Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

УСИЛЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / КОНЦЕССИОНЕР / КОНЦЕДЕНТ / МИРОВОЙ КРИЗИС / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТНЫЕ КАНИКУЛЫ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРЕДИТЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSIONAIRE / CONCESSOR / WORLD CRISIS / BANK LENDING / CREDIT HOLIDAYS / LONG-TERM LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Н. Н., Мурадханова Э. Р.

В статье освещены вопросы усиления востребованности государственно-частного партнёрства в России, как эффективного механизма обновления инфраструктуры в условиях пандемии. Обсуждаемые проблемы усиления тенденции к оптимизации различного рода партнерств между государством и частным бизнесом с целью поиска новых эффективных решений для назревших социально-экономических проблем, увязывается с объединением интересов государства, которое нацелено на реализацию общенациональных интересов, и бизнеса, ищущего новые источники приращения прибыли и стоимости капитала. Происходящее не противоречит тем задачам, которые ставит перед собой общество в части выполнения им основных социально значимых задач по борьбе с COVID-19. Основное внимание, в связи с этим, в политике государства должно акцентироваться на проблемах, с которыми столкнулись сегодня участники государственно-частного партнерства. Использование преимуществ и уменьшение препятствий на пути становления данной формы привлечения и использования капитала в инфраструктурные проекты, являющиеся уникальным инструментом создающим занятость населения, а также увеличивающие внутренний спрос на товары и услуги, не только способствует развитию производства, но и, в части производимой продукции и набора товаров, подогреют промышленность и другие отрасли реального сектора экономики страны к развитию. В условиях пандемии предлагаемые в статье решения, могут способствовать выходу страны с наименьшими потерями из кризисного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартыненко Н. Н., Мурадханова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Усиление востребованности в государственно-частном партнёрстве в условиях пандемии

Мартыненко Надежда Николаевна,

к.э.н., доцент, Департамента банковского дела и финансовых рынков, Финансовый университета при Правительстве РФ, [email protected]

Мурадханова Эвелина Рустемовна

магистрант программы «Современное банковское дело и модели управления», Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье освещены вопросы усиления востребованности государственно-частного партнёрства в России, как эффективного механизма обновления инфраструктуры в условиях пандемии. Обсуждаемые проблемы усиления тенденции к оптимизации различного рода партнерств между государством и частным бизнесом с целью поиска новых эффективных решений для назревших социально-экономических проблем, увязывается с объединением интересов государства, которое нацелено на реализацию общенациональных интересов, и бизнеса, ищущего новые источники приращения прибыли и стоимости капитала. Происходящее не противоречит тем задачам, которые ставит перед собой общество в части выполнения им основных социально значимых задач по борьбе с ^УЮ-19. Основное внимание, в связи с этим, в политике государства должно акцентироваться на проблемах, с которыми столкнулись сегодня участники государственно-частного партнерства. Использование преимуществ и уменьшение препятствий на пути становления данной формы привлечения и использования капитала в инфраструктурные проекты, являющиеся уникальным инструментом создающим занятость населения, а также увеличивающие внутренний спрос на товары и услуги, не только способствует развитию производства, но и, в части производимой продукции и набора товаров, подогреют промышленность и другие отрасли реального сектора экономики страны к развитию.

В условиях пандемии предлагаемые в статье решения, могут способствовать выходу страны с наименьшими потерями из кризисного состояния.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, концессионер; концедент; мировой кризис, банковское кредитование, кредитные каникулы; долгосрочные кредиты.

Необходимость перестройки финансовой политики в условиях ООУЮ-19

Введение ограничительных мер с остановкой целых секторов экономики в условиях пандемии породили систему экономических индикаторов, отображающих состояние и эффективность финансового механизма. Вирус, обрушившийся на мировую систему, обострил назревавшие годами проблемные места, которые в большинстве стран мира, затормозили важнейшие экономические процессы. Крупнейшие производственные предприятия понесли миллионные убытки, что способствовало развитию рецессии в мировой экономике и потребовала от государств принятия неординарных решений для смещения приоритетов в распределении бюджетных средств. Меры бюджетной политики стали определяющей частью антикризисной политики всех стран мира, включая Россию (рис 1).

В России в условиях пандемии меры бюджетной и финансовой поддержки экономики соответствовал объемам помощи в сопоставимых странах, хотя количественно оказался меньше по сравнению с развитыми экономиками. По существующим данным, на карантинные мероприятия направлено в России около 4-5% ВВП, в то время как в развитых странах - 7-9% от ВВП. Потрясения на финансовом рынке привели к изменению прогнозов роста мирового ВВП от 0% до 2,4%. По версии Расчетной палаты ВВП Росси в 2020 г. сократиться на 4,2%, прирост 2021 г. составит - 2.2%, в 2022г. -2,7%, в 2023г. - 2,5% [8].

X X

о

го А с.

X

го т

о

Пандемия сопровождалась масштабностью потерь и необходимостью перестройки финансовой политики. Принятые в России экстренные меры по поддержанию экономики страны привели в условиях экономического кризиса 2020 года к дефициту федерального бюджета в 406.6 млрд рублей, Большая часть этих средств ориентирована на поддержку компаний (2,7% ВВП)[12]. Характерной чертой бюджета в рамках борьбы с пандемией

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

стали меры поддержки региональных бюджетов, включающие отсрочку выплаты или реструктуризацию бюджетных кредитов.

В экономике страны и особенно в сферах, традиционно реализуемых за счет бюджета, появилась потребность в синергетическом взаимодействии государства и бизнеса для привлечения частных инвестиций в крупные капиталоемкие инфраструктурные объекты.

Преимущества синергетического взаимодействия государства и бизнеса

Современная система государственно-частного партнерства (ГЧП) к началу пандемии была вполне апробирована и работала по вполне устоявшейся схеме со своими плюсами и погрешностями, отрабатываемыми учеными и практиками. Государственно-частное партнерство использовалась, наряду с государственными закупками, как один из способов привлечения средств государством для возведения или реконструкции крупных капиталоемких инфраструктурных объектов. При сравнении государственно-частного партнерства и государственных закупок по эффективности использования, государственные закупки оказывались менее привлекательными.

В условиях пандемии резко возросшие неплановые расходы, не заложенные из-за непредсказуемости в бюджете, нуждались в дополнительных источниках инвестиций необходимых для быстрого развития инфраструктуры. Препятствием оказалась и схема, по которой участники проектов порой не могли рассмотреть государственные закупки даже просто в качестве допустимого варианта, поскольку в этой системе были очень длительные сроки согласования и реализации объектов.

Следует отметить, что в системе ГЧП, для привлечения частных инвестиций в крупные капиталоемкие инфраструктурные объекты, стала применяться концессия, использовались соглашения государственно-частного партнерства и другие формы организации синерге-тического взаимодействия государства и бизнеса. В качестве преимуществ концессий перед государственными закупками выделялись следующие аспекты:

- концессионер нес ответственность за то, как проект реализуется на каждом из этапов, начиная с проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию, а потому его заинтересованность находится на высоком уровне, т.к. именно качество контроля всех промежуточных этапов служит залогом в беспроблемной эксплуатации им же этого объекта в будущем;

- концессионер выступал своего рода инвестором, привлекая в проект как собственные средства, так и средства кредиторов, что заметно снижает нагрузку на государственный бюджет;

- ответственность за риски делилась между концессионером и концедентом;

- скорость заключения концессий могла быть максимальной высокой, поскольку частная сторона может выступать инициатором данного соглашения.[13]

Тем самым государственно-частное партнёрство показывало себя как один из тех инструментов, который в условиях текущих реалий может помочь государству выйти из сложившейся ситуации с меньшими потерями. По данным Минэкономразвития, на начало 2020г. в России было зарегистрировано свыше 3 тыс. проектов разного масштаба, реализуемых по схеме ГЧП (соглашение

или концессия). Самыми распространенными формами ГЧП стали контракты жизненного цикла, концессии, офсетные контракты. При этом общий объем инвестиций по всем ГЧП составил в 2020 году около 1,7 трлн руб., из которых 1,2 трлн руб. (то есть более 70%) приходится на внебюджетные инвестиции.[2] Более расширенную информацию дает Национальный центр ГЧП, упоминая на платформе «Росинфра» в среднем еще около 0,5 тыс. квазипроектов ГЧП (предоставление аренды объекта с включением в нее инвестиционных обязательств; контракты со специальным инвестиционным режимом; соглашения в рамках корпоративного партнерства; и др.) с общим объемом инвестиций около 2,2 трлн руб.[3] Основная часть соглашений о государственно-частном партнерстве (около 90% от общего количества) сосредоточены в коммунальном хозяйстве, еще около 7% - в социальной сфере, а оставшиеся 3% - в транспортной сфере. Причем на последнюю приходится самый большой объем инвестиций (более 70% всего бюджета, формируемого ежегодно на проекты ГЧП). В качестве примера можно привести такие проекты, как строительство железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым в Ямало-Ненецком автономном округе (общий объем инвестиций - 130 млрд руб.), и Элегест - Кызыл - Курагино в Туве и Красноярском крае (127 млрд руб.). На инвестиционные обязательства, сформированные в рамках проектов ГЧП приходится около 1,6% ВВП страны, и эта цифра постепенно растет. При этом в других странах этот показатель гораздо выше: в Великобритании - в среднем около 6,5% ВВП в год, в Канаде - около 8,1% ВВП в год [2]. ГЧП в качестве одного из приоритетов утвержден на десятилетие в план Инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года. Уже к 2020г. заключено почти 250 контрактов государственно-частного партнерства на общую сумму свыше триллиона рублей [14].

Проблемы ГЧП в условиях пандемии: отраслевой срез

Безусловно, текущая ситуация с пандемией оказала негативное влияние и на рынок ГЧП, в частности на первый план вышли следующие проблемы:

- повышение капитальных затрат инвесторов и стоимости проекта;

- срыв проектов из-за некачественного юридического сопровождения;

- рост курса валют и отсутствие эффективных механизмов дешевого валютного хеджирования;

- усложнение построения финансовых моделей по инициируемым проектам вследствие волатильности валютного курса;

- недополучение выручки на эксплуатационной стадии по причине снижения платежеспособного спроса;

- инвестиционная пауза на инфраструктурном рынке;

- срыв сроков по инвестиционным обязательствам;

- замедление темпов роста экономики при сохранении общей неопределенности;

- рост цен импортных товаров, задействованных в проекте и, соответственно, увеличение расходов на реализацию проекта;

- ограничение или приостановка поставки импортных материалов и оборудования российским покупателям-концессионерам на срок до устранения последствий эпидемии;

- некоторые проекты оказались заморожены на неопределенный срок;

- отсутствие четкого понимания по бюджетному планированию, т.к. существенная часть средств задействована на поддержку малого бизнеса, медицины и других отраслей;

- совершенствование судебной практики (сделать официальное разъяснение участникам рынка ГЧП относительно споров, возникающих вследствие негативного влияния пандемии и всех сопутствующих том факторов), что позволит сторонам защищать свои интересы в текущих условиях экономической неопределенности^, 2].

Из-за проблем с COVID-19 под угрозой срыва оказалось свыше 340 проектов ГЧП, поскольку по ним договора уже заключены.

По мнению специалистов Национального центра ГЧП больше всего пострадают следующие отрасли:

- социальное обслуживание населения и бытовые услуги - 32 проекта (снижение выручки от 50 до 100%);

- здравоохранение и санаторно-курортное лечение - 28 проектов (снижение выручки от 10 до 90%);

- культура, досуг, туризм и другие объекты социокультурного назначения - 28 проектов (снижение выручки от 20 до 100%);

- физкультура и спорт - 17 проектов (снижение выручки от 70 до 100%);

- транспортная инфраструктура - десять проектов (снижение выручки от 30 до 60%).[2]

Труднее всего приходится проектам, которые уже перешли к инвестиционной фазе, т.е. по ним процесс уже был запущен еще до пандемии. Нестабильность курса валют и удорожание импорта создает ряд сложность с поставкой оборудования и комплектующих. Общий размер потерь в сфере ГЧП от эпидемии коронавируса в России, по оценке экспертов, в 2020 г. составит около 47 млрд руб. [7]

Для минимизации потенциально возможного ущерба важным представляется присутствие в проектах ГЧП достаточной государственной поддержки, особенно на начальных стадиях реализации. ГЧП — это возможность, которая, в частности, поможет стране максимально быстро выйти из кризиса за счет стимулирования экономического роста.

Чтобы обновить инфраструктуру в приемлемо короткие сроки государству потребуется реализовать сразу несколько десятков проектов, что существенно повышает нагрузку на бюджет. Тем не менее, развитие инфраструктуры именно в таком динамичном режиме способно дать регионам страны импульс для экономического роста. Эту же мысль озвучил и Президент России на одном из посланий Федеральному Собранию [15]. Для достижения этой цели нужны совместные усилия государства и бизнеса.

Госкорпорация «ВЭБ.РФ» совместно с Национальным центром ГЧП уже запустили программу поддержки регионов, которая предусматривает экспертно-консуль-тационное содействие в подготовке и запуске проектов в области государственно-частного партнерства.

Главная задача запускаемой программы - существенно снизить потери в бюджете и помочь регионам не останавливать запланированные инициативы по развитию инфраструктуры.

В рамках программы эксперты ВЭБ.РФ и Национального центра ГЧП начали проводить стратегический

аудит инфраструктурных планов (государственных программ, адресных инвестиционных программ) и давать рекомендации о возможности использования для их реализации механизмов ГЧП. Кроме того, программа поддержки предусматривает анализ текущей ситуации в регионе с применением механизмов ГЧП и организацию доступа к дистанционной программе обучения по тематике применения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП [1].

Нельзя не отметить и то, что и сами концессионеры в своём проявлении стали более активными. Многие предприниматели понимают, что одним из эффективных способов устоять в условиях экономического кризиса выступает именно сотрудничество с государством, поэтому бизнес сегодня намного активнее рассматривает крупные инфраструктурные проекты, как возможность стабилизации собственного финансового положения на достаточно длительный период. Отсюда представители бизнес-сообщества прилагают много усилий, чтобы сделки, в которых они принимают участие, были отработаны качественно и в срок. Для ГЧП, как перспективного инструмента в выстраивании эффективного взаимодействия между государством и частным бизнесом, это весьма позитивный тренд, что безусловно окажет положительное влияние на рынок в целом [9].

Наиболее востребованные для концессий отрасли сегодня - ЖКХ, транспортная инфраструктура, социальная сфера. Только в Москве в активной фазе проектирования находится канатная дорога через Химкинское водохранилище на сумму более 3 млрд рублей. В перспективе произойдет создание и эксплуатация современного гериатрического центра на 20 лет с планируемым объемом инвестиций в полмиллиарда рублей и будут запускаться офсетные стоимостью более 12 млрд руб. [14]. проекты в сфере медицины и социального обслуживания При этом инвестор за счет частных инвестиций несет ответственность за создание объектов, их оснащение, эксплуатацию, включая техническое обслуживание, ремонт и осуществление деятельности по оказанию необходимых услуг, а риски проекта распределяются между государством и частным инвестором в зависимости от того, какая сторона способна более эффективно управлять соответствующим риском.

Поиск резервов государственно-частного партнерства в условиях пандемии

Меры, которые могли бы способствовать развитию ГЧП могут рассматриваться с различных позиций. Среди возможных механизмов и использоваться как резерв развития системы, стоит отметить следующие:

- работа над уменьшением бюрократической нагрузки на концессионеров и упрощение процедур получения согласований и документов;

- постепенное упрощение антимонопольного регулирования при изменении действующих соглашений, которое сейчас для участников рынка затруднено и требует согласования ФАС России, которое далеко не всегда возможно получить по формальным основаниям;

- расширить перечень оснований для согласования изменений, включив в него обстоятельства, связанные с пандемией и финансово-экономическим кризисом (например, снижение курса рубля более чем на 15% в течение определенного периода времени и сокращение собираемости платежей по независящим от концессионера причинам) с тем, чтобы у участников проекта была

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

возможность в случае возникновения такой необходимости внести соответствующие изменения в договор и, тем самым, нивелировать любые возможные негативные последствия в виде претензий со стороны надзорных и контролирующих органов власти;

- продолжение начатой еще до пандемии работы над совершенствованием законодательства, направленного на регулирование реализации проектов ГЧП, как в случае с нормативной подготовкой к внедрению «Free Flow» в 2019 г., затронувшей участников рынка транспортных ГЧП-проектов;

- инвентаризация параметров, относящихся к распределению всех рисков и определение вероятных негативных последствий для каждой из сторон в случае их наступления;

- создание стимулов для инвесторов в финансировании инфраструктуры, доходность по проектам которой не такая высокая, как на фондовом рынке, но при этом такие активы обладают хорошим качеством, рейтингом и стабильностью денежного потока [11,7].

Важную роль на данном этапе может сыграть и си-нергетическое участие банковской системы в стимулировании ГЧП. Для этого ЦБ необходимо удержать ключевую ставку на прежнем уровне [4]. В этом случае банки смогут снизить ставки на кредитные продукты и с большей готовностью предоставлять участникам ГЧП долгосрочные кредиты. Кредиты, необходимые участникам соглашений для реализации инфраструктурных проектов, останутся сравнительно доступными. Возможность введения кредитных каникул и льготных программ кредитования для стимулирования запуска новых проектов отмечают многие специалисты [7].

Возросшие, непредвиденные расходы в условиях пандемии диктуют рынку много идей, и банки, заинтересованные в восстановлении экономики, начинают искать гибкие схемы взаимодействия с участниками ГЧП. Газпромбанк, например, в настоящее время работает над продуктом частного банковского обслуживания, который позволит на индивидуальных условиях привлекать адресные средства частных инвесторов в инфраструктурные проекты. Также банк в срочном порядке запустил стандартный продукт банковской гарантии для частных инициатив по 224-ФЗ о ГЧП [5]. Таких инициатив со стороны банков сегодня предлагается немало. Отсюда очевидно, что возникает принципиально новый механизм выстраивания партнерства между государством, банками и бизнесом, направленный на синергетическое усиление друг друга. Государственно-частное партнерство в такие периоды помогает властям снизить объем расходов на крупные проекты, а частным компаниям и банкам поддержать спрос на свои продукты и тем самым сохранить собственную экономическую устойчивость.

В целом, можно отметить, что проекты государственно-частного партнерства и инфраструктуры выступают как важная часть национальных проектов. В настоящее время инфраструктурные проекты являются уникальным инструментом, создающим занятость, а также внутренний спрос, и не только в части производимой продукции и целого набора товаров, которые подогревают промышленность, но и в другие отрасли экономики. Инфраструктурные проекты обслуживая экономику позволяют ей эффективнее функционировать. Именно по этой причине интерес к ним сегодня, в условиях пандемии, особенно своевременен.

Литература

1. ВЭБ.РФ запустил антикризисную программу поддержки региональных проектов ГЧП. URL: https://tass.ru/ekonomika/8497013

2. Гальчева А. Власти впервые раскрыли объем соглашений в рамках ГЧП URL: https://www.rbc.ru/economics/25/03/2020/5e79ec309a794 74781fd0af3

3. Годунова Д. Заразна ли пандемия для ГЧП проектов или как воспитать внутренний иммунитет /Д.Годунова. URL: https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/Godunova-01052020.pdf

4. Жундриков А. Инвестиции в инфраструктуру: как повлияют на отрасль и нацпроекты низкие цены на нефть? / А. Жундриков, Е. Якунина. URL: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/infraone _research_ weekly_ 06_30_24032020.pdf

5. Закарпатская Т. Инфраструктурные проекты - это уникальный инструмент, создающий и занятость, и внутренний спрос / Т. Закарпатская. URL: https://iz.ru/1012916/tatiana-zakarpatskaia/infrastrukturnye-proekty-eto-unikalnyi-instrument-sozdaiushchii-i-zaniatost-i-vnutrennii-spros

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Красильников С. Специалисты оценили негативные последствия для государственно-частных проектов из-за пандемии / С. Красильников. URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/specialisty-ocenili-negativnye-posledstvia-dla-gosudarstvenno-castnyh-proektov-iz-za-pandemii

7. Крючкова Е. Для ГЧП оценили риски заражения / Е. Крючкова. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4336746;

8. Лялькова Е., Мартыненко Н. Хватит ли в бюджете денег на то, чтобы пережить вторую волну COVID-19? 30.09.2020, Выпуск #046 Банки сегодня https://bankstoday.net/last-articles/hvatit-li-v-byudzhete-deneg-na-to-chtoby-perezhit-vtoruyu-volnu-covid-19

9. Мясникова Е. Партнерство бизнеса и государства станет эффективнее / Е. Мясникова. URL: https://newprospect.ru/partnerstvo-biznesa-i-gosudarstva-stanet-effektivnee

10. Развитие инфраструктуры имеет огромное значение для укрепления «каркаса» страны. URL: https://tass.ru/ekonomika/6138315

11. УК «Платная дорога» назвала меры, которые помогут снизить негативное влияние пандемии на рынок ГЧП. URL: https://rosinfra.ru/news/uk-platnaa-doroga-nazvala-mery-kotorye-pomogut-snizit-negativnoe-vlianie-pandemii-na-rynok-gcp

12. https://mail.google.com/mail/u/0/#inbox?projector=1

13. Фёдоров Г. Время концессий: как построить инфекционную больницу в эпоху пандемии и кризиса / Г. Фёдоров. URL: https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/398619-vremya-koncessiy-kak-postroit-infekcionnuyu-bolnicu-v-epohu-pandemii-i-krizisa

14. https://expert.ru/2020/10/22/moskva-razvivaet-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo/

15. URL: https://tass.ru/ekonomika/6138315

16. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А., Потапов Р.А. Теоретические аспекты становления современной модели менеджмента // Инновации и инвестиции. 2017. № 3. С. 109-112.

17. Попова Е.В. Проблемные вопросы развития

национальной инновационной системы в Российской

Федерации // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 3-9.

Increasing demand for public-private partnerships in a pandemic

Martynenko N.N., Muradkhanova E.R.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article highlights the issues of increasing the demand for public-private partnerships in Russia as an effective mechanism for updating infrastructure in a pandemic. The discussed problems of strengthening the tendency to optimize various kinds of partnerships between the state and private business in order to find new effective solutions to pressing socio-economic problems, is linked with the unification of the interests of the state, which is aimed at implementing national interests, and business, looking for new sources of increasing profits and value capital. What is happening does not contradict the tasks that society sets for itself in terms of fulfilling the main socially significant tasks to combat COVID-19.

In this regard, the main attention in the policy of the state should be focused on the problems that the participants of the public-private partnership are faced with today. Using the advantages and reducing obstacles on the way to the formation of this form of attracting and using capital in infrastructure projects, which are a unique tool that creates employment for the population, as well as increasing domestic demand for goods and services, not only contributes to the development of production, but also, in terms of products and set goods, will warm up industry and other sectors of the real sector of the country's economy to development.

In a pandemic, the solutions proposed in the article can help the country to get out of the crisis with the least losses.

Keywords: public-private partnership, concessionaire; concessor;

world crisis, bank lending, credit holidays; long-term loans. References

1. VEB.RF launched an anti-crisis program to support regional PPP

projects. URL: https://tass.ru/ekonomika/8497013

2. Galcheva A. For the first time, the authorities disclosed the scope

of agreements under PPP URL:

https://www.rbc.ru/economics/25/03/2020/5e79ec309a794747 81fd0af3

3. Godunova D. Is a pandemic contagious for PPP projects or how

to raise internal immunity / D. Godunov. URL:

https://investinfra.ru/frontend/images/PDF/Godunova-

01052020.pdf

4. Zhundrikov A. Investments in infrastructure: how will low oil prices

affect the industry and national projects? / A. Zhundrikov, E. Yakunina. URL:

https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/infraone_res earch_ weekly_ 06_30_24032020.pdf

5. Transcarpathian T. Infrastructure projects are a unique tool that

creates both employment and domestic demand / T. Transcarpathian. URL: https://iz.ru/1012916/tatiana-zakarpatskaia/infrastrukturnye-proekty-eto-unikalnyi-instrument-sozdaiushchii-i-zaniatost-i-vnutrennii-spros

6. Krasilnikov S. Experts assessed the negative consequences for

public-private projects due to the pandemic / S. Krasilnikov. URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-

proekty/specialisty-ocenili-negativnye-posledstvia-dla-gosudarstvenno-castnyh-proektov-iz-za-pandemii

7. Kryuchkova E. For PPP, the risks of infection were assessed / E.

Kryuchkova. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4336746;

8. Lyalkova E., Martynenko N. Will the budget have enough money

to survive the second wave of COVID-19? 09/30/2020, Issue # 046 Banks Today https://bankstoday.net/last-articles/hvatit-li-v-byudzhete-deneg-na-to-chtoby-perezhit-vtoruyu-volnu-covid-19

9. Myasnikova E. Partnership between business and the state will

become more effective / E. Myasnikova. URL:

https://newprospect.ru/partnerstvo-biznesa-i-gosudarstva-

stanet-effektivnee

10. Infrastructure development is essential for strengthening the country's "framework". URL: https://tass.ru/ekonomika/6138315

11. Toll Road Management Company named measures that will help reduce the negative impact of the pandemic on the PPP market. URL: https://rosinfra.ru/news/uk-platnaa-doroga-nazvala-mery-kotorye-pomogut-snizit-negativnoe-vlianie-pandemii-na-rynok-gcp

12.https://mail.google.com/mail/u/0/#inbox?projector=1

13. Fedorov G. Time of concessions: how to build an infectious diseases hospital in an era of pandemic and crisis / G. Fedorov. URL: https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/398619-vremya-koncessiy-kak-postroit-infekcionnuyu-bolnicu-v-epohu-pandemii-i-krizisa

14.https: //expert.ru/2020/10/22/moskva-razvivaet-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo/

15. URL: https://tass.ru/ekonomika/6138315

16. Nikulin L.F., Sulimova E.A., Potapov R.A. Theoretical aspects of the formation of a modern management model // Innovations and investments. 2017. No. 3. S. 109-112.

17. Popova E.V. Problematic issues of the development of the national innovation system in the Russian Federation // Innovations. 2007. No. 11 (109). S. 3-9.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.