Научная статья на тему 'СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА'

СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ / АЛГОРИТМ / АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПИКТОМИР / INFORMATICS / PROGRAMMING / PROGRAMMING ENVIRONMENT / ALGORITHM / ALGORITHMIC THINKING / PIKTOMIR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузеева Ф.Ф.

В статье авторы рассматривают образовательные возможности различных сред программирования, ориентированных для обучения основам программирования детей младшего возраста. Приводится обзор и сравнительный анализ наиболее популярных сред программирования, описываются содержательные аспекты авторского учебно-методического пособия, разработанного в поддержку процесса обучения программированию детей младшего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMING ENVIRONMENTS IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

In the article, the authors consider the educational capabilities of various programming environments designed to teach the basics of programming to young children. The article provides an overview and comparative analysis of the most popular programming environments, describes the content aspects of the author's teaching manual, developed to support the process of teaching programming to young children.

Текст научной работы на тему «СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Среды программирования в обучении детей младшего возраста Programming environments in early childhood education

Хузеева Ф.Ф.

Студент 5 курса, Отделения математики и естественных наук, Елабужский институт Казанского Федерального Университета

Email: _ florida-98@mail.ru

Khuzeeva F.F.

5th year stufent

Yelabuga Institute of Kazan Federal University Departments of Mathematics and Natural Sciences Email: _ florida-98@mail.ru

Научный руководитель Галимуллина Э. З.,

ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужский институт Казанского Федерального Университета,

Россия, г. Елабуга Email: galimullina.elvira@mail.ru

Academic advisor

Galimullina E.Z.,

Art. Lecturer at the Department of Mathematics and Applied Informatics Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Elabuga Email: galimullina.elvira@mail.ru

Аннотация.

В статье авторы рассматривают образовательные возможности различных сред программирования, ориентированных для обучения основам программирования детей младшего возраста. Приводится обзор и сравнительный анализ наиболее популярных сред программирования, описываются содержательные аспекты авторского учебно-методического пособия, разработанного в поддержку процесса обучения программированию детей младшего возраста.

Annotation.

In the article, the authors consider the educational capabilities of various programming environments designed to teach the basics of programming to young children. The article provides an overview and comparative analysis of the most popular programming environments, describes the content aspects of the author's teaching manual, developed to support the process of teaching programming to young children.

Ключевые слова: информатика, программирование, среда программирования, алгоритм, алгоритмическое мышление, ПиктоМир.

Key words: informatics, programming, programming environment, algorithm, algorithmic thinking, PiktoMir.

В настоящее время целесообразно формировать у детей младшего возраста не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ программирования. Современные дети должны быть готовы к освоению способов деятельности, отражающие специфические методы информатики, к которым можно отнести формализацию, алгоритмизацию, а также решение практических задач с применением IT инструментов. Отметим, что психологи говорят о значительном влиянии изучения основ алгоритмизации и программирования на развитие у логического, алгоритмического и творческого мышления, что наиболее важно и актуально для современного человека [3].

Программирование - это раздел информатики, который изучает понятие алгоритма, его свойства и позволяет обучить работе с ним. Обучение программированию детей младшего возраста позволяет развивать у

них логическое, творческое, алгоритмическое мышление, формировать навыки решения проблем, а также совершенствовать личностные качества. Многие педагоги утверждают, что обучение программированию ребенка очень важно начинать в младшем возрасте, поскольку это тот возраст, в котором дети легче усваивают учебный материал. Одним из важнейших преимуществ обучения программированию детей в младшем возрасте заключается в том, что оно способствует раннему формированию творческого потенциала ребенка [2]. Программирование дает площадку для реализации своих идей. Программирование - это одна из нескольких сфер науки, которая совмещает в себе искусство, логику, мышление и предпринимательство [5].

Основы программирования детьми младшего возраста можно изучать по-разному. Существует несколько способов изучения программирования - игры, приложения, специализированные занятия, курсы и др. Отметим, что имеется огромный ряд обучающих игр и ресурсов, которые позволяют и помогают ребенку легко и доступно вникать в процесс создания программы в какой- либо среде. Отметим, что при работе с ребенком младшего возраста очень важно на начальном этапе заинтересовать и замотивировать его к изучению программирования. Именно поэтому перед педагогом остро встает вопрос выбора среды программирования наиболее подходящей для определенного возраста обучающихся, которая позволит им беспрепятственно войти в данную сферу [4].

На сегодняшний день существует большое количество различных сред обучения программированию детей младшего возраста. Авторами были рассмотрены и изучены образовательные возможности наиболее популярных сред программирования: Kodable, ПиктоМир, Kodu Game Lab, RoboZZle, Scratch, КуМир, Lightbot, CodeCombat. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Одной из популярных сред обучения программированию является среда «Kodable». «Kodable» - онлайн сервис, который рассчитан на составление обучающего плана. С помощью программной среды «Kodable» можно сформировать у ребенка такие понятия, как последовательность или порядок действий; алгоритмические операции; условные логические высказывания; синтаксис языка программирования; переменные, включая строки, целые числа и массивы; основы объектно-ориентированного программирования; классы и подклассы; свойства объектов и методы.

Следующей средой обучения программированию детей младшего возраста является среда «ПиктоМир». «ПиктоМир» - это российский проект, разработанный по заданию Российской академии наук. Одним из важнейших достоинств данного приложения для российского ребенка является наличие интерфейса на русском языке, поскольку не все дети в возрасте 4-8 лет могут освоить другие языки. Отметим, что «ПиктоМир» имеет несколько особенностей, делающих его подходящей средой для обучения программированию дошкольников и детей младшего школьного возраста. Во-первых, данная среда имеет красочный и привлекательный для детей интерфейс. Во-вторых, задания, имеющиеся в ПиктоМире, наполнены для дошкольников смыслом - ребенку необходимо не просто написать что-то отвлеченное и непонятное, а создать программу управления виртуальным роботом, действия которого можно увидеть сразу же на экране. В-третьих, «ПиктоМир» - это бестекстовая программная среда, для работы в которой от детей не требуется умение читать и писать [6].

Следующим инструментом формирования алгоритмического мышления детей младшего возраста является «Kodu Game Lab». Данная среда не требует знания программирования, и может использоваться также детьми младшего возраста. Основной идеей «Kodu» является сосредоточение внимания пользователя на процессе разработки истории и идеи игры с её логикой, вместо того, чтобы постоянно задумываться над способами программирования.

Среда обучения программированию «Scratch» - один из самых популярных проектов, разработанных специально для детей. В данной среде ребенок достаточно быстро может научиться программировать, при этом

интересно проведет время за расстановкой ярких алгоритмических блоков. «Scratch» охватывает широкую возрастную аудиторию, но больше ориентирован на детей старше 8 лет [1].

Для того чтобы выполнить сравнительный анализ рассмотренных выше сред программирования, необходимо выделить ряд основных критериев. К таким критериям можно отнести: возраст обучающихся, на который ориентирована среда; эргономические требования (масштабирование, звуковое сопровождение, визуализация); кроссплатформенность; используемый язык; модификации.

По результатам проведенного авторами сравнительного анализа наиболее подходящей средой программирования, ориентированной на изучения основ алгоритмизации детьми младшего возраста является среда - ПиктоМир. Отметим, что «ПиктоМир» - техническое средство, полезное при обучении началам программирования дошкольников и школьников начального звена. Среда «ПиктоМир» содержит большое количество заданий, которые с каждым новым уровнем усложняются по мере прохождения. Также в данной среде программирования есть возможность самому создавать задания, которые доступны в публичном доступе, и проходить их совместно.

В условиях современного образования педагогу необходимо хорошо понимать и владеть целым спектром сред программирования. Именно поэтому авторами было разработано учебно-методическое обеспечение в виде пособия, которое может стать педагогу незаменимым помощником при организации занятий по программированию на основе среды «ПиктоМир».

Разработанное учебно-методическое обеспечение ориентировано как на учителя (методический материал), так и на ученика (рабочая тетрадь). Методический материал содержит рекомендации учителю по организации и проведению теоретических и практических занятий по программированию на основе среды «ПиктоМир», а также электронное сопровождение к каждой теме в виде презентаций, электронных ресурсов и тренажеров. Каждая тема направлена на изучение возможностей среды программирования «ПиктоМир», основ и особенностей программирования в ней. С целью более полноценной и эффективной организации работы детей была разработана рабочая тетрадь для учеников, содержащая интерактивные задания. Отметим, что каждая изучаемая тема составлена таким образом, что после завершения теоретической части идут практические задания на закрепления изученного материала и отработки навыков программирования. Теоретический материал по темам полностью изложен в пособии «Уникальная среда программирования ПиктоМир». Для практического материала нами была разработана рабочая тетрадь для ученика, в которой он сможет применить изученную теорию на практике. Яркий и красочный дизайн тетради позволяет ребенку настроиться на позитивный настрой, так же в течение всего обучения ученика сопровождает виртуальный герой - космонавт Миша, который отслеживает задания и подбадривает ребенка.

В заключении следует отметить, что среда программирования «ПиктоМир» является наиболее подходящим инструментом для обучения детей младшего возраста основам алгоритмизации и программирования, так как «ПиктоМир» - это бестекстовая программная среда, в которой ребенок может научиться основам программирования, не умея при этом читать и писать.

Список используемой литературы:

1. Где детей научат программировать. Как обучать детей программированию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://danplay.ru/svyaz/gde-detei-nauchat-programmirovat-kak-obuchat-detei-programmirovaniyu.html (дата обращения: 14.12.19).

2. Гусейнова Л.Н., Ефимова И.Ю., Методика обучения основам программирования учащихся младших классов / Л.Н. Гусейнова, И.Ю. Ефимова // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2015». - 2015. URL:https://scienceforum.ru/2015/article/2015010999 (Дата обращения 25.11.2019)

3. Информатика: Учеб.пособие для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000.

4. Кушниренко А.Г., Лебедева Г.В. 12 лекций о том, для чего нужен курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 464 с.

5. Место и содержание в школьном курсе информатики алгоритмизации // Информатика. 2014. 23.05.2015./Гузаева М.Ю Особенности обучения младших школьников программированию // 2013.//

6. И. Б. Рогожкина Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.