасности, и в то же время делают нашу жизнь наиболее подвластной влияниям извне [2].
Таким образом, основными преимуществами ИКТ обучения является то, что они помогают обеспечить глубину изучения содержания, то есть учащиеся осваивают все уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Учитель получает возможность дифференцированного подхода к учащимся со специальными нуждами - личностными и интеллектуальными; меняется роль учеников - они принимают важные решения относительно процесса обучения, развивают коммуникативные умения и навыки, организационные способности; основным источником мотивации учения становится интерес самого ученика (происходит переход от внешней мотивации (оценки) к внутренней (потребность в познании) значительно повышается роль личности педагога: он меньше времени тратит на решение проблем с дисциплиной, педагог больше раскрывается перед учениками как лидер, организатор; ученики, которые получают личный опыт учительства, с новой точки зрения смотрят на учебно-воспитательный процесс, на роль учителя и ученика в нем.
Недостатками ИКТ в образовательном процессе является то, что усвоение незначительного объема информации требует значительного времени; сложно наладить взаимообучение как постоянный механизм; каждая интерактивная технология требует предварительного рассмотрения и обучения учащихся процедуры; учитель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения; результаты работы учащихся менее предвиденные; дисциплина учащихся на интерактивном уроке может быть проблемой для учителя; при неудачном обучении необходимо дополнительное время для коррекции знаний.
Проведенное исследование позволяет выявить уровень повышения компьютерной подготовки обучаемых, увеличение количества и расширение разновидностей авторских педагогических программных методов, применение новых информационных технологий в науке и образовании в целом, являются одним из основных направлений совершенствования среднего специального, высшего и послевузовского
образования, как нашей стране, так и за ее пределами. Список использованной литературы:
1. Абасова, С.Э. Применение новых информационных технологий в дистанционном обучении / С.Э. Абасова, С.Г. Абдуллаев // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 11
2. Браженская Е. О. Плюсы и минусы информационных технологий // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.mfo/arcЫve/techшc/9(12).pdf (дата обращения: 29.09.2018)
3. Ирзаев Г.Х. Модель интегрированной информационно-коммуникационной среды поддержки учебного процесса в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 68-70.
4. Информатизация общего среднего образования: науч.-метод. пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М. Педагогическое общество России, 2004. -384 с.
5. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. -141 с.
6. Ирзаев Г.Х., Мурадов М.М. Автоматизированная система мониторинга и оценки публикационной активности преподавателя кафедры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-1 (40). С. 64-70.
© Мальцева Ю.В., 2018