Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ МАГИСТРАЛЯМИ (ВСМ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ МАГИСТРАЛЯМИ (ВСМ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ (ВСМ) / LOGISTICS / INTERNET OF THINGS / DIGITALIZATION / PHYSICAL INTERNET / MANAGEMENT / BUSINESS MODEL / CARGO TRANSPORTATION / HSR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассамаха Д.В., Добрин А.Ю.

С развитием транспортной инфраструктуры совершенствуются подходы к перевозке грузов, появляются новые логистические технологии. Сеть Интернет продолжает активно и весьма результативно вторгаться в сферу логистики. Не так давно, в науке стала набирать обороты технология Физического Интернета (Physical Internet), которая представляет собой инновационную логистическую концепцию, активно формирующуюся в последние годы. С целью совмещения цифровых решений, в рассматриваемой области, применяются различного рода инновационные и технические возможности, в число которых входят как PI, так и Интернет Вещей (Internet of Things). У всех современных технологий, которые так или иначе способны модернизировать логистику, как сферу деятельности по оказанию перевозочного процесса, есть как преимущества, так и значимые недостатки, которые можно решить только с течением времени и с помощью накопленного опыта. В данной статье, авторами проанализированы аспекты цифровой и усиленной логистики и дается представление об использовании и влиянии технологии физического интернета на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а в перспективе и высокоскоростными магистралями (ВСМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE AND IMPACT OF PHYSICAL INTERNET TECHNOLOGY ON THE TRANSPORTATION OF GOODS BY HIGH-SPEED RAIL (HSR)

With the development of transport infrastructure, approaches to the transportation of goods are being improved, new logistics technologies are emerging. The Internet continues to actively and very effectively invade the field of logistics. Not so long ago, the technology of the Physical Internet began to gain momentum in science, which is an innovative logistics concept that has been actively developing in recent years. In order to combine digital solutions in this area, various kinds of innovative and technical possibilities are used, including both PI and the Internet of Things. All modern technologies, which, in one way or another, are able to modernize logistics, as a field of activity for the provision of the transportation process, have both advantages and significant disadvantages that can be solved only over time and with the help of accumulated experience. In this article, the authors analyze aspects of digital and enhanced logistics and give an idea of the use and impact of physical Internet technology on the transportation of goods by rail, and in the future, and high-speed highways (HSR).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ МАГИСТРАЛЯМИ (ВСМ)»

Использование и влияние технологии физического интернета на перевозку грузов высокоскоростными железнодорожными магистралями (ВСМ)

Рассамаха Денис Васильевич,

магистрант курса кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами», Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Российская Федерация, d.rassamaha@vsmexpert.ru

Добрин Алексей Юрьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика транспортной инфраструктуры и управление строительным бизнесом», Российский университет транспорта (МИИТ), a.dobrin@myief.ru

С развитием транспортной инфраструктуры совершенствуются подходы к перевозке грузов, появляются новые логистические технологии. Сеть Интернет продолжает активно и весьма результативно вторгаться в сферу логистики. Не так давно, в науке стала набирать обороты технология Физического Интернета (Physical Internet), которая представляет собой инновационную логистическую концепцию, активно формирующуюся в последние годы. С целью совмещения цифровых решений, в рассматриваемой области, применяются различного рода инновационные и технические возможности, в число которых входят как PI, так и Интернет Вещей (Internet of Things). У всех современных технологий, которые так или иначе способны модернизировать логистику, как сферу деятельности по оказанию перевозочного процесса, есть как преимущества, так и значимые недостатки, которые можно решить только с течением времени и с помощью накопленного опыта. В данной статье, авторами проанализированы аспекты цифровой и усиленной логистики и дается представление об использовании и влиянии технологии физического интернета на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а в перспективе и высокоскоростными магистралями (ВСМ).

Ключевые слова: логистика, интернет вещей, цифровизация, физический интернет, управление, бизнес-модель, грузоперевозки, высокоскоростные магистрали (ВСМ).

Являясь самой большой странной в мире, Россия обладает огромными территориями, располагается на Востоке Европы и Севере Азии и имеет границы с 18 странами. Учитывая масштабы государства и его географическое положение, Россия должна обладать отлаженной транспортной системой как для обеспечения внутренних потребностей в перевозках, так и для удовлетворения спроса на транзитные перевозки. Наибольший объем грузоперевозок приходится на железнодорожный и автомобильный виды транспорта (без учета трубопроводного).

От надежности функционирования всей транспортной системы зависит взаимосвязь регионов РФ, работа предприятий, возможность перемещения граждан, а также безопасность всего государства как экономическая, так и геополитическая [4]. Развитие транспортной системы, поддержание её в должном состоянии - является необходимым условием развития государства, улучшения экономической ситуации, развития промышленности, роста ВВП страны и, в том числе, благосостояния граждан. Для достижения данной задачи была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года». Она предусматривает органичное развитие всех видов транспорта с учетом взаимного влияния. Часть мероприятий реализовано, часть еще предстоит выполнить.

Правительством РФ была утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года (ДПР-2025). В том числе предусматривающая существенное увеличение пропускной и провозной способности Восточного полигона ж/д, увеличение транзита контейнеров по направлению Азия - Европа.

Помимо классических технических решений расшивки узких мест ж/д, строительства вторых путей, разъездов, модернизации раздельных пунктов, ОАО «РЖД» проводит испытания и внедрение инновационных технологий, например:

- внедрение инновационного подвижного состава с увеличенной осевой нагрузкой;

- сокращение интервалов между поездами;

- внедрение технологии виртуальной сцепки.

Мы хотим выделить еще одну перспективную технологию именуемую - «физический интернет», но это не интернет и передача данных в общепризнанном понимании. Это метафора иллюстрирующая инновационный подход к организации грузоперевозок. Но обо всем по порядку.

На сегодняшний день, интернет играет ключевую роль в условиях конкурентного рынка и вносит существенные изменения в развитие экономики различных стран мирового информационного сообщества. Интер-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

< CG

0

1 I

нет трансформирует потоки информации в современном мире, превращая ее из аналоговой в цифровую. Интернет оказывает реальное воздействие на жизнь: контролирует температуры в помещениях, повышает уровень безопасности во время путешествий и др.

Инновации происходят под сильным давлением со стороны глобальных корпораций, но также из-за растущих потребностей грузоотправителей, которые все больше стремятся отслеживать весь маршрут своих товаров и поэтому стремятся к цифровой интеграции транспортных и логистических процессов [2]. Если заострить свое внимание на работе большинства транс-портно-логистических компаний, то становится очевидным, что все они до сих пор используют устаревшие способы осуществления своей деятельности, а для того, чтобы перейти на новый уровень и заметно повысить эффективность работы, требуется заняться массовым внедрением такой технологии как физический интернет. Технология «физического интернета» (Physical Internet) была разработана ученым по имени Бенуа Монтрей, который раскрыл значение этого термина, подводя к тому, что это - идея, ориентированная на физическую реализацию цифрового интернета, посредством открытости глобальной логистической системы, совмещенной с физической, цифровой и операционной связью в единое целое, которая изменит способ и методику перемещения товаров в любую точку мира. Если выражаться простыми словами, то система «физического интернета» -это создание единого представления о перевозочном процессе на основе применения функционального базиса для сотрудничества конкурирующих между собой организаций. В основе этой системы планируется создать разветвленную сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, где будут располагаться самые востребованные товары разных производителей. Если обратить внимание на рисунок 1, то можно определить, что при внедрении этой централизованной унифицированной концепции, прослеживается сокращение порожних ездок транспортных средств.

Hyperconnected Manufacturing

Beyond current outsourcing, subcontracting, off shoring, reshoring compromises Dedicated realization

Hyporconnoctod realization

Enabling Efficient & Agile on-Demand Near Point-of-Use Product Realization

^ Currently вхркжМ c»afl*d орал m*nuf*cture<

■¡BP) Currently unexomted ceraftea open manufacturer

Щ Currently exploited certified open ШШШ Currently unexptoned certified open auembter

Рисунок 1 - Традиционная схема поставок и схема поставок с использованием физического интернета

При едином документообороте и общей сети складов и распределительных центров, будут выполняться условия, при которых многие производители будут предоставлять к использованию свои и сами будут пользоваться подвижными составами других компаний, где, к примеру, в одном подвижном составе будет располагаться продукция и «Coca-Cola», и «Pepsi», и других брендов. Технологически это выглядит следующим образом и представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Методика распределения грузов на контейнерном терминале

Так, с каждым днем технологии уверенно устремляются вперед и даже в такой отрасли, как логистика инновации крайне необходимы и важны.

Логистика - это основополагающая наука, связанная с управлением перемещения ценностей при различных современных условиях. Логистика - это очень консервативная отрасль, которая имеет несущественный барьер между Интернетом и физическим миром, так как сейчас она готова принимать новые технологии, в особенности облачные решения и сервисы. Приобретение каких-либо товаров происходит в режиме реального времени быстро и беспроблемно, за исключением поставки. Обычно, эффективное получение заказа происходит в течение одного дня до нескольких недель [1]. В то же время, клиенты требуют соблюдение таких аспектов, как высокая скорость доставки, сохранность и безопасность груза, а также бесперебойное обслуживание. Стоит упомянуть о том, что транспортно-логистическая отрасль, в большинстве своем, основывается на технологиях, которые обновляются и улучшаются с каждым днем, но еще не используются в полной мере, как и потенциальная эффективность транспортных средств, в том числе и с целью уменьшения загрязнения окружающей среды. Существующие проблемы создают потребность в радикальных изменениях, связанных с инновационными подходами, в том числе и в сфере использования технологии Физического Интернета на перевозку грузов с использованием высокоскоростных магистралей (ВСМ). Упоминаемая авторами технология, кроме всего прочего, может и должна работать в совокупности с другими безбумажными системами, такими как:

- «Internet of Things» (IoT, Интернет Вещей), которая позволяет полностью перейти к электронному учету, снизить влияние человеческого фактора и отслеживать грузы в режиме «онлайн» [6];

- «Blockchain» (Блокчейн);

- Аналитика и мониторинг данных;

- «Artificial Intelligence» (ИИ, Искусственный интеллект) и машинное обучение;

- Усиленная логистика - это согласие на отделение физических ресурсов от процессов и операций и одновременное отделение информационных действий от физического распределения [1]. В простом понимании - это предоставление общего доступа к информации о физических активах (запасы, транспортные средства, производственные мощности) с целью устранения ограничений, связанных с эффективностью эксплуатации и проектирования логистических систем и возможностей.

Все они, в совокупности, позволяют управлять проблемами своих сетей поставок и модернизировать использование активов с более низкими социальными и экологическими последствиями, используя адаптацию, стандартизацию и согласование разнородных элементов в условиях бизнес-процессов.

Для интеграции усиленной логистики и Р1 необходимо создать устойчивую модель системы физического интернета. Прежде всего, для этого лучше опереться на знания в области математического моделирования и возможностей интернета вещей, которые в совокупности пока не очень популярны как в логистике в целом, так и особенно в железнодорожных перевозках. Нужно искать аспекты, на которых компании могут сэкономить, показать, как получать правдивую информацию об их вагонах и грузах, - и, тогда, клиенты грузоперевозчиков с удовольствием будут внедрять технологии и тратить на них свои денежные средства.

В настоящее время рынок перевозок высокоскоростными железнодорожными магистралями слишком консервативен, поэтому и для него нужны инновационные решения. Использование Физического интернета в рамках высокоскоростного грузового сообщения позволит перевозить грузы различного типа, закрепленные в единой нормативной документации с использованием современных п-контейнеров с возможностью отслеживания состояния грузопакетов внутри вагонов и их перемещение по всему установленному маршруту, на котором осуществляется быстрая перевозка массовых и немассовых видов грузов и создается потребность в сокращении порожних пробегов, повышении загрузки подвижного состава на 95-100% и еще большему сокращению сроков доставки, что приведет к снижению операционной составляющей, заключающейся в стоимости товара.

Технология физического интернета в железнодорожной логистике - это, в первую очередь, датчики, способные передавать данные самостоятельно и располагающиеся как внутри, так и снаружи вагонов. Сейчас таких датчиков появляется все больше, поскольку, это направление быстро развивается, но ему не хватает стандартизированной документарной базы, ведь все они [датчики] и системы считывания - разнородные. Они имеют между собой существенные различия и могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но и даже в городах, а построить единую систему является сложной задачей. Мы считаем, что необходимо вносить изменения в инфраструктуру, а не в сами вагоны.

Таким образом, «Физический интернет» способствует ускорению и снижению общей стоимости грузоперевозок по причине более совершенной логистики и компактно упакованных перевозимых грузов. В перспективе ожидается, что появятся логистические платформы электронной коммерции, позволяющие осуществить контроль цифровых способов доставки и перевозки грузов на ВСМ в режиме реального времени [б]. В качестве положительного эффекта от внедрения этой концепции можно увидеть присутствие пользы для экологии, поскольку если сократится количество перевозок, то уменьшится и количество вредных выбросов от автомобилей (того вида транспорта, который в настоящее время используется для адаптации этой технологии). Но есть ряд проблем, возникающих при реализации концепции «физического интернета». Для полного внедре-

ния данной концепции понадобится построить целую инфраструктуру, в которую будут входить распределительные центры, работающие со специальным оборудованием для п-контейнеров, затем необходимо будет оборудовать все транспортные средства [3]. Логистические же сети будут объединять всю информацию о клиентах и их требованиях, напрямую получаемые от датчиков и размещаемые в облачных базах данных. Этот метод размещения и хранения сведений позволит компаниям предложить наиболее широкий спектр служб, специализирующихся на перевозке и доставке.

Маркировка товаров поможет отслеживать грузы, ускорит логистические процессы и может стать драйвером для бизнеса, так как позволит экономить на оформлении документов и складском хранении и быстрее проходить таможенный досмотр грузов.

Эффекты от внедрения физического интернета для государства и бизнеса представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Основные преимущества и недостатки от внедрения физического интернета для государства_

Преимущества

- полное отсутствие «серых» схем грузоперевозок;

- общее увеличение налоговых поступлений в бюджет региона, области,страны;

- возможность анализировать более тщательно маршруты движения грузопотоков, а также потребности регионов и областей в ряде товаров;

- упрощение документооборота государственных органов с бизнесом;

- рост уровня электронной коммерции;

- стандартизация и унификация организационно-правовых аспектов с компаниями перевозчиками.

Недостатки

- сложность внедрения, госорганы обязаны иметь развитую ИТ-базу для использования физического интернета;

- требуется большой промежуток времени для освоения инновационной технологии;

- необходимость в большом количестве компетентных в ИТ-отрасли кадров;

- страны, из которых импортируется груз, могут не использовать п-контейнеры, в этом случае придется осуществлять перегрузку из доставленной тары в оцифрованную для осуществления сбыта.

Таблица 2

Основные преимущества и недостатки от внедрения физического интернета для бизнеса_

Преимущества

- позволяет увеличить взаимодействие между участниками рынка;

- совершенствование логистического рынка;

- индивидуализировать используемых систем и протоколов в облачном формате;

- повысить безопасность перевозимых грузов;

- полная или частичная автоматизация процесса;

- сокращение порожних пробегов;

- полное отслеживание перемещения своего груза;

- снижение срока доставки;

- улучшение условий труда;

- снижение затрат._

Недостатки

- отсутствие финансовых ресурсов для перехода к использованию данной технологии, сложность разработки единой системы (закупка универсальных контейнеров, формирование общей системы складского хозяйства и распределительных центров);

- защита конфиденциальности данных.

X X О го А С.

X

го т

о

Как видно из таблиц, технология имеет как свои преимущества, так и недостатки. Причем и для государства, и для частного бизнеса.

м о м

Исходя из того, что транспортные издержки в стоимости конечного продукта составляют от 60 до 80 %, можем сделать следующее заключение - при внедрении такой инновационной технологии, как физический интернет, которая своей основной задачей ставит, именно, оптимизацию и значительное увеличение эффективности работы логистической сферы, ожидается, что общий уровень транспортных издержек уменьшится. В свою очередь, такое уменьшение скажется на изменении стоимости конечного продукта. Это даст возможность покупателям увеличить объем потребительской корзины.

Стоит учесть, что при увеличении объемов спроса -закономерно возникнет необходимость увеличения объема предложения, то есть повысить объемы производства, что отразится на увеличении таких показателей как уровень ВРП и ВВП.

В подобном развитии заинтересовано и государство, и частный бизнес, поэтому одним из возможных механизмов реализации проекта может стать государственно-частное партнерство [5].

Литература

1. Лазич Ю.В., Антонова В.А. Цифровая логистика: внедрение «физического интернета». // ВепеЛсшт. 2019. № 2 (31). С. 25-33.

2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2019. - 272 с.

3. Рассамаха Д.В., Ларин О. Н. Внедрение технологии физического интернета с целью перевозки грузов ускоренным железнодорожным сообщением // Актуальные исследования. 2020. №24 (27). С. 18-23.

4. Добрин А.Ю., Жаков В.В., Фроловичев А.И. Транспорт - драйвер развития или заложник экономической нестабильности. // В сборнике: Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее. Труды международной научно-практической конференции. 2019. С. 104-109.

5. Волков Б.А., Добрин А.Ю. Эффективность механизмов ГЧП для транспортной инфраструктуры. // Мир транспорта. 2017. Т. 15. № 2 (69). С. 124-139.

6. Рассамаха Д. В., Синицына А. С., Рауткин Т. А. Цифровые и платформенные решения при разработке высокоскоростных магистралей (ВСМ) // Актуальные исследования. 2021. №1 (28). С. 33-36.

The use and impact of physical internet technology on the transportation of goods by high-speed rail (HSR)

Rassamakha D.V., Dobrin A.Yu.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian University of Transport (MIIT)

With the development of transport infrastructure, approaches to the transportation of goods are being improved, new logistics technologies are emerging. The Internet continues to actively and very effectively invade the field of logistics. Not so long ago, the technology of the Physical Internet began to gain momentum in science, which is an innovative logistics concept that has been actively developing in recent years. In order to combine digital solutions in this area, various kinds of innovative and technical possibilities are used, including both PI and the Internet of Things. All modern technologies, which, in one way or another, are able to modernize logistics, as a field of activity for the provision of the transportation process, have both advantages and significant disadvantages that can be solved only over time and with the help of accumulated experience. In this article, the authors analyze aspects of digital and enhanced logistics and give an idea of the use and impact of physical Internet technology on the transportation of goods by rail, and in the future, and high-speed highways (HSR).

Keywords: logistics, internet of things, digitalization, physical Internet, management, business model, cargo transportation, HSR.

References

1. Afanasenko I. D., Borisova V.V. Digital logistics: textbook for universities. - St. Petersburg: Piter, 2019. - 272 p.

2. Lazich Yu. V., Antonova V.A. Digital logistics: introduction of the "physical Internet". / / Beneficium. 2019. No. 2 (31). Pp. 25-33.

3. Rassamakha D. V., Larin O. N. Introduction of physical Internet technology for the purpose of cargo transportation by accelerated railway communication. 2020. No. 24 (27). Pp. 1823.

4. Dobrin A. Yu., Zhukov V. V., Frolovichev A. I. Transport-a driver of development or a hostage of economic instability. // In the collection: Conceptual problems of economics and management in transport: a look into the future. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. 2019. P. 104-109.

5. Volkov B. A., Dobrin A. Yu. Efficiency of PPP mechanisms for transport infrastructure. // World of transport. 2017. Vol. 15. No. 2 (69). Pp. 124-139.

6. Rassamakha D. V., Sinitsyna A. S., Rautkin T. A. Digital and platform solutions in the development of high-speed railways (HSR). 2021. No. 1 (28). Pp. 33-36.

СЧ

о

СЧ

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.