Научная статья на тему 'Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы'

Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРС / НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / COMPUTER TECHNOLOGIES / RESOURCE / INTELLECT-MAPS / NON-TRADITIONAL LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яриков Владислав Георгиевич, Чунаков Сергей Алексеевич

Статья посвящена тому, как сделать современный урок литературы интереснее при помощи современных компьютерных технологий. Рассматривается метод интеллект-карты как одно из средств вовлечения учеников в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Яриков В. Г., Чунаков С. А. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У2. -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

ART 186011 УДК 372.882:004.9

Яриков Владислав Георгиевич,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград yarikov vg@mail.ru

Чунаков Сергей Алексеевич,

студент ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», г. Волгоград

lokofan-specialOne@yandex.ru

Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы

Аннотация. Статья посвящена тому, как сделать современный урок литературы интереснее при помощи современных компьютерных технологий. Рассматривается метод интеллект-карты как одно из средств вовлечения учеников в учебный процесс. Ключевые слова: компьютерные технологии, интеллект-карты, ресурс, нетрадиционный урок.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Даже в такой консервативной структуре в России, как система образования, прогресс не стоит на месте. Люди, ответственные за образование, пришли к выводу, что стандартная модель проведения урока не может завлечь школьника так, чтобы все 40 минут он был внимателен. Современным детям, для которых характерно клиповое мышление, которые избалованы гаджетами еще с детского сада, необходимо что-то необычное, что-то современное на уроке, чтобы поддерживать их интерес. Новое общество, следовательно, и новые требования к проведению урока. Вследствие этого в учебный процесс стали активно внедряться информационные технологии.

Учителя все чаще задумываются: «Как завлечь учеников? Как сделать так, чтобы они полюбили мой предмет?» Учителю важно, чтобы дети на его предмете работали увлеченно, мыслили творчески, к заданиями относились с воодушевлением. Во многом это даже не их желание, а требование новой концепции духовного-нравственного воспитания личности.

Ответом на столь трудные вопросы для учителей может послужить метод интеллект-карт, предложенный американцем Тони Бьюзеном [1].

Суть данного метода заключается в том, что в центре помещается основное понятие, от которого затем ответвляются все более глубокие мысли и идеи. Каждая ветвь при необходимости может содержать более мелкие ветви-подпункты.

Неоспоримым достоинством интеллект-карты является наглядность, которая не дает запутаться в собственных рассуждениях. Данный метод позволяет структурировать данные.

Интеллект-карты обладают рядом полезных качеств, одним из которых является наглядность мыслительного процесса. Так, когда пишешь программу, например на языке Pascal, при попытке запуска получившегося скрипта в случае неправильного его написания приложение выделит строчку, в которой произошла ошибка. Интеллект-карта позволяет сделать то же самое, только с потоком мыслей. Если станет понятно, что человек пришел не туда, не к тому выводу, можно проследить путь его мыслей и найти то место, где он «свернул» неверно.

ниегп

15Б1\12зо4-12ох Яриков В. Г., Чунаков С. А Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У2. -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

научно-методический электронный журнал

Использование интеллект-карт позволяет не держать всю информацию в голове во время мозгового штурма, что отнимает много сил, а выписать все мысли, а после отсортировать идеи: от каких точно следует отказаться, какие требуют доработки, а какие уже готовы для реализации.

При использовании интеллект-карты как черновика к высказыванию четко видна важность каждой идеи: более значимые идеи находятся ближе к центру, где размещена основная идея, а менее важные - на периферии.

Интеллект-карты позволяют предоставить свои идеи наглядно и показать связи между ними. Интеллект-карты можно использовать:

- при объяснении нового материала;

- при мозговом штурме;

- при написании черновика, для лучшего структурирования своих мыслей;

- как альтернативу презентации.

На уроках литературы интеллект-карты можно использовать при подготовке рассказа о биографии писателя, выделив основные моменты его жизни и творчества, а затем уточнив их. При прочтении произведения можно использовать для запоминания образы героев и их характеристики [2].

Процесс создания интеллект-карты делает анализ произведения более увлекательным и творческим.

Существует множество бесплатных, как сложных, так и более простых сервисов для построения интеллект-карт онлайн: coggle.it, popplet.com, mindmeister.com.

Функция/адрес сайта Coggle.it Popplet.com Mindmeister.com

Бесплатность С ограничениями. Можно купить платные аккаунты без ограничений Ресурс бесплатный, можно купить приложение в appstore С ограничениями. Можно купить платные аккаунты

Количество бесплатных диаграмм Три диаграммы Неограниченно Три диаграммы

Можно загружать картинки Бесконечное количество в бесплатной версии Бесконечное количество в бесплатной версии Одна картинка в бесплатной версии

Сохранение в формате Pdf Pdf, jpeg, png Pdf, jpeg, png

Можно редактировать совместно Да Нет Бесконечное количество людей

Цена платной версии $5 в год $4,99 в год $4,99 в год - персональная версия; $8,49 в год - pro-версия

Лучшим бесплатным онлайн-сервисом для составления интеллект-карты является ресурс mindmeister.

Для ознакомления с построением интеллект-карт можно использовать coggle.it и popplet.com, однако при овладении минимальными навыками лучше переходить на ресурс mindmister. Его единственный минус - вставлять фотографии в «облако мыслей» можно только в платной версии.

Также на платформе этого ресурса с бесплатного аккаунта можно сделать не больше трех карт одновременно. Но проблема решается, если, после того как одна карта становится ненужной, очистить ее и начать конструировать на этом поле заново.

В остальном это идеальный ресурс для подготовки интеллект-карты к уроку. Бесплатно можно добавлять второго пользователя, которому для редактирования не

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Яриков В. Г., Чунаков С. А. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У2. -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

нужно будет даже регистрироваться на сайте, что позволит учителю и ученикам совместно редактировать проект.

Созданные карты хранятся в облачном хранилище. Следовательно, если редактирование происходит с приложения на ¡РИопе, автоматически карта меняется и на сайте.

Можно авторизоваться через доод1е-аккаунт, который есть почти у каждого, или зарегистрироваться через почту.

Рассмотрим применение ресурса т^те^ег [3] более подробно на примере организации уроков-дискуссий при изучении современной русской литературы.

Интеллект-карты можно использовать при организации урока дискуссии на тему «Чему учит современная литература?».

Из-за ограниченного количества времени, отведенного на изучение произведений современной литературы (например, по программе В. Я. Коровиной, которую довольно часто используют в Волгоградской области, на её изучение отводится всего три часа), а также большого количества рекомендованных интересных произведений современных авторов и широкого спектра проблем, которые необходимо проанализировать на занятиях, мы можем сделать вывод, что стандартная форма урока в данном случае нам не помощник. Гораздо эффективней при ознакомлении с текстами современной литературы использовать интерактивные формы уроков, одна из них - организация урока в форме дискуссии.

Дискуссия предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Интеллект-карта выглядит незаменимым атрибутом такого урока.

Рис. 1. Заготовка «Чему учит современная литература?»

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Яриков В. Г., Чунаков С. А. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У2. -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

Как видно на рис. 1, учитель заранее готовит слайд с фамилиями авторов, произведения которых были рекомендованы ученикам при подготовке у уроку. В ходе обсуждения их творчества учитель будет фиксировать ключевые моменты, высказанные учениками, чтобы в конце урока прийти к выводу, чему же учит каждый писатель.

Учитель заранее готовит проблемные вопросы, которые будут вести дискуссию в нужное русло.

Урок-дискуссия предполагает определенные условия при подготовке. От учеников требуется:

1) познакомиться с рекомендованной литературой;

2) выделить проблемные области;

3) сформулировать собственную точку зрения [4].

Ученики могут сформировать несколько команд по определившейся точке зрения.

Учитель задает вопрос по мотивам романа «Географ глобус пропил»: оправдывает ли полученный результат те средства, которые применял Служкин?

Одной стороне надо доказать, что цель оправдывает средства, а другой - что не оправдывает и Служкин - плохой учитель.

Чтобы глубже погрузиться в вопрос «Чему учит современная литература?», можно сопоставить двух героев. Для сопоставительного анализа можно использовать таблицу, а можно воспользоваться интеллект-картой. В центр помещается фамилия главного героя, от нее начинают в разные стороны «разрастаться» мысли. Затем этот же процесс проделывается со вторым героем. Например, ученики могут сопоставить Неволина и Служкина; так как ресурс те1пЬте1в1ег предоставляет доступ нескольким пользователям, то учитель потом может вывести на проектор получившиеся деревья мыслей и ученики по тезисам увидели бы, в чем сходство и различие этих персонажей, какие ошибки они делали, как это повлияло на их жизни, и сделать из этого вывод, чему же учит современная литература.

Тогда от проблемного вопроса отходят еще две ветви: в одной записывает свои мысли поддерживающая сторона, в другой - противостоящая.

Рис. 2. Развитие разных точек зрения

Карта будет достаточно громоздкой, но проблема решается режимом презентации, где каждому писателю можно присвоить свой слайд и оперативно переключаться между ними.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Яриков В. Г., Чунаков С. А. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

Рис. 3. Режим презентации

Нужно перейти в режим презентации, и, как видно на рис. 3, возле каждого облачка мысли появится номер слайда. Учителю останется лишь расставить слайды в нужном ему порядке, который будет соответствовать ходу урока.

Таким образом, интеллект-карты помогают запомнить большие объемы информации, при этом эффективность использования запомненной информации увеличивается. Информация не просто откладывается в голове, она находится непосредственно перед глазами. Интеллект-карты освобождают мозг от хранения большого количества данных, позволяя выложить их; это помогает проникнуть в свои мысли глубже, человек не скован, это совершенно новый уровень мышления. Они позволяют перейти от линейного к многомерному мышлению. Именно поэтому метод интеллект-карт так полезен на уроках при организации дискуссии.

Ссылки на источники

1. Пермякова И. Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты // Развивай мегаинтел-лект. - URL: http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/

2. Каримова М. А., Гизатулина О. И. Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт // Молодой ученый. - URL: https://moluch.ru/archive/107/25788/

3. Mindmeister. - URL: https://www.mindmeister.com/ru.

4. Бондаренко Е. Е. Семинар-диспут как эффективная форма урока при изучении современной литературы в старших классах // Студенческий электронный журнал Стриж. - 2015. - № 3. - С. 5-8.

Vladislav Yarikov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Volgograd State Pedagogical University, Volgograd yarikov vg@mail.ru Sergei Chunakov,

Student, Volgograd State Pedagogical University, Volgograd lokofan-specialOne@yandex.ru

The use of intellect-maps method in organizing discussions at the lessons of studying modern literature Abstract. This article is devoted to an issue of making a modern lesson of literature more interesting with the help of modern computer technologies. The authors consider the intellect-maps method as one of the means of involving students in the learning process.

Key words: computer technologies, intellect-maps, resource, non-traditional lesson.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Яриков В. Г., Чунаков С. А. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У2. -0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186011.htm.

References

1. "Permjakova I. Kak sostavit' intellekt-kartu. Chto takoe intellekt-karty", Razvivaj megaintellekt. Available at: http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/ (in Russian).

2. Karimova, M. A. & Gizatulina, O. I. "Razvitie myshlenija i tvorchestva na urokah literatury s pomoshh'ju metoda intellekt-kart", Molodoj uchenyj. Available at: https://moluch.ru/archive/107/25788/ (in Russian).

3. Mindmeister. Available at: https://www.mindmeister.com/ru (in Russian).

4. Bondarenko, E. E. (2015). "Seminar-disput kak jeffektivnaja forma uroka pri izuchenii sovremennoj literatury v starshih klassah", Studencheskij jelektronnyj zhurnal Strizh, № 3, pp. 5-8 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.11.17

Принята к публикации Accepted for publication 30.11.17 Опубликована Published 24.02.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Яриков В. Г., Чунаков С. А., 2018

577934312038002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.