Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / ПАНДЕМИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акобиров С.О.

В статье рассмотрены возможности развития механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Основой этого развития является опыт, полученный в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Установлено, что формы осуществления государственно-частного партнерства в кризисных ситуациях могут отличаться от механизмов взаимодействия власти и частного бизнеса в обычных условиях. Ресурсы бизнеса целесообразно более активно привлекать к решению приоритетных социальных задач, в частности, связанных с сохранением здоровья населения. Автором статьи обоснованы предложения по развитию механизма ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR SOLVING SOCIAL TASKS: EXPERIENCE OF INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS IN A PANDEMIC

The article discusses the possibilities of developing a public-private partnership (PPP) mechanism. The basis for this development is the experience gained during the pandemic of the novel coronavirus infection Covid-19. It has been established that the forms of implementation of public-private partnership in crisis situations may differ from the mechanisms of interaction between the authorities and private business in normal conditions. It is advisable to involve business resources more actively in solving priority social problems, in particular, those related to preserving the health of the population. The author of the article substantiated proposals for the development of the PPP mechanism.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Ат СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Акобиров С.О.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности развития механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Основой этого развития является опыт, полученный в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Установлено, что формы осуществления государственно-частного партнерства в кризисных ситуациях могут отличаться от механизмов взаимодействия власти и частного бизнеса в обычных условиях. Ресурсы бизнеса целесообразно более активно привлекать к решению приоритетных социальных задач, в частности, связанных с сохранением здоровья населения. Автором статьи обоснованы предложения по развитию механизма ГЧП.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство, социально значимые проекты, пандемия новой коронавирусной инфекции, взаимодействие государства и бизнеса.

Akobirov S.O.

USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR SOLVING SOCIAL TASKS: EXPERIENCE OF INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS IN A PANDEMIC

Abstract. The article discusses the possibilities of developing a public-private partnership (PPP) mechanism. The basis for this development is the experience gained during the pandemic of the novel coronavirus infection Covid-19. It has been established that the forms of implementation ofpublic-private partnership in crisis situations may differ from the mechanisms of interaction between the authorities and private business in normal conditions. It is advisable to involve business resources more actively in solving priority social problems, in particular, those related to preserving the health of the population. The author of the article substantiated proposals for the development of the PPP mechanism.

Keywords. Public-private partnerships, socially significant projects, a pandemic of a new coronavirus infection, interaction between the state and business.

Современная экономика находится под мощным воздействием пандемии коронавируса Covid-19. Изменения, которые произошли в экономике вследствие пандемии, обширны и многообразны: перевод части офисного персонала организаций на удаленный режим работы, вывод значительной части образовательной деятельности в дистанционный формат, полное или частичное закрытие границ и отмена (сокращение) транспортного сообщения между странами, приостановка некоторых видов деятельности (например, в сфере общественного питания) и др. [1-3 и др.].

ГРНТИ 04.21.41 © Акобиров СО., 2021

Сардор Одилович Акобиров - научный стажер кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 339-0425.

Эти изменения коснулись не только хозяйственных процессов, но и социальных [4]. Пандемия стала новым фактором социальной дифференциации, которая проходит по множеству направлений и связана с одобрением или неодобрением людьми предпринимаемых властями ограничительных мер, отношением к массовой вакцинации различных социальных групп, иммунным статусом и наличием фактов заболеваний и смертей родственников и знакомых, изменением доходов и занятости и мн. др. Безусловно, эти изменения вытекают из трансформации экономических и управленческих процессов вследствие пандемии Covid-19. При этом управленческие трансформации непосредственно связаны с изменениями в реализуемой государственной политике. Именно поэтому, по мнению автора, эти изменения следует рассматривать в первую очередь.

Если говорить о принципиальных основах государственной политики в социальной и экономической сферах, то пандемия их не изменила. Ранее, как и сегодня, в большинстве стран мира властями декларировалось, что забота о благополучии (во всех смыслах этого слова) населения составляет основное содержание реализуемой политики. Но, в силу многоплановости и многогранности понятия «благополучие населения», содержательное наполнение реализуемой политики подверглось изменению: поменялись ее тактические приоритеты. Сегодня на первый план вышла задача «здоровьесбережения» населения, защиты его от инфекционного заболевания, вызываемого вирусом Covid-19, а также создание условий для скорейшего вылечивания и восстановления тех лиц, которые всё же заразились.

В этой связи поменялось содержательное наполнение такой формы взаимодействия государства и частного бизнеса, как государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП - традиционная и довольно хорошо изученная форма взаимодействия государства и бизнеса, которая получила широкое распространение в различных странах мира [5-9 и др.]. Ее суть сводится к тому, что для решения общественно значимых задач государство в ряде случаев не имеет достаточных ресурсов. Поэтому для их решения и удовлетворения, за счет этого, публичного интереса власти привлекают к взаимодействию бизнес. Причем это - именно взаимодействие, «горизонтальная», а не «вертикальная» связь, когда государство не принуждает, а заинтересовывает бизнес-структуры для работы на общественное благо, в обмен гарантируя высокие экономические показатели участия в соответствующем ГЧП-проекте.

Как мы указывали в своей более ранней публикации с Пролубниковым А.В., «основная причина заинтересованности правительств в привлечении частного капитала в рамках ГЧП-проектов - их чрезвычайно высокая капиталоемкость. В этой связи, правительства, испытывая дефицит источников финансирования, вынуждены привлекать частный бизнес для выполнения, по существу, некоторых государственных функций» [6]. При этом в силу того, что термином «правительство» в указанном контексте обозначен довольно обширный ряд властных структур, количественные масштабы «капиталоемкости» могут существенно варьироваться: всё определяется бюджетными возможностями этих властных структур.

Например, если мы рассматриваем федеральный бюджет Российской Федерации, то это одни возможности финансирования затрат. Если же речь идет о бюджете муниципального образования, то эти возможности отличаются на порядки. И на решение вопросов местного значения, требующих - с позиций общестрановых - сравнительно небольших ресурсов, в местном бюджете средств может не оказаться. И этот проект, с объективно не очень существенными вложениями, будет оцениваться как «капиталоемкий».

Например, в ряде регионов европейской части России в последние годы реализуется программа строительства / реконструкции систем водоснабжения в сельских населенных пунктах на принципах долевого совместного финансирования. Часть затрат на эти проекты оплачивает бюджет региона, а часть возлагается на муниципалитет. Но в условиях, когда база собственных доходов у многих муниципальных образований попросту отсутствует, и они существуют за счет трансфертов из регионального бюджета, такого рода проекты могут быть осуществлены исключительно на принципах ГЧП, которое в ряде случаев приобретает латентный характер.

По мнению автора, вызовы, с которыми столкнулось общество из-за пандемии Covid-19, и с которыми не всегда получается эффективно справляться, могли бы быть преодолены за счет более активного использования инструментов ГЧП. Но, по какой-то причине, которую мы затрудняемся сформулировать, такого рода взаимодействие не получило должного развития. И это при том, что в

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021. № 1 (47).

17

условиях указанных вызовов население и бизнес-структуры активно участвуют в различных волонтерских инициативах [10]. Они связаны с организацией горячего питания медиков, работающих в «красных зонах» ковидных клиник, транспортном обслуживании врачей, выезжающих на дом к заболевшим пациентам, доставкой продуктов и других товаров первой необходимости лицам, находящимся на самоизоляции, и др.

То есть, в российском обществе, судя по наблюдаемым фактам бескорыстной помощи как частных лиц, так и руководителей различных организаций, имеется готовность соучаствовать в решении общесоциальных проблем, связанных с пандемией Covid-19, ее преодолением. В этой связи непонятно, почему власти не трансформировали эту готовность в осуществление совместных партнёрских проектов с бизнес-структурами. Единственное объяснение, которое мы можем дать, это то, что психологически пандемия воспринимается как сиюминутное, временное явления. В отличие от этого, традиционные ГЧП-проекты, как правило, долгосрочные. Их реализация может осуществляться в течение нескольких лет, а то и десятилетий.

Но это именно особенности восприятия. Пандемия Covid-19 «пришла» в Россию год назад. За это время произошло уже две «волны» роста заболеваемости. И если в марте-апреле 2020 года ожидания второй «волны», которая случилась осенью, были во многом гипотетическими, то сегодня, с учетом анализа ситуации в других странах мира, есть понимание, что нас ждет и третья «волна» и последующие. При этом ответа на вопрос - сколько этих «волн» будет всего - не могут дать не только государственные чиновники, но и профессиональные медики-эпидемиологи. По-видимому в условиях периодически обостряющейся и-за коронавируса эпидемиологической обстановки нам предстоит жить по крайней мере несколько лет.

В этой связи, по мнению автора, требует проработки вопрос о реализации специфических ГЧП-проектов, связанных с выполнением публичной властью своих обязательств перед обществом, вызванных борьбой с распространением инфекции. Возможно даже эти разработки потребуют отдельного правового закрепления в силу их высокой общественной значимости.

По нашему мнению, такого рода первоочередными сферами взаимодействия могли бы стать:

• создание за счет средств частных фирм специализированных «ковидных» медицинских учреждений, где заболевшим людям оказывается необходимая медицинская помощь, а тем, кто инфицирован, но болеет в легкой форме, в т.ч. бессимптомно, обеспечивается режим изоляции и наблюдение медицинского персонала. И такой опыт имеется. Например, в Санкт-Петербурге такого рода специализированное лечебное учреждение открыто на базе выставочного комплекса «Ленэкспо» на Васильевском острове, путем его перепрофилирования и дооборудования и допуска для работы на этот объект специально подобранного медицинского персонала из городских клиник [11]. Когда этот объект в спешном порядке создавался весной 2020 года, казалось, что это - временное решение. И вынужденное - в городе физически не хватало коечного фонда в стационарах, когда началась первая «волна» роста заболеваемости. Но потом ситуация повторилась осенью, с большой вероятностью будут и еще «волны». В этой связи целесообразно, по нашему мнению, сформировать заблаговременно фонд такого рода резервных коечных мощностей, которые могли бы использоваться в условиях пандемии, за счет частного бизнеса. Тогда в «нормальной» обстановке бизнес будет получать доходы от альтернативного использования соответствующих объектов, а в условиях пандемии - получать оплату из бюджета за предоставление соответствующих возможностей для размещения и оказания помощи заболевшим;

• аналогично предыдущему предложению, можно рекомендовать сформировать за счет ресурсов частного бизнеса фонд общественно-значимых зданий и помещений, к использованию которых государство могло бы оперативно обратиться в критической ситуации (это должно быть зафиксировано в договоре о партнерстве). То есть речь идет о выдаче разрешений на строительство и эксплуатацию объектов недвижимости в привлекательных локациях или обладающих иными преимуществами для бизнеса в обмен на резервирование использования их возможностей в особых условиях обстановки, например при ухудшении эпидемиологической ситуации, а также в случае иных чрезвычайных обстоятельств. И такого рода решение уже апробировано на практике, правда без использования ГЧП, что, по нашему мнению, ухудшает экономические и временные параметры такого рода использования. Речь идет об открытии в торговых и торгово-

развлекательных центрах и иных крупных частных коммерческих объектах пунктов вакцинации от Covid-19 [12]. На базе ГЧП такого рода практика могла бы быть существенно расширена и оптимизирована.

Представленные выше направления ГЧП-взаимодействия уже апробированы на практике и показали свою востребованность. Теперь же речь идет о том, чтобы институциализировать эту практику. Возможны и иные направления реализации ГЧП-проектов, с которыми мы пока не столкнулись на практике, но которые могут оказаться востребованными в особых ситуациях, аналогичных пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Для их выявления и детального описания требуются дальнейшие исследования. Но, несомненно, одно - в механизме государственно-частного партнерства заложен значительный потенциал решения приоритетных социальных задач, в этой связи требуется принятие мер по мобилизации этого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Зарецкая В.Г., Плотников В.А. COVID-19 и европейская интеграция: станет ли пандемия коронавируса триггером распада Европейского Союза? // Управление устойчивым развитием. 2020. № 3 (28). С. 5-16.

2. Соболев Р.К. Великая депрессия XXI века. Как COVID-19 повлиял на рынок труда и социально-экономическое пространство в первой половине 2020 года // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 142-148.

3. Чжао Д. Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии COVID-19 // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 180-184.

4. Плотников В.А. Пандемия COVID-19 и поведение россиян: некоторые наблюдения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 2 (44). С. 19-23.

5. Акобиров С.О., Алтунина Л.Н., Миэринь Л.А. Государственно-частное партнерство и перспективы его использования в социальной сфере на современном этапе развития Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 13-18.

6. Акобиров С.О., Пролубников А.В. Механизмы партнерства государства и бизнеса в интересах стимулирования социально-экономического развития (по материалам России и Узбекистана) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5, часть 1.

7. Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х., Крекотнев Р.Н. Применение модели государственно-частного партнерства как инструмента развития предприятий оборонно-промышленного комплекса и частных операторов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 47-53.

8. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе / Вертакова Ю.В., Ватутина О.О., Андросова И.В. и др. Курск, 2013. 298 с.

9. Vertakova J., Plotnikov V. Russian and foreign experience of interaction between government and business // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 28. № 3. Р. 411-415.

10. #МЫВМЕСТЕ - идея, объединившая страну в период пандемии COVID-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai (дата обращения 01.03.2021).

11. Пятый коронавирусный. Как «красная зона» в «Ленэкспо» переживает перезагрузку и борется за репутацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2020/12/12/69623046 (дата обращения 01.03.2021).

12. В пяти торговых центрах Петербурга открылись пункты вакцинации от COVID-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/admin/ergashev-on/news/207710 (дата обращения 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.