Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / БИЗНЕС / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коркунова Елена Григорьевна

В течение последних лет тема государственно-частного партнерства в развитии российской экономики часто звучит не только на региональном, но и на федеральном уровне, поскольку неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и государства. Существует прямая необходимость использования механизмов ГЧП в целях привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий для модернизации экономики. Государственно-частное партнерство является важным условием инновационного развития и агропромышленного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коркунова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ»

Использование государственно-частного партнерства в государственном регулировании экономики

Коркунова Елена Григорьевна,

консультант, Управление экономической политики Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области

В течение последних лет тема государственно-частного партнерства в развитии российской экономики часто звучит не только на региональном, но и на федеральном уровне, поскольку неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и государства. Существует прямая необходимость использования механизмов ГЧП в целях привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий для модернизации экономики. Государственно-частное партнерство является важным условием инновационного развития и агропромышленного комплекса России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регулирование экономики, бизнес, власть, управление.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это механизм успешного вовлечения частных предприятий (бизнеса) в государственные проекты, целью которого является достижение общественного блага. В такого рода альянсе происходит слияние ресурсов двух хозяйствующих сторон - государства и представителей бизнеса. Однако, самым главным фактором является наличие общего интереса у обоих партнеров.

Как свидетельствуют отечественный и мировой опыт, основными формами государственно-частного партнерства являются договоры, контракты, концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства в тех или иных отраслях и сферах, в реализации приоритетных национальных проектов, эксплуатации производственных мощностей, развитии конкретных территорий, жилищных, топливно-энергетических комплексов. Чем скорее и интенсивнее произойдут изменения в сторону развития ГЧП в различных сферах экономики, тем быстрее мы ощутим экономическое оздоровление в этих сферах, которые требуют сегодня государственной поддержки и являются приоритетными для развития нашего государства.

Особенность схемы государственно-частного партнерства в том, что она позволяет выстроить эффективную систему привлечения инвестиций. Инвестор не боится потерять свой капитал, поэтому властям не нужно предпринимать дополнительные меры по инвестиционной безопасности, искусственно создавать какие-то защитные инструменты.

В свою очередь, государство получает возможность расширить налогооблагаемую базу. Реализация масштабных проектов дает новые рабочие места и социальные гарантии.

Важное значение для развития ГЧП, привлечения российского бизнеса к решению масштабных общегосударственных задач, реализации федеральных и региональных программ, как показала практика, имеют Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, концессии, Венчурный фонд, Российская венчурная компания, технопарки, другие институты. Наилучшие перспективы по развитию механизма государственно-частного партнерства в сфере АПК связаны с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Однако, несмотря на то, что и государство, и бизнес возлагают на ГЧП большие надежды, рассматривая его в качестве важнейшего инструмента повышения национальной (и региональной) конкурентоспособности, его механизмы утверждаются в российской практике крайне медленно. Нерешенность целого ряда методологических вопросов концепции перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса, отсутствие соответствующего опыта, неразвитость законодательной и нормативной базы на всех уровнях, бюрократические препоны сдерживают внедрение в нашей стране государственно-частного партнерства.

В ряду ключевых препятствий для развития ГЧП, помимо ограничений в финансовых

ресурсах, стоят административные барьеры, связанные с решением вопросов землепользования, подведения инженерных сетей, получения разрешительной документации. Развитие проектов, ориентирующихся на частные инвестиции, требует существенного повышения качества кадров государственно-муниципального управления в сфере ГЧП. В настоящее время квалифицированные кадры, обладающие компетенциями по проектному финансированию на основе ГЧП, в регионах практически отсутствуют. Существенным препятствием становится и низкая информированность частных партнеров -региональный бизнес зачастую не владеет информацией о возможностях участия в проектах ГЧП.

Вместе с тем, одним из важнейших приоритетов государственной политики России является перевод экономики на принципиально новый путь развития - инновационный, который обозначен, как путь стратегического развития нашего государства.

Переход на новую экономику требует создания и нового механизма формирования и развития целостной инновационной системы в национальных границах. Эта система, обеспечивая ускорение процессов превращения результатов научных исследований в товары и услуги, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного производителя на мировом рынке. Формирование национальной инновационной системы определено как важнейшая стратегическая задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. В процессе ее создания необходимо решать две взаимосвязанные задачи:

- формирование благоприятной нормативно-правовой базы инновационной деятельности при вовлечении объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, прежде всего, в вопросах охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, определения мер по стимулированию инновационной деятельности и условий предоставления финансовой поддержки, льгот и т.д.;

- построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринима-

тельский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг. Решение этих задач обеспечивает создание условий для эффективного государственно-частного партнерства, направленного на создание инновационного сектора экономики в интересах государства, бизнеса и гражданского общества. Только интеграционное воссоединение трех направлений (отечественной научно-технической мысли (знаний), национального капитала и национального предпринимательства) определяет формирование инновационного механизма или инновационной среды [1].

Агропромышленный комплекс является приоритетной сферой экономики. Специфичность его роли обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития агропромышленного комплекса во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Россия взяла курс на поддержку сельского хозяйства - это хороший, но запоздалый как минимум на несколько десятилетий шаг. Глубокий экономический спад 1990-х годов, до предела обостривший проблемы аграрного сектора, продолжился новым витком глобального кризиса в экономике. В результате российское сельское хозяйство оказалось серьезно подорванным.

Программы поддержки российского агро-прома в последние годы уже стали основой для укрепления и подъема АПК, начали появляться новые формы хозяйствования. Но, по мнению экспертов, пока это, пусть и живительная, но капля в море проблем. Без привлечения к процессам поддержки агропромышленного комплекса отечественного бизнеса государству не обойтись. Государственно-частное партнерство должно стать диалогом на равных с целью продовольственной самообеспеченности российских регионов.

В рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Мин-сельхозом России был предусмотрен новый

механизм, обеспечивающий реализацию принципов государственно-частного партнерства. Это ведомственные целевые программы, направленные на консолидацию средств федерального, регионального бюджетов и частного капитала с целью создания благоприятных условий развития АПК и решения актуальных задач в отдельных отраслях.

После вступления в 2012 году России в ВТО, обострилась проблема повышения конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства и производимой в них продукции. В результате реализации государственной и региональных целевых программ значительно увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции, однако, они пока не обеспечивают импортозамещения основных видов продовольствия. К тому же отечественным сельхозпроизводителям приходится конкурировать на внутреннем рынке с поставщиками сельскохозяйственной продукции из других стран. Препятствием в наращивании необходимых объемов продовольствия и обеспечения полного импорто-замещения на основе эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала является, прежде всего, отставание России от экономически развитых стран в проведении технической и технологической модернизации отраслей сельского хозяйства; низкие темпы процессов интенсификации производства в рамках реализуемых целевых программ; недостаточное использование имеющихся конкурентных преимуществ отдельных регионов.

Проблемы продовольственной независимости страны - основной мотив для объединения усилий. Продовольственная самообеспеченность мясом, молоком, хлебом целых российских регионов сегодня уже не заставляет задумываться: нужно ли помогать сельскому хозяйству. Одна из серьезнейших проблем аграрного комплекса - состояние и перспективы развития сельскохозяйственной интеграции в условиях рыночной экономики. Развитие внутриотраслевой интеграции в аграрном секторе может снизить остроту проблемы диспаритета цен. Пока же выигрывают посредники, но не производители сельхозпродукции и не покупатели. В решении этих проблем нужно объединять усилия бизнеса и власти.

Ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России является решение задачи технологического и технического перевооружения сельского хозяйства. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельскохозяйственном производстве позволит поднять качество и конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции. Ничего нового весь мир пока еще не придумал. Поэтому приоритетным направлением в области развития сельского хозяйства и энергообеспечения остается особая поддержка, особенно по разработке и освоению энерго- и ресурсосберегающих агротехнологий [4].

В целях исполнения приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2011 года № 241 «О порядке отбора инвестиционных проектов», распоряжением Губернатора области от 22 марта 2010 года № 528-р создана Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса области, которая проводит отбор инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона.

Поддержка инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства и внедрение высокоэффективных технологий в агропромышленный комплекс области, предусмотрена в рамках реализации долгосрочных целевых программ «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы», «Развитие мясного животноводства Вологодской области на 2011-2020 годы», «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Вологодской области на 2012-2017 годы».

В отрасли молочного животноводства реализуются крупные инвестиционные проекты в ЗАО «Агрофирма «Чернеевское» Шекснин-ского района и в крестьянском (фермерском) хозяйстве Н.Ф. Юшкевича (Бабаевский район).

Перспективным инвестиционным проектом в молочном животноводстве является создание молочного кластера на территории Череповецкого и Устю- женского муниципальных районов. Инициатором проекта является ОАО «Вологодский молочный холдинг».

По отрасли мясного животноводства в настоящее время реализуется бизнес-план

филиала ЗАО «Шувалово» «Строительство свиноводческой фермы «Слобода» в Грязо-вецком районе.

Продолжается реализация инвестиционного проекта по организации производства медицинской ваты на основе натурального льна на базе имущественного комплекса Шекснинского льнокомбината. Инициатором проекта является ООО «Агропромышленная корпорация «Вологодчина».

Крупным перспективным инвестиционным проектом является строительство и функционирование на территории Усть-Кубинского района комбината по переработке ягод, овощей, фруктов и грибов, производству ягодных, фруктовых и овощных соков и пюре.

Новая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы также предполагает использование механизма государственно-частного партнерства.

Список использованных источников:

В настоящее время примерами ГЧП в сфере АПК Вологодской области могут служить:

1. Инвестиционное соглашение о развитии льняного комплекса Вологодчины между Правительством области, ООО «АПК «Воло-годчина» и ОАО «Корпорация развития Вологодской области»;

2. Соглашение о взаимодействии между Правительством Вологодской области и ОАО «Россельхозбанк» по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В ближайшее время планируется заключить соглашение между Правительством Вологодской области, Администрацией Шек-снинского района и Обществом с ограниченной ответственностью «АТОЛА Евразийский Кооперативный Альянс». Результатом сотрудничества станет создание агропромышленного комплекса на территории Шекснин-ского муниципального района.

1. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев и др.; ГУ Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: утв. пост. Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

3. Государственная программа развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы (проект) / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.

4. Наумкин, А.В. Государственно-частное партнерство при проведении модернизации отраслей сельского хозяйства / А.В. Наумкин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2012. - №1.

5. Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области до 2020 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 30.05.2011 № 591 // Красный Север. - 2011. - № 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.