Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ / SCRATCH / LABVIEW / ARDUBLOСK / GRAPHIC LANGUAGES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иванов С.А., Минкин А.В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - использование графических языков программирования для развития соответствующего навыка у обучающихся Показано, что важно суметь привлечь внимание детей к программированию уже с ранних лет, путем создания простых мультипликаций и проектов, благодаря которым они смогут создавать более интересные проекты в информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING GRAPHIC LANGUAGES TO DEVELOP PROGRAMMING SKILLS

The article is devoted to an actual problem today-the use of graphic programming languages for the development of appropriate skills in students. it is Shown that it is important to be able to attract the attention of children to programming from an early age, by creating simple animations and projects, through which they can create more interesting projects in computer science.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

УДК 372.862

Иванов С.А. студент 4 курса Минкин А.В., к. ф.-м. н.

доцент

кафедра «Математики и прикладной информатики»

Елабужский институт КФУ Россия, г. Елабуга ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - использование графических языков программирования для развития соответствующего навыка у обучающихся Показано, что важно суметь привлечь внимание детей к программированию уже с ранних лет, путем создания простых мультипликаций и проектов, благодаря которым они смогут создавать более интересные проекты в информатике.

Ключевые слова: графические языки, Scratch, Labview , ArduBloсk

Ivanov S.A. 4th year students Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

Minkin A. V., candidate of physical and mathematical sciences

associate Professor

associate Professor of "Mathematics and applied Informatics» Elabuga Institute, Kazan Federal University

Russia, Elabuga

USING GRAPHIC LANGUAGES TO DEVELOP PROGRAMMING

SKILLS

Annotation. The article is devoted to an actual problem today-the use of graphic programming languages for the development of appropriate skills in students. it is Shown that it is important to be able to attract the attention of children to programming from an early age, by creating simple animations and projects, through which they can create more interesting projects in computer science.

Key words: graphic languages, Scratch, Labview , АМиВ1осЬ

Представление данных на мониторе компьютера в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов для больших ЭВМ, применявшихся в научных и военных исследованиях. С тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой принадлежностью подавляющего числа компьютерных систем [1].

В наше время каждый школьник уже имеет некоторые навыки

программирования, и не на одном языке. Pascal, Basic, С++ - это уже не новые, незнакомые слова, а вполне часто используемые школьниками языки программирования. Однако, это знакомо в основном старшеклассникам, а вот увлечь младших школьников программированием (coding) достаточно тяжело. Детям гораздо интереснее писать программу не кодом, а просто составляя различные блок-схемы в графическом редакторе. Это гораздо больше их мотивирует и создает огромное пространство для воображения. Существует множество графических программ, рассмотрим несколько из них.

Начнем с такой среды программирования, как Scratch. Представляет собой понятную и простую в понимании среду для создания довольно простых мультимедийных роликов, игр, музыки и т.д., то есть подходит для учащихся начальных и средних классов. Программа представлена на различных языках, включая и русский. Существует множество сайтов с подробным объяснением и видео-сопровождением, куда нажимать и какие функции какой раздел выполняет. Благодаря 10-минутному изучению этих инструкций, уже можно будет создать свой первый маленький проект. Имеется достаточно много онлайн-сайтов, где можно реализовать свою идею параллельно следуя всем инструкциям и с каждым разом совершенствуя свои навыки. К сожалению, Scratch не может прошить Arduino, им можно управлять, используя USB кабель.

Рис. 1. Scratch.

Следующая рассматриваемая нами среда разработки - Labview. Данный интерфейс уже является более серьезной разработкой и подходит для студентов высших учебных заведений. Во-первых, Labview выпускается только на английском языке, то есть не имеет русского аналога. Во-вторых, основан на таком графическом языке программирования, как «G», который основан на архитектуре потоков данных. Как мы видим, здесь не используются привычные для нас языки, необходимо будет изучить новый язык программирования. В-третьих, в отличие от Scratch, где все же можно делать все на свое усмотрение, не соблюдая какого-то порядка, использовать или не использовать какие-либо функции, то Labview состоит из двух частей: блочной диаграммы, описывающей логику работы виртуального прибора, и лицевой панели, описывающей внешний интерфейс виртуального прибора[2].

Рис.2. Labview.

Завершим наш обзор графических языков популярным плагином Ardußlock, предназначенный для Arduino. Этот язык используется на базе Arduino, благодаря чему его изучение не составляет труда. В основном все необходимые функции и разделы переведены на русский язык, но если и есть вероятность столкнуться с английскими словами, то они либо уже нам знакомы, либо достаточно будет заглянуть в словарь, что займет пару минут. Здесь очень удобный интерфейс, который позволяет использовать уже имеющиеся в базе данных циклы, блоки, микроконтроллеры, светодиоды, что позволяет наглядно увидеть последовательность механизмов. Если мы не уверены в своей программе, ее можно будет отладить в Arduino IDE, выявив свои ошибки и недочеты. Именно поэтому данный язык программирования удобен в использовании и подходит для детей средних, старших классов, а так же студентов и преподавателей.

Рис.3. ArduBlock.

Таким образом, изучение графических языков позволяют детям окунуться в мир ИКТ с раннего возраста, не затрачивая большую сумму денег. Создавать мини-игры, музыку, мультфильмы - и все это абсолютно бесплатно. Учащиеся научаться писать программы с помощью блок-схем, видеть сам цикл и алгоритм, развивать свое воображение и индивидуальные качества. Использование графических языков помогут развить навыки программирования и позволят мотивировать детей на будущие проекты.

Использованные источники:

1. Studfiles - файловый архив студентов/ URL: https://studfiles.net/preview/1800357/ (дата обращения: 25.05.2018).

2. Википедия/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/LabVIEW (дата обращения: 27.05.2018).

3. Easy electronics - электроника для всех / URL: http://we.easyelectronics.ru/LabViewManual/labview-uchebnyy-kurs-statya-1-vvodnaya-dataflow.html (дата обращения: 27.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.