Научная статья на тему 'Использование фоторедакторов на уроках литературы'

Использование фоторедакторов на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
фоторедакторы / уроки литературы / портрет / AdobePhotoshop / GIMP / «Мёртвые души» / Дэдпул / Гоголь. / photo editors / literature classes / portrait / AdobePhotoshop / GIMP / “Dead Souls” / Deadpool / Gogol.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яриков Владислав Георгиевич, ВойТко Ольга Сергеевна

Статья посвящена вопросам использования фоторедакторов на уроках литературы. Авторы предлагают варианты заданий для использования AdobePhotoshop обучающимися на примере изучения поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», а также памятку, как правильно работать с данным фоторедактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яриков Владислав Георгиевич, ВойТко Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using photo editors at literature classes

The article is devoted to the use of photo editors at literature classes. The authors offer options of tasks for students to use AdobePhotoshop when studying the novel by Nikolai Vasilyevich Gogol "Dead Souls", as well as a guide on how to work with this photo editor correctly.

Текст научной работы на тему «Использование фоторедакторов на уроках литературы»

Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

ART 196031 УДК 372.882:004.9

Яриков Владислав Георгиевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методики пре подавания физики и математики, ИКТ ФГБОУ ВО «Волгоградский госу дарственный социально-педагогический университет», г. Волгоград yarikov vg@mail.ru

Войтко Ольга Сергеевна,

студентка ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», г. Волгоград

okum@list.ru

Использование фоторедакторов на уроках литературы

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования фоторедакторов на уроках литературы. Авторы предлагают варианты заданий для использования AdobePhotoshop обучающимися на примере изучения поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», а также памятку, как правильно работать с данным фоторедактором.

Ключевые слова: фоторедакторы, уроки литературы, портрет, AdobePhotoshop,

GIMP, «Мёртвые души», Дэдпул, Гоголь.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

- Мы похожи на Ахиллеса, который пытается догнать черепаху, отстав от нее на двадцать лет. Путь в двадцать лет мы проделываем за пять, но за это время черепаха уползает вперед еще на пять лет, эти пять лет мы пробегаем за год и так далее.

- Так нам придется без конца за ней гоняться...

- Пока ничего другого нам не остается, но когда-нибудь мы ее догоним и перегоним!

- А нельзя ли сразу стать пусть маленькой, но черепашкой?

Полнометражный анимационный фильм «Ветер крепчает», режиссёр Хаяо Миядзаки

В наш век, когда широкое распространение получают информационные технологии, особое место в управлении качеством школьного образования отводится именно им. Различные компьютерные системы, электронные средства, а также аудио- и видеотехника сегодня - лучшие друзья для преподавателей.

Частое обращение к использованию информационных технологий не зря столь популярно, ведь именно это даёт возможность привлечь внимание обучающихся (что зачастую сделать достаточно трудно), развить их творческое/критическое мышление, сформировать целостное отношение к информационным знаниям в общем и к различным навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию, используя ИТ и мультимедиа, а также разновидные интернет-ресурсы.

На уроках литературы в школе особенно тяжело обратить внимание на «скучные», но необходимые для учеников художественные тексты, однако если представить их не как что-то обыденное, а как удивительное, то, чего обучающиеся никак не ожидают, помимо этого давать творческие задания, то изучение произведений будет строиться скорее на добровольной основе, чем на принудительной.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках лите-I II I ^"Ч III ратуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -I—I I I I 2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

научно-методический электронный журнал

На современном этапе развития информационных технологий в школьном образовании учителям предоставляется возможность давать творческие задания, связанные с формированием ИКТ-компетенций. Подобные задания базируются на использовании графических редакторов. Например: нарисовать афишу к произведению, портрет/герб одного из героев, визуализировать старинное письмо, которое якобы будет отправлено персонажу произведения, подготовить заочную экскурсию, плейкаст, буктрейлер, кластер, ментальную карту, коллаж, социальную страничку одного из героев и многие другие.

Существует большое количество растровых редакторов, которые могут быть использованы для выполнения большинства творческих заданий по литературе, но мы остановимся на двух самых известных: GNU ImageManipulationProgram (GIMP) и AdobePhotoshop. Их основное и главное отличие кроется в допустимых возможностях, ведь AdobePhotoshop имеет более широкий спектр инструментов, чем GIMP [1].

Сопоставим два приведённых редактора в (см. таблицу).

Сравнение возможностей графических редакторов

Возможности GIMP AdobePhotoshop

Поддержка CMYK Не поддерживает CMYK Поддерживает

Работа со слоями Имеется (простое редактирование) Улучшенная версия (есть возможность сделать что-то более сложное)

Набор инструментов Основные (уровни, кривые, маски, кисти) Основные плюс профессиональные (например, четыре вида «лечебных кистей»)

Возможность редактировать изображения в формате RAW Не поддерживает (придётся перед этим преобразовать в JPEG) Поддерживает

Доступ/приобретение Свободный Платный

Таким образом, мы видим, что редактор AdobePhotoshop может дать больше возможностей обучающимся для выполнения различных творческих заданий, однако вопрос о цене остаётся открытым, ведь не все образовательные учреждения даже в наше время могут приобрести лицензионную версию, которая позволит использовать абсолютно всё. Тем не менее привлечение именно AdobePhotoshop будет предпочтительнее [2].

Наш выбор легко обосновать. Мы провели социальный опрос среди 96 студентов филологического факультета (возраст от 19 до 21 года), с помощью результатов которого можно наглядно представить, какой фоторедактор предпочтительнее «в народе»:

1. 88,9% знают о AdobePhotoshop, а 11,1% даже не слышали об этом фоторедакторе.

2. Использование:

а) 36,1 % пользуются;

б) 11,1% нет, так как не имеют возможности приобрести лицензионную версию;

в) 8,3% не позволяют ресурсы ПК;

г) 16,7% говорят о том, использовать AdobePhotoshop неудобно;

д) 27,8% уже привыкли к другому фоторедактору.

Из этих же опрошенных:

1) 55,6% никогда не слышали о существовании GIMP, а 44,4% слышали;

2) лишь 11,4% пользуются им;

3) 20% неудобно за счёт сложности интерфейса;

issN 2304-120X Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках лите-I II | ^"Ч III ратуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -I—I I IH^I I I 2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

научно-методический электронный журнал

4) 11,4% не позволяют ресурсы ПК;

5) 57,1 % комфортно уживаются с другим фоторедактором.

И в последнем вопросе, где мы спросили у респондентов, что же всё-таки лучше - AdobePhotoshop или GIMP - результат был практически однозначным: 82,9% за AdobePhotoshop.

Таким образом, мы видим, что GIMP используется значительно реже, о нём слышало достаточно маленькое количество людей, в то время как AdobePhotoshop использует большинство, но даже если нет, то наверняка слышали о нём, а это много значит при выборе.

Применение на уроках литературы фоторедакторов, как уже говорилось выше, может быть различным: создание афиш, гербов/портретов героев, постеров и т. д. Всё это можно сделать с помощью AdobePhotoshop на практически любом уровне использования.

Приведём пример в виде нескольких заданий подобного рода.

1. В 5-6-х классах ребята проходят тему «Мифы Древней Греции». Задание: создайте герб одного из героев мифа, который вам нравится. Помимо этого сформулируйте речь-защиту, в которой вы расскажете о своём гербе: почему вы выбрали определённые цвета, детали, формы, как это связано с героем мифа, которого вы выбрали, и т. д.

2. При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза»: создайте постер/постер-бук-трейлер/афишу к данной пьесе и сформулируйте речь-защиту, где расскажете о своём постере. Требования: тесная связь с произведением, указание «даты» пьесы, места проведения мероприятия, а также учёт основных требований, например, к афишам, которые предлагаются в театрах.

3. При изучении сложных произведений, например «Отцы и дети» И. С. Тургенева, можно дать такое задание: создайте ментальную карту одного из типов по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Существует несколько типов ментальной карты:

- сюжетная - отражение сюжетных элементов в интерпретации ребёнка. Направлено на помощь в запоминании текста;

- образная - отражение отношений между героями, отношения героя к различным сферам его жизни или того, что его окружает. Направлено на лучшее понимание героев произведения, на запоминание связей героев между собой, ведь зачастую их слишком много, чтобы запомнить сразу;

- сюжетно-образная - синтез двух типов. Намного сложнее других двух в плане оформления, задумки, реализации, но очень ценна, так как отражает практически всё: сюжетную композицию, героев, отношения героев, мысли каждого героя и т. д.

4. При изучении пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя: создайте карту города N из произведения Н. В. Гоголя «Ревизор», используя фоторедактор AdobePhotoshop. Направлено на лучшее запоминание текста, ведь при создании карты обучающимся придётся несколько раз проверить все детали.

Остановимся на одном из заданий, чтобы показать, как его нужно выполнять, если вы ученик, допустим, 10-го класса на ближайших уроках вы будете изучать поэму Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» [3].

На одном из уроков по изучению поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» учитель может предложить ребятам подобного рода задание: создайте постер к произведению, используя фоторедактор. Время на выполнение даётся от урока к уроку - обычно это около недели. Задание несложное и достаточно интересное, но требует креативного подхода к выполнению, а также знания текста.

issn 2304-120X Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках лите-I II | ^"Ч III ратуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -I—I I I I 2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

научно-методический электронный журнал

В наше время обучающиеся зачастую интересуются новинками кино. Включив воображение, можно найти сходство названия поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» с фильмом, вышедшим в 2016 г., который называется «Дэдпул» (на английском языке - Deadpool). У фильма очень яркие и необычные постеры - это сразу привлекает внимание. Почему бы не сделать что-то подобное?

Если посмотреть на оригинальное название фильма, то мы увидим: "Deadpool", что в переводе значит «Мёртвый бассейн» (dead - мёртвый, pool - бассейн). Тогда мы берём название поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и переводим его на английский. Получаем: "Deadsouls" (dead - мёртвые, souls - души).

Для реализации задуманного обучающемуся на помощь приходит AdobePhotoshop. Для создания желаемого нам нужно проделать обширную работу, задействовав несколько возможностей фоторедактора.

Примерный план работы:

1. Выбор картинки с изображением Чичикова как главного героя, который будет на постере ключевым моментом. Допустим, нам нужно изображение героя либо в полный рост, либо по пояс - такое найти очень просто в любом поисковике (Яндекс, Google и др.). Но есть обязательное условие - картинка должна быть цветная и приличного качества.

2. Выбор шрифта для названия на постере ("Deadsouls"). Необходимый шрифт можно скачать с помощью любого поисковика. Буквально первая ссылка выведет нас на нужный источник. В нашем случае для поддержания «композиции» очень желательно воспользоваться шрифтом из кинофильма «Дэдпул», чтобы создать качественную пародию.

3. Работа усложняется с каждым шагом. Все картинки, которые мы нашли, с большой вероятностью будут иметь какой-либо фон. Нам нужно вырезать Чичикова из этого фона, чтобы поместить его на белое полотно, как на постерах к кинофильму «Дэдпул». Вырезаем с помощью инструмента «Быстрое выделение», переносим на заготовленный белый фон. Затем нужно очень аккуратно подравнять края нашего Чичикова обычным «ластиком», изменяя размеры с помощью правой кнопки мыши. Естественно, это кропотливая работа, которая займёт много времени у неподготовленного человека, однако она будет иметь свои плоды - картинка с Чичиковым будет вырезана качественно, не будет иметь никаких заострённых углов, лишних частей, а значит, «следы» перенесения с другой картинки будут видны минимально или же вообще не будут заметны.

4. Когда Чичиков будет на нужном месте, необходимо поместить на постер название ("Deadsouls"), привлекающую фразу (например, «У помещика новое лицо») или подходящую цитату из текста («Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»), дату первой публикации произведения вместо даты выхода кинофильма, а также возрастное ограничение, если таковое подразумевается. В нашем случае это 16+, так как это ученики 10-го класса. Можно «поиграть» с цветом, градиентом, тенью, размером, обводкой, «тиснением» шрифта, чтобы приблизиться к наилучшему варианту.

Таким образом, постер готов. Его необходимо сохранить в формате JPG, сбросить на флешку или распечатать в цветном варианте.

ниегп

issn 2304-120X Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

научно-методический электронный журнал

Однако это не всё. Чтобы ученику зачли данное задание, ему необходимо подготовить речь-представление, где он рассказывает о своём постере следующее:

1. По какому принципу были подобраны картинки?

2. Почему выбрано соотношение именно с этим кинофильмом?

3. Почему именно эту фразу/цитату выбрал ученик? А также всё, что сам ученик посчитает нужным сказать.

Таким образом, мы видим, что с помощью AdobePhotoshop можно создать постер к изучаемому произведению. Таким же образом можно создать с его помощью следующее: афишу, герб, кластер, коллаж, ментальную карту, портрет, постер-буктрейлер, обложку и многое другое.

Подобные задания будут совершенствовать у детей не только творческое мышление, но и умение работать с фоторедактором, создавать подобные варианты интерпретации текста.

Задания подобного рода можно давать почти на каждый урок, но главное, чтобы они были достаточно разнообразными и редко повторялись, иначе появившийся интерес у учащихся быстро угаснет, тогда учитель будет вынужден искать другие формы работы. Помимо этого учитель не должен забывать, что все задания должны быть направлены на анализ произведения, на его запоминание и понимание, иначе они будут бессмысленными и бесполезными.

Таким образом, разнообразить можно и нужно даже уроки литературы, которые в наше время кажутся современным детям неинтересными. К тому же задания подобного рода можно составить к любому произведению, будь то роман, поэма, стихотворения и др.

Главными плюсами таких заданий является то, что это будет способствовать не только лучшему пониманию произведения, но и развитию критического мышления и совершенствованию навыков работы с ИКТ у обучающихся.

issn 2304-120X Яриков В. Г., Войтко О. С. Использование фоторедакторов на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196031.htm.

ниеггг

научно-методический электронный журнал

Ссылки на источники

1. Заика А. Photoshop для начинающих. - М., 2013. - 230 с.

2. Бойер П. AdobePhotoshop CS5 для чайников. - Киев, 2011. - 432 с.

3. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Худож. лит., 1950.

Vladislav Yarikov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Physics and Methods of Teaching Physics and Mathematics Chair, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd yarikov vg@mail.ru Olga Voytko,

Student, Volgograd Social Pedagogical University, Volgograd okum@list.ru

Using photo editors at literature classes

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article is devoted to the use of photo editors at literature classes. The authors offer options of tasks for students to use AdobePhotoshop when studying the novel by Nikolai Vasilyevich Gogol "Dead Souls", as well as a guide on how to work with this photo editor correctly.

Key words: photo editors, literature classes, portrait, AdobePhotoshop, GIMP, "Dead Souls", Deadpool,

Gogol.

References

1. Zaika, A. (2013). Photoshop dlya nachinayushchih, Moscow, 230 p. (in Russian).

2. Bojer, P. (2011). AdobePhotoshop CS5 dlya chajnikov, Kiev, 432 p. (in Russian).

3. Gogol', N. V. (1950). Sobranie sochinenij: v 61., Hudozh. lit., Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.03.19

Принята к публикации Accepted for publication 21.03.19 Опубликована Published 30.04.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Яриков В. Г., Войтко О. С., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.