Землеустройство
УДК 65.01 КУЗЬМИЧ НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
к.э.н., доцент кафедры геодезии и землеустройства, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», e-mail: kuzmiz@list.ru
001:10.26726/1812-7096-2022-2-76-81 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КИТАЕ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ
Аннотация. Цель работы. В статье обозначены значительные проблемы развития и использования земельных ресурсов в Китае в связи с урбанизацией. Цель исследования состоит в анализе использования и охране земельных ресурсов в КНР, влиянии на этот процесс урбанизации. Метод и методология проведения работы. При написании статьи использованы методы анализа и синтеза, системный подход. Основой для проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам использования и охраны земельных ресурсов в КНР. Результаты работы. Реформы и открытость, индустриализация и рост третичной промышленности способствовали быстрой урбанизации Китая. В связи с этим число региональных городов значительно увеличилось. Урбанизация дает возможность для развития регионального землепользования. При этом отмечается, что расширение многих городов — это непрерывный, неупорядоченный и незапланированный процесс изменения пространства. Городское давление вызвано ростом населения, мобильностью сельского и городского населения в Китае. Область применения результатов. Опыт использования земель и отношения к сельскохозяйственным землям в КНР будет интересен и актуален для российских специалистов в области землеустройства. Выводы. В настоящее время большинство городов КНР не уделяет достаточного внимания строительству экологической среды, что ведет к снижению ее качества. Большое количество сельскохозяйственных земель превращается в несельскохозяйственные земли. В связи с этим целесообразно анализировать разумные возможности города и развития экологической среды в городском строительстве, создавать рыночно-ориентированный механизм распределения земельных ресурсов для достижения цели устойчивого развития в городах КНР.
Ключевые слова: защита земель, земельные ресурсы, землепользование, Китай, охрана земель, урбанизация.
KUZMICH NA TALIA PA VL OVNA
Ph.D. in Economics, Associate Professor of Geodesy and Land Management, Far Eastern State Agrarian University,
e-mail: kuzmiz@list.ru
USE AND PROTECTION OF LAND RESOURCES IN CHINA IN THE LIGHT OF THE DEVELOPMENT OF URBANIZATION
Abstract. The purpose of the work. The article identifies significant problems of development and use of land resources in China in connection with urbanization. The purpose of the study is to analyze the use and protection of land resources in China, the impact on this process of urbanization. The method and methodology of the work. When writing the article, methods of analysis and synthesis, a systematic approach were used. The research was based on the works of domestic and foreign researchers devoted to the problems of the use and protection of land resources in China. The results of the work. Reforms and openness, industrialization and the
growth of tertiary industry have contributed to China's rapid urbanization. In this regard, the number of regional cities has increased significantly. Urbanization provides an opportunity for the development of regional land use. At the same time, it is noted that the expansion of many cities is a continuous, disordered and unplanned process of changing space. Urban pressure is caused by population growth, rural and urban mobility in China. The scope of the results. The experience of land use and attitude to agricultural land in China will be interesting and relevant for Russian specialists in the field of land management. Conclusions. Currently, most cities in China do not pay enough attention to the construction of an ecological environment, which leads to a decrease in its quality. A large amount of agricultural land is being converted into non-agricultural land. In this regard, it is advisable to analyze the reasonable possibilities of the city and the development of the ecological environment in urban construction, to create a market-oriented mechanism for the distribution of land resources to achieve the goal of sustainable development in the cities of the People's Republic of China.
Keywords: land protection, land resources, land use, China, land protection, urbanization.
1. Введение. Демографические процессы современного Китая характеризуются очень высокими темпами урбанизации. Городское население увеличивается в основном за счет миграции сельского населения, которая за годы реформ достигла огромных масштабов. Однако неравномерность размещения населения по территории страны находит свое отражение в различной степени урбанизации отдельных районов и провинций Китая. Большая часть городов сконцентрирована в центральных районах - 247; в восточных районах - более 200; в западных районах - 121 город. В перспективе в Китае будет происходить сокращение численности сельского и рост городского населения, поскольку власти Китая поощряют переезд сельских мигрантов в небольшие населенные пункты. При этом они сознательно ограничивают механический приток населения в крупные города из-за невозможности решить проблемы развития городской инфраструктуры для всех жителей города [8].
Современные города Китая представляют собой комплексную систему финансов, торговли, технологий и обмена информацией. В большинстве городов общее планирование задумано как промышленная база, поскольку содействие развитию города происходит через промышленность. Планирование такого рода делает унитарным развитие города, что приводит к растрате ресурсов и серьезно ограничит развитие и прогресс города. Крупные города Китая все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников сырья и энергии, транспорта, вопросами занятости, обеспечения жильем, обострением экологической ситуации. С непрерывным развитием городской экономики и расширением масштабов городов в КНР вопросы землепользования становятся все более актуальными. Проблемы влияния урбанизации на использование, контроль, охрану земельных ресурсов в КНР освещались в работах отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 15].
2.Основная часть.
2.1 Использование городских и сельскохозяйственных земель в КНР.
Земля является невозобновляемым ресурсом, а также материальной основой и средством производства, от которого зависит жизнь людей. Однако продолжающийся рост населения вызвал растущий спрос на землю, и нехватка земельных ресурсов стала более заметной. Важной проблемой, стоящей перед городским развитием, является правильное использование земельных ресурсов в городском планировании и обеспечение устойчивого развития городской экономики. В процессе фактического использования земельных ресурсов в КНР для реализации основной национальной политики бережного и рационального использования земель и практической защиты обрабатываемых земель государство всесторонне использует правовые, административные и экономические методы.
Неуклонно развивая экономику, основываясь на всестороннем учете растущих факторов материальных и духовных потребностей людей, в Китае стремятся обеспечить устойчивое использование земельных ресурсов, обеспечив экономическое развитие, защиту окружающей среды и другие важные факторы в городском строительстве. Урбанизация является глобальным явлением и отражает тенденции развития социально-экономической модернизации в
КНР. Большое количество сельскохозяйственных земель превращается в несельскохозяйственные земли, но комплексный эффект от землепользования и улучшения общего социально -экономического уровня не является ощутимым [14].
Рациональное использование городских земель заключается в достижении потенциального баланса экономических, социальных и экологических выгод. В связи с долгосрочным развитием и использованием городских земель в Китае в условиях продолжающегося развития урбанизации, чтобы реализовать устойчивое использование земельных ресурсов и устойчивое социально-экономическое развитие, необходимо реформировать методы городского землепользования. Например, в КНР предлагают в градостроительном планировании объем строительных земель в зоне землепользования разделить на зоны содействия развитию городов, зоны контроля за развитием городов и районы за пределами городских районов. При этом планирование должно основываться на экологических ограничениях. На основании углубленного анализа воздействия различных структур землепользования на окружающую среду предлагаются соответствующие меры по минимизации ущерба и неблагоприятного воздействия структур землепользования на экологию.
Использование земли и городское планирование должны основываться на содействии общему развитию города, подчеркивая скоординированное развитие не только между городскими районами, но и между различными городскими и сельскими районами. В процессе городского планирования должны быть приняты во внимание всесторонний анализ различных преимуществ застройки и факторов, влияющих на развитие и застройку различных районов города [12].
Тем временем городская экспансия неизбежно ведет к сокращению окружающих негородских земель. При сложившейся пространственной структуре землепользования окрестности городов представляют собой высококачественные пахотные земли. Они должны быть объектами защиты, но для того, чтобы обойти правила и добиться расширения городов, им придумывают различные названия, такие как «зоны развития», «парки» и «университетские города», и таким образом границы городов расширяются.
Между тем в городах Китая по-прежнему доминирует модель экстенсивного развития, которая в основном достигается за счет увеличения доли вклада элементов земли и расширения воспроизводства городской застройки. При этом в городах по-прежнему имеется большое количество неиспользуемых и пустых земель, и все еще существует большой потенциал использования существующих городских земель. В процессе планирования городского строительства существующие строительные земли должны быть полностью использованы, а сельскохозяйственные угодья должны быть заняты постройками как можно меньше [13].
При использовании городских земель в КНР учитывают, что в процессе планирования городского строительства запас незанятых земельных активов должен быть распределен между предприятиями, которые обязаны их эффективно и рационально использовать. Кроме того, часть земельных активов может быть преобразована в фонды для поддержания и повышения стоимости государственных земельных активов. Например, расширяют резерв предложения земли, увеличивают размер и стараются улучшить использование денежных средств, вкладываемых в охрану окружающей среды. В Китае уверены, что, рационально распределяя ограниченные земельные ресурсы, внедряя передовые концепции планирования в различные области городского управления, контролируя оценку городских земельных ресурсов, можно стабильно увеличивать размер и развитие городов и создавать устойчивые современные города.
Таким образом, городское землепользование само по себе является относительно сложной социально-экономической системой. В связи с историческими и природными факторами существуют большие различия в региональном развитии, и эффективность использования городских земель КНР также сильно варьируется.
2.2 Проблемы использования и охраны земельных ресурсов в КНР.
Выделим наиболее крупные проблемы, существующие в использовании и охране земли и ресурсов в Китае:
1. Масштабное незаконное вторжение на сельскохозяйственные земли привело к быстрому сокращению количества обрабатываемых земельных ресурсов.
В последние годы с ускорением процесса индустриализации в Китае уровень урбанизации продолжает расти. Объективно необходимо предоставить больше земельных ресурсов для промышленного производства, строительства инфраструктуры и городского строительства. Хотя субъективно чрезмерно расширяются города, бездумно устанавливаются зоны развития, произвольно занимающие пахотные земли. Благодаря местному финансовому давлению, некоторые местные органы власти проделали большую работу по достижению политических «имиджевых проектов», произвольно занимая и используя земельные ресурсы.
2. Ухудшение качества земельных ресурсов и экологический ущерб:
- опустынивание земель. Площадь существующих пустынных и песчаных земель в Китае составляет 1,689 млн кв. км, что на 34,4 % больше, чем в начале основания Китайской Народной Республики. Причем скорость опустынивания земель в Китае прогрессирует и составляла 1560 кв. км в год в 1950-х и 1960-х годах, 2100 кв. км в год в 70-х и 80-х годах и 2400 кв. км в год в 1990-х годах. В настоящее время эта скорость возросла до 2460 кв. км в год;
- потеря почвы и воды является важной причиной деградации и потери земель. Вырубка лесов и чрезмерная мелиорация являются основными антропогенными причинами эрозии почвы. В настоящее время общая площадь почвенных и водных потерь в стране достигла 3,56 млн кв. км, что составляет 36,8 % территории страны;
- загрязнение земель [9].
Итак, в КНР в связи с постоянным ростом численности населения существует огромная нагрузка на земельные ресурсы: с одной стороны, несельскохозяйственные земли постоянно расширяются, занимая и уничтожая часть обрабатываемых земель, с другой стороны - в землепользовании из-за некоторого необоснованного развития экосистема земли разрушается. Несбалансированная связь с факторами окружающей среды привела к устойчивой деградации земельных ресурсов и непрерывному снижению их производительности. В связи с этим защита земель стала долгосрочной основной задачей землеустройства в Китае.
Министерство государственных земельных ресурсов Госсовета КНР
Органы местного управления. Местные народные правительства. Собрания народных представителей.
(В их составе — органы управления земельными ресурсами провинции, города, уезда).
Рис. 1. Государственная система управления земельными ресурсами и охраной окружающей среды в КНР.
Система управления земельными ресурсами включает четыре уровня: центра, провинции, города, уезда. Народные правительства на всех уровнях защищают земельные ресурсы и предпринимают все меры для прекращения нецелевого использования земли.
В настоящее время реформы экологической среды в основном включают институциональные реформы, комплексные реформы правоохранительных органов, реформы вертикального управления и реформы государственных учреждений. В перспективе «четыре реформы» будут реализованы в соответствии с национальными, провинциальными и муниципальными договоренностями, административной системой для защиты окружающей среды, а также с содействием и ускорением строительства красивых и пригодных для жизни городов.
На всех уровнях руководства ставятся вопросы об улучшении экологического состояния окружающей среды, о социальном и экономическом развитии Китая. Коммунистической партией Китая были выдвинуты «пять концепций развития»: инновации, координация, экологич-ность, открытость и совместное использование. «Зеленое» строительство рассматривается как важная концепция, относящаяся к общему развитию страны, что способствует формированию методов и образа жизни «зеленого» развития. Люди должны производить больше высококачественных экологических продуктов. Зеленый цвет является необходимым условием устойчивого развития и важным проявлением стремления людей к лучшей жизни.
В «Предложениях Центрального комитета Коммунистической партии Китая по разработке тринадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития» говорилось: «Необходимо упорствовать в озеленении страны, предоставлять людям больше высококачественных экологических продуктов, способствовать формированию методов и стиля жизни "зеленого" развития и координировать свои действия, чтобы способствовать процветанию людей, процветанию страны и красоте Китая».
Необходимо формирование системы экологического руководства правительства, предприятий и общественности. Предлагается скорректировать промышленную структуру и план производительности, оптимизировать качество нефтепродуктов, уменьшить количество пыли на строительных площадках, строго контролировать промышленное загрязнение и укрепить экологическое строительство. При этом правительству следует обеспечить правовую защиту экологического развития. Следует предоставлять налоговые льготы, субсидии и другие меры, способствующие развитию низкоуглеродной экономики, а также внедрять экологические кредиты и усиливать политику «зеленого» страхования.
Безусловно, растет понимание того, что следует улучшить механизм диверсифицированных инвестиций в области охраны окружающей среды под государственным руководством с рыночным и социальным участием. Нужно энергично развивать зеленые финансы и повышать размер инвестиций в области экологии и защиты окружающей среды [11].
В настоящее время в КНР продолжается четырнадцатая пятилетка (2021-2025 годы) и выполняется грандиозный план для всестороннего высококачественного развития Китая, не игнорируя экологию ради экономического роста. Бесспорно, строго выполняются обязанности по охране окружающей среды. Партийные комитеты и правительства на всех уровнях несут ответственность за экологическое состояние окружающей среды. При управлении производством выполняются требования защиты окружающей среды. При планировании развития количественно определяются обязанности всех регионов и ведомств в данной деятельности.
Конституция Китая [10] гласит, что «государство защищает окружающую среду и природные ресурсы». Еще с 1980-х годов «защита окружающей среды» и «очень бережное и разумное использование каждого дюйма земли и практическая защита обрабатываемых земель» были двумя основными национальными линиями политики Китая. В то же время были приняты такие законы КНР, как «Закон об охране окружающей среды» [5] и «Закон об управлении земельными ресурсами» [6], касающиеся защиты земельных ресурсов. В 1990-е годы были приняты «Закон о сельском хозяйстве» [4] и «Положение об охране основных сельскохозяйственных угодий». В этих законах и нормативных актах утверждается, что содержание охраны земель включает защиту окружающей среды от загрязнения, поддержание потенциала производства земли и защиту земельных ресурсов с целью повышения продуктивности земельных ресурсов для обеспечения устойчивого их использования.
В нормативно-правовой системе КНР отмечено, что планирование управления несельскохозяйственными землями, такими как земли под застройку, земли под строительство городских и сельских поселений и т. д., а также научное планирование масштабов городского строительства, должны гарантировать, что общий объем сельскохозяйственной земли не изменится.
Законодательство Китая содержит подробные правила по охране земель. «Закон об управлении земельными ресурсами» установил основные направления национальной политики «очень бережного и рационального использования земли», укрепил правовой статус общего планирования землепользования. В законе предусматривается, что требуемая земля под застройку должна пройти экспертизу и согласование [3].
Для защиты земельных ресурсов необходимо предотвращать повреждения земли, такие как эрозия почвы, ветровая эрозия и опустынивание, засоление, поскольку они наносят серьезный ущерб, снижают качество земли, наносят ущерб экологической эффективности земли и ставят под угрозу экологию.
3. Вывод.
Таким образом, в КНР активно продвигается политика охраны природных ресурсов и выполняется работа по защите и устойчивому развитию земельных ресурсов. Из всего вышеска-
Литература
1. Бони Л. Д. Рынок земли и его роль в урбанизации Китая / Л. Д. Бони // Азия и Африка сегодня. - № 11. - 2016. - С. 11-18.
2. Гао Сяоюн. Исследования по землепользованию в городском развитии / Гао Сяоюн // Zhejiang Land and Resources//ШХВ^ШШ, 2015. - M 5. - С. 66- 68. (на кит. яз.).
3. Eфимов А. Ю. Природоохранное законодательство и особенности правоприменительной практики в КНР после XVIII съезда КПК/А. Ю. Eфимов. - 70 лет современному китайскому государству: материалы научной конференции. - М.: ФГБУ ИДВ РАН, 2019. - С. 373-388.
4. Закон КНР «О сельском хозяйстве ». - 1993. (на кит. яз.).
5. Закон КНР «Об охране окружающей среды». - 1989. (на кит.яз.).
6. Закон КНР «Обуправлении земельными ресурсами». - 1998. (на кит. яз.).
7. Карпунин В. И. Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения Китая / В. И. Карпунин, Д. С. Маркова //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - № 1 (49). Номер статьи: 4948. Дата публикации: 2017.03.31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4948/), свободный. - Загл. с экрана.
8. КНР: экономика регионов / Отв. редактор А. В. Островский. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт Дальнего Востока РАН, 2015. - 659 с.
9. КНР: экономика регионов / Отв.редактор А. В. Островский. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт Дальнего Востока РАН, 2015. - 659 с.
10. Конституция КНР. - 1982. (на кит. яз.).
11. Кранина E. И. Строительство «экологической цивилизации» Китая /E. И. Кранина // 40 лет экономических реформ в КНР: материалы межд. науч. - практ. конф. - М.: ФГБОУ ИДВ РАН. - 2020. - С. 153-166.
12. Кузьмич Н. П. К вопросу об улучшении использования земель в КНР / Н. П. Кузьмич, Чэнь Чэн // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2020. - Том 10. - № 1-1. - С. 452 -457. DOI: 10.34670/ AR.2020.91.1.051
13. Кузьмич Н. П. Роль контроля в сохранении и эффективном использовании земельных ресурсов в КНР / Н. П. Кузьмич, Цзан Си Пэн // Экономические отношения. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 41-48. -doi: 10.18334/eo.9.1.39974
14. Латкин А. П. Оценка перспектив инновационно-технологического развития Китая / А. П. Латкин, Ю. М. Дроздов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10. - № 1 (34). -С. 155-158. - doi: 10.26140/anie-2021-1001-0036.
15. Хейфец E. E. Современная система земельно-правовых отношений и налогов на недвижимость в Китае /E. E. Хейфец //Имущественные отношения в РФ. - 2017. - № 5 (188). - С. 19-33.
References:
1. Boni L. D. Rynok zemli i ego rol' v urbanizacii Kitaya / L. D. Boni // Aziya i Afrika segodnya. - M 11. -2016. - S. 11-18.
2. Gao Syaoyun. Issledovaniya po zemlepol'zovaniyu v gorodskom razvitii / Gao Syaoyun // Zhejiang Land and Resources//Ш±В±ШШ, 2015. - M 5. - S. 66- 68. (na kit. yaz.).
3. Efimov A. YU. Prirodoohrannoe zakonodatel'stvo i osobennosti pravoprimenitel'noj praktiki v KNR posle HVIII sëzda KPK /A. YU. Efimov. - 70 let sovremennomu kitajskomu gosudarstvu: materialy nauchnoj konfer-encii. - M.: FGBUIDV RAN, 2019. - S. 373-388.
4. Zakon KNR «O sel'skom hozyajstve». - 1993. (na kit. yaz.).
5. Zakon KNR «Ob ohrane okruzhayushchej sredy». - 1989. (na kit.yaz.).
6. Zakon KNR «Ob upravlenii zemel'nymi resursami». - 1998. (na kit. yaz.).
7. Karpunin V. I. Urbanizaciya kak instrument povysheniya blagosostoyaniya naseleniya Kitaya / V. I. Karpu-nin, D. S. Markova //Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - M 1(49). Nomer stat'i: 4948. Data publikacii: 2017.03.31. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://eee-region.ru/ article/4948/), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. KNR: ekonomika regionov / Otv. redaktor A. V. Ostrovskij. - M.: Uchrezhdenie Rossijskoj akademii nauk Institut Dal'nego Vostoka RAN, 2015. - 659 s.
9. KNR: ekonomika regionov / Otv.redaktor A. V. Ostrovskij. - M.: Uchrezhdenie Rossijskoj akademii nauk Institut Dal'nego Vostoka RAN, 2015. - 659 s.
10. Konstituciya KNR. - 1982. (na kit. yaz.).
11. Kranina E. I. Stroitel'stvo «ekologicheskoj civilizacii» Kitaya / E. I. Kranina // 40 let ekonomicheskih reform v KNR: materialy mezhd. nauch. - prakt. konf. - M.: FGBOU IDV RAN. - 2020. - S. 153-166.
12. Kuz'mich N. P. K voprosu ob uluchshenii ispol'zovaniya zemel' v KNR / N. P. Kuz'mich, CHen' CHen // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. - 2020. - Tom 10. - M 1-1. - S. 452 -457. DOI: 10.34670/ AR.2020.91.1.051
13. Kuz'mich N. P. Rol' kontrolya v sohranenii i effektivnom ispol'zovanii zemel'nyh resursov v KNR / N. P. Kuz'mich, Czan Si Pen // Ekonomicheskie otnosheniya. - 2019. - Tom 9. - M 1. - S. 41-48. - doi: 10.18334/ eo.9.1.39974
14. Latkin A. P. Ocenka perspektiv innovacionno-tekhnologicheskogo razvitiya Kitaya / A. P. Latkin, YU. M. Drozdov //Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. - 2021. - T. 10. - M 1 (34). - S. 155-158. -doi: 10.26140/anie-2021-1001-0036.
15. Hejfec E. E. Sovremennaya sistema zemel'no-pravovyh otnoshenij i nalogov na nedvizhimost' v Kitae /E. E. Hejfec //Imushchestvennye otnosheniya v RF. - 2017. - M 5 (188). - S. 19-33.